.RU

«Поражение в правах» - Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) в 2009 году


^ «Поражение в правах»
Возможно, через приведенный пример будет понятна позиция Уполномоченного по правам человека по защите прав потерпевших. На прием поступило (№3214-УП) обращение наследников о несогласии в части перевода долга отца как собственника автомобиля, водитель которого признан виновным в совершении преступления и осужден судом, на сирот – детей, в т.ч. малолетних. Установлено, что решения судов вступили в силу, наследники знают право регресса, но предъявлять их к виновнику Г. П. Спиридонову нет возможности, т.к. не имеет доходов.

В связи с изложенным, организация рабочих мест в местах лишения свободы – это и защита имущественных прав потерпевших.

Но и работающие осужденные получают мизерную зарплату из-за нарушения их трудовых прав, в частности, из-за неприменения процентной надбавки к заработной плате согласно ст. 317 ТК РФ и ст.11 Закона РФ от 19.02.1993 №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», начиная с 01.01.2005 года.

До 23.12.04 г. при исчислении трудового стажа, дающего право на получение процентной надбавки к месячной заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия, учитывалась причина прекращения трудовых отношений. При увольнении за виновные действия трудовой стаж не суммировался при поступлении на работу после прекращения трудового договора (п. 2 разъяснения Минтруда России от 16.05.1994 №7; п. 22 и 27 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденной приказом Минтруда России от 22.11.1990 №2).

Определением ВС РФ от 23.12.04 №КАС04-596 данная норма признана недействующей как ограничивающая право работника на вознаграждение за труд, допускающая снижение установленного на основании закона размера оплаты труда на величину имевшейся у работника процентной надбавки, исключающая возможность учета стажа работы в особых климатических условиях за период, предшествующий увольнению за виновные действия, поскольку влечет за собой прекращение права на процентную надбавку, имеющуюся у работника с учетом его стажа работы в особых климатических условиях. Верховный Суд РФ указал в Определении, что по сути имеет место установление в отношении работника, подвергнутого дисциплинарному взысканию за виновные действия, дополнительной не предусмотренной законом ответственности в виде лишения его права на процентную надбавку к заработной плате за стаж работы в особых климатических условиях. Вследствие применения такой ответственности работник при оплате труда ставится в неравные условия с другими работниками, имеющими равный с ним стаж работы в таких же условиях, что не соответствует требованиям ст. 132 ТК, запрещающей какую-либо дискриминацию при установлении и изменении размеров заработной платы и других условий труда.

Таким образом, согласно ст. 1 и 3 этого Закона с 01.01.05 г. гарантии и компенсации в виде процентной надбавки к заработной плате для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в организациях УФСИН по РС(Я), финансируемых из федерального бюджета, установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ и должны выплачиваться всем работающим осужденным в установленном порядке.

Необходимо отметить, что нарушение трудового законодательства встречается довольно часто со стороны индивидуальных предпринимателей, которые принимают на работу граждан без надлежащего оформления трудовой книжки, трудового договора, в результате при увольнении возникают вопросы с оплатой труда, отпускных и т.д. В адрес правозащитника поступила жалоба на нарушение трудовых прав индивидуальным предпринимателем (например, вх.198-УП от 10.03.09 г.), когда при проверке установлено, что в трудовых отношениях заявитель с работодателем не состоял, а выполнял разовую работу по оказанию услуг гражданско-правового характера. Такие споры в основном подсудны мировым судьям.

Жалоба на директора ГУП ЯПСЭ «Якутскгеология» А. А. Кухтина поступила от гражданина Т. (вх.3160-УП от 22.06.09г.), который указал, что работодатель отказал в оплате проезда работнику и члену семьи в отпуск. Уполномоченным по правам человека был направлен запрос с указанием нарушенных норм трудового законодательства, в результате заявителю была выплачена вся сумма проезда. Но не стоит понимать и воспринимать помощь правозащитника как панацею от всех бед, в большинстве случаев граждане должны сами отстаивать свои трудовые права с помощью действующих профсоюзных, инспекторских и иных систем защиты, если этого недостаточно, то обращаться к защите нарушенного права в федеральный суд. Работники, не зная изменений в законодательстве, продолжали обращаться по трудовым спорам к мировым судьям, и получая отказы, усматривали нарушение своих прав.

^ Нарушение правил техники безопасности является не редким явлением. Через ОП поступила коллективная жалоба (вх.266-УП от 24.03.09 г.) от работников трудового коллектива автозаправочной станции ОАО «Алданзолото ГРК». В жалобе работницы АЗС указали на вредные условия труда, в которых им приходится работать. Так, в нарушение техники безопасности хранения химических веществ работодатель хранил химическое едкое вещество в одном помещении с работником, производящим заправку автотранспорта. По данному факту были направлены запросы в адрес Министерства труда и социального развития в РС(Я) и Государственной инспекции труда в целях проведения проверки. 9.04.09 г. поступил ответ из Минтруда РС(Я) о том, что в результате проверки выдано предписание №259 Генеральному директору ОАО «Алданзолото» Сухобаевскому И. Ю. на устранение выявленных нарушений и привлечение виновных лиц к дисциплинарной ответственности.

Большую тревогу вызывают случаи травм осужденных в период отбытия наказания. Официально за 2009 год зарегистрировано 2 случая производственной травмы. Причиной, как утверждают представители УФСИН, явилось несоблюдение пострадавшими правил техники безопасности. Много вопросов по травмам, которые получены осужденными в быту. Так в журнале регистрации бытовых травм в одном из учреждений зарегистрировано 2 случая перелома челюстей осужденных. На вопрос, как такое может случиться, ответ до банальности простой: упал и сломал челюсть. Соответственно, раз бытовая травма, значит уголовное дело не возбуждается и проверка не проводится. По заявлению родственников П. была пересмотрена причина травмы, но только из-за того, что случай вышел за пределы учреждения и стало достоянием гласности и правозащитника.

А когда бытовая травма связана со смертью осужденного, как в случае с осужденным Шевельковым А.В., 1986 г.р., то данный случай от 18.11.09 г., по мнению Уполномоченного по правам человека, должен быть объектом тщательного разбирательства со стороны органов прокуратуры и руководства УФСИН.

В адрес правозащитника обратился гражданин Б., в жалобе указав на длительную процедуру сокращения его штатной единицы. Так, уведомив работника за 2 месяца, ОАО «АЛРОСА-Ленскстрой» намеренно создавало условия для дальнейшего увольнения гражданина Б. по собственному желанию, так как последний не дал согласия на предложенную ему работу взамен сокращаемой его должности. В результате переписки гражданина Б. с прокуратурой Ленского района была установлена неправомерность изданных приказов работодателя о привлечении работника к дисциплинарной ответственности и продлении сроков сокращения после уведомления гражданина Б., без его согласия. Но генеральный директор В. И. Ембулаев не внял прокуратуре. По консультации правозащитника заявитель обратился в Ленский федеральный суд.

Подобное нарушение работодателя было установлено и во время командировки старшего референта Аппарата в город Мирный. На личном приеме обратилась женщина К. (вх.№3240-УП от 14.12.09 г.), которая указала, что была уволена по сокращению численности сотрудников УВД Мирнинского района МВД по РС(Я) (Лебедь О. А.), находясь в декретном отпуске. В данном случае работодателем нарушено право матери на сохранение ее рабочего места, а именно статей 179, 261 ТК РФ. Дана консультация по восстановлению своего нарушенного права в судебном порядке, т.к. женщина уже была уволена, и всего один месяц дается на восстановление через федеральный суд.

