Портфолио – вид аутентичного оценивания современного образования
.RU

Портфолио – вид аутентичного оценивания современного образования

Портфолио – вид аутентичного оценивания современного образования.
Подготовила: Альмурзаева Б.К.

методист ГОО

Проблеме оценивания качества обучения сегодня уделяется значительное нимание во всех странах мира. Технологии оценивания основываются, прежде всего, на концепциях и стратегиях образования, преобладающих в тех или иных образовательных системах. Одним из получивших значительное распространение в последние годы в западноевропейских странах и США методов является оценивание при помощи портфолио (portfolio assessment). В США данный метод ставят в один ряд с оцениванием на основе результатов и используют, прежде всего, в обучении, основанном на компетентностном подходе. По сути, портфолио является лишь частью, конкретным видом так называемого «аутентичного оценивания». Аутентичное оценивание – это вид оценивания, применяющийся в практико – ориентированном образовании и предусматривающий оценивание сформированности умений и навыков учащихся в условиях помещения их в ситуацию, максимально приближенную к реальной жизни – повседневной или профессиональной. В обучении на основе компетентностного подхода аутентичное оценивание направлено на выявление уровней сформированности компетентностей. В профильном обучении как разновидности практико – ориентированного образования в зарубежных странах аутентичное оценивание используется очень широко.

Одной из наиболее часто применяемых разновидностей аутентичного оценивания в обучении, ориентированном на результат (практико – ориентированном обучении), служит метод портфолио.

Американские педагоги Arter и Spandel (1991) определяют портфолио как целенаправленное собрание работ учащихся, которое показывает учащемуся или другим участникам образовательного процесса его усилия или достижения в одной или нескольких областях. Согласно этому портфолио позволяет:

- детям участвовать в оценке их собственной работы;

- взрослым наблюдать за индивидуальным прогрессом ребенка;

- обеспечивать базис для полного оценивания качества индивидуальной детской работы.

Широкое использование портфолио может стимулировать изменение в методах преподавания и политике образования по отношению к обучению, которое полнее раскрывает диапазон детских потребностей связанных с развитием.

В самом общем виде портфолио – это целенаправленное собрание работ учащихся, которые показывают усилия учащегося, его развитие и достижения в одной или нескольких областях учебного плана. Это собрание должно включать следующее:

- участие самих ребят в разработке курса;

- критерии отбора;

- критерии оценки личных результатов;

- свидетельство (очевидность) самовосприятия учащегося.

Учителю рекомендуется представлять лучшие работы учащихся или лучшие попытки, а аткже отобранные учащимися образцы работ, связанных с оцениваемыми результатами, и документы, фиксирующие развитие. В качестве документов могут быть представлены наброски, рисунки, промежуточные работы, сочинения, грамоты и т. п.

Портфолио действительно становится аутентичным оцениванием, если он включает в себя демонстрацию выполнения приближенных к реальной ситуации заданий.

Перед школой возникает вопрос, почему и зачем используется портфолио в практике обучения? В новой системе оценивания работы, связанной с контролем за развитием учащихся согласно учебному плану, портфолио могут:

- ускорить процесс оценки, показывая диапазон навыков и умений учащихся;

- поддерживать учебные цели;

- фиксировать изменения и рост школьника за определенный период времени;

- поощрять результаты учащихся, преподавателей и родителей;

- обеспечивать непрерывность процесса обучения от года к году.

Педагоги могут использовать портфолио для различных целей, в зависимости от конкретной ситуации и конкретного класса, включая:

- поощрение самообучения;

- расширение возможностей обучения;

- расширение возможностей изучения процесса обучения;

- демонстрацию развития по отношению к выявленным результатам;

- создание общего подхода для оценки и инструкций полученных результатов;

- обеспечение подхода, при котором учащиеся могут самостоятельно оценивать свое обучение;

- возможность одинаковой поддержки развития учащихся.

К настоящему времени в зарубежной практике разработан целый ряд моделей портфолио. Как показал проведенный анализ, в их основе лежат общие принципы, характерные для аутентичного оценивания. Рассмотрим коротко основные их них.

