.RU

Правительство Москвы Департамент образования города Москвы Восточное окружное управление образования

Правительство Москвы

Департамент образования города Москвы

Восточное окружное управление образования

Государственное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением

экономики № 1301

Пустогвар Людмила Владимировна

Работа над социальным проектом «Я – гражданин России»


Методика обучения для общеобразовательных учреждений
Методическая разработка

Москва 2010 год

Содержание
Пояснительная записка


  1. Цель, задачи, актуальность работы

  2. Новизна разработки

  3. Участие в конкурсах, достижения


Методика социального проектирования « Я – гражданин России»

  1. Обоснование методики, область применения

  2. Организации, с которыми сотрудничали при работе над проектами

  3. Методика социального проектирования «Я - гражданин России»

подготовка учащихся к работе над проектом

выбор проблемы

сбор и анализ информации

разработка собственного плана решения проблемы

реализация плана действий команды учащихся

защита проекта

презентация проекта

4. Список используемой литературы
Приложения

Приложение 1. Фрагменты из проекта 2007 года «Мы это сделали» (оформление школьной столовой )

Приложение 2. Фрагменты из проекта 2008 года «Зеленый школьный двор - здоровье детей»

Приложение 3. Фрагменты из проекта 2009 года «Путеводитель школьника по правовым вопросам».

Одна из задач программы «Столичное образование – 5» на 2009-2011 год: «…внедрение технологий системно-деятельностного, компетентностно-ориентированного подхода в образовании для обеспечения формирования базовых компетентностей современного человека (информационной, коммуникативной, самоорганизации, самообразования)».

Национальная образовательная инициатива НАША НОВАЯ ШКОЛА. Утвержденная Президентом РФ Д. Медведевым 04.02.2010 г. Пр-271.

«Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Результаты образования – это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни.»

Решать данные задачи можно, используя методику «Я – гражданин России». Разработка четко и ясно позволяет познакомить учащихся с социальной средой общества: теоретические знания, полученные на разных предметах (обществознание, право, экономика, литература), подкрепить практической реальной деятельностью. Социальное проектирование дает колоссальный опыт необходимый в жизни подрастающему поколению. Конкретные проблемы школьного сообщества были рассмотрены учащимися: оформление школьной столовой, озеленение пришкольной территории, составление «Путеводителя школьника по правовым вопросам». А сколько других проблем ждет своего решения? Главное в данной работе – результативность, а если еще к тому же она оценена по достоинству компетентным жюри московской акции «Я – гражданин России», дает дополнительный стимул к дальнейшей работе. В 2007, 2009 годах проекты учащихся школы №1301 занимали призовые места на московском конкурсе «Я – гражданин России» и представляли г. Москву на Всероссийский акциях «Я – гражданин России» ( 2007 г. - ростовская область; 2009 г. – ВДЦ «Орленок»).

Пояснительная записка

Цель данной работы:
Воспитание активной гражданской позиции, исследовательских и творческих компетентностей учащихся.

Создание условий для успешной социализации школьников на основе воспитания активной гражданской позиции и формирование исследовательских и творческих компетентностей.
Задачи:


  1. осуществление воспитания и образования на основе деятельного подхода;

  1. формирование мотивов для активного участия школьников в общественно значимой деятельности;

  1. формирование гражданской позиции учащихся;

  2. формирование исследовательских и творческих компетентностей учащихся.


Актуальность работы
Целями и задачами школы, как социального института, в современных условиях являются формирование физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов; воспитание гражданственности, уважение к правам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом; формирование целостного научного мировоззрения, экологической культуры, создание предпосылок для вхождения в открытое информационное пространство; разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, самообразования, созданий условий для самореализации личности - так сказано в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, постановление Правительства РФ от 29.12.2001 г.

Социальное проектирование в современных условиях - важнейшая для формирования гражданского общества деятельность учащихся, самостоятельная и направленная на практическое решение общественно-значимых проблем, обеспечивающих непосредственное включение школьников в решение актуальных задач социума.
Новизна
Социальное проектирование в современной России является интересным новым элементом в системе воспитания и образования молодёжи.