Положительно был решен вопрос с трудовым коллективом Школы-центра ТР и ГО дополнительного образования в Алданском районе. Жалоба (вх.3066-УП от 27.03.07 г.) была на бездействие Главы администрации Алданского района против закрытия Школы-центра, в результате чего дети могли лишиться единственного центра дополнительного образования в районе: кружков, групп детских садов, а 52 работника – рабочих мест, приобретая статус безработного. В данной ситуации Уполномоченным по правам человека были приняты меры по направлению запросов в Министерство образования РС(Я), в Комитет по делам семьи и детства при Президенте РС(Я) и др. О результатах совместной работы 06.07.09 г. поступил заключительный ответ из Комитета семьи. В итоге действия администрации муниципального образования «Алданский район», как учредителя образовательного учреждения, были направлены на приведение типа и вида образовательного учреждения в соответствие действующему законодательству и упорядочение деятельности образовательного учреждения. Предприняты меры, необходимые для дальнейшего развития системы образования района и улучшения дополнительного образования детей, а также сохранения рабочих мест.

Необходимо отметить жалобу представителя Е. от трудового коллектива МУП «ЖКС» Хангаласского улуса, п. Мохсоголлох (вх.№3225-УП от 20.11.09 г.) в защиту прав на справедливый труд, который указал на грубые нарушения работодателем трудового законодательства в части оплаты труда, рабочего времени и предоставления других социальных льгот по трудовому законодательству. Уполномоченным по правам человека было направлено обращение в адрес Государственной инспекции труда в РС(Я) с целью проведения проверки.

13.01.10 г. по итогам проверки Гострудинспекции был подтвержден ряд нарушений со стороны администрации работодателя, на которые указывал представитель трудового коллектива. В итоге директор предприятия С.И. Тарасенко был привлечен к административной ответственности.

^ Проблемы жителей Севера и Арктики

В прошлом году была создана постоянно действующая рабочая группа распоряжением №90 от 30.04.09 г. при Уполномоченном по правам человека в РС(Я) по решению проблем правового регулирования природопользования для оказания дополнительной помощи представителям коренных малочисленных народов Севера (далее - КМНС).

4 июня Уполномоченным по правам человека было проведено совещание рабочей группы. Ее решением было поддержано создание при Адвокатской Палате РС(Я) юридического научно-исследовательского Центра под руководством Президента АП Ю.Г. Припузова, заместителем рекомендован известный юрист В.О. Иванов. В результате организована постоянная защита прав КМНС на места их традиционного природопользования и проживания.

Председатель правления международной организации Ассоциации «Оленеводы Мира» Михаил Погодаев считает одной из самых острых проблем оленеводства на сегодняшний день проблему потери пастбищ. В результате изменений климата и промышленного освоения Арктики происходит стремительное сокращение пастбищных земель практически во всех оленеводческих регионах мира. Поэтому существует острая необходимость в развитии международных инструментов контроля и планирования человеческой деятельности и развития северных территорий в целях обеспечения устойчивости и жизнеспособности традиционной хозяйственной деятельности и культуры коренных оленеводческих общин в будущем.

Кроме того, анализируя постоянные трудности общин, глав, других представителей в общении с органами власти и управления, приходится сделать вывод: Необходим государственный орган исполнительной власти, оказывающий услуги по поддержке жизни и деятельности КМНС.

 Тарифная политика на авиаперевозки в арктические и северные улусы заслуживает пристального внимания со стороны властей. Цена авиабилетов не соизмерима с доходами населения. Безусловно, что для решения вопроса нужно искать механизмы для получения господдержки.

Еще не решены окончательно проблемы, связанные с предоставлением рыболовецких участков. Но понятно, что малочисленным коренным народам Севера, ведущим традиционный образ жизни, и приравненным к ним лицам других национальностей в вопросах пропитания по-прежнему будет предоставляться преимущественное право.

Была организована командировка руководителя отдела Аппарата в Аллаиховский улус, в результате личного приема было установлено нарушение прав работников муниципальных учреждений (42 чел.) по оплате проезда в отпуск им и членам их семей. По итогам работы по жалобам были приняты меры по погашению задолженности бюджетникам Арктики. Так, в адрес правозащитника поступил ответ, в котором указано, что по состоянию на 25.06.09 г. кредиторская задолженность по проезду в отпуск указанным работникам погашена 100% за счет субсидии по проезду в отпуск арктическим улусам согласно постановлению Правительства РС(Я) от 27.11.08 г. № 500.

К разряду абсурдных можно отнести введенный со 2 декабря запрет Аллаиховского управления Росрыболовства на вывоз рыбы воздушным транспортом, о чем писала правительственная газета. Для аллаиховцев самолет - это единственная связь с Большой землей. В конце октября возник запрет в новой формулировке: нельзя выво­зить рыбу без предъявления документов, разрешающих ее вылов. Ограничение то снимается, то вводится снова, пока не вмешался прокурор района. И ранее, когда вывозом занималась община, она предъявляла свои квоты, лицензии, разрешения Росрыболовства и ветеринарной станции. Теперь же и физические лица тоже должны демонстрировать именную разовую лицензию на право вылова или товарный чек. Мы должны отстаивать права местного населения, тем более всякие ограничения должны устанавливаться только федеральными законами, а не инструкциями, и только в конституционных целях (ст. 55 Конституции РФ). Постановлением Конституционного суда РС(Я) от 16.03.2010 г. установлено, что КМНС и приравненным к ним лицам других национальностей, ведущим традиционный образ жизни, в вопросах пропитания должно предоставляться преимущественное право.

2.3. Вопросы защиты прав граждан на собственность.

Жителей республики в 2009 году продолжали волновать вопросы приватизации жилья. В основном обращались граждане, которые по тем или иным причинам не успевали в ранее установленный период до 1 марта 2010 года приватизировать жилье.

Наглядным примером может служить коллективное обращение жителей микрорайона «АЛРОСА» г. Ленска в ноябре 2009 года, потерявших личную собственность вследствие наводнения 2001 года, о решении вопроса передачи в собственность жилья, принадлежащего АК «АЛРОСА». Суть обращения сводилась к тому, что указанный микрорайон должен был быть передан в муниципальную собственность до 01.04.2010 г., а срок приватизации заканчивался 01.03.2010 г.

Здесь необходимо отметить, что Уполномоченным по правам человека в РС(Я) и после направления ежегодного Доклада о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) в 2008 году Президенту РС(Я), в Государственное Собрание (Ил Тумэн) РС(Я) и Правительство РС(Я), активно принимались меры по защите прав граждан на собственность: неоднократно направлялись предложения о продлении сроков приватизации жилого фонда депутатам Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Председателю Правительства РФ, Уполномоченному по правам человека в РФ, в Министерство регионального развития РФ, так как, по мнению правозащитника, процесс передачи ведомственного жилого фонда в муниципальный в республике не был завершен, а также нарушалось равное право всех граждан на однократную приватизацию по разным независящим от них обстоятельствам.

^ Метаморфозы власти

Вопрос Уполномоченного по правам человека в РС(Я) о необходимости продления сроков приватизации жилого фонда, поддержанный коллегой из Белгородской области, 30 октября был горячо одобрен не только федеральным и всеми российскими правозащитниками, но и самим Министром регионального развития РФ В. Ф. Басаргиным. Удивлению не было предела, когда поступили письменные ответы Министра по итогам заседания Координационного совета за №37363-200/07 от 10.11.09 г. (приводится полностью):

«Ответ. Приватизация жилищного фонда возможна как из муниципального, так и из государственного (ведомственного) жилищного фонда.

