.RU

Порядок и условия вступления в ВТО - Российский государственный социальный университет


^ Порядок и условия вступления в ВТО
Членами ВТО могут быть все страны мира и отдельные таможенные территории. В настоящее время членами ВТО являются 153 государства. Еще 29 стран находятся на разных этапах ратификации документов, касающихся их участия в ВТО, или ведут переговоры об условиях их присоединения к этой организации.

По оценке Рабочей группой по вступлению России в ВТО и реформе таможенной политики Комитета Российского союза промышленников и предпринимателей по торгово-таможенной политике и ВТО17 большинство членов ВТО в прошлом были членами ГАТТ, которые подписали заключительный акт Уругвайского раунда, и завершили свои переговоры о доступе на рынки товаров и услуг к моменту проведения совещания в Марракеше в 1994 году. Эти страны, которые образуют состав «учредителей» ВТО.

Процедура присоединения к Всемирной торговой организации, выработанная за более чем 50 лет существования ГАТТ/ВТО, многопланова и состоит из нескольких этапов. Как показывает опыт стран-соискателей, этот процесс занимает в среднем 5 – 7 лет. Все указанные ниже процедуры присоединения полностью распространяются и на Россию.

Вступление в ВТО представляет собой четырёхступенчатый процесс. На первом этапе государство, пытающееся вступить в ВТО, информирует как руководящие органы организации, так и всех её членов о своей торгово-экономической политике, которая потенциально затрагивают уже действую­щие соглашения в рамках ВТО. Заявка на вступление в ВТО представляется в виде правительственного меморандума, который рассматривается на заседаниях рабочей группы, создаваемой специально для рассмотрения заявки данной страны. В меморандуме раскрываются все аспекты торговой и экономической политики государства, которые касаются соглашений ВТО. Первая стадия вступления в ВТО в официальных документах ВТО называется «представьте себя».

На втором этапе после урегулирования основных проблем с рабочей группой ВТО государство-кандидат начинает двусторонние переговоры с отдельными странами-членами ВТО. Эти переговоры касаются всего спектра товаров, услуг и интеллектуальной собственности, обращающихся в системе мировых экономических связей. Хотя формально переговоры идут со всеми странами-участниками, на практике они проводятся с основными участниками в сфере мировых торгово-экономических связей, интересы которых непосредственно затрагивают и касаются внешнеторговых связей данной страны. На практике переговоры являются не совсем равноправными, поскольку старых членов ВТО интересуют преимущественно те выгоды, которые они могут получить от вступления данной страны в ВТО (в виде экспортных возможностей и гарантий для своей страны). Эти переговоры являются также исключительно сложными и могут растягиваться на многие годы. В качестве примера можно привести Армению, которая вступала в ВТО в течение примерно 10 лет – с 1993 г., когда она подала заявление о вступлении в ГАТТ, и впоследствии – в 1995 г. – непосредственно в ВТО. Вьетнам, ведший переговоры о вступлении в ВТО с 1995 г., вступил в эту организацию в январе 2007 г., т.е. спустя 12 лет. Этот этап в официальных документах ВТО называется «представить каждому члену ВТО то, что вы можете ему предложить».

На третьем этапе рабочая группа по приему нового члена ВТО сво­дит воедино свою оценку торгового режима страны-заявителя и результаты его двусторонних переговоров, результатом чего является итоговый доклад рабочей группы, в котором содержится проект договора между страной-заявителем и ВТО о вступлении данной страны в организацию и перечень мероприятий, которые страна должна выполнить в установленные сроки в рамках взятых на себя обязательств в ходе двусторонних переговоров.

В соответствии с установленными правилами результаты всех проведенных переговоров и условия присоединения государства оформля­ются следующими официальными документами:

- Доклад рабочей группы, где изложен весь пакет прав и обязательств, которые страна-соискатель примет на себя по итогам переговоров;

- Список обязательств по тарифным уступкам в области товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства;

- Перечень специфических обязательств по услугам и Список изъятий из РНБ (режим наибольшего благоприятствования);

- Протокол о присоединении, юридически оформляющий достигнутые договоренности на двух- и многостороннем уровнях.