Школьники должны будут жить и трудиться в современном обществе, постиндустриальном обществе, которое требует от своих граждан творчества, способности реализовать свой творческий потенциал, как для собственных интересов, так и в интересах всего общества.

Чтобы учащиеся развили такие навыки, необходимо изучение теории не только в школе, но и познакомиться с миром, который окружает их.

Методом социальной практики является социальное проектирование, как на уроках, так и в неурочное время.


Социальное проектирование




На уроке (мини проект)

Социальный проект

«Я – гражданин России»

Обобщающий урок

По пройденной теме

(мини проект)



Мини проект позволяет познакомиться с основными этапами социального проектирования.

Обобщающий урок позволит применить свои знания (алгоритма социального проектирования) на конкретной теме: увидеть сложности и проблематику социального проектирования.

Работа в рамках конкурса «Я - гражданин России» поможет отработать каждый этап, чётко себе представить ход решения социальных проблем. Участие в акциях «Я - гражданин России» показало ребятам важность данной работы, необходимость разбираться в трудных вопросах современного общества и находить пути решения. Всероссийские акции «Я - гражданин России» показали, что социальным проектированием занимается молодежь многих регионов, это вселяет уверенность в будущее России.
Участие в конкурсах


  1. 29 марта 2007 V Городской конкурс социальных проектов «Я - гражданин России». Команда школы № 1301 - I место

проект: «Мы это сделали» (оформление школьной столовой).


  1. Ростовская область 27 июня - 4 июля 2007 год. Команда школы № 1301 участники финала VII Всероссийской акции «Я - гражданин России».




  1. 20 марта 2008 год VI Городской конкурс социальных проектов обучающихся «Я - гражданин России». Диплом в номинации - «Экология». Тема проекта: «Зеленый школьный двор - здоровье детей».




  1. 24 марта 2009 год VII Городской конкурс социальных проектов обучающихся «Я - гражданин России». Команда школы № 1301 заняла III место проект: «Путеводитель школьника по правовым вопросам».




  1. ВДЦ «Орленок» июнь 2009 год IX Всероссийская специализированная смена (социальные проекты). Команда школы № 1301 участники финала Всероссийской акции «Я - гражданин России»



Методика социального проектирования « Я – гражданин России»

Обоснование методики

Использование технологических приемов социального проектирования доказало свою эффективность в течение 5 лет практической работы со школьниками различных возрастных групп, что доказывает его универсальность для преподавания предметов обществоведческого цикла.

Технология проекта «Я - гражданин России» помогает учащимся осознано заняться социальным проектированием, почувствовать особую важность, полезность дела, сформировать исследовательские компетентности, узнать и взять на вооружение алгоритм решения любой социальной проблемы, которая может в дальнейшем встретиться в жизни.
Область применения
Цикл обществоведческих дисциплин, учебная и внеклассная работа, образовательный процесс и воспитательная деятельность позволяет привлечь учеников к решению социальных проблем, возникающих в жизни каждого человека. Люди вовлекаются в общественную политику, в результате социальной практики осваивается комплекс знаний, ценностей и умений демократического правового государства. Данная деятельность позволит приобщить ребят к сотрудничеству и общению с государственными и общественными организациями для решения актуальных проблем местного значения. Данный опыт познакомит учеников с методами и процедурами, принятыми в общественно-политической деятельности, даст им практические навыки в решение поставленной проблемы.
Организации, с которыми сотрудничали при работе над проектами


  1. Cпонсор: ОАО «Докки 9» генеральный директор - Айзатуллин Александр Евгеньевич.




  1. Управа «Соколиная гора»:

а) первый заместитель главы управы - Г.В. Чечкин;

б) электронные запросы.


