.RU

ПОРТРЕТ НЕИЗВЕСТНОЙ - Инструментов



^ ПОРТРЕТ НЕИЗВЕСТНОЙ


«Музыка похожа на океан, а музыкальные инструменты подобны

островам, разбросанным в океане. Мой остров — гитара» — так сказал

однажды знаменитый испанский гитарист Андрес Сеговия.

Значит, речь пойдет о гитаре? Так почему же «портрет неизвестной»?

Гитара вроде бы известна каждому вдоль и поперек.

Не будем торопиться с выводами. Я тоже когда-то думал, что уж гитару-то

знаю хорошо, а сейчас поостерегся бы утверждать это.


16


Еще не гитара

Представьте на минуту, что вы идете по улице и вдруг где-нибудь

на заборе или фонарном столбе видите объявление: «Даю уроки игры на

скрипке. Ускоренный четырехмесячный курс. Телефон...» Наверняка вы не

слишком лестно подумаете о человеке, который написал и вывесил такое

объявление.

Действительно, за четыре месяца невозможно научиться играть на

скрипке, для этого нужно закончить музыкальную школу, а еще лучше

потом поступить в училище или консерваторию. В общей сложности скрип­

ку надо осваивать лет двенадцать. То же самое можно сказать о фортепиано,

виолончели и многих других инструментах. Есть инструменты попроще,

но все равно они требуют нескольких лет серьезных занятий. Так что насчет

объявления мы, конечно же, пофантазировали: никто не осмелится

давать столь заманчивое обещание, потому что выполнить его невозможно.

Однако если речь идет о гитаре, тут и фантазировать не надо: вот они,

объявления, и не только на заборах, а даже в рекламных газетах. И никого

они почему-то не удивляют. Наоборот, полно желающих поскорее испро­

бовать ускоренный метод на себе. И хотя за четыре месяца стать гитаристом

так же невозможно, как пианистом или скрипачом, тем не менее многие

прошедшие курс вполне довольны и не считают, что зря потратили деньги

на обучение.

В этом стоит разобраться.

Гитара — инструмент многоликий. Одна из самых распространенных

ее ролей — музыкальное сопровождение песни. Научиться простому гитар­

ному аккомпанементу нетрудно, тут действительно хватает нескольких меся­

цев/Учитель дает то, что обещал, ученик получает то, что хотел. Обе стороны

довольны и не имеют друг к другу никаких претензий. При одном условии —

если учитель предельно честен. Но, к сожалению, так бывает не всегда.

Попробуем представить себе его вступительные слова, обращенные

к новому ученику.

Вариант первый:

— Я научу вас за четыре месяца всему, что может гитара.

Еще лет двадцать назад такое обещание легко могли принять за чистую

монету. Да и сейчас, когда гитара широко звучит по радио и телевидению,

когда выпускаются пластинки с записями выдающихся гитаристов, все

равно находятся люди, верящие таким словам. Но говорить их в наши дни

все же рискованно. Поэтому в ходу другой вариант:

— В искусстве гитары есть азы, есть и вершины. За четыре месяца

невозможно достичь вершин. Я научу вас только азам, их вполне хватит для

того, чтобы петь под гитару песни, но если вы потом захотите большего, вам

придется учиться дальше.

Это намного честнее, но и тут нет всей правды. А вполне откровенным

был бы такой вариант:

— Если вы когда-нибудь потом рассчитываете освоить вершины, вам

вообще не стоит заниматься у меня, потому что тогда придется забыть все,

чему я вас учил, и начинать сначала, ибо дорога к вершинам лежит совсем

в другом направлении. Но если вас навсегда устроит только простой акком­

панемент — пожалуйста, я готов.


17


Учитель не зря дополнил слово «аккомпанемент» определением «простой»,

потому что настоящее музыкальное сопровождение на гитаре — тоже не лег­

кое дело. Если у вас есть возможность, сравните две пластинки — Булата

Окуджавы и Александра Дольского. Оба сочиняют песни и сами поют их

под гитару, но аккомпанируют себе по-разному: Булат Окуджава

использует простое сопровождение, которое и вам можно освоить за четыре

месяца, а у Александра Дольского — сложный и разносторонний аккомпа­

немент, доступный лишь профессиональному гитаристу или серьезно

занимавшемуся гитарой любителю. Заметьте, я говорю только об аккомпа­

нементе, а не о песнях — они хороши и у того, и у другого, и когда слушаешь

Булата Окуджаву, как-то не обращаешь внимания на то, что его пение

сопровождается лишь несколькими простыми аккордами и переборами.

И все же повод для размышлений есть. Даже если вы мечтаете только

об аккомпанементе, знайте, что и тут возможен выбор между ускоренными

курсами и более серьезным отношением к инструменту.


Уже не гитара

Когда гитару оснастили электроникой, родился новый инструмент, кото­

рому еще не придумали собственного названия. По инерции его пока продол­

жают называть гитарой, хотя он уже не имеет с нею почти ничего общего.

Что характеризует каждый музыкальный инструмент? Прежде всего его

возможности. Гитара позволяет музыканту исполнять мелодию, поддержи­

вать ее басами и сопровождать гармонией. Электрогитара — каждая в от­

дельности — этих возможностей уже лишена. Обычно в вокально-инстру­

ментальном ансамбле используются три электрогитары, а на самом деле

это всего лишь три амплуа: соло, ритм, бас. Обычная гитара одна ведет и

то, и другое, и третье. Более того, гитара — инструмент полифоничный,

то есть многоголосный, она может одновременно вести две и даже три мело­

дии, не забывая при этом о гармонии и басе. Электрогитаре такое исполнение

уже вовсе не дано. Объясняется это просто. Гитарист играет четырьмя

пальцами правой руки, в некоторых приемах использует и мизинец, а электро­

гитарист держит правой рукой один медиатор.

Но возможности инструмента — не единственная его характеристика.

Мы уже знаем, что инструменты отличаются друг от друга еще и тембром,

звучат очень разно. Так вот, среди многих искусственных тембров электроги­

тары, иногда очень интересных, нет и не может быть исконного тембра гитары,

потому что электронике пока еще не под силу воссоздать естественный

тембр дерева.

Изменилась и форма инструмента. Корпус в прежнем своем виде стал

ненужным: теперь уже на колебания струн откликается не он, а электромаг­

нитные датчики, которые подают сигналы на усилитель и темброблок.

