.RU

Портфолио как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений


Портфолио как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений

Показатель динамики образовательных достижений – один из основных показателей в оценке образовательных до­стижений. На основе выявления характера динамики образо­вательных достижений обучающихся можно оценивать эф­фективность учебного процесса, эффективность работы учи­теля или образовательного учреждения, эффективность системы образования в целом. При этом наиболее часто ре­ализуется подход, основанный на сравнении количественных показателей, характеризующих результаты оценки, получен­ные в двух точках образовательной траектории учащихся.

Оценка динамики образовательных достижений, как пра­вило, имеет две составляющие: педагогическую, понимаемую как оценку динамики степени и уровня овладения действия­ми с предметным содержанием, и психологическую, свя­занную с оценкой индивидуального прогресса в развитии ре­бёнка.

Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки динамики образовательных достижений служит портфель до­стижений ученика. Как показывает опыт его использования, портфель достижений может быть отнесён к разряду аутен­тичных индивидуальных оценок, ориентированных на демон­страцию динамики образовательных достижений в широком образовательном контексте (в том числе в сфере освоения та­ких средств самоорганизации собственной учебной деятель­ности, как самоконтроль, самооценка, рефлексия и т. д.).

Портфель достижений — это не только современная эф­фективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:

поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;

поощрять их активность и самостоятельность, расши­рять возможности обучения и самообучения;

развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;

формировать умение учиться — ставить цели, планиро­вать и организовывать собственную учебную деятельность.

Портфолио представляет собой специально организованную подборку работ, которые демонстрируют уси­лия, прогресс и достижения обучающегося в различных об­ластях. Портфель достижений является оптимальным спосо­бом организации текущей системы оценки. При этом мате­риалы портфеля достижений должны допускать проведение независимой оценки, например при проведении аттестации педагогов.

В состав портфеля достижений могут включаться резуль­таты, достигнутые учеником не только в ходе учебной дея­тельности, но и в иных формах активности: творческой, со­циальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседнев­ной школьной практики, так и за её пределами.

В портфель достижений учеников начальной школы, ко­торый используется для оценки достижения планируемых ре­зультатов начального общего образования, целесообразно включать следующие материалы.

1. Выборки детских работ — формальных и творчес­ких, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых уча­щимися факультативных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы образовательного учреж­дения (как её общеобразовательной составляющей, так и программы дополнительного образования).

Обязательной составляющей портфеля достижений явля­ются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.

Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Примерами такого рода ра­бот могут быть:

по русскому, родному языку и литературному чте­нию, литературному чтению на родном языке, иностран­ному языку — диктанты и изложения, сочинения на задан­ную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи мо­нологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы детей, ма­териалы их самоанализа и рефлексии и т. п.;

по математике — математические диктанты, оформ­ленные результаты мини-исследований, записи решения учеб­но-познавательных и учебно-практических задач, математи­ческие модели, аудиозаписи устных ответов (демонстрирую­щих навыки устного счёта, рассуждений, доказательств, выступлений, сообщений на математические темы), материа­лы самоанализа и рефлексии и т. п.;

по окружающему миру — дневники наблюдений, оформленные результаты мини-исследований и мини-проек­тов, интервью, аудиозаписи устных ответов, творческие рабо­ты, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

по предметам эстетического цикла — аудиозаписи, фото- и видеоизображения примеров исполнительской дея­тельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, ил­люстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

по технологии — фото- и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

по физкультуре — видеоизображения примеров испол­нительской деятельности, дневники наблюдений и самоконт­роля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.

2. Систематизированные материалы наблюдений

(оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т. п.) за процессом овладения универсальными учебными действи­ями, которые ведут учителя начальных классов (выступающие и в роли учителя-предметника, и в роли классного руководи­теля), иные учителя-предметники, школьный психолог, орга­низатор воспитательной работы и другие непосредственные участники образовательного процесса.

3. Материалы, характеризующие достижения обуча­
ющихся в рамках внеучебной (школьной и внешкольной)
и досуговой деятельности, например результаты участия в
олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках, концертах, спор­
тивных мероприятиях, поделки и др. Основное требование,
предъявляемое к этим материалам, – отражение в них степе­
ни достижения планируемых результатов освоения примерной
образовательной программы начального общего образования.

Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляю­щих и портфеля достижений в целом ведутся с позиций до­стижения планируемых результатов с учётом основных ре­зультатов начального общего образования, закреплённых в Стандарте.

Оценка как отдельных составляющих, так и портфеля до­стижений в целом ведётся на критериальной основе, поэто­му портфели достижений должны сопровождаться специаль­ными документами, в которых описаны состав портфеля достижений; критерии, на основе которых оцениваются от­дельные работы, и вклад каждой работы в накопленную оцен­ку выпускника. Критерии оценки отдельных составляющих портфеля достижений могут полностью соответствовать реко­мендуемым или быть адаптированы учителем применительно к особенностям образовательной программы и контингента детей.

При адаптации критериев целесообразно соотносить их с критериями и нормами, представленными в примерах инстру­ментария для итоговой оценки достижения планируемых ре­зультатов, естественно, спроецировав их предварительно на данный этап обучения.

По результатам оценки, которая формируется на основе материалов портфеля достижений, делаются выводы о:

сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения об­разования в основной школе;

сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и ре­шения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности — мотивационно-смысловой, познавательной, эмо­циональной, волевой и саморегуляции.

Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от начального к основному общему образованию

На итоговую оценку на ступени начального общего обра­зования, результаты которой используются при принятии ре­шения о возможности (или невозможности) продолжения обучения на следующей ступени, выносятся только пред­метные и метапредметные результаты, описанные в раз­деле «Выпускник научится» планируемых результатов началь­ного образования.

Предметом итоговой оценки является способность обуча­ющихся решать учебно-познавательные и учебно-практи­ческие задачи, построенные на материале опорной систе­мы знаний с использованием средств, релевантных содер­жанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий. Способность к решению иного класса задач является предметом различного рода неперсони-фицированных обследований.

На ступени начального общего образования особое значе­ние для продолжения образования имеет усвоение учащими­ся опорной системы знаний по русскому языку, родному языку и математике и овладение следующими метапредмет-ными действиями:

речевыми, среди которых следует выделить навыки осознанного чтения и работы с информацией;

коммуникативными, необходимыми для учебного со­трудничества с учителем и сверстниками.

Итоговая оценка выпускника формируется на основе на­копленной оценки, зафиксированной в портфеле достижений, по всем учебным предметам и оценок за выполнение, как ми­нимум, трёх (четырёх) итоговых работ (по русскому языку, родному языку, математике и комплексной работы на меж­предметной основе).

При этом накопленная оценка характеризует выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динами­ку образовательных достижений обучающихся за период обу­чения. А оценки за итоговые работы характеризуют, как ми­нимум, уровень усвоения обучающимися опорной системы знаний по русскому языку, родному языку и математике, а также уровень овладения метапредметными действиями.

На основании этих оценок по каждому предмету и по программе формирования универсальных учебных действий делаются следующие выводы о достижении планируемых ре­зультатов.

1) Выпускник овладел опорной системой знаний и учеб­ными действиями, необходимыми для продолжения образо­вания на следующей ступени, и способен использовать их
для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач средствами данного предмета.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых ре­зультатов по всем основным разделам учебной программы, как минимум, с оценкой «зачтено» (или «удовлетворитель­но»), а результаты выполнения итоговых работ свидетельству­ют о правильном выполнении не менее 50% заданий базово­го уровня.

2) Выпускник овладел опорной системой знаний, не­обходимой для продолжения образования на следующей ступени, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых ре­зультатов по всем основным разделам учебной программы, причём не менее чем по половине разделов выставлена оцен­ка «хорошо» или «отлично», а результаты выполнения итого­вых работ свидетельствуют о правильном выполнении не ме­нее 65% заданий базового уровня и получении не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенно­го уровня.

3) Выпускник не овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения об­разования на следующей ступени.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении менее 50% заданий базового уровня.

Педагогический совет образовательного учреждения на ос­нове выводов, сделанных по каждому обучающемуся, рас­сматривает вопрос об успешном освоении данным обучаю­щимся основной образовательной программы начального общего образования и переводе его на следующую сту­пень общего образования.