1. Изменение целеполагания обучения и оценивания, которые становятся ориентированными на достижение результата. Так, целью учебного процесса становится «обучить учащихся умению учиться, исследовать сложные проблемы, решение которых предполагает сотрудничество, личную ответственность, толерантное отношение к ситуации неопределенности».

2. В соответствии с целевыми установками вторым необходимым условием для введения портфолио в учебный процесс становится создание особой учебной среды, которая позволяет учащимся конструировать собственное знание, развивать способности независимого мышления и действия, формировать особенности («привычки») мыследеятельностной и поведенческой сфер, которые позволят им стать компетентными и ответственными гражданами. Технология «Портфолио» способствует реализации данных целевых установок, и, будучи построенной на создании основы для высококачественной деятельности в любой из сфер, она особенно подходит для развития устойчивых черт мышления и трудовой деятельности.

3. Проектная деятельность, как обязательная составляющая портфолио, предполагает компоненты исследования и планирования, от обучаемых требуются умения организовать свое время, свои мысли; глубокое проникновение в процессы познания, критики и рефлексии относительно целого спектра тем и собственной деятельности; принятие и участие в установлении стандартов и требований к проекту; нахождение своего места в проекте.

Рассмотрим типы портфолио, наиболее часто цитируемое в педагогической литературе:

1) Портфолио документаций. Этот тип известен как «рабочий» портфолио. Этот подход показывает развитие и рост в обучении учащихся, представленный работами и идентифицированными результатами, собранными на протяжении всего периода. Портфолио документации может включать все, начиная от зарождения идеи до ее воплощения и конечного результата. Подобный сбор документации имеет смысл, когда отобраны определенные пункты, сосредоточенные на специфических образовательных опытах или целях.

2) Портфолио процесса. При сборе документов этого типа портфолио включает подходы ко всем аспектам или стадиям процесса обучения. Они особенно полезны при изучении документации полного процесса обучения учащихся. Портфолио показывает объединение учащимися определенных знаний и навыков, развитие этих навыков, позволяющих овладеть основным мастерством. Дополнительно, портфолио процесса позволяет учащимся рефлексировать процесс обучения, включая использование журналов, дневников, фиксирущих эти результаты.

3) Портфолио показателей. Этот тип портфолио лучше всего использовать для суммирования мастерства учащихся, полученного по определенным пунктам учебного плана. Он должен включать лучшие работы учащихся, отобранными как самим учащимся, так и учителем. Только законченная работа должна быть включена. Кроме того, этот тип портфолио особенно совместим с аудиовизуальным развитием, включающим фотографии, видеозаписи и электронные отчеты по завершенной работе учащихся. Показательный портфолио должен также включать письменный анализ и реакцию учащихся на законченный процесс, определяющий включенные работы. Хотя подходы к формированию и использованию этого типа портфолио могут варьироваться, существуют основные характеристики, в соответствии с которыми все показательные портфолио:

- ясно отражают спрогнозированные результаты ученика, указанные в обязательном учебном плане, которые учащиеся, как ожидается достигнут (нормы техники чтения, письма; спортвные нормативы и т. д.);

- сосредотачиваются как на самом процессе обучения учащихся, так и на приобретении ключевых знаний, навыков, и отношений;

- содержат работы, представляющие использование различных методов и приемов;

- содержат оценки работ учащихся учителями, родителями.

4) Оценочный портфолио – это разнообразный процесс, характеризующийся следующими качествами:

- непрерывный и продолжающийся, обеспечивающий как формирующиеся (продолжащиеся), так и сформированные, т.е. достигшие высшей точки, возможности контроля развития учащихся к достижению обязательных результатов;

- многомерный, то есть отражающий широкий спектр возможностей изучения процесса обучения;

- обеспечивающий отражение, включая возможности учащихся рефлексировать собственный процесс мышления, проводить самоанализ, поскольку они контролируют свое понимание, вырабатывать свои собственные подходы к решению проблем и принятию решений, обеспечение усвоения умений и навыков.

Примерная структура портфолио. Рассмотрим примерную структуру портфолио, который используется в профильном обучении зарубежных школ на основе «метода Кейс - стади».