Продление срока приватизации жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде приведет в результате к невозможности дальнейшего формирования и сохранения жилья социального назначения. В случае очередного продления этого срока, все равно сохранится ситуация, когда по тем или иным причинам гражданами не будет приватизировано жилье. При этом с точки зрения обеспечения прав граждан бесконечное продление указанного срока не только не решит проблему «нарушенных прав» потенциальных собственников жилых помещений, но и усугубит другую проблему - проблему, связанную с сокращением в результате приватизации государственного и муниципального жилищного фонда, необходимого для решения одной из важнейших государственных задач - обеспечения малоимущих нуждающихся граждан жильем, то есть в результате нарушенными окажутся права граждан, которые нуждаются в социальном жилье.

Кроме того, принятие федеральными органами государственной власти, решений, обязывающих органы местного самоуправления совершать те или иные действия (в частности, совершать безвозмездную передачу муниципальной собственности в виде жилых помещений гражданам) без определения размера и порядка предоставления местным бюджетам соответствующих субвенций, противоречит Федеральному закону № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (так называемый нефинансируемый мандат)». Вот так, «не отходя от кассы», аппарат Минрегиона России проводит свою политику, возможно, поэтому слаб государственный механизм защиты прав населения.

15.01.2010 г. депутаты Государственной Думы РФ сразу в трех чтениях приняли законопроект, продлевающий бесплатную приватизацию в Российской Федерации до 01.03.2013 г. И тем самым дали зеленый свет продлению бесплатной приватизации жилья еще на три года.

Таким образом, предложение Уполномоченного по правам человека по итогам обращений якутян о продлении бесплатной приватизации принято. Законодатели услышали и поддержали право россиян на однократную бесплатную приватизацию жилья.

По-прежнему остается актуальной в республике проблема обманутых вкладчиков жилищно-строительных, потребительских ипотечных кооперативов, а также кредитно-потребительских кооперативов. Несмотря на работу, проводимую Правительством республики в данном направлении, необходимо отметить, что ситуацию не удалось «переломить» в положительную сторону. Так, в течение года к Уполномоченному по правам человека с жалобами о невозврате вкладов и непредоставлении жилых помещений обращались вкладчики потребительского ипотечного кооператива «Строим вместе», территориальной организации «Профессиональный союз работников индивидуальной трудовой деятельности Республики Саха (Якутия)», жилищно-строительного потребительского кооператива «Строим вместе», организованных небезызвестной Борисовой А.М., деятельность которой приобрела широкий негативный общественный резонанс.

Правозащитником материалы обращений направлялись в прокуратуру и рабочую группу по работе с пострадавшими соинвесторами при Правительстве РС(Я).

Так, в адрес Уполномоченного по правам человека с заявлением (вх. № 1088-УП от 07.12.09) о содействии в возврате денежных средств ПИК «Строим вместе» обратилась гр. М., проживающая в Нюрбинском улусе.

В своем заявлении гр. М. указывала, что в марте 2005 года вступила в ЖСК «Жилье в рассрочку» (председатель Борисова А.М.) по тарифному плану «Молодежный накопительный» для приобретения 1-комнатной квартиры на вторичном рынке жилья для дочери. В период с 30.05.05 г. по март 2007 г. ею было внесено в кооператив в виде паевых взносов 250 тыс. руб. В апреле 2007 года связи со сложившимися обстоятельствами (смерть близких, увольнение с работы) гр. М., а также ее дочь обратились в ПИК «Строим вместе» о возврате внесенных средств. За период с июля 2007 года по май 2008 года кооперативом возвращено заявительнице и ее дочери только 122 590 руб.

Уполномоченным по правам человека был направлен запрос в Прокуратуру РС(Я). В ходе проведенной проверки установлено нарушение ПИК «Строим вместе» Закона Российской Федерации от 19.06.1992 №3085-1 «О потребительской кооперации (о потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» в части возврата паевого взноса выходящему или исключенному из потребительского общества пайщику. В этой связи, Прокуратурой г. Якутска председателю ПИК «Строим вместе» внесено представление об устранении нарушений закона.

Практически получается так, что, если гражданин сам внес деньги в кооператив, а тот, не отказываясь от исполнения своих обязательств, выплачивает пайщику мизерную сумму, то тогда считается, что в этом случае нет состава преступления. Однако, на взгляд Уполномоченного по правам человека, речь идет фактически о мошенничестве, так как кооперативы, зная, что у них нет ни средств для выплаты вкладов с процентами, ни возможностей для строительства (приобретения) жилья, продолжают собирать деньги с граждан, особенно из сельской местности, так как граждане там более доверчивы и в силу отдаленности менее информированы.

Также с коллективной жалобой (вх. № 3245-УП от 18.12.09) обратились обманутые дольщики ТО «Профессиональный союз работников индивидуальной трудовой деятельности Республики Саха (Якутия)» (ТО ПРИТ РС(Я)).

В своей жалобе заявители указывают, что между ними и ТО ПРИТ РС(Я) (председатель Борисова А.М.) были заключены договоры передачи денежных средств, в соответствии с которыми ТО ПРИТ в октябре 2003 г. должна была предоставить дольщикам жилые помещения по адресу: г. Якутск, ул. Билибина, 10/1 «А». Однако, жилые помещения дольщикам не предоставлены. Неоднократные обращения граждан в органы государственной власти, правоохранительные органы результатов не принесли.

По запросу Уполномоченного по правам человека Прокуратурой республики была проведена проверка, в ходе которой доводы обращения подтвердились. Прокуратурой г. Якутска в деятельности ТО ПРИТ РС (Я) были выявлены нарушения требований ч. 1 ст. 3, ч. 3 ст. 6, ст. 4 и ст. 16 №214-ФЗ от 30.12.04 г. «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ». В целях устранения нарушений прокуратурой в адрес председателя Президиума ТО ПРИТ РС(Я) Борисовой А.М. внесено представление.

05.06.09 г. (вх.№3141-УП) поступила жалоба от обманутого дольщика, потерпевшего Т., который вступил в кооператив «Строим вместе» (Ермолаев М. А.) для строительства жилого дома, дом не построен, обратился в суд, решение имеется, процесс банкротства кооператива, обращались в различные инстанции, но все безрезультатно.

По этому обращению было установлено и нарушение права на справедливое судебное разбирательство.

На совещании Рабочей группы по работе с пострадавшими соинвесторами от 24.12.09 г. рассматривались вопросы обманутых дольщиков-вкладчиков КТ «Социальная инициатива и К» по объектам 203 микрорайона, 43 квартала и ЖСПК «Строим вместе». Пунктами 3,4 протокольного решения данного совещания поручено конкурсному управляющему ЖСПК «Строим вместе» Громову Г. Г. в срок до 04.12.09 г. представить в рабочую группу по работе с пострадавшими соинвесторами объективную информацию о конкурсном производстве по продаже объекта незавершенного строительством, расположенного по пр. Ленина, д. 55/1, Министерству имущественных отношений РС(Я) совместно с Прокуратурой г. Якутска рассмотреть вопрос о правомерности деятельности конкурсного управляющего ЖСПК «Строим вместе» по продаже объекта.

Ежегодно в Докладе Уполномоченного по правам человека в РС(Я) затрагивается проблема непредоставления жилищных субсидий. Потребность республики в исполнении закона о жилищных субсидиях Правительством РФ из года в год не удовлетворяется. В 2009 году сертификаты были выданы 122 семьям из закрытых и закрывающихся поселков Нижнеколымского, Оймяконского, Олекминского, Томпонского, Усть-Майского и Усть-Янского районов на сумму 344,6 млн. руб.

