.RU

Право и общественное мнение

Тема: Право и общественное мнение

Общественное мнение — это состояние массового сознания, связанное с высказыванием суждений по общественно значимым проблемам. Такая трактовка общественного мнения (с теми или иными вариациями) в настоящее время является общепризнанной в отечественной социологической литературе. Она существенно отличается от принятого в советской Социологии понимания общественного мнения как отношения населения к каким-либо явлениям, в формировании которого ведущую роль играет классовая позиция носителей общественного мнения . И дело не только в привычном для историко-материалистическои Доктрины указании на классовую природу данного феномена. Главные отличия состоят в том, что в рамках современного подхода общественнное мнение, во-первых, связывается с высказываниями суждений (что предполагает свободу публичных высказываний) и, во-вторых, речь идет высказываниях по актуальным проблемам общественной жизни. В прежнем же, советском, варианте общественное мнение рассматривалось всего лишь как отношение населения к той или иной проблеме. Вопрос о том, высказывается ли это отношение публично или это некое молчаливое отношение, которое в лучшем случае может быть зафиксировано социологами в ходе анонимного опроса, зачастую оставался непроясненным. А в некоторых работах прямо утверждалось, что общественным мнением считается не только явное, но и скрытое отношение людей к событиям и фактам социальной действительности . При этом предмет суждений, высказывания по поводу которого выдавались за общественное мнение, мог быть сколь угодно незначительным.

Дело в том, что общественное мнение как особое социальное явление и социальный институт существует не в любом обществе, так как оно не есть просто сумма тех частных мнений, которыми люди обмениваются в узком, частном кругу семьи или друзей. Общественное мнение — это такое состояние общественного сознания, которое выражается публично и оказывает влияние на функционирование общества и его политической системы. Именно возможность гласного, публичного высказывания населения по острым, злободневным проблемам общественной жизни и влияние этой высказанной вслух позиции населения на развитие общественно-политических отношений отражают суть общественного мнения как особого явления и социального института.

Под социальным институтом в социологии понимается система отношений, имеющих устойчивый, т.е. гарантированный от случайностей, самовозобновляющийся характер. Применительно к общественному мнению речь идет о том, что в обществе сложился и функционирует особый механизм реагирования на социально значимые проблемы путем высказывания по ним суждений заинтересованными членами общества. И такая реакция населения носит не случайный, спорадический характер, а является постоянно действующим фактором общественной жизни. Последний момент здесь требует пояснения. Когда мы говорим об общественном мнении как о факторе общественной жизни, речь идет о том, что общественное мнение оказывает влияние на развитие общественной жизни. Функционирование общественного мнения как социального института означает, что оно действует в качестве своего рода "социальной власти", т.е. "власти, наделенной волей и способной подчинять себе поведение субъектов социального взаимодействия". Подобная свобода возникает лишь с утверждением гражданского общества как отличной от государства, самостоятельной, неполитической сферы частных (индивидуальных и групповых) интересов.

Общественное мнение в его современном значении и понимании появилось лишь с развитием буржуазного строя и формированием гражданского общества как сферы жизни, независимой от политической власти. В средние века принадлежность человека к тому или иному сословию имела непосредственное политическое значение и жестко определяла его социальную позицию. С зарождением буржуазного общества на смену сословиям пришли открытые классы, состоящие из формально свободных и независимых индивидов. Наличие таких свободных, независимых частных лиц, индивидов-собственников (пусть даже это собственность только на свою рабочую силу) — необходимая предпосылка формирования гражданского общества и общественного мнения как особого института гражданского общества.

Научная традиция, связывающая существование института общественного мнения с наличием гражданского общества (т.е. исторически — буржуазного общества) и характерной для такого общества свободой индивидов (членов гражданского общества), идет еще от Гегеля, который, в частности, писал в "Философии права": "Формальная субъективная свобода, состоящая в том, что единичное лица как таковые (т.е. частные лица, члены гражданского общества. — В. Л.) имеют и выражают свое собственное мнение, суждение о всеобщих делах и подают совет относительно них, проявляется в той совместности, которая называется общественным мнением". Подобная свобода возникает лишь с утверждением гражданского общества как отличной от государства, самостоятельной, неполитической сферы частных (индивидуальных и групповых) интересов.

Общественное мнение в его современном значении и понимании появилось лишь с развитием буржуазного строя и формированием гражданского общества как сферы жизни, независимой от политической власти. В средние века принадлежность человека к тому или иному сословию имела непосредственное политическое значение и жестко определяла его социальную позицию. С зарождением буржуазного общества на смену сословиям пришли открытые классы, состоящие из формально свободных и независимых индивидов. Наличие таких свободных, независимых частных лиц, индивидов-собственников (пусть даже это собственность только на свою рабочую силу) — необходимая предпосылка формирования гражданского общества и общественного мнения как особого института гражданского общества.