1. План действий. Учащиеся планируют режим дня, определяют жизненные цели. В конечном итоге они должны знать, для чего нужна школа, знания. Планирование внешкольной работы. Фактическими документами на начальном этапе могут стать вводные тесты, интервью, справки от внешкольных организаций, в которых также обучается ученик; распределение своего времени с учетом этих факторов и др. индикаторы достижений знаний.

2. Автобиография, резюме. Предлагается проект на выбор учащегося, например, история семьи, особые взаимоотношения между людьми, ценности или верования в средства массовой информации и др.

3. Этические и социальные вопросы. Учащиеся должны продемонстрировать способности видеть многообразие перспектив, взвешивать и использовать доказательства, пояснять причины возникновения социальных и моральных проблем разнообразными способами: проведение дебатов, круглые столы, эссе и пр. Например, написать свое мнение на тему «Вредные привычки», взаимоотношения между родителями и детьми в произведении «Разноцветная бабочка», «Греи и Ассоли нашего времени», «За что я люблю свою Родину» и т. п.

4. Искусство и эстетика. Оцениваются творческое выражение и творческое восприятие. Учащиеся создают «спонтанное» представление или выставку по какому – либо направлению искусства, должны продемонстрировать знания и понимание эстетической области через изучение или критику художественной работы, личности артиста или художника или области артистического выражения.

5. Средства массовой информации. Учащиеся должны продемонстрировать понимание содержания деятельности различных средств массовой информации, их влияния на людей и образ мышления через проект или другие виды деятельности: написание эссе, презентацию газеты, телепередачи и др.

6. Практические навыки. Учащиеся должны продемонстрировать трудовые навыки в ряде областей – заботы о здоровье, медицинской помощи, занятости, гражданственности, самостоятельной жизни, пользовании компьютером и новыми технологиям и др.

7. Познание мира. Используется разработанный учителем тест на знание данного предмета, также творческие работы учащихся (рефераты, стихи, загадки и т. д.)

8. Иностранный язык. Учащиеся должны продемонстрировать уровень усвоения какого – либо иностранного языка: тесты, топики и пр.

9. Математика. Учащиеся должны продемонстрировать уровень мыследеятельностных навыков через разработку проекта, используя математические навыки для решения экологических , экономических, гражданских и потребительских задач, тестирования разного вида, уровней и т. д. Составление собственного решебника.

10. Родной язык и литература. По аналогии с вышеперечисленными требованиями.

11. Физическая подготовка. Учащиеся должны подтвердить свое участие в спортивных командах, индивидуальные достиженияв спорте. Целью оценивания данной компетентности является формирование здорового образа жизни, развитие чувства независимости, взаимозависимости, личной ответственности.

Решения о том, какие пункты следует включать в портфолио, должны основываться на целях портфолио, также школе предоставляется свобода выбора и варьирования структурных элементов. Без цели портфолио – только папка с работами учащегося. Портфолио существует, чтобы придать смысл работе ребенка, иметь возможность обсудить ее и наполнить большим смыслом. Портфолио могут использовать для мотивации учащихся, осуществление обучения через рефлексию и самооценку и применяться при оценке размышлений учащихся и их письменных работ.

Процедура разработки портфолио. Организация и планирование. Эта начальная стадия развития портфолио влечет за собой принятие решения со стороны учащихся и преподавателей. Учащиеся должны с помощью учителя понять цель портфолио, его статус как средство контроля и оценки собственного развития. Ключевые вопросы о преподавателе и учащемся:

- Как я выбираю время, материалы и т. д., восприятие того, что я узнаю в своем классе?

- Как я организовываю и представляю мои результаты, материалы и т. д., что у меня собрано?

- Как портфолио будет поддерживаться и храниться?

Вторая стадия. Собирание. Этот процесс представляет собой собирание значимых материалов, отражающих образовательный опыт учащихся и цели сбора материалов. Выбор и сбор материалов должен быть основан на разнообразии факторов. Все отобранные материалы, включенные в собрание, должны ясно отразить критерии и стандарты, идентифицированные для оценивания.

Третья стадия. Осмысливание. Везде, где это возможно, должны быть свидетельства мыслительных реакций учащихся (например, мое отношение к городскому тестированию по основным предметам в 4 классе) после процесса обучения и контроля, понимания развития ключевых знаний и навыков. Помимо размышлений учащихся, портфолио также должен содержать и материалы, основанные на мнениях учителей и родителей.