  1. Муниципалитет «Соколиная гора»:

а) руководитель муниципалитета - Н.В. Уваров;

б) заведующая сектором по вопросам образования, здравохранения, культуры, молодежной и семейной политики управы «Соколиная гора» - Н.В. Якушевич;

в) руководитель ПДН ОВД – В.А. Мусина.


  1. Депутат Городской Думы - В. С. Степаненко.




  1. Администрация ГОУ СОШ с углубленным изучением экономики № 1301:

директор школы - Фастовский И.А.;

зав. директора по ВР - Петросян Н.А.


Методика социального проектирования «Я - гражданин России»

Учащиеся, работающие над данным проектом, приобретают:



Данный проект имеет чётко выраженную логическую линию!
Её можно представить в виде следующей схемы.
подготовка коллектива к

работе над проектом
исследование проблемы

изучение социол. анализ интервью

нормативно опрос материалов специалистов

правовой СМИ

базы
разработка собственного плана

решения проблемы
спонсоры

реализация собственного плана собственные

гос-ные силы

структуры
создание портфолио
создание мультимедийной

презентации
презентация
рефлексия по результатам

осуществленного проекта

Подготовка учащихся к работе над проектом
Очень важно рассказать о логике проекта, что добиться результата можно тогда, когда будут пройдены все этапы последовательно серьезно.

Каждый учащийся может выбрать себе любую роль (правоведа социолога, аналитика, журналиста, оформителя и т.д.), даже если он не определился, можно попробовать в любом жанре и оценить свои возможности.

На данном этапе они узнают о структуре органов государственной и местной власти.

Очень хорошо, когда над данным проектом работает большой коллектив, это как практическое занятие, дающее огромный опыт в решение сложных социальных задач.

В данной работе могут оказать помощь взрослые (родители, администрация школы, учителя, методисты НКЦ), они поделятся своим опытом.

Граждане не всегда довольны деятельностью государственных структур. Необходима определенная «общественная полтика», которая стоит на защите прав человека.

Социальный проект «Я - гражданин России» позволяет выработать у молодежи правильный грамотный подход к решению социальных проблем.
Схема 1. «Мировое сообщество»



Проблемы:



  1. состояние экологии

  2. военные конфликты

  3. терроризм

  4. нехватка продуктов питания

  5. религиозное противостояние

  6. СПИД

  7. проблемы здравоохранения




«Российская Федерация»

Проблемы:



  1. окружающая среда

  2. терроризм

  3. рост цен на продукты питания

  4. проблемы образования,

здравоохранения

  1. ЖКХ

  2. СПИД

  3. развитие предпринимательства

  4. уровень жизни населения





«Школьное сообщество»

Проблемы:



  1. здоровье учащихся

  2. школьное питание

  3. школьное оборудование

  4. школьный двор

  5. спортивная площадка

  6. безопасность движения

в районе школы

  1. помощь школьной библиотеке






Выбор проблемы
Вопросы социального проектирования могут быть самые разнообразные:


Объектов деятельности мы видим огромное количество. Выяснить, обсудить тему проекта можно самим, посоветоваться с родителями, с друзьями.
Важно принять во внимание следующие критерии:


Один из вариантов школьных проблем мы можем видеть на следующей схеме. Некоторые проблемы уже решены в рамках работы над проектом «Я - гражданин России», другие ждут своей очереди.
Можно только пожелать успеха в разрешение следующих задач!

После выявления всего набора проблем, через анкетирование можно узнать, какая из проблем на данный момент по мнению учащихся является самой актуальной.
Очень важно при выборе проблемы, опираться на следующие критерии:















Голосованием учащиеся выбирают тему проекта, которую они хотели бы реализовать.
Схема 2. « Сбор информации»

Изучение материалов СМИ:

  1. Кто занимается:

обладающий компьютерными навыками, умеющий работать с текстом, анализировать его и делать выводы.

  1. Кто помогает:

учитель обществознания, информатики.