По данным Минтруда РС(Я), на 01.01.2010 г. в органах местного самоуправления республики на учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, состоит 11004 семьи (27681 человек), в том числе:

  1. Граждане, выезжающие из закрываемых населенных пунктов - 73 семьи (148 чел.);

  2. Инвалиды I и II группы, инвалиды с детства - 1128 семей (2849 чел.);

  3. Пенсионеры - 6637 семей (15280 чел.);

  4. Безработные граждане - 55 семей (183 чел.);

  5. Работающие граждане - 3111 семей (9221 чел.).

По Федеральному закону «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» жилищные субсидии предоставляются очередникам пяти категорий, а на практике в недостаточной степени предусматриваются средства только первоочередникам - гражданам, выезжающим из закрываемых поселков.

Уполномоченный по правам человека в РС(Я) обратилась к Министру регионального развития РФ В.Ф. Басаргину о выделении необходимых средств для реализации Республикой Саха (Якутия) указанного Федерального закона в полном объеме, а также всем очередникам пяти категорий.


^ РАЗДЕЛ III. Работа по защите прав человека в социальной сфере.

Благо отдельного человека или отдельной нации

связано с общим благом для всех.

Анри Барбюс*


^ 3.1. Защита прав граждан в области пенсионного обеспечения.

Летом 2009 года был принят ряд законодательных актов, которые уже с 01.01.2010 года в значительной степени изменяют российскую пенсионную систему. Изменения эти затрагивают не только нынешних и будущих пенсионеров, но и всех работодателей.

В первую очередь речь идет о валоризации пенсионных прав наших граждан и установлении неработающим пенсионерам социальной доплаты к пенсии до прожиточного уровня пенсионера в регионе его проживания. Эти две меры решают важнейшие социальные задачи по повышению уровня материального обеспечения пенсионеров - валоризация увеличивает пенсии более чем 35 млн. пенсионеров, а установление социальной доплаты к пенсии ликвидирует бедность среди пенсионеров, то есть больше в России нет пенсионеров, чей месячный доход ниже прожиточного минимума. Это крупнейшие по своим объемам пенсионные выплаты в истории России.

В связи с тем, что в Республике Саха (Якутия) прожиточный минимум выше федерального, то неработающему пенсионеру устанавливается региональная социальная доплата, которую выплачивают органы социальной защиты населения.

О том, что положение в республике, когда 23,2% населения имеет денежные доходы ниже прожиточного минимума, не отвечает Конституции Российской Федерации, согласно которой РФ - социальное государство, и Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 г., было указано еще в первом ежегодном Докладе за 2003 год. А в Докладе за 2006 год опять было обращено внимание государственных органов на положение пенсионеров, значительная часть которых получает пенсию ниже прожиточного минимума, на что действительно сложно прожить месяц, в связи с чем поступают жалобы… Государство обязано было решить этот вопрос, чтобы вернуть доверие общества ветеранов и восстановить социальную справедливость. Но это только начало. Если так власть начнет действовать и дальше, то работающие люди сами заработают себе пенсии не ниже 40% от заработной платы, только необходимо создать условия для самореализации человека.

В будущем пенсия будет дифференцироваться в зависимости от величины страхового стажа. За основу принят норматив Международной организации труда - 30 лет страхового стажа для мужчин и 25 лет для женщин. За год переработки сверх этого стажа размер фиксированной базовой составляющей страховой части пенсии будет увеличиваться на 6%, за год «недоработки» - уменьшаться на 3%. Расчет с прибавкой по такому принципу можно будет сделать только один раз. Поэтому, если человек уже приобрел право на пенсию и имеет необходимый страховой стаж, но продолжает работать, ему будет выгодно на время его работы отложить назначение пенсии. Это правило начнет действовать с 2015 года, чтобы у людей была возможность детально разобраться во всех нюансах. В 2015 году достаточно будет иметь только 9 лет страхового стажа для получения пенсии в полном размере. С 2016 года к этому нормативу будет ежегодно прибавляться по году, пока он в 2036 году не достигнет 30 лет.

Вопрос об оплате проезда на отдых неработающих пенсионеров республики после вмешательства правозащитника в 2005 году реализовывается в полной мере, за исключением, когда жалуются на грубость, на невнимательность к старикам, которым непонятны те или иные требования законодательства. Но один вопрос остается нерешенным, который задают люди и при отчетах Правительства РС(Я) перед населением.

19.08.09 г. (вх.№800-УП) от члена Правительства поступило обращение И. из Нерюнгри о несогласии с отказом УПФ, судов апелляционной и надзорной инстанций в оплате проезда до границы Российской Федерации к месту отдыха за пределами РФ. Подробный ответ был дан ветерану труда, первостроителю БАМа, многодетной матери.

Согласно статье 34 ФЗ от 19.02.1993 г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях» (ФЗ от 22.08.04 г. №122-ФЗ в ред. 29.12.04)) компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории РФ и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством РФ.

Хотя указанный отказ обоснованный, Уполномоченный по правам человека считает такое положение федерального закона несправедливым и ущемляющим права неработающих пенсионеров Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, т.к. могли бы оплату стоимости проезда производить до пересечения Государственной границы Российской Федерации, как работающим пенсионерам к месту отпуска (считай, отдыха) и обратно согласно ст. 325 Трудового кодекса РФ. В связи с изложенным в ежегодных Докладах и обращениях в адрес республиканских и федеральных органов государственной власти ставится вопрос о внесении изменения в ст. 34 ФЗ, исключением слов «на территории Российской Федерации». Правительство РС(Я) по итогам отчета перед населением, обладая правом законодательной инициативы, могло бы инициировать этот вопрос как перед Государственным Собранием (Ил Тумэн) РС(Я), так и перед Правительством РФ.


^ 3.2. Вопросы восстановления прав граждан в системе социальной защиты.

Право на социальное обеспечение – одно из основных прав граждан, оно включает все возможные правомочия гражданина в этой сфере. Соблюдение социальных прав граждан возможно в том случае, когда экономическое развитие общества позволяет реально обеспечить большинству его членов достойный жизненный уровень, и когда создан эффективный правовой механизм для их осуществления. Усилия всех ветвей власти пока не привели к существенному улучшению жизни большинства категорий граждан.

Социальная защита населения была и остается одним из приоритетов социальной политики государства и направлена на повышение благосостояния населения, снижение бедности, социальную поддержку наиболее социальноуязвимых слоев населения.

В числе категорий граждан, заботу о которых взяло на себя государство, - пенсионеры, ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды, многодетные и малообеспеченные семьи, лица, пострадавшие от политических репрессий и другие категории населения, которым предоставляются социальные гарантии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В адрес Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) Захаровой Федоры Николаевны поступило коллективное заявление (вх.№357-УП от 14.04.09г.) от инвалидов и престарелых Верхоянского дома - интерната, всего 25 подписей.

Как указывают заявители, поводом обращения к Уполномоченному по правам человека явилось «внезапно принятое решение – закрыть Верхоянский дом-интернат для инвалидов и престарелых». Причина, как и для всех домов-интернатов одна – несоответствие здания по степени огнестойкости. И то, что решение по резкой перемене привычной среды их обитания принимается без учета их мнения – это конечно огромный, неожиданный удар. Удар, который никто не ожидал, и утверждения заявителей, что не каждый из них, наверное, сможет выдержать это психологически, имеют под собой основание. Комментарии излишни.

Ранее, в адрес Уполномоченного по правам человека поступила аналогичная жалоба (вх.№295-УП от 27.03.09г.) от инвалидов и престарелых граждан Верхневилюйского дома - интерната, всего 30 подписей, из них 23 инвалида по различным заболеваниям, 5 человек - инвалиды I группы, 2 слепых и 7 человек в возрасте 80-90 лет, нуждающиеся в постоянном уходе. Нельзя не отметить, что 2 стариков являются ветеранами труда и тыла. Деревянное здание, по мнению прокуратуры, также не отвечает требованиям противопожарной безопасности.