И, наконец, на четвёртом этапе происходит представление всего пакета согласованных документов на рассмотрение Генерального совета ВТО или конференции министров торговли. В случае если за них, то есть за принятие новой страны в члены ВТО, проголосует две трети стран членов участниц, страна-заявитель подписывает окончательный текст протокола и становится полноправным членом ВТО. При этом во многих случаях договор между страной-заявителем и ВТО о вступлении в эту организацию должен быть ратифицирован парламентом этой страны ещё до того, как он будет одобрен двумя третями членов ВТО.

Как отмечает ВТО18, одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда.

На заключительном этапе присоединения происходит ратификация соответствующим национальным органом власти страны-кандидата всего пакета документов, согласованного в рамках рабочей группы и утвержденного Генеральным советом. После этого указанные обязательства становятся частью правового пакета документов ВТО и национального законодательства, а сама страна-кандидат получает статус члена ВТО.

В 1993 году Россия направила заявление о присоединении к ГАТТ, которое в 1994 году было переоформлено на просьбу о присоединении к преемнице ГАТТ – ВТО. В соответствии с правилами ГАТТ/ВТО была создана Рабочая группа по присоединению России к ВТО, в которую вошли представители заинтересованных стран-членов этой организации. Состав Рабочей группы менялся, причем в сторону увеличения участников. В настоящее время в состав Рабочей группы входят 67 стран. К основным задачам Рабочей группы относится изучение торгового режима России и выработка условий ее вступления в ВТО.

Переговорный процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995 году. Первое заседание Рабочей группы по присоединению России к ВТО прошло в Женеве 17 – 19 июля 1995 года. Оно проходило на основе «Меморандума о внешнеторговом режиме», который был представлен Россией в марте 1994 года, и письменных ответов на вопросы, заданные странами-членами по Меморандуму. В ходе первой сессии члены российской делегации ответили на новые вопросы стран-членов и представили другую дополнительную информацию по т.н. «традиционным» сферам ГАТТ (торговля товарами).

В настоящее время между Россией и ВТО решены все экономические и правовые вопросы, связанные с вступлением в эту международную организацию. Единственным препятствием вступления России в ВТО является политическая позиция Грузии, которая не согласовала ряд вопросов, связанных с перемещением товаров через границу Южной Осетии и России.
^ Порядок урегулирования споров в ВТО
В соответствии с частью 2 статьи 3 Приложения № 2 к Марракешской Декларации 1994 года система урегулирования споров ВТО является центральным элементом, обеспечивающим безопасность и предсказуемость многосторонней торговой системы. Члены ВТО признают, что система урегулирования споров имеет целью охранять права и обязательства членов по охваченным соглашениям и вносить ясность в отношении действующих положений этих соглашений в соответствии с обычными правилами толкования международного публичного права. Рекомендации и решения органа по разрешению споров ВТО не могут увеличить или уменьшить права и обязательства, предусмотренные охваченными соглашениями.

В соответствии с указанным приложением к Марракешской Декларации члены ВТО берут на себя обязательство не предпринимать в одностороннем порядке действий против возможных нарушений правил торговли. Более того, они обязуются разрешать спорные вопросы в рамках многосторонней системы урегулирования споров и подчиняться ее правилам и решениям.

Генеральный совет ВТО созывается как Орган разрешения споров (ОРС) для урегулирования споров, возникающих в связи с любым соглаше­нием, из числа тех, которые содержатся в Марракешской Декларации. Таким образом, ОРС обладает исключительными полномочиями создавать третейские группы для рассмотрения конкретных споров, утверждать доклады, которые представляются такими группами, а также апелляционным органом, следить за выполнением решений и рекомендаций и санкционировать применение ответных мер в случае невыполнения рекомендаций.

Цель механизма урегулирования споров в рамках ВТО заключается в том, чтобы «обеспечить позитивное решение споров»19. Таким образом, поощряется стремление сторон к поиску взаимоприемлемого решения проблем, возникающих в отношениях между членами организации, в соответствии с правилами ВТО. Достичь такого урегулирования можно также в процессе двусторонних и многосторонних консультаций между заинтересованными правительствами.

Урегулирование споров в рамках ВТО состоит из нескольких этапов, которые будут рассмотрены ниже20.

На первом этапе урегулирования споров, проведение консультаций между заинтересованными государствами с целью урегулирования спора является обязательным условием. В случае неудачи, если обе стороны не имеют возражений, спор может быть вынесен на рассмотрение генерального директора, который, выступая в своем официальном качестве (ex officio), предлагает сторонам свои добрые услуги, согласительную процедуру или посредничество с целью оказания содействия членам в урегулировании конфликта.