  1. Что делать:

  1. работа с Интернетом

  2. подборка газет, журналов, справочников

  3. анализ материалов

  4. сделать выводы



Социологический опрос:

  1. Кто занимается:

общительный, контактный, коммуникабельный учащийся

  1. Кто помогает:

учитель литературы, обществознания

  1. Что делать

1.составить анкету по теме

2.выбрать возрастные категории

3.провести опрос

4.сделать выводы

5.построить диаграмму



Каждому учащемуся найдется свое место в проекте




Изучение правовых документов:

1. Кто занимается:

учащийся, проявляющий интерес к правовой сфере

2. Кто помогает:

учитель права, обществознания

3. Что делать:

1.знакомство с правовыми документами(помощь взрослых)

2.работа с информационно-правовыми программами

3. анализ собранных материалов

4. сделать выводы по данной теме

Общение со специалистами:

1. Кто занимается:

учащиеся, умеющие брать интервью, имеющие опыт общения со специалистами

2. Кто помогает:

учитель русского языка и литературы

3. Что делать:

1.найти и договорится о встрече со специалистом (администрация школы, депутат)

2. провести встречу (интервью, видеозапись)

3. проанализировать материал

4. сделать выводы


Сбор и анализ информации
На данном этапе необходимо собрать и проанализировать информацию по выбранной теме.
1 группа- социологический

опрос разных групп населе

ния по выбранной теме

(анкета или анкеты).


2 группа изучает материалы

СМИ (Интернет, газеты, жу

рналы, статистические сбор

ники). Рассматривается тема

в рамках страны, города, рай

она.


3 группа изучает правовые

документы на государствен

ном, региональном, муници

пальном уровне по данной

тематике ( юристы, учитель,

помощь взрослых...).

4 группа обращается к специали

стам для получения ответа на во

просы: кто занимается данными

вопросами, кто может помочь в

решении их, кто отвечает за эти

вопросы(представители местной

власти, администрация школы,

государственный уровень ...)

Разработка собственного плана решения проблемы
Участники команды при поддержке педагога составляют план своей дальнейшей деятельности:















На данном этапе команда представляет свой план решения проблемы органам власти, школьной администрации. В подтверждение срочности разрешения проблемы могут быть представлены: просьбы (петиции), технико-экономические обоснования.

Подходы решения проблемы могут быть проиллюстрированы схемой (проект - «Зеленый школьный двор - здоровье детей»).
Реализация плана действий команды учащихся
Необходимо приступить к действиям; возможно идея будет полностью или частично реализована.

Реализация проекта

практическое сбор средств обращение к обращение к

участие группы спонсору представителя

ребят власти

В проекте могут участвовать ребята разного возраста, всем найдется работа. Учащиеся, работая над проектом, узнают много очень важной информации, своей деятельностью принесут пользу сообществу, увидят результат своего труда, станут непосредственными участниками становления гражданского общества в России.


Проект объединяет на конкретном деле учащихся, родителей, педагогов, спонсоров, чиновников; этот процесс имеет серьёзный воспитательный характер!
Готовимся к защите проекта
Основная работа завершена, теперь необходимо подготовить свой проект к защите:


Папка документов отражает все этапы нашей работы: представлен весь разнообразный собранный материал.

1 раздел - письменное анкетирование; подборка журналов, газет, материалы Интернета; извлечение из публикаций государственных органов.

2 раздел - извлечения из нормативно-правовых документов (устава школы, распоряжений местной администрации, кодексов РФ, Конституции РФ); данные социологических опросов; ответы на запросы в официальные органы.

3 раздел - здесь показывается программа действий учащихся, по решению выбранной проблемы (предложения представителей власти; сметы и экономические расчеты; привлечение спонсоров, тех кто может поддержать ваш проект).

4 раздел - реализация самого плана действий учащихся (материалы подтверждающие помощь со стороны органов власти; деловая переписка с представителями органов власти, спонсоров, общественности; мнение авторитетных людей по данной проблеме).
Готовиться устная презентация по 4-м стендам с использованием мультимедийной презентации, которая дополняет устное выступление.