Заявители искренне полагали, что при грамотной организации противопожарной работы, четком соблюдении мер пожарной безопасности в помещениях дома-интерната можно обеспечить безопасность людей и помещения, с горечью отмечая, что при закрытии дома-интерната им некуда идти, практически ни у кого нет своего жилого дома, да и при наличии, люди уже не могут самостоятельно, без посторонней помощи, например, истопить печь. Заявители буквально умоляли прислушаться к их просьбам и не разлучить их со ставшим им родным домом, таким образом, берут часть ответственности на себя.

Заявители вполне обоснованно считали, что очередная «кампания» правоохранительных органов, к сожалению, по итогам трагического случая в Республике Коми, не должна нарушать их права на спокойную, заслуженную старость. Они стали заложниками той ситуации, где вместо решения истинных причин и условий возникающих чрезвычайных ситуаций, пожаров, органы госпожнадзора и прокуратура идут на такие непопулярные меры, как закрытие учреждений социального назначения, по принципу «нет человека – нет проблемы». Предложение о строительстве нового дома-интерната в каменном варианте до настоящего времени не принято на республиканском уровне, проектно-сметная документация в 2008 г. выполнена, строительство дома-интерната было запланировано в 2009 году. К сожалению, несмотря на ходатайство Уполномоченного по правам человека в РС(Я), суд удовлетворил заявление прокурора Верхневилюйского района о закрытии Верхневилюйского дома - интерната для престарелых и инвалидов.

Ведь не секрет, что до настоящего времени многие социальные учреждения проверялись пожарной службой постоянно, и они отвечали требованиям пожарной безопасности. Или они раньше проводились формально, для «галочки»?

Уполномоченный по правам человека в Республике Саха (Якутия) считает, что необходима специальная государственная программа противопожарной защиты социальных учреждений.

Отстаивая и защищая интересы неопределенного круга лиц, Уполномоченный по правам человека исходит из конкретных примеров и считает, что важным остается помощь конкретному человеку, участие и поддержка. Достоинство человека – это высшая ценность, что еще не усвоено некоторыми чиновниками.

На личном приеме с жалобой на грубость и унижение личности (вх. №3076-УП) обратился К., пенсионер, инвалид I группы по зрению.

Заявитель с горечью и недоумением указывает, что сотрудники Комитета по земельным отношениям окружной администрации г. Якутска проявили необоснованную и неадекватную грубость при его обращении к ним с вопросом о состоянии льготной очереди, в которой заявитель состоял. Более того, заявителя (пожилого, слепого человека, инвалида I группы) буквально выгнали из кабинета №305.

Обращение Уполномоченного по правам человека по привлечению к дисциплинарной ответственности лиц, нарушивших закон, председателю Комитета по земельным отношениям совпало с увольнениями в данном ведомстве. Однако негативный осадок у пожилого человека остался.

29.05.09 г. (вх.№521-УП) поступило обращение пенсионера Ы. об угрозе со стороны сотрудников Томмотского ПОМ и директора дома -интерната.

По запросам правозащитника установлено, что по материалам проверки прокуратуры Алданского района следователем Алданского районного СО СУ СК при прокуратуре РФ по РС(Я) возбуждено уголовное дело в отношении директора ГУ СОН «Республиканский специальный дом-интернат для одиноких престарелых и инвалидов» Волкова В. Н. по признакам преступления, предусмотренного п. «ж» ч.2 ст.127 УК РФ. На неправомерное действие сотрудника Томмотского ПОМ Цветкова М. М., реакция пошла только после задания Генеральной прокуратуры РФ, 30.04.09 г. прокуратурой республики направлено для рассмотрения прокурору Алданского района, после проверки которой вынесено постановление о направлении материалов в Алданский РСО СУ СК при прокуратуре РФ по РС(Я) для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам, выявленным прокуратурой, нарушений уголовного законодательства, предусмотренных ст. ст. 144-145 УПК РФ.

17.02.09 г. (вх.№89-УП) поступила коллективная жалоба от пенсионеров о разрешении вопроса об оплате стоимости проезда неработающим пенсионерам, выезжающим из районов Крайнего Севера. На запрос Министерство труда и социального развития РС(Я) сообщает, что неработающим пенсионерам, выехавшим из районов Крайнего Севера после 1 января 2005 г., компенсация расходов по выезду не производится. Республика Саха (Якутия) является дотационным субъектом и не имеет финансовых ресурсов для установления гарантий по выезду неработающим пенсионерам. Правительством РС(Я) принято постановление от 22.12.05 г. №723 по оплате проезда и провоза багажа выезжающим на постоянное местожительство за пределы республики неработающим пенсионерам и безработным только из населенных пунктов, закрываемых по согласованию с Правительством РФ. Продолжаем судебную защиту и ждем ответа от органов власти, куда направлены обращения.

К Уполномоченному по правам человека обращаются граждане, в основном, пенсионного возраста, которые после принятия Федерального Закона от 22.08.04 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» лишились социальных льгот, либо им существенно урезали льготы. Например, обратился пенсионер Г., который является переселенцем с. Туой-Хая Мирнинского района. Он пожаловался на то, что ему не предоставляют льготы, которые у него раньше были. К сожалению, льготы, предусмотренные переселенцам с. Туой-Хая, были отменены в связи с оптимизацией расходов бюджета республики. Возмущенные переселенцы писали во все возможные инстанции – Президенту Российской Федерации, Председателю Правительства Российской Федерации, Президенту Республики Саха (Якутия), Председателю Правительства Республики Саха (Якутия), депутатам Госсобрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). Никакого результата, одни бюрократические отписки. Уполномоченный по правам человека в Республике Саха (Якутия) заостряет вопрос и просит прислушаться к обращениям отчаявшихся переселенцев с. Туой – Хая Мирнинского района о восстановлении приобретенных льгот.

^ Права детей

Прошло 20 лет, как Россия ратифицировала Конвенцию о правах ребёнка, провозгласившую, что «человечество обязано давать ребёнку лучшее, что оно имеет».

Круг проблем, обусловивших обращение граждан в защиту прав детей, довольно широк: межличностные проблемы, в том числе семейные конфликтные ситуации; вопросы, связанные с невозможностью реализации жилищных прав в полном объеме; проблемы с получением регистрации по месту жительства; нарушения закона в образовательной сфере, в сфере здравоохранения; невыплата алиментов родителями на содержание несовершеннолетних детей и другие.

В преамбуле Конвенции о правах ребенка сказано, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания.

К сожалению, существует большое количество семей, в которых дети не имеют благоприятных условий. Низкие доходы семей с детьми являются непосредственной причиной недостаточного питания, проведения некачественного лечения, снижения потребления услуг сферы образования, слабой организации досуга и отдыха во время каникул, зрелищных, культурных мероприятиях для детей, особенно в связи с коммерциализацией деятельности культурно-досуговых учреждений и ростом цен на их услуги.

Уполномоченный по правам человека в Республике Саха (Якутия) вынуждена повторить, что действующая в республике система профилактики безнадзорности и правонарушений не обеспечивает полноценную защиту детей от проявления к ним жестокости со стороны взрослых, а также предупреждение преступлений подростков. Эффективность профилактической работы, результативность помощи, оказываемой ребенку, зависит от индивидуальной работы. В преддверии внедрения ювенальной юстиции необходимо пересмотреть систему досудебной и пенитенциарной работы и реабилитации осужденных, когда ребенок уже становится взрослым, создать единую систему профилактики преступности.

Растет доля смертности молодых людей от внешних причин. За последние два года в республике возросло количество суицида. К сожалению, и новый 2010 год также начался с 2-х случаев суицида среди школьников (Якутск, Амга).