Но совсем убрать корпус тоже нельзя: должны же на чем-то держаться

струны, датчики и регуляторы тембра. Оставили вместо корпуса простую

доску, которая никак не участвует в образовании звука. А если на некоторых

электрогитарах и продолжают делать пустотелый корпус в несколько пере­

иначенном виде, то лишь для того, чтобы на репетициях гитарист мог обхо­

диться без усилительной аппаратуры. На сцене такой корпус существенной

роли не играет.


18


Разные возможности, разный тембр, разный способ извлечения звука и его

образования, разная форма — согласитесь, это уже другой инструмент.

Между мандолиной и домрой, например, различий намного меньше.

Электрогитара, безусловно, хороша и незаменима на своем месте.

Мы поговорим о ней, когда дойдем до главы «Голоса электричества», а сейчас

рассмотрим одно примечательное явление.

Несколько лет назад в печати промелькнуло сообщение, что только

в нашей стране существует около двухсот тысяч самодеятельных и профес­

сиональных вокально-инструментальных ансамблей. Эта цифра впечатляет.

И хотя в последнее время популярность этого жанра музыки начинает сни­

жаться и некоторые ансамбли распадаются, все равно их остается очень

много. А между тем хороших, оригинальных ансамблей по сравнению с их

невероятным общим количеством всегда было мало. Почему так получилось?

Тут несколько причин, но мы коснемся лишь той, что связана с электрогита­

рой.

Разделение этого инструмента на три амплуа можно воспринять по-разно­

му. Типичное рассуждение примерно таково. Вести на электрогитаре

только мелодию, только ритм или только бас намного легче, чем играть на

обычной гитаре. И «сколотить» ансамбль в этом случае гораздо легче.

Да, действительно, научиться играть на электрогитаре можно очень скоро,

если рассуждать подобным образом. На обычной гитаре не только каждая

музыкальная линия — мелодия, гармония, бас — сама по себе требует навы­

ка, но и совмещение этих линий дается не просто. А электрогитара, особенно

басовая, уже через месяц-другой позволяет получить результаты. Вот эта

видимая легкость и порождает порой плохие ансамбли.

А вот иное рассуждение. Если исполнение каждого амплуа теперь отделе­

но от других, значит, серьезно занимаясь только им, можно достичь виртуоз­

ной, филигранной техники.

И в хороших ансамблях электрогитаристы действительно поражают

отточенным мастерством.

К сожалению, легкость заманчива, и далеко не все находят в себе силы

противостоять ей. Никакой другой оркестровый инструмент, кроме разве

что некоторых вспомогательных ударных, не допускает облегченного отноше­

ния к себе. А электрогитара терпит. Правда, ничего хорошего из этого

не получается ни для публики, ни для самих музыкантов.

Но вернемся к обычной гитаре.


Что может гитара

В зале библиотеки иностранной литературы в Москве шла лекция о гитаре,

о наших и зарубежных исполнителях. Рассказ лектора сопровождался

магнитофонными записями. Перед началом очередного произведения лектор

объявил исполнителя — выдающегося советского гитариста Александра

Михайловича Иванова-Крамского. А когда запись кончилась, один из слу­

шателей поднял руку и спросил:

— Простите, а кто исполнял партию мандолины?

По залу прокатились смешки: наивность новичка развеселила искушен­

ных. Но лектор не улыбнулся. Он терпеливо объяснил, что и гитара, и мандо­

лина звучали в руках одного-единственного исполнителя. Точнее, мандолины


19


просто не было, за нее — и одновременно за себя — выступала одна гитара.

Ей это ничего не стоило. Хотя исполнителю, конечно, стоило многолетнего

труда.

У меня есть пластинка с интересной записью. Иногда я проигрываю

ее новому гостю, а потом спрашиваю, что там звучало. Называют, кроме

гитары, клавесин, барабан, тамбурин, кастаньеты и даже флейту. Но вы уже

догадываетесь, конечно, что ничего этого не было. А была одна гитара. Ар­

гентинская гитаристка Мария-Луиза Анидо исполняла «Вариации на тему

хоты» композитора Тарреги.

Но и в этом произведении гитара не исчерпала себя, если говорить о ее

возможностях, а не сравнивать музыкальные пьесы. Советский гитарист Ни­

кита Кошкин сочинил сюиту, которая называется «Игрушки принца».

Обычных нотных знаков не хватило, чтобы ее записать. Сплошь и рядом в нот­

ном тексте встречаются какие-то треугольники, квадратики, крестики, прямые

и волнистые линии, а внизу, в примечаниях, рассказывается, как все эти

знаки понимать и как их исполнять. И когда мне встретилось примечание,

как имитировать стук копыт лошади, я понял, что вряд ли знаю возможности

гитары до конца. А вдруг в следующем произведении Кошкина будет еще

что-нибудь совершенно уж неожиданное?

Кое-кто относит изыскания Никиты Кошкина к трюкам, не вполне свой­

ственным гитаре, хотя звучат они эффектно. Но даже если бы этих трюков

вовсе не было, бесспорным остается то, что гитаре доступно многое, доступны

сложные и серьезные произведения. И идти к вершинам мастерства нужно

много лет, отдавая гитаре по нескольку часов в день.

Если вы любите гитару и хотите научиться на ней играть, но долгий и тя­

желый путь к высшему мастерству вас по каким-то причинам не устраивает,

займитесь в кружке, рассчитанном по меньшей мере на три года, и к оконча­

нию учебы вам будут доступны очень интересные вещи, написанные специ­

ально для гитары или переложенные для нее.

И если ваше увлечение не угаснет со временем, может быть, когда-нибудь

вы закажете себе у мастера настоящую гитару.


Цена настоящей гитары

Один психолог, проводя по какому-то поводу социологический опрос,

включил в анкету такой пункт: «Есть ли у вас гитара?» Потом, проанализи­

ровав ответы и сделав несложный подсчет, пришел к выводу, что в нашей

стране сейчас около шестнадцати миллионов гитар. Цифра, конечно,

очень приблизительная, но несомненно то, что это самый распространенный

инструмент. Чтобы удовлетворить спрос на гитары, их делают не только на

музыкальных фабриках, но и на мебельных комбинатах — как предмет

ширпотреба.

И в то же время настоящих гитар очень мало, от силы несколько сотен.

Делают их мастера — их имена известны наперечет.

Впервые такую гитару я увидел лет пятнадцать назад. Забрели мы однаж­

ды с другом в комиссионный магазин, торгующий, кроме телевизоров и ра­

диоприемников, еще и музыкальными инструментами. Смотрим, висит гитара,

невзрачная с виду, тусклая, лак почти совсем уже стерся. Но цена, цена!