Презентация проекта
Презентация проходит в устной форме. Представлять её могут до пяти человек. Выступление должно длиться не более 7 минут, а затем задаются вопросы по вашей проблематике.
Устная презентация должна отразить следующие цели:


Презентация проходит в рамках конкурса «Я - гражданин России» ( региональный и всероссийский конкурсы).
Жюри оценивает папку документов, устную презентацию, ответы на вопросы вашей работы.
Убедительные аргументы


Имеет ли практические значения


Единство проекта


Презентация должна показать: чему научились ребята в ходе работы над проектом.

Список используемой литературы


  1. Аствацатуров Г.О. Модульно-редуктивное обучение на уроках истории и обществознания - Волгоград: Учитель, 2009.

  2. Быкова О.В., Громова Т.В. Проектная деятельность в учебном процессе. - М.: Чистые пруды, 2006.

  3. Гин Ан. Приемы педагогической техники. - М.:ВИТА пресс, 2007.

  4. Ивалиева Л.Г. Внеклассные мероприятия по гражданско-правовому воспитанию школьников. - М.: Аркти, 2006.

  5. Маслова Е.В. Творческие работы школьников//алгоритм построения и оформления (практическое пособие) - М.: Аркти, 2006.

  6. Молодецкий Р.Я. Обществознание 11 класс: формирование учебных компетенций: деятельностный подход - Волгоград: Учитель, 2009.

  7. Пахомов В.П. Методика социально-образовательного проекта «Гражданин» - Самара: «НТЦ», 2006.

  8. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении( пособие для учителей и студентов педагогических вузов) - М.: Аркти, 2005.

  9. Мастер-класс: Всероссийская акция «Я - гражданин России» - Таганрог, 2007, 76 часов.

  10. Мастер- класс : Всероссийская акция «Я - гражданин России» - ВДЦ «Орленок», 2009, 76 часов.

  11. Нормативно-правовые документы:

Всеобщая декларация прав человека;

Конституция Российской Федерации;

Гражданский кодекс Российской Федерации;

Уголовный кодекс Российской Федерации;

Кодекс РФ об административных правонарушениях;

Семейный кодекс Российской Федерации.

Приложения
Приложение 1.

Фрагмент из проекта 2007 года «Мы это сделали»




Приложение 2.

Фрагмент из проекта 2008 года «Зелёный школьный двор - здоровье детей».







Приложение 3.

Фрагмент из проекта 2009 года «Путеводитель школьника по правовым вопросам».