15.10.09 г. (вх.№3202-УП) поступило обращение от многодетной матери О., у которой сын-близнец, инвалид, 15 лет, тяжелобольной, нуждается в уходе. С февраля 2009 г. лежали в отделении онкогематологии НЦМ, с 01.09.09г. не оформляют больничный лист, т.к.ему исполнилось 15 лет. На встрече с депутатом Госдумы России С. П. Горячевой было озвучено предложение Омбудсмана о внесении изменения в ФЗ по выплате больничных листков по уходу за ребенком, больным онкогематологическими заболеваниями, до достижения 18 лет (в настоящее время до 15 лет).

Как и ранее, к Уполномоченному по правам человека поступали обращения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей об оказании содействия в предоставлении жилой площади. Добились присуждения морального вреда в размере 200 тыс.руб. матери ребенка, попавшего в ДТП. Выплачены алименты детям из Хабаровского края и Белгородской обл.

Дети как полноценные члены общества должны находиться под защитой государства. Именно ребенок в силу своего возраста, неопытности нуждается в особом внимании и заботе со стороны государства.

Поступают сведения из школ о невозможности разрешения кризисных ситуаций. Омбудсман считает, что здесь имеются 2 основные причины: замалчивание проблемы, пассивное поведение и неумение разрешать кризис, пользуясь методом давления, как со стороны школы, так и со стороны родителей. Таким образом, не работают восстановительная и примирительная системы предупреждения и разрешения противоправного поведения несовершеннолетних. Так как в этой системе неразрывно находятся и взрослые и дети, на научно-практической конференции «Дети в современном правозащитном пространстве» Уполномоченный по правам человека выступила с инициативой о включении Уполномоченного по правам ребенка в единую государственную правозащитную систему, сохранив статус, для независимого всестороннего контроля за защитой прав ребенка в республике.


^ 3.3. Решение вопросов в области здравоохранения и медицинского обслуживания.

Конституционное право каждого гражданина на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения обеспечивается системой органов, включающей в себя федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, которые осуществляют свою деятельность с учетом предоставленных им полномочий.

Анализ поступивших к Уполномоченному по правам человека жалоб подтверждает важность соблюдения конституционного права граждан на охрану здоровья, а также наличие многих нерешенных проблем в здравоохранении.

Установлено, что основные проблемы, о которых сообщают граждане, это - неудовлетворительное и низкое качество медицинского обслуживания, льготное обеспечение лекарствами – и наличие в аптеках необходимых препаратов только за деньги, грубое и невнимательное отношение медицинского персонала к пациентам, наличие очередей на прием к врачам и т.д. В обращениях заявителей много вопросов, на которые они не в состоянии были найти ответ.

Любые социальные катаклизмы, как правило, служат лакмусовой бумажкой, которая выявляет наиболее проблемные места в жизни общества.

Эпидемия гриппа 2009 года еще раз заставила задуматься о том, что как важен предельно прозрачный механизм ценообразования на рынке лекарств. Потому что только это может заставить играть по правилам всех, кто так или иначе задействован в процессе продвижения медикаментов с завода-производителя к пациенту, и исключить возможность злоупотреблений. А еще, возможно, вернет доверие потребителя к цифрам на ценниках. Есть надежда, что вводимая с 1 марта 2010 года в республике российская методика ценообразования наведет определенный порядок в ценах на медикаменты и лекарства. Она устанавливает предельную надбавку к отпускным ценам производителя. И потому аптеки будут заинтересованы покупать лекарства, минуя многочисленных перекупщиков.

К Уполномоченному по правам человека поступила жалоба на незаконные действия медицинского персонала от больного К., проходящего лечение в ^ ГУ ЯРПНД.

Заявитель утверждает, что у них в больнице установлена такая порочная практика, как ежемесячные, регулярные, принудительные отчисления из социальных пенсий по 50 – 30 – 20 процентов от пенсии. По утверждению заявителя, врачи запрещают им жаловаться на незаконные «денежные» поборы. Отметив, что это не первый сигнал из вышеуказанного медицинского учреждения и данной категории больных, Уполномоченный по правам человека направила обращение к министру здравоохранения республики В.Л. Александрову о необходимости проведения внезапной комплексной проверки в ГУ ЯРПНД с привлечением руководителя отдела Аппарата.

05.05.09г. служебная комиссия, созданная на основании приказа МЗ РС(Я) 29.04.09г. №01-8/4-447, провела внеплановую комплексную проверку ГУ ЯРПНД.

Установлено: На период проверки в стационарных отделениях ЯРПНД содержалось 447 больных, все больные содержались во второй половине здания, так как в первой половине шли ремонтные работы. В этой связи в стационарных отделениях отмечается большая скученность. Палаты отделений переполнены больными. Вместе с тем, в палатах и вспомогательных помещениях стационаров чисто, санитарная уборка проводится. В ходе беседы с персоналом (и.о. главного врача ГУ ЯРПНД) и другими врачами было установлено, что питание больных неполноценное, рацион скудный, не отвечает требованиям по качеству и количеству для данной категории больных. Врачи утверждают: «больные не видели мяса более года, качество пищи очень плохое, наши больные похудели».

В ходе личного обхода отделения для больных женщин проведена беседа с больными С. и Д., получающими пенсию. В ходе беседы больные категорически отрицали факты незаконного изъятия персоналом диспансера у них части пенсии. Наоборот, больные утверждали, что они добровольно, по своему желанию дарят определенную часть своей пенсии на нужды диспансера, никаких понуканий, угроз со стороны медперсонала нет, что подтвердилось наличием соответствующих документов, журналов по учету пожертвований, личных заявлений больных и других финансовых документов. Вопросы использования денежных средств и товарно-материальных ценностей были проверены членом комиссии, ревизором МЗ РС(Я). Вопросы оказания психиатрической помощи, лечения проверялись членом комиссии, заместителем главного врача по клинико-экспертной работе МУ ЯГБ №2.

Законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан гарантирует пациенту право на уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала.

«Da. Signa»

Поступают вопросы по отказу от выписки рецептов. Рецепт (от лат. receptum — взятое, принятое, от лат. recipio — принимаю, получаю) — письменное распоряжение врача аптеке о приготовлении и отпуске лекарств, которое также содержит указания, как ими пользоваться. Рецепт составляют по определённой форме и правилам. Простой рецепт — рецепт, выписанный на одно лекарственное вещество, сложный — если лекарство состоит из двух и более ингредиентов. Рецепт является юридическим документом, так как позволяет проверить правильность изготовления лекарств.

В настоящее время регулирование выписки рецептов осуществляется приказом МЗ РФ №110 от 12.02.07 г. «О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания», который упрощает взаимодействие между аптечным учреждением, пациентом и конкретным врачом, предоставляя ему право указывать в рецепте не только международные непатентованные наименования, но в тех случаях, когда он считает необходимым, торговые наименования. Это сделано для того, чтобы врач мог указать конкретный препарат в случае, если он знает, что он имеется в наличии в аптечном киоске ЛПУ, или в аптеке, с которой у данного лечебного учреждения устойчивые взаимоотношения. Это должно было избавить больного от необходимости в ряде случаев искать конкретное торговое наименование или посещать несколько аптечных учреждений для того, чтобы фармацевтические работники подобрали ему тот лекарственный препарат, который, по их мнению, наиболее точно отвечает назначению врача.

Согласно документу, действия рецепта для льготного лекарственного отпуска увеличивается с 14 дней до 1 месяца. Кроме того, предусмотрено, что на бланке рецепта лечащий врач указывает телефон, по которому работник аптечного учреждения в случае отсутствия лекарственных препаратов может связаться либо с лечащим врачом, врачом-специалистом, либо с врачебной комиссией ЛПУ для того, чтобы уточнить так называемую «синонимическую замену».