Целесообразным является создание экспертной группы по портфолио (ЭГ). Название «экспертная группа» условно, это может соответствующая «комиссия», «совет» и т. п.


Образец оформления положения о портфолио

(папка учебных достижений)

Титульный лист

«Утверждаю»

Директор СШ № __

(Ф.И.О. руководителя)

М. П.
Положение о портфолио,

индивидуальной накопрительной оценке учебных

достижений выпускников начальной школы
Цели:

1. Мотивация обучающихся в достижении индивидуальных учебных результатов через активное участие в учебной и внеурочной деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками.

2. Переход на более объективную, справедливую и прозрачную для общества форму приема в среднее звено школы.
Общие положения:

1. Портфолио – совокупность индивидуальных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки. Предоставление соответствующих дипломов, сертификатов,рейтинговых оценок, результаты централизированного тестирования, результаты школьного тестирования, анкет и т.д.

2. Сертификаты достижений накапливаются в течение учебы 1 -12 класс.

3. Образовательное учреждение ведет учет документов, входящих в портфолио.

4. Директор своим приказом назначает ответственного за учет документов в портфолио и исчисление итоговой оценки.

5. Результаты портфолио включают в суммарный образовательный рейтинг ученика и учитывается при зачислении в следующий класс.

6.Учащиеся, набравшие наибольшее количество баллов по портфолио, по представлению школы награждаются похвальными грамотами и ценными призами.
Итоговый докумен по портфолио

Методсовет школы анализирует, контролирует и утверждает ежегодную итоговую оценку учащегося. Он заполняется классным руководителем. Итоговый документ содержит итоговый балл, а также перечень достижений учащихся. Форма итогового документа утверждается данным положением, согласно приложению. Данные итоговых документов по портфолио ежегодно фиксируются, заверяются печатью школы и росписью директора.
Приложение

Сертификат № ______ индивидуальных учебных достижений учащегося ___ класса СШ № ______ в течение _____________ учебного года стал победителем, призером_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Индивидуальные учебные достижения городского и школьного уровня составили ______ баллов.

Итоговая оценка портфолио ______________ баллов.

Дата выдачи __________________________________
М. П.

Директор школы

Директорам школ!

Каждой школе необходимо приобрести электронное приложение к учебнику «Познание мира» в обязательном порядке. В диск входят: фильм о г. Актобе, фрагменты современного города, фрагменты старого города, физическая карта Актюбинской области, рабочая тетрадь «Мой край», которую будут применять учителя на данном уроке. Цена – 800тг. Обращаться в ССШ №25, завучу по начальным классам Аксеновой Г. Н.

Также выше прилагается статья по оформлению портфолио учащихся начального звена. Согласно рекомендации секционной работы педагогов начального звена во всех классах (1-4) заводят портфолио.

Методист Альмурзаева Б.

Заместителям директоров, курирующих начальное звено!

Спасибо за солидарность, проявленную во время проведения тестирования в 4-х классах.
Методист Альмурзаева Б.