Если консультации не дают положительных результатов в течение 60 дней, истец может обратиться в ОРС с просьбой об образовании третейской группы для рассмотрения дела. Согласно действующим процедурам, ОРС обязан назначить третейскую группу не позднее даты, когда он рассматривает заявление об образовании такой группы во второй раз, если на основе консенсуса не будет принято решение против ее создания.

Определение полномочий третейской группы и назначение ее членов также осуществляется в соответствии со статьями 6 – 8 Приложения 2 Марракешской Декларации 1994 года. Полномочия третейской группы являются стандартными:

Во-первых, изучить, претензии сторон по существу в соответствии с теми положениями конкретного соглашения и документами, на которые ссылаются стороны.

Во-вторых, сделать выводы, которые помогут ОРС сформулировать рекомендации или принять решение, как это предусмотрено в конкретном соглашении, под действие которого подпадают взаимоотношения государств.

Третейская группа может наделяться дополнительными полномочиями, если стороны согласны с таким подходом к разрешению спора.

Функция третейских групп состоит в оказании помощи ОРС в выполнении его обязанностей. Соответственно, третейская группа объек­тивно оценивает вопрос, поставленный перед ней, включая объективную оценку фактических обстоятельств дела, применимость соответствующих охваченных соглашений и соответствие им, и формулирует другие выводы, которые помогут ОРС дать рекомендации или принять решение, как это предусмотрено в охваченных соглашениях в рамках возникшего спора. Третейские группы регулярно консультируются со сторонами спора и предоставляют им адекватные возможности для выработки взаимо­удовлетворяющего решения.

Члены третейской группы назначаются в течение 30 календарных дней с момента принятия решения о создании такой группы. Секретариат ВТО предлагает вниманию спорящих сторон имена трех потенциальных арбитров, выбор которых осуществляется из списка лиц, обладающих необходимой квалификацией. В случае сложности с выбором арбитров, генеральный директор может назначить их самостоятельно. Назначенные арбитры выступают в своем личном качестве и не вправе получать инструкции от правительств.

Заключительный доклад третейской группы, как правило, передается сторонам спора в течение 6 месяцев. В случае острой необходимости, когда речь идет о скоропортящихся товарах, сроки представления доклада сокращаются до 3 месяцев.

Третейская группа руководствуется подробными процедурами, которые прописаны в Приложении 2 к Марракешской Декларации 1994 года о процедуре разрешения споров. Основные этапы работы группы выглядят следующим образом:

- До начала первого заседания по рассмотрению спора по существу, каждая из сторон, участвующих в споре, представляет группе свое заявление, в котором излагаются факты и аргументы, касающиеся спора.

- На первом заседании группы по рассмотрению спора по существу истец излагает иск, а ответчик – позицию защиты. Третьи стороны, которые сообщили группе о наличии у них интересов в споре, также могут представить свои соображения. Официальные ответные доказательства и возражения ответчика представляются на втором заседании третейской группы по рассмотрению дела по существу.

- В тех случаях, когда одна из сторон поднимает вопросы научного или технического характера, третейская группа может назначить группу экспертов для подготовки экспертного заключения.

- Третейская группа представляет сторонам описательный раздел своего доклада (фактологическая сторона дела и аргументация сторон) и дает им две недели для подготовки замечаний. Далее группа представляет сторонам промежуточный доклад, в котором содержатся ее выводы и заключения, и дает сторонам одну неделю для подачи заявления о пересмотре доклада. Сроки пересмотра не должны превышать две недели, в течение которых группа может проводить дополнительные заседания с участием сторон спора.

- Заключительный доклад затем представляется сторонам, а спустя три недели распространяется среди всех челнов ВТО.

- В случае если третейская группа признает, что рассматриваемая мера противоречит условиям соответствующего соглашения ВТО, она рекомен­дует члену организации, который ввел эту меру, привести ее в соответствие с таким соглашением. Группа также может предложить члену организации пути выполнения предлагаемой рекомендации.

- Доклады третейской группы подлежат утверждению ОРС в течение 60 дней после их принятия группой, если при этом одна из сторон не заявит о своем намерении подать апелляцию или же на основе консенсуса не будет принято решение не утверждать доклад группы.