Согласно п.1.1. Инструкции о порядке выписывания лекарственных средств и оформления рецептов и требований-накладных при наличии соответствующих показаний гражданам, обратившимся за медицинской помощью в амбулаторно-поликлиническое учреждение, а также в случаях необходимости продолжения лечения после выписки больного из стационара назначаются лекарственные средства и выписываются рецепты на них.

Таким образом, «Da. Signa» или «D. S.-Дай. Обозначь» - обязательное условие во всех случаях назначения лекарства врачом, за что он несет персональную ответственность, в связи с чем недоумение пациентов выпиской лекарств на каких-то бумажках является обоснованным.

^ Право на здоровый образ жизни

Россия имеет опыт антиалкогольной кампании 80-х годов прошлого века. Совершённые тогда очевидные перегибы (при том, что позитивный эффект тоже был), к сожалению, на долгое время оттолкнули общество от самой идеи сокращения потребления спиртного. Хуже того, за постсоветский период потребление алкогольных напитков значительно возросло.

В 2009 году впервые федеральным бюджетом выделялись средства на пропаганду здорового образа жизни в размере 830 млн. руб. Это абсолютно правильно. Объёмы потребления алкоголя таковы, что данная проблема начинает затрагивать практически все сферы жизни – от семейного бюджета до здоровья детей. На заседании Государственного совета приводилась страшная цифра: к бутылке регулярно прикладывается треть подростков.

По оценкам экспертов, именно распространённость вредных привычек, в первую очередь употребления алкоголя и табакокурения, – главная причина колоссального (12–13 лет) разрыва в продолжительности жизни между российскими мужчинами и женщинами.

Гораздо менее известен экономический аспект, особенно влияние алкоголя на бюджет российских семей. Но знать об этом общество должно, и ему обязательно нужно об этом рассказывать.

^ 4 декабря 2009 года в рамках VII республиканского семинар-совещания «Актуальные проблемы защиты прав и свобод человека и гражданина в Республике Саха (Якутия) в свете ратификации Российской Федерацией Европейской социальной хартии», Уполномоченный по правам человека в Республике Саха (Якутия) провела Круглый стол «Роль государства и общества в противодействии пьянству и алкоголизму», в котором выступили: депутат ГД РФ Ю.А. Песковская, председатель Союза женских организаций В.И. Кириллина, министр труда и социального развития Н.Н. Дегтярев, заместитель председателя Комитета по делам семьи и детства при Президенте Республики РС(Я) М. Р. Харлампьев, заместитель министра здравоохранения С.Н. Поздняков, руководитель инспекции по контролю за производством и оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции А.А. Петухов, представитель МВД по РС(Я) Д.Ю. Конев, глава г. Якутска Ю.В. Заболев и общественные представителя Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия).

В выступлениях была выражена тревога состоянием борьбы с пьянством и алкоголизмом, пивной алкоголизацией, регулированием продажи алкогольной продукции, а также пробелами в федеральном и региональном законодательстве.

Всего в республике действует пять законов, регулирующих профилактику алкоголизма и пьянства, последний – «О защите здоровья детей и молодежи от опасности употребления алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива, напитков, изготовляемых на их основе» - был принят 22.03.06 г.

Правительством РС(Я) в области регулирования оборота алкогольной продукции принято шесть, а в области регулирования проблем алкоголизма три постановления. 11.11.05 г. вышло распоряжение Вице-президента «О мерах по усилению антиалкогольной политики в РС(Я)», которое запретило проведение мероприятий с употреблением алкогольной продукции и пива в административных зданиях органов государственной власти, во всех учреждениях образования, культуры, здравоохранения, спортивных сооружениях и учреждениях социального обслуживания РС(Я).

Парламентом республики 11.06.03 г., повторно 27.06.04 г. был внесен в Госдуму РФ проект закона «О внесении изменений в ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (в части включения пива в перечень алкогольных напитков…), но к сожалению, эта инициатива тогда не получила одобрения Правительства РФ. Считаем необходимым пролоббировать этот проект закона уже в этом году, еще раз.

Все выступающие были едины во мнении, что необходимо совершенствование законодательства, приравнивающее пиво к алкогольной продукции, о необходимости масштабной разъяснительной работы среди молодежи о вреде алкоголя, в том числе посредством социальной рекламы. Отрадно заметить, что Правительство РФ начало программы профилактики этой острейшей социальной проблемы. По итогам Круглого стола приняты рекомендации (см. приложение №5).

Сегодня, уже на уровне Российской Федерации принята концепция по профилактике алкоголизма и формированию здорового образа жизни, она одобрена Правительством РФ 30.12.09 г. Разработаны и приняты документы, которые свидетельствуют о том, что именно в этом направлении будет проводиться большая работа. Остается только надеяться и активнее вести работу по формированию здорового образа жизни.

^ Проблемы экологии

Окружающая природная среда является условием и средством жизнедеятельности человека. В соответствии со ст.42 Конституции РФ каждый человек имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Экологические права нашли своё отражение и получили развитие в Федеральных законах «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об экологической экспертизе», «О радиационной безопасности населения», в Градостроительном, Водном, Земельном, Лесном кодексах РФ.

С этими правами связан комплекс иных основополагающих прав, обеспечивающих жизнедеятельность человека, его благополучие. К таковым, в первую очередь, относится право на жизнь и охрану здоровья. Экологические аварии и катастрофы, загрязнение окружающей среды – все это наносит непоправимый вред человеку.

Уполномоченный по правам человека в Республике Саха (Якутия) выражает большую обеспокоенность и тревогу по поводу аварий на территории республики.

27 августа произошел разлив нефтепродуктов (сырой нефти) в районе залива Булункан моря Лаптевых. По информации ГУ МЧС Российской Федерации по РС(Я), при опрессовке (под давлением) нефтепровода от склада ГСМ «ГУП ЖКХ РС(Я)» до ТЭЦ произошло переполнение нефтью емкости №9 (через обратный трубопровод и слив через перепускное отверстие) в количестве трех тонн. Произошел разлив около 100 кг нефти по ландшафту, часть попала в воду. От моря склад ГСМ огражден бетонной стеной высотой 1,5 м (метр ее находится в земле). Речи о технологической аварии нет.

Крупная авария на нефтепроводе «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВС-ТО) от 18 января текущего года в районе г.Ленска. По версии ОАО «Востокнефтепровод» - организации, эксплуатирующей нефтепровод, во время ремонта между узлами запорной арматуры проводились плановые работы по раскачке трубопровода. При сливе нефти в специально сделанный котлован произошел разрыв трубы, через которую осуществлялась перекачка. В результате случившегося около 450 кубометров нефти вытекло на грунт.

Возникают вопросы и в адрес контролирующих технических организаций.

Уполномоченный по правам человека подтверждает, что действительно население, общественные экологи и местные ученые Якутии не были против строительства ВС-ТО, но вели и ведут жесткую борьбу   за качество изыскательских, проектных и строительных работ по обеспечению надежной и безаварийной работы нефтепровода с начала общественных слушаний.

Обратилась с заявлением о бездействии городских властей по проведению уличного освещения гр. З., проживающая в г. Якутске.

В своем заявлении гр. З. указывала, что два года назад на домах по ул. Лонгинова для освещения дворовой территории были смонтированы по временной схеме фонари уличного освещения. Фонари закреплены на стенах жилых домов, после включения в вечернее время издают сильный шум, вследствие чего жильцы практически лишены нормальных условий для отдыха. Заявительница неоднократно обращалась в муниципальные органы власти о принятии мер по приведению уличного освещения в соответствие с установленными требованиями, однако никаких мер муниципальными органами власти не было принято.