Значение общественного мнения для законодателя. В любом демократическом обществе законодательная деятельность осуществляется с учетом общественного мнения. Но какое именно значение должна иметь для законодателя информация о состоянии общественного мнения, какова ее роль в механизме принятия законодательных решений? В позиции науки по этому вопросу обозначились две крайности.

Первая состоит в представлении о том, что в периоды социальной нестабильности, когда общественное мнение возбуждено и крайне неустойчиво, изучать его надо "лишь для того, чтобы учитывать как ограничивающий фактор, который надо знать, чтобы убеждать, воспитывать, избегать взрывов". В такие моменты гораздо важнее, считают сторонники данной позиции, "наличие компетентных людей, способных принимать квалифицированные решения". Подобный взгляд на проблему является в настоящее время довольно распространенным среди специалистов (экспертов, советников, аналитиков), занятых интеллектуальным обслуживанием властных структур. Но ведь мы уже имели опыт пребывания у власти "компетентных людей", занимавшихся "убеждением и воспитанием граждан", вместо того чтобы считаться с их позициями. Сохраняя сам принцип такого подхода, мы не гарантированы от возврата прежних методов "убеждения и воспитания". Предлагаемая модель отношения органов власти к общественному мнению, по сути дела, мало чем отличается от того, что мы имели все предшествующие годы. Разница лишь в том, что если раньше общественное мнение вообще не бралось в расчет ввиду его фактического отсутствия, то сейчас нам предлагают рассматривать его в качестве ограничения, которое непросвещенное общество накладывает на деятельность властей по облагораживанию этого общества сверху. Вместо того чтобы познать и адекватно выразить в законе ожидания и интересы общества, ему вновь хотят навязать "компетентную" позицию сверху.

Опыт свидетельствует, что активное взаимодействие социологов и представителей властных структур осуществляется главным образом в рамках такой модели, при которой общественное мнение рассматривается как фактор корректировки поведения власти в плане улучшения ее имиджа. Причем интерес к такому взаимодействию проявляется преимущественно со стороны исполнительных органов власти (поскольку именно они являются основной движущей силой проводимых реформ), да и то лишь в экстремальных для исполнительной власти ситуациях.

Так, на одном из "круглых столов" по вопросам социологического обеспечения избирательных кампаний, организованных Центральной избирательной комиссией (18 декабря 1996 г.), участники обсуждения в качестве единственного примера заинтересованного и эффективного сотрудничества социологов с властными структурами федерального уровня называли работу фонда "Общественное мнение" по социологическому обеспечению президентских выборов 1996 г. По мнению руководителя фонда А. Ослона, толчком к началу их конструктивной работы с руководимым А. Чубайсом штабом по организации выборов послужил шок от данных, полученных по результатам опроса, основанного на технике неоконченных фраз. Респондентам были заданы вопросы типа: "Президент Ельцин как политик —...", "Президент Ельцин как человек — ...", "Президент Ельцин должен был бы..." и т.п., в которых окончание фразы должны были дописать сами респонденты. В итоге число позитивных ответов составило лишь 15%. А негативные высказывания опрошенных нередко носили столь резкий характер, что это не могло не произвести впечатления на организаторов избирательной кампании действовавшего Президента. В результате было налажено весьма плодотворное сотрудничество, когда рекомендации социологов, отслеживавших влияние на электорат поездок Ельцина по стране, тех или иных его высказываний, поступков и т.д., оперативно учитывались в ходе избирательной кампании. Сразу же после выборов сотрудничество было прекращено, и лишь растущие рейтинги А. Лебедя заставили президентское окружение на какое-то время вновь обратиться к социологам, но уже без прежней горячей заинтересованности.