Еще чуть-чуть добавить — и пианино купить можно. Так мы и оставались


20


бы в недоумении, но нам повезло: зашел в магазин музыкант. Он глянул на

гитару и деликатно попросил продавца: «Можно?» Продавец снял гитару

с гвоздя. Надо было видеть, как бережно принял ее музыкант. Сперва просто

подержал немного — привыкал, что ли. Потом поднял колено, упер его в при­

лавок. Поставил гитару на бедро и тронул струны. Каким божественным

звучанием отозвалась она! Музыкант слушал, как долго, очень долго зами­

рает аккорд. Наконец гитара перестала звучать. Музыкант еще немного

послушал тишину и заиграл. Позже я узнал, что это был этюд номер пять

композитора Джулиани.

К нашему прилавку стали подходить и те, кто рассматривал транзистор­

ные приемники напротив, и даже из другого зала. Но этюд Джулиани короток.

Музыкант осторожно, боясь стукнуть о прилавок, вернул гитару продавцу.

«Может, еще?» — взглядом спросил тот. «Нет, неудобно, ведь я не поку­

паю»,— тоже взглядом ответил музыкант. Продавец повесил гитару на место.

Наверно, музыкант не зря сыграл именно этот необычайно красивый

этюд. В нем есть мелодия, охватывающая почти весь диапазон гитары, есть

острый ритмический рисунок, есть выразительное басовое сопровождение.

И все это, исполняемое одним человеком на одной гитаре, дает возможность

сразу почувствовать инструмент.

Теперь уже сомнений не оставалось ни у меня, ни у моего друга. Такая

высокая стоимость — не прихоть мастера, а истинная цена инструмента,

сработанного полностью вручную из благородного дерева. А в том, что вид

у гитары был не ахти какой, уже не мастер виноват, просто побывала она не

в тех руках. Потом уже видел я гитары столетние, а выглядели они прекрасно.

Но недостаточно сказать, что настоящая гитара отличается от обычной

более высоким качеством работы и материала. Получается при этом не просто

более высокое, а другое качество.

Корпус обычной гитары только усиливает звук струны, мало что добавляя

к нему своего. Поэтому его и можно делать из чего угодно — строительной

фанеры, прессованных опилок, пластмассы и даже металла. Да-да, металла:

одно время Черниговская фабрика музыкальных инструментов выпускала

гитары, у которых корпус то ли отливался, то ли сваривался, а потом красился

в мышиный цвет. Но потом все-таки эту гитару сняли с производства: уж

очень ее звучание напоминало дребезг оцинкованного ведра.

Корпус настоящей гитары создает неповторимый тембр сам по себе.

Можно не прикасаться к струнам, а лишь ударить легонько пальцами по

деке и поднести гитару резонаторным отверстием к уху. Станет слышно, как

звучит дерево, обработанное руками мастера. А во время игры корпус хоро­

шего инструмента не только воспроизводит любые частоты, основные и допол­

нительные, создаваемые колеблющимися струнами, но и, резонируя, при­

мешивает к ним собственные.

Как же мастера добиваются красоты звучания гитары?

Верхнюю деку делают из резонансной ели. Но используют не любой

кусок дерева, а смотрят, ровно ли в нем идут слои, нет ли сучков, свилей

и других пороков. Внутри корпуса верхнюю деку оснащают еловыми же

планками особой формы, которые называются пружинами. Они не только

улучшают резонанс, но и делят деку на участки, каждый из которых лучше

отвечает определенным частотам. Нижнюю деку и обечайки делают из пали­

сандра, красного дерева, ореха, иногда из комля березы.


21


Не меньше сил и умения мастер отдает тем деталям гитары, которые не

участвуют в образовании тембра. Шейка делается не цельной, а склеивается

из трех или пяти кусков ценных пород дерева, причем слои подбираются

так, чтобы они лежали в разных направлениях. Тогда можно быть уверен­

ным, что со временем шейка не изогнется и не покоробится от натяжения

струн. Гриф выпиливается из черного дерева или другого, похожего. Оно

бархатистое, приятное на ощупь, а это немаловажно: ведь к грифу прижима­

ются пальцы левой руки гитариста.

И конечно же, настоящая гитара особенно хороша и формой, и отделкой.

Лак не скрывает, а, наоборот, подчеркивает цвет и красоту ценного дерева.

Может показаться, что достаточно взять вместо строительной фанеры

благородное дерево и дать его в руки хорошему специалисту, чтобы получи­

лась настоящая гитара. Нет, все гораздо серьезнее. Давайте попросимся

в гости к мастеру и посмотрим, с какими сложностями ему приходится

встречаться.


Единство противоречий

Это выражение порождено философией, но, оказывается, им вполне

можно охарактеризовать суть профессии гитарного мастера.

На гитарах, сделанных Феликсом Робертовичем Акоповым, играют многие

профессиональные исполнители нашей страны. На Всероссийском конкурсе

мастеров музыкальных инструментов ему была присуждена первая премия.

Беседуя с Феликсом Робертовичем, мы постепенно выясняем, что мастер­

ство в его деле — прежде всего умение согласовывать противоречия,

присолить их к единству.

Наверное, главное противоречие — между желанием стать мастером как

можно раньше и необходимостью десятилетиями развивать интуицию,

потому что нет двух одинаковых кусков даже одной породы дерева и каждый

нужно обработать по-своему, интуитивно выбирая нужную толщину. По­

этому мастер обычно начинает делать хорошие гитары годам к пяти­

десяти.

Но Феликса Робертовича мало прельщала такая перспектива, и он

обратился за помощью к науке. Прикладывал к разным местам корпуса

гитары датчики, подсоединял их к осциллографу и наблюдал колебания.

Кое-кто из опытных мастеров с изрядной ехидцей отзывался об этих экспери­

ментах, считая, что никакая наука не поможет сделать хорошую гитару.

Отчасти они были правы: опыты прибавили знаний об уже сделанном, но не

сумели дать никаких общих рецептов на будущее — все из-за той же неоди­

наковости дерева. Но эксперименты все-таки сделали доброе дело. Они

хоть и не подменили собой мастерства, зато сократили время на его обретение.

Многое из того, что другие нащупывали годами, стало ясным почти сразу.

И первую хорошую гитару Феликс Робертович сделал в двадцать шесть

лет. На этом инструменте потом долго играл один из лучших наших испол­

нителей.

Так Феликс Робертович разрешил для себя первое противоречие.

Другое противоречие. В технике есть широко известное понятие «запас

прочности». Обычно чем он выше, тем лучше и надежнее конструкция.

Гитара с точки зрения техники — тоже конструкция, и каждому мастеру


22


Гитара работы мастера Ф. Р. Акопова.