posle-spisoka-ispolzovannih-istochnikov-privedeni-stranica-10.html
posle-suda-tri-mesyaca-cherez-buhariyu-i-hivu-na-reku-indus-vskore-tridcat-tisyach-kazakov-peresekut-volgu-i-uglubyatsya.html
posle-togo-kak-sobrali-oskolki.html
posle-tryoh-uzhe-pozdno.html
posle-vojni-na-nashem-stolichnom-more-klyazminskom-vodohranilishe-poyavilis-neobichnie-dlya-etih-mest-belokrilie-krasotki-yahti-kotorie-mnogie-nazivali-ka.html
poslebukvarnij-period-poyasnitelnaya-zapiska-programma-razrabotana-na-osnove-federalnogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo.html
  • learn.bystrickaya.ru/generalnij-plan-naselennogo-punkta-selo-volkovskoe.html
  • shkola.bystrickaya.ru/otoplenie-i-ventilyaciya-zhilogo-zdaniya.html
  • learn.bystrickaya.ru/finansovoe-pravo-7.html
  • thescience.bystrickaya.ru/internet-resursi-gosduma-rf-monitoring-smi-7-sentyabrya-2006-g.html
  • student.bystrickaya.ru/2-sposobi-mishleniya-kak-produkt-sistemi-obrazovaniya-koncepciya-obshestvennoj-bezopasnosti-prozhektyorstvo-libo.html
  • institut.bystrickaya.ru/sredstva-massovoj-informacii.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/posobie-rostov-na-donu-udk-50075-8-bbk-20ya73-ktk-100-s-13-stranica-25.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-10-unifikaciya-sistem-i-sooruzhenij-obezvrezhivaniya-othodov-kurs-lekcij-po-uchebnomu-kursu-prirodoohrannaya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/oblastnaya-celevaya-programma-razvitie-agropromishlennogo-kompleksa-kirovskoj-oblasti-na-period-do-2015-goda-pasport-stranica-5.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/municipalnaya-celevaya-programma-razvitie-i-primenenie-informacionnih-tehnologij-v-atyashevskom-municipalnom-rajone-v-period-do-2015-goda-atyashevo-2011.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-sovremennij-redaktor-po-specialnosti-030901-65-izdatelskoe-delo-i-redaktirovanie.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/uchebnayaprogramma-povisheniya-kvalifikacii-professorsko-prepodavatelskogo-sostava-po-napravleniyu-innovacionnaya-deyatelnost-kompleksnoe-prognozirovanie-v-obrazovanii.html
  • pisat.bystrickaya.ru/turisticheskij-marshrut.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnaya-kafedra-teorii-i-istorii-prava-i-gosudarstva.html
  • letter.bystrickaya.ru/mirovozzrencheskie-konstanti-v-idejnom-nasledii-s-l-rubinshtejna-istoriko-filosofskij-analiz.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-15-kniga-vdohnovlyayushih-zhenskih-sekretov-kotorie-mogut-spasti-vash-brak-i-obogatit-vashu-zhizn.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sekciya-2-aktualnie-voprosi-nacionalnoj-i-mirovoj-ekonomiki.html
  • writing.bystrickaya.ru/hyu-lori-stranica-7.html
  • composition.bystrickaya.ru/organizaciya-proizvodstvennogo-processa-na-predpriyatii.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-190700-62-tehnologiya-transportnih-processov.html
  • textbook.bystrickaya.ru/istochniki-po-istorii-pervogo-stolknoveniya-s-mongolami-armeniya-kirakos-gandzakeci-istoriya-armenii-ser-xiii-v.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/transportnaya-infrastruktura-tunisa.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-dlya-podgotovki-k-ekzamenu-po-kursu-doshkolnaya-pedagogika-forma-obucheniya-zaochnaya.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-municipalnogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-detskij-sad-kompensiruyushego-vida-78-stranica-2.html
  • composition.bystrickaya.ru/opisanie-uralskih-i-sibirskih-zavodov.html
  • student.bystrickaya.ru/26-vzaimnoe-sootvetstvie-v-sisteme-delo-profilnaya-setevaya-model-lyudi-polnaya-funkciya-upravleniya-orgshtatnaya-struktura.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-zapolnyaetsya-v-sluchae-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1den-2chast-kommentarij-pered-praktikoj-17-18-marta-2012-g-divo-24-proyavleniya-irkutsk.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/nedejstvitelnost-sdelok-i-ee-posledstviya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-doklada-opit-sozdaniya-informacionno-analiticheskoj-i-raschetnoj-sistemi-organov-zhkh-v-subektah-rf.html
  • thesis.bystrickaya.ru/profilnoe-i-predprofilnoe-obrazovanie-otkritij-doklad-gimnazii-3-v-akademgorodke.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/nauchnie-otkritiya-i-tehnicheskie-izobreteniya-v-rossii-xviii-v.html
  • college.bystrickaya.ru/1-organizaciya-buhgalterskogo-ucheta-v-otraslyah-ekonomiki.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rossiyane-svyazivayut-nadezhdi-s-novim-pravitelstvom-internet-resurs-actualcommentru-13062012.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-konferencii-5-maj-2007-konsultacionnie-seminari.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.