В соответствии с ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация благоустройства в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.

Уполномоченным по правам человека было принято решение о направлении обращения о принятии мер по проведению уличного освещения согласно установленным требованиям Главе ГО «Город Якутск», а также в Управление Роспотребнадзора по РС(Я).

Не только был получен ответ Окружной администрации о том, что МУ «Служба эксплуатации городского хозяйства» до конца 2009 года будут выполнены работы по устройству наружного освещения по ул. Лонгинова, но и Управлением Роспотребнадзора по РС(Я) была проведена проверка по обращению и направлено предписание Управе «Сайсарский округ» привести наружное освещение по ул. Лонгинова в соответствие с установленными требованиями. МУ «Служба эксплуатации городского хозяйства» работы по устройству наружного освещения по адресу ул. Лонгинова, 42/1, выполнены до конца 2009 года.

Вопросы защиты прав граждан на здоровую экологию будут находиться под пристальным вниманием Омбудсмана Республики Саха (Якутия).



poryadok-podachi-zayavlenij-na-sdachu-edinogo-gosudarstvennogo-ekzamena-v-gorode-moskve-v-tom-chisle-dlya-uchastnikov-s-ogranichennimi-vozmozhnostyami-zdorovya-s-uchetom-ih-individualnih-osobennostej.html
poryadok-podgotovki-k-vedeniyu-i-vedeniya-grazhdanskoj-oboroni-v-municipalnom-obrazovanii-g-svetlograd-stranica-3.html
poryadok-pomesheniya-tovarov-pod-rezhim-vremennogo-vvoza.html
poryadok-predostavleniya-informacii-o-dejstviyah-i-rezultatah-operativnogo-dispetcherskogo-upravleniya-rezhimami-obektov-generacii-i-obektov-potrebleniya-s-reguliruemoj-nagruzkoj-v-tempe-realnogo-vremeni.html
poryadok-predostavleniya-razmesheniya-bankom-denezhnih-sredstv-sokrashennij-kurs-lekcij-soderzhanie-tema-1-organizaciya.html
poryadok-predostavleniya-subsidij-nachinayushim-subektam-malogo-pravitelstvo-respubliki-buryatiya-postanovlenie.html
  • textbook.bystrickaya.ru/institut-monitoringa-klimaticheskih-i-ekologicheskih-sistem-so-ran-programma-ix-sibirskogo-soveshaniya-po-klimato-ekologicheskomu-monitoringu-g-tomsk-3-6-oktyabrya-2011-g.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-4-tehnicheskoe-obespechenie-pod-redakciej-doktora-tehnicheskih-nauk-professora-i-m-bobko-novosibirsk-nauka.html
  • student.bystrickaya.ru/16specialnie-vidi-rele-igumnov-n-p-tipovie-elementi-i-ustrojstva-sistem-avtomaticheskogo-upravleniya.html
  • bukva.bystrickaya.ru/plan-po-preduprezhdeniyu-i-likvidacii-avarijnih-razlivov-nefti-i-nefteproduktov-na-stranica-23.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-polozhenii-detej-v-tulskoj-oblasti.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-izucheniyu-disciplini-i-vipolneniyu-kontrolnoj-raboti-3-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya-vseh-specialnostej-spbgieu.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vstretilis-posle-vojni-poreckij-rajon-kniga-pamyati.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rim-parizh-dva-vechnih-goroda.html
  • university.bystrickaya.ru/globalnaya-istoriya-vselennoj-fizika-chast-11.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-dvadcat-sedmaya-v-kotoroj-kniga-dlya-teh-kto-hochet-poluchat-otveti-a-maksimov-ne-molchi-ili-kniga-dlya.html
  • report.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-vipusk-7-kazan-2009-vbyulletene-opublikovani-materiali-obshestvennoj-palati-respubliki-tatarstan-za-ipolugodie-2009-goda.html
  • knigi.bystrickaya.ru/referat-samostoyatelnaya-rabota-studentov-metodicheskie-rekomendacii-po-vipolneniyu-samostoyatelnoj-raboti-i-izucheniyu.html
  • institut.bystrickaya.ru/troyakuyu-cel-mahabharati.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-specialnosti-030501-yurisprudenciya-moskva-2008.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-72-naukouchenie-u-aristotelya-tema-filosofiya-kak-visshij-vid-mirovozzreniya-tema-istoriya-filosofii.html
  • studies.bystrickaya.ru/glava-xv-stanislav-labunskij-k-severu-ot-chernobilya-dejstvuyushie-lica-voennie-stalkeri-departamenta-razvedki-potapenko.html
  • grade.bystrickaya.ru/moskva-2009-soderzhanie-vvedenie-voprosi-byudzhetnoe-ustrojstvo-i-byudzhetnaya-sistema-osnovi-vnebyudzhetnih-otnoshenij-v-rossijskoj-federacii.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/put-volshebnika-stranica-9.html
  • studies.bystrickaya.ru/dali-sleduyushie-rezultati-tablica-8-rossijskij-komitet-programmi-yunesko-informaciya-dlya-vseh-byuro-yunesko-v-moskve.html
  • write.bystrickaya.ru/godu-respublikanskoj-programmi-razvitiya-selskogo-hozyajstva-i-regulirovaniya-rinkov-stranica-3.html
  • esse.bystrickaya.ru/razvitie-lichnostnoj-zrelosti-pedagoga-detskogo-doma-v-professionalnoj-deyatelnosti-19-00-07-pedagogicheskaya-psihologiya-psihologicheskie-nauki.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konkursnaya-dokumentaciya-po-provedeniyu-otkritogo-konkursa-na-pravo-zaklyucheniya-kontrakta-na-vipolnenie-rabot-po-remontu-podezdov-v-rajone-lyublino-na-2012-g-v-sostave-1-lot.html
  • abstract.bystrickaya.ru/39programma-garmoniya.html
  • crib.bystrickaya.ru/ispolzovanie-elektronnih-tablic-ms-excel-dlya-resheniya-ekonomicheskih-zadach-finansovij-analiz-v-excel.html
  • diploma.bystrickaya.ru/valyutnij-kontrol-chast-2.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/osnovnie-napravleniya-realizacii-programmi-razvitiya-prikaz-212-ot-30-12-2010g-obsuzhdena-na-roditelskih-sobraniyah.html
  • notebook.bystrickaya.ru/istoriya-russkoj-revolyucii-stranica-2.html
  • school.bystrickaya.ru/hochu-vas-vseh-poblagodarit-za-to-chto-nashli-vozmozhnost-i-vremya-i-priehali-na-etu-konferenciyu-geografiya-ochen-bolshaya-ot-sankt-peterburga-do-vladivostoka-stranica-3.html
  • studies.bystrickaya.ru/kak-sohranit-semyu.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-3-obyazatelstva-podryadchika-tendernaya-dokumentaciya-po-zakupke-podryadnih-stroitelno-montazhnih-rabot-po.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/bankovskaya-sistema-respubliki-belarus-problemi-i-perspektivi-razvitiya-chast-2.html
  • institut.bystrickaya.ru/svodnie-dannie-mezhdunarodnih-meropriyatij-v-oblasti-obrazovaniya-nauki-i-innovacij-na-20-1-1-2013-gg-stranica-14.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/rimskaya-dakiya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravovaya-priroda-organa-yuridicheskogo-lica-plan-seminarskih-zanyatij-literatura-voprosi-k-zachetu-ministerstvo-obrazovaniya.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-chelyabinskogo-filiala.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.