хочется, чтобы его инструменты жили долго. Но запас прочности у хорошей

гитары должен быть очень небольшим, иначе при игре струны не смогут

расколебать весь корпус, резонанс будет быстро затухать. Но и до нижнего

предела запас прочности доводить нельзя: звучит все-таки дерево, и чем

его меньше, тем беднее тембр инструмента, Кроме того, натянутые струны

могут покоробить слишком тонкую деку, и гитара погибнет. Значит, и здесь

нужно искать — и находить каждый раз заново — золотую середину.

Кстати, о струнах. Тут тоже не обходится без противоречий. Хорошая

гитара любит хорошие струны — они обладают собственным красивым

тембром, который должен отвечать тембру гитары. Более того, в идеале

для каждой гитары — ведь они даже у одного мастера получаются хоть

чуть-чуть, да разные — нужно делать уникальные струны. И тут уже дело

не только в тембре. Гитара должна настраиваться строго определенно,

как и другие музыкальные инструменты. Но бывает, мастер подтянет или

ослабит струны — и гитара звучит намного интереснее. А строй уже не тот.

Значит, нужны другие струны, которые при найденном натяжении сохранят

строй. Но делать струны отдельно для каждой гитары хоть и возможно,

но очень трудоемко и дорого. Так что мастера и исполнители обходятся пока

просто хорошими струнами.

А что такое хорошая струна?

На старинных гитарах были натянуты жильные струны. Они обладали

прекрасным тембром, но служили недолго, быстро лохматились. Потом

научились делать струны из металла. Поначалу гитаристы обрадовались:

их устраивали стойкость и дешевизна металлических струн. А вскоре затоско­

вали по старым — новые своим металлическим призвуком мешали тембру

дерева. Кроме того, сила натяжения стальных струн больше, чем жильных,

и прижимать их к грифу стало труднее. Но возврата к жильным струнам,

конечно, уже не было. И вот появился нейлон. Струны, сделанные из него

с добавлением специальных присадок, звучат почти как жильные, и натяже­

ние стало слабее. Найден приемлемый компромисс.


23





Гитара с резными обечайками и дном мастера Ф. Р. Акопова.


Правда, нейлоновые струны хоть и намного долговечнее жильных, но они

быстро устают, начинают звучать не так ярко. Гитаристы вынуждены давать

им отдохнуть: время от времени снимают с гитары один комплект

струн и ставят другой. Через месяц отдохнувшие струны будут звучать хоть

и похуже, чем новые, но вполне сносно. Однако эта смена не может повто­

ряться сколько угодно, в конце концов хорошая с виду струна уже отказыва­

ется звучать.

И такое еще противоречие. Чтобы до тонкостей знать требования музы­

кантов к инструменту, мастер должен сам профессионально играть на нем.

Феликс Робертович Акопов — исполнитель высокого класса, он лауреат

одного из международных музыкальных фестивалей. Но профессиональное

исполнительство на гитаре, как и на любом другом инструменте, почти не

оставляет свободного времени. И изготовление гитар тоже его не оставляет.

А выбора «или то, или другое» у мастера нет. И то, и другое! Как Феликс

Робертович находит время — для нас так и останется непонятным.

Есть противоречия и другого характера — тут мастерство уже ни при чем.

Дерево для гитары должно быть выдержанным. Заметьте: не просто высушен­

ным (этого как раз добиться легко), а именно выдержанным. Разница

существенная. У высушенного дерева соки из капилляров испарились,

но остались пустоты, готовые тут же заполниться влагой. Если сделать гитару

из такого дерева, потом ее нужно держать в оранжерейных условиях,

иначе она отсыреет и покоробится. А у выдержанного дерева капилляры

засмолились и влагу уже не принимают. Его можно бросить в воду, а потом

делать гитару — и ничего.

Так где же взять выдержанное дерево? Если вы увидите, как из развалин

снесенного бульдозером старого дома кто-то вытаскивает балки и половицы,

это скорее всего музыкальный мастер. Но так можно добыть ель, сосну,

березу. А палисандр, красное дерево, орех? Старинную мебель уже не

выбрасывают — наоборот, она снова в моде, и у мастеров не стало существен­

ного источника материала. Пробовали делать гитары из дек отслуживших

24





свое роялей. И долго не могли понять, почему получается не так, как ожида­

лось, ведь уж куда лучше выдержанное дерево! Оказалось, оно просто при­

выкло к другому режиму звуковых колебаний и перестроиться уже не может.

Балка — та работала только на изгиб, а это дерево много лет звучало.

Надо добавить к этому, что некоторых пород дерева, необходимых мастеру

для работы, в нашей стране просто нет, их привозят из-за рубежа. Так что

мастеру иной раз труднее найти материал, чем сделать из него инструмент.

Но допустим, что все эти противоречия удачно разрешены. Оказывается,

остается еще одно, главное.

Феликс Робертович показывает нам свою лучшую гитару — на ней ког­

да-то играл Александр Михайлович Иванов-Крамской. Мы рассматриваем

ее, слышим чарующее звучание и верим, что это и есть совершенство.

Но Феликс Робертович вдруг говорит:

— А знаете, я не удовлетворен ни одним из своих инструментов. Со­

вершенной гитары пока вообще нет. Скрипке повезло больше: для нее

найдена точная конструкция — внутри корпуса одна пружина и одна душ­

ка. Предельный лаконизм — ничего убавить уже нельзя. Любой скрипич­

ный мастер делает только так, а не иначе. А у гитары несколько десятков

внутренних конструкций и еще больше их вариантов. Каждый мастер идет

своей дорогой, и ни одну из них, в том числе и мою, нельзя считать абсо­

лютно верной. Вот когда кто-нибудь сведет эти дороги вместе — произой­

дет чудо. Гитара ждет своего Страдивари. Могу только представить, как

она зазвучит, и надеюсь еще услышать ее.

Может случиться, на прощание мастер расскажет нам о своей мечте:

Феликс Робертович надеется не только услышать такую гитару, он надеет­

ся сделать ее сам.

Задуманы новые эксперименты. Снова гитара обрастет датчиками,

снова приборы — но уже самопишущие переведут звучание инструмента

на сухой язык ломаных кривых. И еще Феликс Робертович рассчитывает

на голографические снимки, а в будущем и на голографический фильм,

который позволит увидеть голос гитары — уже в движении, а не в застыв­

ших линиях. И тогда, может быть, мастер до конца поймет нелегкий, ка­

призный, скрытный характер дерева, а вместе с ним секрет совершенной

гитары.

А нам остается только ждать.