Механизм разрешения споров в рамках ВТО предоставляет каждой из сторон при рассмотрении спора третейской группой возможность подать апелляцию. Апелляцию может подать только сторона спора. При этом апелляция должна ограничиваться вопросами права, которые затрагиваются в докладе группы, и той интерпретации правовых положений, которые она дает.

Апелляции рассматриваются постоянным апелляционным органом, который создается ОРС. В состав этого органа входят семь человек, назначение которых обеспечивает широкое представительство членского состава ВТО, назначаемые на 4 года. Они должны обладать авторитетом в области права и международной торговли и не быть связаны с каким-либо правительством. Три члена Апелляционного органа постоянно находятся при исполнении служебных обязанностей для рассмотрения апелляций. Они вправе подтвердить, изменить или аннулировать правовые заключения и выводы третейской группы. Как правило, срок, отводимый на рассмотрение апелляции, не должен превышать 60 дней и ни в коем случае не может быть больше, чем 90 дней.

Не позднее, чем через 30 календарных дней после его опубликования ОРС принимает доклад апелляционного органа, который в безусловном порядке подлежит принятию сторонами спора, если нет согласия, что доклад не должен быть принят.

На заседании ОРС, которое проводится в течение 30 дней после утверждения доклада третейской группы или доклада апелляционного органа, затронутая сторона обязана изложить свои намерения в отношении выполнения рекомендаций. Если немедленное выполнение рекомендаций представляется невозможным по практическим соображениям, данный член организации получает «разумные сроки», которые устанавливаются ОРС, для их выполнения. В случае невыполнения им этих рекомендаций в установ­ленные сроки, данный член организации обязан вступить в переговоры с истцом для определения взаимосогласованной компенсации, например, о снижении тарифов в секторах, представляющих особый интерес для истца.

Если спустя 20 дней с начала таких переговоров, стороны не смогут согласовать удовлетворительную для истца компенсацию, истец вправе обратиться в ОРС за санкцией на приостановление действия уступок или обязательств по отношению к ответчику. ОРС обязан выдать такую санкцию в течение 30 дней после истечения «разумного срока», если нет консенсуса о том, что запрос о санкции следует отклонить.

Действие уступок приостанавливается в том же секторе торговли, в отношении которого возник спор, вынесенный на рассмотрение третейского суда. Если эта мера почему-то является неэффективной или не может быть реализована по практическим соображениям, действие уступок приостанав­ливается в отношении другого сектора торговли, но в рамках все того же соглашения. Если и эта мера представляется неэффективной или не может быть реализована по практическим соображениям, или обстоятельства дела достаточно серьезны, действие уступок может быть приостановлено в рамках другого соглашения ВТО.

В любом случае, ОРС будет держать под контролем выполнение принятых рекомендаций или правовых определений, а любой нерешенный спор будет оставаться в его повестке дня до полного разрешения.