В случае если полученные обучающимся итоговые оценки не позволяют сделать однозначного вывода о достижении планируемых результатов, решение о переводе на следующую ступень общего образования принимается педагогическим советом с учётом динамики образовательных достижений вы­пускника и контекстной информации об условиях и особен­ностях его обучения в рамках регламентированных процедур, устанавливаемых Министерством образования и науки Рос­сийской Федерации.

Решение о переводе обучающегося на следующую ступень общего образования принимается одновременно с рассмотре­нием и утверждением характеристики обучающегося, в ко­торой:

отмечаются образовательные достижения и положитель­ные качества обучающегося;

определяются приоритетные задачи и направления лич­ностного развития с учётом как достижений, так и психоло­гических проблем развития ребёнка;

даются психолого-педагогические рекомендации, при­званные обеспечить успешную реализацию намеченных задач на следующей ступени обучения.

Все выводы и оценки, включаемые в характеристику, должны быть подтверждены материалами портфеля достиже­ний и другими объективными показателями.

Образовательные учреждения информируют органы управ­ления в установленной регламентом форме:

Оценка результатов деятельности образовательного учреж­дения начального образования осуществляется в ходе его ак­кредитации, а также в рамках аттестации педагогических кад­ров. Она проводится на основе результатов итоговой оценки достижения планируемых результатов освоения основной об­разовательной программы начального общего образования с учётом:

результатов мониторинговых исследований разного уровня (федерального, регионального, муниципального);

условий реализации основной образовательной програм­мы начального общего образования;

особенностей контингента обучающихся.

Предметом оценки в ходе данных процедур является так­же текущая оценочная деятельность образовательных уч­реждений и педагогов и, в частности, отслеживание динами­ки образовательных достижений выпускников начальной школы данного образовательного учреждения.

В случае если для проведения итоговых работ использует­ся единый, централизованно разработанный инструментарий, наиболее целесообразной формой оценки деятельности обра­зовательного учреждения начального образования является

регулярный мониторинг результатов выполнения трёх (четырёх) итоговых работ: по русскому, родному языку, математике и итоговой комплексной работы на межпредмет­ной основе.

1 Работа над проектом проводится в течение всего полугодия


* Учебный материал, обеспечивающий достижение личностных результатов.