Немного истории

Происхождение гитары теряется во тьме веков. Это сказано не ради

красного словца. Мы действительно не знаем, когда появилась на свет ги­

тара. Знаем только, что уже в тринадцатом веке она была широко из­

вестна в Испании.

Иногда начало родословной гитары относят чуть ли не к античным

временам, аргументируя это тем, что название гитары происходит от древ­

негреческой кифары. Но и китаррон, и цитра тоже заимствовали свое на­

звание от кифары, однако ни на кифару, ни на гитару эти инструменты не

похожи, как не схожи они и между собой. Приятно было бы измерять ис­

торию гитары тысячелетиями, но надо считаться с фактами: от кифары

происходит лишь название, а не сам инструмент.


25


Другие рассуждают проще. Если, мол, в тринадцатом веке гитара уже

была широко известна, значит, нужно накинуть еще два-три столетия и

приписать рождение гитары к десятому или одиннадцатому веку. Но и это

не слишком убедительно, потому что история музыки знает случаи, когда

с момента появления инструмента и до его широкого распространения про­

ходило очень немного времени. Гармошке, например, понадобилось для

этого всего каких-нибудь двадцать лет.

Поэтому возьмем за основу лишь то, что известно достоверно: семьсот

лет назад, когда не было ни скрипки, ни виолончели, ни фортепиано, ги­

тара уже была.

Однако никак нельзя сказать, что все это время ее развитие беспрерыв­

но шло в гору. На долгом ее веку всякое случалось.

Еще не успела гитара как следует окрепнуть, набраться сил, как

арабы в четырнадцатом веке привезли в Европу лютню. Заморская при-

шелица очень скоро оттеснила гитару, да так энергично, что надолго при­

остановила ее рост. В общем, это было легко объяснимо. Лютня — очень

древний инструмент, первоначальная ее форма была знакома еще жите­

лям Вавилона. Конечно же, к моменту своего появления в Европе лютня

уже обладала развитыми приемами игры и обширным репертуаром. Ги­

тара никак не могла конкурировать с нею и надолго ушла в тень. А евро­

пейские музыканты принялись совершенствовать лютню, обогащать ее

возможности, писать для нее новую музыку.

Потом у гитары появилась еще одна соперница — ручная виуэла (не

путайте с виолой!). Но, странное дело, она была очень похожа на гитару.

Может быть, именно поэтому виуэла, сама того не желая, вновь возродила

интерес к гитаре. Но лютня по-прежнему оставалась более популярной.

Соперничество бывает разным. Иногда более сильный партнер вызы­

вает лишь глухое раздражение. Ни к чему хорошему это, конечно, не

ведет. Лучше, если соперник возбуждает желание разобраться в его силь­

ных сторонах, учиться у него. Гитара выбрала второй, более перспектив­

ный путь. Она переняла у лютни много хорошего, научилась исполнять

ее богатейший репертуар, воспользовалась многими лютневыми приема­

ми игры. Постепенно набирая силы, гитара вытеснила и лютню, но до сих пор

не так уж редки концерты лютневой музыки, исполняемой на гитаре.

К началу девятнадцатого века уже вполне оформилась современная

шестиструнная гитара — та, которую мы сейчас называем классической.

Специально для гитары стали писать музыку крупные композиторы того

времени. А знаменитый скрипач и композитор Никколо Паганини не толь­

ко сочинял пьесы для гитары, он блестяще играл на ней и даже давал

концерты. Музыканты единодушны в оценке его мастерства: если бы он

вообще не играл на скрипке, то наверняка прославился бы как гитарист.

Появились композиторы и исполнители, посвятившие себя только ги­

таре. Итальянец Мауро Джулиани (это его этюд играл музыкант в мага­

зине) своим творчеством доказал, что гитара — полноценный солирующий

инструмент, что ей доступны сложные, виртуозные произведения. Сам он

и множество его учеников довели исполнительство на гитаре до совер­

шенства.

И в России гитара имела своих выдающихся исполнителей — Андрея

Сихру, Михаила Высотского, Марка Соколовского.


2G


Казалось, дороги к отступлению для гитары были отрезаны. Но, увы,

ее ожидала еще одна полоса неудач. Вполне закономерный интерес лю­

бителей музыки к скрипке и фортепиано другой своей стороной отразился

на гитаре. И хотя к середине прошлого века ей был доступен серьезнейший

репертуар, многие стали относиться к ней с пренебрежением. Гитара по­

всюду, кроме разве что Испании, оставила концертные залы и ушла в быт.

Но не насовсем.

Было бы слишком долго рассказывать о сложном пути возрождения

классической гитары. Вспомним, как это происходило в нашей стране.

К середине двадцатых годов нынешнего века блестящее прошлое гита­

ры было почти забыто, репутация ее сильно пошатнулась. Чуть не все

считали гитару мещанским инструментом, чему особенно радовались кари­

катуристы: достаточно было изобразить человека с гитарой, чтобы пока­

з а т ь — перед вами мещанин. И вот в это время к нам на гастроли приехал

знаменитый испанский гитарист Андрес Сеговия. Это один из тех, кто

очень многое сделал для возрождения былой славы инструмента, и не зря

я начал рассказ о гитаре с его крылатых слов. Приезд Сеговии вызвал

недоуменные вопросы. Как, гитара будет звучать в стенах консер­

ваторского зала? Возможно ли такое? Мещанский инструмент — в при­

сутствии портретов великих композиторов? Кое-кто требовал отменить

предстоящий концерт и выдворить Сеговию обратно в Испанию.

Но концерт состоялся. И вот что писал после него Анатолий Василье­

вич Луначарский: «Трудно представить себе такое полное преодоление

границ инструмента — и притом не путем искусственного форсирования

его, а путем необычайного умения извлечь из него все таящиеся в нем и до

сих пор неизвестные возможности...»

Добавить к этим словам нечего. Хотя... Не предвидел ли Луначар­

ский появление ансамблей с неумеренно громкими электрогитарами, когда

говорил об искусственном форсировании инструмента?

Разумеется, гастроли Андреса Сеговии не могли сразу же круто из­

менить общественное мнение. Еще очень долго к гитаре относились не по

ее заслугам. Но лед тронулся, и гитара вновь прокладывала себе дорогу

в концертные залы. Для нее стали писать музыку известные композиторы,

в том числе автор знаменитого балета «Бахчисарайский фонтан» Борис

Владимирович Асафьев.

Чтобы возрождение гитары шло быстрее и эффективнее, ее привержен­

цам иногда приходилось в одном лице совмещать несколько амплуа —

композитора, исполнителя, педагога и пропагандиста. Таким был, напри­

мер, Александр Михайлович Иванов-Крамской.