presstendersrk-kazahstan-0-0-20042012g-rezultati.html
prestizh.html
prestuplenie-crime-stranica-10.html
prestuplenie-crime-stranica-18.html
prestuplenie-crime.html
prestuplenie-i-nakazanie-premera-prakticheskie-rekomendacii-v-pomosh-nachinayushemu-medijnomu-kritiku-uchebno-metodicheskoe-posobie.html
  • tests.bystrickaya.ru/magisterskaya-programma-teoriya-i-metodika-obucheniya-istorii-vremya-ned-disciplina-vid-zanyatiya-prepodavatel-mesto-provedeniya-zanyatiya-1-podgruppa.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vospitanie-shkola-i-pedagogicheskaya-misl-v-srednie-veka-i-epohu-vozrozhdeniya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/istoriya-moego-zaklyucheniya.html
  • student.bystrickaya.ru/316-potrebitelskij-rinok-otchyot-ob-ispolnenii-v-2009-godu-programmi-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/la-lesina-tezisi-dokladov.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zhurnal-registracii-instruktazha-po-ohrane-truda-pri-rabotah-v-laboratorii-po-tehnicheskomu-obsluzhivaniyu.html
  • notebook.bystrickaya.ru/issledovaniya-po-povisheniyu-urovnya-elektrifikacii-samoletov-v-obespechenie-ih-konkurentosposobnosti-po-ekspluatacionnim-harakteristikam.html
  • books.bystrickaya.ru/ekzamenacionnie-voprosi-metodicheskie-ukazaniya-i-zadaniya-dlya-vipolneniya-domashnih-kontrolnih-rabot-1-i-2-po-discipline.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zadachi-dat-harakteristiku-buhgalterskogo-ucheta-i-buhgalterskoj-otchetnosti-kak-elementa-obespechivayushego-polzovatelej-informaciej-dlya-ocenki-finansovogo-sostoyaniya-i-prinyatiya-reshenij.html
  • tests.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-po-discipline-statistika.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tematicheskoe-planirovanie-10-klass-obshaya-biologiya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/obednennij-uran-i-bogataya-fantaziya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/instrumentarij-nivelirovaniya-ugroz-ekonomicheskoj-bezopasnosti-rossii-v-usloviyah-integracii-v-mirovoe-hozyajstvo.html
  • literature.bystrickaya.ru/e-g-careva-b-i-ioganson-2011g-2011-g-polozhenie.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodi-luchevoj-aktivnosti-5-funkciya-hristianstva-29-ii-otveti-na-nekotorie-voprosi-30.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/hromatograficheskij-analiz.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-generalnogo-sekretarya-o-rabote-organizacii.html
  • klass.bystrickaya.ru/52-mehanizmi-novoj-municipalnoj-zhilishnoj-politiki-utverdit-plan-meropriyatij-po-realizacii-osnovnih-napravlenij.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-93-vozmezdnoe-okazanie-uslug-podryad-programma-disciplini-grazhdanskoe-pravo-specialnost-080504-65-gosudarstvennoe.html
  • uchit.bystrickaya.ru/spustya-polveka-yablokov-maksim-prishelci-oni-uzhe-zdes.html
  • institut.bystrickaya.ru/tablica-1-informaciya-o-rabote-s-kadrami-v-sovete-ministrov-avtonomnoj-respubliki-krim-organah-ispolnitelnoj.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/dppf-09-metodika-i-tehnologiya-raboti-socialnogo-pedagoga-metodika-i-tehnologiya-raboti-socialnogo-pedagoga.html
  • diploma.bystrickaya.ru/velikobritaniya-v-russko-yaponskoj-vojne.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozhenie-a-obyazatelnoe-ministerstvo-prosvesheniya-pmr-diplomnaya-rabota.html
  • credit.bystrickaya.ru/opita-razvitie-motivacii-uchashihsya-na-urokah-anglijskogo-yazika-cherez-igrovie-formi-i-metodi.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zona-lichnoj-raboti-kuzin-f-a-sovremennij-imidzh-delovogo-cheloveka-biznesmena-politika.html
  • books.bystrickaya.ru/ekskursionnaya-programma-znakomstvo-s-drevnim-novgorodom-poseshenie-territorii-yaroslavova-dvorisha-i-torga-politicheskogo-i-ekonomicheskogo-centra-velikogo-novgoroda-v-xi.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-dpp-r-03-farmakologiya-sporta-celi-i-zadachi-disciplini.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pisma-i-v-stalina-v-m-molotovu-1925-1936-gg-sbornik-dokumentov-stranica-7.html
  • control.bystrickaya.ru/elektivnij-kurs-ekologiya-chelovecheskogo-organizma-avtor-sostavitel.html
  • education.bystrickaya.ru/39vstrecha-rukovoditelej-bankov-regulirovanie-cb-rf-deyatelnosti-kommercheskih-bankov.html
  • bukva.bystrickaya.ru/planirovanie-muzikalnoj-raboti-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta.html
  • thescience.bystrickaya.ru/internet-resursi-po-kriminologicheskoj-tematike-rabochaya-programma-po-kursu-discipline-kriminologiya-opd-f.html
  • predmet.bystrickaya.ru/socialnij-kapital-s-ekonomicheskoj-tochki-zreniya.html
  • occupation.bystrickaya.ru/modernizaciya-elektrosnabzheniya-karera.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.