posle-burnogo-rosta-cen-v-2006-godu-rinok-nedvizhimosti-perezhivaet-bolee-spokojnij-period.html
posle-ceremonii-shiksha-u-chlenov-gruppi-dolzhno-poyavitsya-chuvstvo-udovletvoreniya-svoimi-dostizheniyami-i-entuziazm-dvigatsya-dalshe-teh-kto-ne-smog-prinyat-obyazate.html
posle-hrustalnoj-nochi-noyabr-1938-u-nemeckih-evreev-ne-ostavalos-somnenij-v-gibelnoj-opasnosti-navisshej-nad-nimi-ot-gitlerovskoj-kampanii-v-polshe-g.html
posle-koncerta-spektaklya-kino-muzhchina-takzhe-provozhaet-svoyu-damu-domoj-otvozya-ee-na-taksi-ili-na-sobstvennoj-mashine-on-zhdet-poka-ona-vojdet-v-podezd.html
posle-markellova-soblazna-a-v-kartashev-vselenskie-sobori.html
posle-napadeniya-akuli-v-hasanskom-rajone-primorya-zapresheno-kupanie-gazeta-rg-dalnij-vostok-internet-versiya-18082011.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/7-5-faktornij-analiz-roznichnogo-tovarooborota-lekciya-sushnost-upravlencheskogo-analiza-i-ego-mesto-v-sisteme-upravleniya.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/zakonnost-v-vooruzhennih-silah-sposobi-ee-obespecheniya-chast-2.html
  • writing.bystrickaya.ru/byulleten-evropejskogo-suda-po-pravam-cheloveka-7-2010-periodicheskie-izdaniya-postupivshie-v-centr-pravovoj.html
  • school.bystrickaya.ru/doll-s-room.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/funkcionalnie-stili-russkogo-literaturnogo-yazika.html
  • pisat.bystrickaya.ru/svyatitel-grigorij-bogoslov-pesnopeniya-tainstvennie-chast-1-2000.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zasedanie-kafedri-1-analiz-raboti-kafedri-uchitelej-nachalnih-klassov-za-2010-2-011-uchebnij-god.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/semyuel-bekett-v-ozhidanii-godo-stranica-14.html
  • lecture.bystrickaya.ru/8-po-napravleniyu-podgotovki-20060062-fotonika-i-optoinformatika-i-po-napravleniyam-podgotovki-magistrov.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-s-uchebnoe-posobie-dlya-vuzov-pod-redakciej-a-l-zhuravleva-moskva-2002.html
  • literature.bystrickaya.ru/chistie-denezhnie-sredstva-poluchennie-ot-ispolzovannie-v-operacionnoj-deyatelnosti.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/istochniki-i-literatura-po-arhivovedeniyu-belarusi.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-naimenovanie-disciplini-shkolnij-praktikum-po-orfografii-i-punktuacii-uroven-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-bakalavriat.html
  • books.bystrickaya.ru/dissertaciya-na-soiskanie-uchenoj-stepeni-kandidata-filologicheskih-nauk.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-blizi-svobodnogo-romana-glavi-dlya-knigi-glava-vtoraya-slovo-pri-poluchenii-gosudarstvennoj-premii-2000goda.html
  • college.bystrickaya.ru/1-dominirovanie-11-druzhelyubie-33-metodika-sozdana-t-liri-g-leforzhem-r-sazekom-v-1954-g-i-prednaznachena.html
  • tasks.bystrickaya.ru/263-popitka-sistematizaciignoseologicheskih-predstavlenij-bc-dissertaciya-na-soiskanie-uchenoj-stepeni-kandidata-bogosloviya.html
  • student.bystrickaya.ru/3-pravovoe-regulirovanie-metodicheskie-ukazaniya-po-organizacii-deyatelnosti-v-oblasti-obrasheniya-s-othodami.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/prviya-zdraven-institut-chetiri-momenta-v-istoriyata-na-adventnata-crkva.html
  • books.bystrickaya.ru/biologii-s-ekologiej-a-b-hodzhayan-n-n-fedorenko-l-a-krasnova-sovremennie-predstavleniya-o-vozniknovenii-zhizni-na-zemle-dopolnennoe-stavropol-2009.html
  • reading.bystrickaya.ru/krasavica-i-chudovishe-kak-znakomitsya-na-vecherinke-v-transporte-i-dazhe-na-ulice.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sistema-operezhayushej-professionalnoj-podgotovki-kadrov-dlya-neftegazohimicheskogo-kompleksa-na-primere-respubliki-tatarstan-13-00-08-teoriya-i-metodika-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • studies.bystrickaya.ru/byudzhet-es-problema-formirovaniya-i-rashodovaniya-sredstv-rol-byudzheta-v-razvitii-i-uglublenii-evropejskoj-integracii-chast-17.html
  • grade.bystrickaya.ru/obshee-opisanie-dokumentov-i-srazu-zhe-voprosi-strannij-podbor-vrachej-stranica-4.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-11-razvyazka-liber-primus.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-11-kultura-naseleniya-lesnoj-polosi-evrazii-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-arheologii-dlya-zaochnogo-otdeleniya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-ekologicheskaya-bezopasnost-chr-i-ekologicheskoe-vospitanie-podrastayushego-pokoleniya.html
  • spur.bystrickaya.ru/koncepciya-razvitiya-rinka-vtorichnih-resursov-chast-2.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/operacionnie-rashodi-i-kratkie-svedeniya-o-licah-vhodyashih-v-sostav-organov-upravleniya-kreditnoj-organizacii-emitenta.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kadrovij-nauchnij-sostav-po-kafedram-laboratoriyam-i-fakultetam-bguep.html
  • testyi.bystrickaya.ru/8-analiz-korrekcionnoj-raboti-analiz-uchebno-vospitatelnoj-raboti-za-2010-2011uchebnij-god.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabota-pedagoga-psihologa-s-detmi-ogranichennimi-vozmozhnostyami.html
  • institute.bystrickaya.ru/formi-oplati-truda.html
  • predmet.bystrickaya.ru/s2p1c2p1vc2p1h-simmetriya-molekul-i-kristallov.html
  • abstract.bystrickaya.ru/31-russkaya-ek-misl-xix-xx-v-1-predmet-i-metodologiya-issledovaniya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.