Но даже сейчас, когда концерты всемирно известных исполнителей-гита­

ристов в нашей стране стали обычным явлением, нельзя сказать, что

предубеждение против гитары развеялось полностью. И если вы захотите

освоить ее по-настоящему, а не в качестве одного из увлечений, вполне

возможно, что встретите некоторое сопротивление в своей семье. Для

многих еще гитара — нечто легкомысленное, пустая забава. Вот скрипка

или фортепиано! Поэтому, если родители без энтузиазма воспримут ваше

желание, не судите их строго: ведь это следы заблуждений, передавав­

шихся из поколения в поколение. Лучше докажите своей игрой, что гита­

ра — инструмент не менее серьезный, чем любой другой.


27


Ветви одного ствола

Перелистаем нотный сборник, который называется так: «Учебный ре­

пертуар для 4 класса детских музыкальных школ». Мы увидим имена

Баха, Бетховена, Моцарта, Грига, Равеля. Да, уже в детской музыкаль­

ной школе классической гитаре доступны произведения этих великих ком­

позиторов.

Классическая гитара — это ствол, корни которого уходят глубоко в

историю. А есть еще и ветви.

Одна из них — русская семиструнная гитара.

Мне приходилось выслушивать курьезное мнение: мол, чем больше

струн, тем шире возможности, следовательно, семиструнная гитара лучше

шестиструнной. Нет, так сравнивать инструменты нельзя. Хотя бы потому,

что седьмая струна нисколько не расширяет диапазон гитары. И в том,

и в другом варианте он одинаков, потому что струны на семиструнной

гитаре настраиваются как бы теснее, разница между ними по высоте зву­

чания меньше, чем на шестиструнной. И вот эта тесная настройка как

раз и открывает иные возможности. Не более широкие, нет, а просто дру­

гие: на семиструнной гитаре проще и удобнее аккомпанировать. Поэто­

му и родилась она вместе с замечательным явлением музыкальной куль­

туры — русским романсом.

Правда, гитаристы-семиструнники пошли дальше простого аккомпане­

мента, они исполняли и исполняют сейчас сложные виртуозные

произведения, что дает им повод утверждать, что возможности семиструн­

ной гитары и в классическом репертуаре достаточно широки. А шести-

струнники отвечают, что классический репертуар поддается семиструнной

гитаре гораздо тяжелее, приходится очень много сил отдавать технике

исполнения, значит меньше их остается для выразительности, отделки,

разных тонкостей. Однако такие споры могут вестись только с позиций

профессионального мастерства, поэтому мы в них вступать не будем, а

перейдем к другим ветвям.

Без гитары трудно представить себе песни и танцы цыган. Стиль цы­

ганской музыки настолько своеобразен, что порой кажется, будто в руках

у музыканта совсем не та гитара, к которой мы привыкли. Нет, та же самая,

просто инструмент поворачивается к нам еще одним своим лицом.

В провинциях Южной Испании бытует особый вид народного искусст­

ва — фламенко. Это и песня, и танец, и музыкальный аккомпанемент в

подчеркнуто острых ритмах. Гитара — практически единственный инстру­

мент фламенко, только она способна так выразительно воспроизво­

дить его ритмы и мелодии. Фламенкисты — чаще всего самоучки, музы­

кального образования они не имеют, но игра их поразительно виртуозна.

Говорят, могут сойтись два гитариста, которые до этого даже не были зна­

комы друг с другом, и без всяких репетиций сыграть дуэтом сложнейшую

импровизацию.

Неповторимым голосом обладает гавайская гитара. Иногда думают, что

это особый инструмент, разновидность обычной гитары. Нет, любая гитара

может выполнять роль гавайской при одном условии: на ней должны

быть металлические струны. Музыкант надевает на три или четыре пальца

правой руки специальные медиаторы и ими защипывает струны, а левой


28


рукой водит по струнам стальной пластинкой, отчего звучание гитары ста­

новится певучим, вибрирующим. У нее свой репертуар, свои средства выра­

зительности, и в некоторых странах она пользуется большой популяр­

ностью.

Интересна роль гитары в джазе. Еще лет сорок — пятьдесят назад

это место занимало банджо, и гитара, вытеснив постепенно этот инстру­

мент, переняла тем не менее манеру банджо, обогатив ее некоторыми

своими приемами. Нередко гитаре в джазе поручают сольные импровиза­

ционные партии.

Еще одна ветвь — гитара в дуэте, трио, квартете. Она прекрасно соче­

тается со скрипкой, виолончелью, мандолиной, домрой и некоторыми

другими инструментами, причем ведет самостоятельную партию, а не

просто аккомпанирует.

И даже если мы внимательно приглядимся к обычному аккомпане­

менту, то увидим, что гитару можно заставить исполнять очень разные

роли. С одной стороны, сопровождать пустые, бездуховные песенки-одно­

дневки, с другой — участвовать в громоподобных песнях борьбы и про­

теста. Вспомните Виктора Хару — гитара в его руках была для чилийских

путчистов страшнее автомата.

Ну а между этими двумя полюсами те самые миллионы гитар у турист­

ских костров и на самодеятельных сценах, в обычных городских кварти­

рах и на далеких стройках.

Может быть, одна из них всегда рядом с вами и верно служит вместе

с хорошей песней. Беря ее в руки, вспоминайте иногда, что есть на свете ги­

тары, сделанные большими мастерами, и есть такие, которые живут еще

только в мечтах мастеров.


^ ИГРАЙ, МОЙ БАЯН...

В истории изобретений можно встретить немало примеров, когда давно

известные вещи, соединенные вдруг кем-то особым образом, приобретали

совершенно новое качество. Так получилось и с ручной гармоникой.

Почти пять тысяч лет знаком людям звучащий язычок — тонкая метал­

лическая пластинка, колеблющаяся под напором воздуха. Мехи тоже из­

вестны с незапамятных времен — сперва кузнечные, а потом органные.

И клавиатура была изобретена еще до нашего летосчисления. А воз­

раст ручной гармоники, сочетающей в себе и то, и другое, и третье, на

фоне этой старины можно считать младенческим — чуть больше ста шести­

десяти лет.


Год рождения — 1822-й

Видите, какие разные судьбы бывают у музыкальных инструментов!

Только что мы говорили о том, что не можем определить возраст гитары

даже с точностью до столетия, а тут сразу называем год рождения. Мо­

жем назвать и имя изобретателя ручной гармоники — Фридрих Бушман.

Отец Фридриха был музыкантом и музыкальным мастером. Поэтому

не удивительно, что Фридрих и сам лет с восьми начал играть на некоторых


29


инструментах, а в одиннадцать уже гастролировал вместе с отцом и помо­

гал ему в музыкальной мастерской.