posobie-yuzhno-sahalinsk-2008-udk.html
posobiya-po-materinstvu-i-detstvu-kotorie-viplachivaet-fond-socialnogo-strahovaniya-rf-s-1-yanvarya-2009-go-da-bili-proindeksirovani-teper-summa-posobij-materyam-uvelichatsya-na-1085.html
posobnikov-rejderov-budut-sazhat-na-vosem-let-pervij-kanal-novosti-23-09-2008-borisov-dmitrij-18-00-9.html
posoh-i-shlyapa-terri-pratchett-stranica-6.html
posol-bez-osobih-poruchenij-gosduma-rf-monitoring-smi-5-marta-2008-g.html
posol-ssha-v-tashkente-dzhon-herbst-o-vospriyatii-rossii-prezidentom-islamom-karimovim.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rossiya-i-gryadushee-rasshirenie-es-beseda-s-predsedatelem-evropejskoj-komissii-professorom-romano-prodi-yanvar-2004.html
  • university.bystrickaya.ru/fraktalnaya-geometriya-instrument-poznaniya-fraktalnoj-fiziki.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchetnosti-dlya-obshestvennogo-sektora-stranica-10.html
  • tests.bystrickaya.ru/leonid-rejman-otmetil-svoj-den-rozhdeniya-radio-rsn-novosti-11-07-2008-shestakova-anna-18-00-11.html
  • esse.bystrickaya.ru/raspredelenie-rabotnikov-po-otraslyam-nauk-otchet-o-nauchnoj-deyatelnosti-kafedra-kafedra-inostrannih-yazikov.html
  • credit.bystrickaya.ru/p-roektnoe-obuchenie-mladshih-shkolnikov.html
  • grade.bystrickaya.ru/mit-den-augen-der-kinder-aufwachsen-zwischen-familie-freunden-und-institutionen.html
  • knigi.bystrickaya.ru/roman-napisan-na-osnove-realnih-sobitij-i-posvyashaetsya-tem-kto-sumel-projti-stranica-3.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/voprosi-k-kandidatskomu-ekzamenu-po-istorii-i-filosofii-nauki.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-uchebnoj-disciplini-specialnie-voprosi-razdela-mashinovedenie-specialnost-050502-tehnologiya-i-predprinimatelstvo.html
  • universitet.bystrickaya.ru/turisticheskie-i-ekspedicionnie-pravila-spravochnik-stalkera-azbuka-vizhivaniya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-u-shekspir-sonettern-ailshinsha-orissha-audarmasindai-bejnellkt-berlun-bailau.html
  • report.bystrickaya.ru/klara-11-iyulya-vtornik-17-14-heppi-end.html
  • tests.bystrickaya.ru/krazha-chast-9.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-5nauka-bez-pafosarazvitie-nauchnoj-refleksii-n-i-kuznecova-socio-kulturnie-problemi.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rok-akademicki-stranica-41.html
  • composition.bystrickaya.ru/opredeleni-e.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-meropriyatij-po-podgotovke-i-provedeniyu-prazdnovaniya-200-letiya-so-dnya-rozhdeniya-i-a-goncharova-v-yamalo-neneckom-avtonomnom-okruge.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadachi-proektirovaniya-srv-delyat-na-zadachi-analiza-i-zadachi-sinteza.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-uchebnoj-disciplini-etika-delovogo-obsheniya-rabochaya-programma-sostavlena-v-sootvetstvii-s-trebovaniyami-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-po-specialnosti-035000-62-izdatelskoe-delo.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prilozhenie-e-metodicheskie-rekomendacii-po-prohozhdeniyu-preddiplomnoj-praktiki-vipolneniyu.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vipusk-1973-goda-spiski-vipusknikov.html
  • doklad.bystrickaya.ru/visokij-renessans-v-srednej-italii-federalnaya-celevaya-programma-knigoizdaniya-rossii-recenzenti-kafedra-teorii.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chast-urozhaya-dlya-svyashennika-i-daval-pozhertvovaniya-na-shkoli-chem-platil-kniga-i-izrail-ok-1600-586-gg-do-n-e.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chto-mne-blizko-v-nasledii-m-cvetaevoj.html
  • desk.bystrickaya.ru/perechen-uchrezhdenij-organizacij-i-dolzhnostej-vremya-raboti-v-kotorih-zaschitivaetsya-v-pedagogicheskij-stazh-rabotnikov-obrazovaniya.html
  • studies.bystrickaya.ru/kod-po-okei-chelovek-792-ob-utverzhdenii-statisticheskogo-instrumentariya-dlya-organizacii-federalnogo-statisticheskogo.html
  • grade.bystrickaya.ru/o-prognoze-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-polevskogo-gorodskogo-okruga-na-srednesrochnuyu-perspektivu-stranica-6.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vznosa-nematerialnih-aktivov-v-ustavnij-kapital-emitenta-i-postuplenij-v-bezvozmezdnom-poryadke-po-sostoyaniyu-na-31122008-g-i-31032009-g-ne-proizvodilos.html
  • occupation.bystrickaya.ru/mnogonacionalnaya-kanada-opit-multikulturalizma.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zadachi-kriminalistiki-6-prestupnaya-deyatelnost-kak-obekt-kriminalistiki-22-principi-prestupnoj-deyatelnosti-37-stranica-8.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/organizaciya-upravlencheskogo-ucheta-po-mestam-vozniknoveniya-zatrat-i-centram-otvetstvennosti.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-sociologiya-kulturi-dlya-napravleniya-030100-62-filosofiya-podgotovki-bakalavra-avtor-programmi.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-6-stiven-king-zelenaya-milya-predislovie-pismo.html
  • report.bystrickaya.ru/iv-kurs-8-semestr-60-chasov-12-zanyatij-zadachi-izucheniya-disciplini-1-izuchenie-anatomo-fiziologicheskih-osobennostej.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.