prikaz-ot-5-marta-2004-g-n-1089-ob-utverzhdenii-federalnogo-komponenta-gosudarstvennih-obrazovatelnih-standartov-nachalnogo-obshego-stranica-29.html
prikaz-ot-5-maya-2012-g-n-408-ob-utverzhdenii-administrativnogo-reglamenta-ministerstva-vnutrennih-del-rossijskoj-federacii-po-predostavleniyu-gosudarstvennoj-uslugi-po-vidache.html
prikaz-ot-5-sentyabrya-2011-goda-792-ob-itogah-komplektovaniya-mkdou-na-2011-2012-uchebnij-god-stranica-3.html
prikaz-ot-6-avgusta-2004-g-n-20-e2-ob-utverzhdenii-metodicheskih-ukazanij-po-raschetu-reguliruemih-tarifov-i-cen-na-elektricheskuyu-teplovuyu-energiyu-na-roznichnom-stranica-11.html
prikaz-ot-6-avgusta-2004-g-n-20-e2-ob-utverzhdenii-metodicheskih-ukazanij-po-raschetu-reguliruemih-tarifov-i-cen-na-elektricheskuyu-teplovuyu-energiyu-na-roznichnom-stranica-16.html
prikaz-ot-6-avgusta-2004-g-n-20-e2-ob-utverzhdenii-metodicheskih-ukazanij-po-raschetu-reguliruemih-tarifov-i-cen-na-elektricheskuyu-teplovuyu-energiyu-na-roznichnom-stranica-20.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kamchatskij-kraj-s-maya-2010-goda-po-aprel-2011-goda.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-i-zadanie-na-kontrolnuyu-rabotu-s-metodicheskimi-ukazaniyami-dlya-studentov-vi-kursa-specialnosti.html
  • studies.bystrickaya.ru/korporativnie-informacionnie-sistemi-sap-r-3.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-1-j-den-23-aprelya-2015-g.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konkurs-referatov-srok-podachi-referatov-na-konkurs-do-17-fevralya-2012-goda-konkurs-stendovih-dokladov.html
  • college.bystrickaya.ru/26-opredelenie-i-osnovnie-kriterii-informacionnogo-obshestva-dinamika-obshestva-i-razvitie-sredstv-kommunikacii.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programmi-vipusk-7-g-vitebsk.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/postuplenie-vipusknikov-v-vuzi-publichnij-doklad-direktora-gou-sosh-1229.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/atlant-raspravil-plechi-centralnoe-proizvedenie-russkoj-pisatelnici-zarubezhya-ajn-rend-perevedennoe-na-mnozhestvo-yazikov-i-okazavshee-ogromnoe-vliyanie-na-um-stranica-9.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki-260200-stranica-3.html
  • essay.bystrickaya.ru/bilet-11-111-normativnie-dokumenti-otrazhayushie-soderzhanie-obrazovaniya-uchebnie-plani-programmi-uchebniki-ih-varianti.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/tematicheskoe-planirovanie-obshaya-harakteristika-uchebnogo-predmeta.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-sanitarno-epidemiologicheskomu-nadzoru-za-vodosnabzheniem-voennih-gorodkov-stranica-8.html
  • books.bystrickaya.ru/bryus-dzhekson-zapomnite-eto-imya-rahat-aliev-kryostnij-test-zapiski-izbrannogo-ili-ispoved-posvyashennogo-rahat.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplina-informacionnie-tehnologii-specialnost-080801-prikladnaya-informatika-po-oblastyam.html
  • writing.bystrickaya.ru/ekonomchna-bezpeka-ros-chast-7.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rukovoditelyu-kursa-leningradskaya-organizaciya-vsesoyuznogo-dobrovolnogo-obshestva-borbi-za-trezvost-vsesoyuznoe.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/jimi-hendrix-essay-research-paper-jimi-hendrix-2.html
  • books.bystrickaya.ru/chto-zhe-takoe-delovoj-etiket.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-itogovoj-gosudarstvennoj-attestacii-vipusknikov-gbou-spo-chernushinskij-mehaniko-tehnologicheskij-tehnikum-po-specialnosti-080114-zemelno-imushestvennie-otnosheniya.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zapechatlenie-yazichnikov-istoriya-hristianskoj-cerkvi-tom-1.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-kursa-literatura-altajskogo-kraya-regionalnij-komponent.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodika-ocenki-uroka-s-tochki-zreniya-sohraneniya-zdorovya-uchenikov-metodika-provedeniya-uroka-podgotovka-i-provedenie.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-chetvertayaosvobozhdenie-vasu-ot-proklyatiya-i-rozhdenie-gangei-devibhagavata-purana.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-8-prikaz-gosgortehnadzora-rf-ot-9-fevralya-2004-g-n-20-ob-otchetnosti-po-osnovnoj-deyatelnosti-v-sisteme.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lot-2-oborudovanie-dlya-endoskopii-gosudarstvennoe-kazyonnoe-predpriyatie-kbr-direkciya-edinogo-zakazchika.html
  • essay.bystrickaya.ru/egiev-georgij-ivanovich-ugolovnaya-klichka-gosha-1937-adres-g-tbilisi-gruziya-avlabarskij-per-5-informaciya-ubit-v-1989-g-v-tbilisi.html
  • textbook.bystrickaya.ru/grand-tur-po-fordam-lednik-turi-v-germaniyu-avstriyu.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-modulya-dv13-1-osnovi-arhitekturi-i-stroitelnoj-grafiki-obrazovatelnoj-programmi-po-napravleniyu-podgotovki-bakalavriata-050100-62-pedagogicheskoe-obrazovanie.html
  • textbook.bystrickaya.ru/klimat.html
  • notebook.bystrickaya.ru/gubernator-permskogo-kraya-ukaz-ot-5-iyulya-2006-g-n-129-ob-inspekcii-gosudarstvennogo-stroitelnogo-nadzora-permskogo-kraya.html
  • studies.bystrickaya.ru/antropnij-princip-i-globalnij-evolyucionizm.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/urok-po-informatike-v-8-klasse-tema-uroka-predmet-informatiki.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-i-obshie-voprosi-psihologii-lic-s-narusheniyami-rechi-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-psihologiya-lic.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/ustrojstvo-gazoraspredelitelnogo-mehanizma-gaz-24.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.