В 1822 году Фридрих жил в Берлине и работал настройщиком органов

и фортепиано. Чтобы облегчить себе настройку органных труб, он скон­

струировал специальное приспособление — маленькую коробочку, в кото­

рую был вделан металлический язычок. Когда Фридрих вдувал ртом

воздух в коробочку, язычок звучал, издавая тон определенной высоты. По

нему и настраивалась труба. Несколько таких коробочек, дававших звуки

разной высоты, упрощали настройку. Однако мастеру не нравилось, что одна

рука была занята этим приспособлением, а для работы оставалась только

другая. Тогда Фридрих вделал каждый язычок в мех. Теперь во время наст­

ройки мастер ставил приспособление рядом с собой, растягивал мех кверху

и отпускал. Сжимаясь под давлением собственного веса, мех подавал воздух

на язычок, и тот звучал. Обе руки мастера оставались свободными, а кроме

того, не нужно было дуть ртом, что тоже облегчало работу.

Потом Фридрих догадался, что незачем делать к каждому язычку соб­

ственный мех. Можно встроить все язычки в один мех, а чтобы они не звучали

одновременно, оснастить их клапанами. Теперь для получения нужного тона

надо было открыть один клапан над соответствующим язычком, а остальные

оставить закрытыми.

А еще чуть позже Фридрих понял, что изобретенную им конструкцию

можно превратить в самостоятельный музыкальный инструмент.

Так мастер, облегчая себе труд (сейчас мы назвали бы это рационализа­

цией), пришел к новой форме музыкального инструмента. В ту пору Фрид­

риху было всего семнадцать лет...

Однако, восхищаясь изобретательностью молодого мастера, не будем

и преувеличивать его заслуги в создании гармоники. Фридрих изобрел

новую форму музыкального инструмента, но пока не сам инструмент, потому

что играть на нем было еще нельзя: ведь клапанный механизм предназначал­

ся лишь для настройки. Фридрих пытался довести до конца свой замысел

и сделать ручную гармонику, но у него было очень мало времени на это.

Все отнимала основная работа, а гармоникой приходилось заниматься

лишь урывками, поэтому в итоге получилось у него нечто вроде детской иг­

рушки.

В технике нередко идею подает один, а разрабатывает ее другой. Напри­

мер, электрическая лампочка впервые загорелась в лаборатории русского

электротехника Александра Николаевича Лодыгина, но до работоспособного

и промышленного вида ее довел Эдисон. Так бывало и в музыкальной тех­

нике, так случилось и с ручной гармоникой. Одна из детских игрушек попала

в руки венскому органному мастеру Кириллу Демиану. Он усовершенствовал

ее и 6 мая 1829 года подал заявку на инструмент, названный им аккордеоном.

Можно подивиться той оперативности, с которой была рассмотрена и утверж­

дена эта заявка: уже через девятнадцать дней Демиан получил привилегию

на свой инструмент. Можно подивиться и оперативности самого Демиана:

еще через несколько дней он вместе со своими сыновьями стал производить

аккордеоны на продажу. И вскоре, еще в год своего появления на свет, аккор­

деон Демиана стал известным инструментом.

На аккордеоне уже можно было играть — правда, очень простые

мелодии и только в одной тональности, потому что он имел всего пять кнопок


30


на правой стороне и пять на левой. Но это была музыка, а не надоедливая

д л я взрослых детская з а б а в а.

З д е с ь бы надо остановиться и точнее р а з о б р а т ь с я в истории. Аккордеон

мы привыкли считать гораздо более современным инструментом, чем гармош­

ка, и вдруг о к а з ы в а е т с я, что с него-то все и началось. А кроме того, ведь

у аккордеона фортепианная клавиатура д л я правой руки, а на инструменте

Д е м и а н а были только кнопки.

О д н а к о подождем уточнять эти вопросы — они требуют отдельного р а з­

говора, и мы к нему скоро вернемся. А пока посмотрим, как гармоника попала

в Россию.

Произошло примерно то же самое, что сейчас происходит с нашими бала­

л а й к а м и. Их покупают иностранные туристы и у в о з я т домой в качестве экзо­

тического сувенира. Так и в Россию привозили ручные гармоники — не тури­

сты, конечно, а купцы, моряки, артисты. Однако здесь ей не суждено было

остаться лишь сувениром — очень скоро гармоника превратилась из экзоти­

ческого инструмента в народный.

А обязаны мы этим, как ни странно, не музыкальным мастерам, а туль­

ским оружейникам.

Летом 1830 года один из них, И в а н Сизов, поехал на ярмарку в Ниж­

ний Новгород и там услышал гармонику. Сизов выторговал ее, тогде еще

довольно дорогую, и привез домой. Как всякий любознательный мастеровой,

он первым делом р а з о б р а л инструмент и изучил его устройство. Убедившись,

что ничего особо сложного в нем нет, тем более д л я тульского оружейника,

взял и сделал своими руками такой же.

Конечно, об этом сразу же узнали родственники и знакомые И в а н а

Сизова, а через них и другие. Среди тех, кто мог познакомиться с инструмен­

том, было немало умельцев — Тула вообще всегда с л а в и л а с ь мастерами.

Очень скоро изготовление гармоник стало в Туле повальным увлечением.

Сейчас мы н а з в а л и бы это массовым хобби. Очень быстро производство гар­

моники было поставлено на промышленную основу. С н а ч а л а открылись

кустарные мастерские, а потом и фабрики. Сам И в а н Сизов т о ж е не огра­

ничился своей первой гармоникой, а наладил их фабричный выпуск. Еще

с в е ж а была в памяти его диковинная нижегородская покупка, а Тула уже

выпускала больше десяти тысяч инструментов в год.

Производство перекинулось в другие города, то тут, то там открывались

новые промыслы, причем множились и разновидности гармоники, потому что

в каждой области ее переиначивали и п о д л а ж и в а л и под свои напевы. С а р а­

т о в с к а я, ливенская, череповецкая, касимовская, е л е ц к а я, в я т с к а я — всех

и не перечислить.

А ведь минуло всего д в а десятка лет после изобретения Кирилла Д е м и а н а

и меньше тридцати с тех пор, как Фридрих Бушман приспособил д л я наст­

ройки органа язычок с мехом. Чем же можно объяснить столь стремительное

распространение гармоники?

Во-первых, тем, что этот инструмент как бы сам себе аккомпанирует,

р а с п о л а г а я кнопками д л я басового сопровождения.

Во-вторых, д а ж е первые, во многом несовершенные инструменты уже об­

ладали ценной особенностью: они позволяли извлекать звуки от едва

слышимых до очень громких, потому что напор воздуха мог регулироваться

ручным мехом.


31


Саратовская гармоника.



Елецкая гармоника.


Череповецкая гармоника.

posledovatelnaya-parametrizaciya-upravlyayushih-vozdejstvij-i-polubeskonechnaya-optimizaciya-algoritmov-upravleniya-tehnologicheskimi-obektami-s-raspredelennimi-parametrami-stranica-2.html
posledovatelnij-summator.html
posledovatelnost-hoda-nauchnogo-issledovaniya.html
posledovatelnost-osnovnih-stranic-garmin-gpsmap-60-rukovodstvo-polzovatelya.html
posledovatelnost-vipolneniya-rabot-po-formirovaniyu-proektov-gosudarstvennih-zadanij.html
posledstviya-differenciacii-parsons-t-p-18-ostrukture-socialnogo-dejstviya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-21-marta-2012-g-213.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/spisok-rekomenduemoj-literaturi-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-opd-f-obshee-yazikoznanie-dlya-studentov.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/avtor-ne-ukazan-asninforu-03122010-ekspert-samoregulirovanie-naryadu-s-gosnadzorom-stanet-instrumentom-povisheniya-kachestva-stroitelstva.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-istoriya-chast-i-osnovi-istoricheskogo-znaniya-dlya-napravleniya-032700-62-filologiya-podgotovki-bakalavra-avtori-programmi.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vipusk-ot-16-marta-2012-goda-voprosi-i-otveti-po-buhuchyotu-i-nalogooblozheniyu-stranica-2.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/teoriya-kolmanna-kafedra-buhgalterskogo-uchyota-i-analiza-hozyajstvennoj-deyatelnosti.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-4-tipi-organizacii-hozyajstvennih-sistem-uchebnoe-posobie-kurs-lekcij-dlya-studentov-visshih-uchebnih-zavedenij.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/oformlenie-kursovogo-proekta-programma-kontrolnie-zadaniya-i-tematika-kursovih-proektov-po-uchebnoj-discipline.html
  • writing.bystrickaya.ru/konspekt-lekcij-po-discipline-sd-04-audit-napravleniya-080100-ekonomika-stranica-4.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-uroka-klass-zemnovodnie-ili-amfibii-klass-presmikayushiesya-ili-reptilii-celi-uroka-obrazovatelnie.html
  • tests.bystrickaya.ru/kursovaya-rabota-ekologicheskoe-vospitanie-mladshih-shkolnikov-vo-vneklassnoj-rabote.html
  • control.bystrickaya.ru/cel-proekta-vosstanovit-sudbu-kleopatri-docheri-mitridata-vi-evpatora-zadachi-izuchit-dostupnie-istochniki-pismennie-materiali-arheologicheskih-ekspedici.html
  • lesson.bystrickaya.ru/osnovnie-publikacii-po-teme-dissertacii-institucionalizaciya-socialnoj-zashiti-naseleniya-v-usloviyah-sovremennoj-rossii.html
  • desk.bystrickaya.ru/parlament-i-soveti-istmat-i-problema-vostok-zapad.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-tehnologiya-izdelij-elektronno-opticheskoj-tehniki-dlya-studentov-specialnosti-t-08-03-00-elektronno-opticheskie-sistemi-i-tehnologii-stranica-11.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/voprosi-razrabotki-profilej-elektronnih-bibliotek-vposlednee-vremya-oboznachilas-tendenciya-ispolzovaniya-bibliotekami.html
  • literature.bystrickaya.ru/centralizovannoe-goryachee-vodosnabzhenie-zhilogo-zdaniya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/arbitrazhnij-sud-kak-garantiya-realizacii-ekonomicheskih-interesov-subektov-v-rossijskoj-federacii-chast-12.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vestnik-au-centr-monitoringa-i-razvitiya-obrazovaniya-goroda-cheboksari-mart-2011.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/regulirovanie-rinka-truda-trudoizbitochnogo-regiona-v-kontekste-finansovo-ekonomicheskogo-krizisa.html
  • writing.bystrickaya.ru/avtoaranzhirovshiki.html
  • shkola.bystrickaya.ru/turchaninov-aleksej-fyodorovich.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-vi-amerika-na-perepute-predislovie-k-razdelu.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodika-interaktivnogo-professionalno-orientirovannogo-obucheniya-studentov-gistologii-embriologii-i-citologii-s-pomoshyu-kompyuternih-sredstv-stranica-3.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-34-obyazatelstva-po-ispolzovaniyu-zhilih-pomeshenij-8-chasov-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-grazhdanskoe.html
  • notebook.bystrickaya.ru/indikatori-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-kak-instrument-ocenivaniya-municipalnih-programm-i-politik.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/ponyatie-ego-opredelenie-i-delenie.html
  • predmet.bystrickaya.ru/saveleva-m-yu-lekcii-po-mifologii-kulturi-k-vidavec-parapan-2003-272-s-s-mifcultura-03-z-nscan-03-465000-95-str-4-03-2006-s-vverhu.html
  • predmet.bystrickaya.ru/soderzhat-dannie-svyazannie-s-predpolyotnoj-podgotovkoj-zapuskom-dvigatelej-i-ruleniem-vklyuchaya-rulenie-v-neblagopriyatnih-pogodnih-usloviyah-opisanie-vsego-polyota-stranica-9.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rashodi-po-oplate-uslug-gorodskoj-mezhdugorodnoj-i-mezhdunarodnoj-telefonnoj-svyazi-pochtovoj-telegrafnoj-teletajpnoj-i-mobilnoj-svyazi-za-polzovanie-elektronnoj-pochtoj-i-internetom.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/materialno-tehnicheska-obezpechenost-na-administraciite-plan-za-dejstvie.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-evolyuciya-ili-katastrofa-izmenenie-magnitnogo-polya-zemli-vspishki-sverhnovih-zvezd-stranica-4.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-iv-iv-nv-i-v-14-uv-1ch-i-ich-lv4-i-u-bednenko-g-b-b38-shkola-run-tehnika-gadaniya-i-magicheskij-kommentarij.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-provedeniya-sovmestnogo-viezdnogo-zasedaniya-koordinacionnogo-soveta-po-nauchno-tehnicheskoj-i-promishlennoj-politike-pri-administracii-smolenskoj-oblasti.html
  • tests.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-po-modulyu-programma-kursov-povisheniya-kvalifikacii-uchitelej-nachalnih-klassov-po-bloku-teoriya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.