.RU

Предъ судом слова божия предъ судом слова божия - страница 3



II

^ Духовное пение. Чуждые всего языческаго и иудейскаго, Апостолы, во образ небеснаго пения, внушали, чтобы был и глас приятный поющаго, и слова были исполнены истины, чтобы ни один язык только, но все члены служили в славе Божией.

Самый предмет пения составлял не одни псалмы Давидовы, но вновь составленныя песни от некоторых благочестивых и любомудрых из братий, в честь и славу Сына Божия, Искупителя и Ходатая Бога и человек Иисуса Христа. Посему апостол Павел говорит: исполняйтесь Духом, глаголющее себе во псалмах пениях и песнех духовных, воспевающее и поющее в сердцах ваших Господевы. ( Еф.5,18).


III

После сих действий, потом молитв, молений и прошений, (1 Тим. 2, 1), в которых предшествовал народу священнодействующий с неизглаголанными воздыханиями (Рим.8, 26), и который мужеский пол долженствовал произносить откровенною главою (1Коринф.11, 4-5), и за тем после благословения народа словами: благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и отца, и общение Святаго Духа со свеми вами (2 Кор.13,13), следовало освящение принесенных даров, хлеба и вина, в истинное тело и кровь Христову, словами же Спасителя, изображающими установление таинства, благословением и молитвою, а за тем раздаяние оных присутствующим в разделенных видах хлеба и вина (1 Кор. Х-ХIV). При освящении все собрание в церкви, в подтверждение своего единодушия, произносило: аминь (1 Кор.14, 16).





(*) Слово пророк в св. писании имеет разныя значения. Во-первых оно означает человека правиднаго (Быт. 20, 7), во-вторых – толкователя, изъяснителя воли Божией (Исх. 7,1), в-третьих – в собственном смыслепредсказатели будущих событий в царстве Божием, как напр. Моисей, большие и малые пророки. Во втором значении должно принимать пророков и у апостола Павла в его 1-м послании к корифианам. Пророки сии по Божественному вдохновению взаимным сношением ветхозаветных пророчеств и новозаветных событий изъясняли св. писание для подтвержления истины Евангелия.


Остановимся кратко вниманием на сей важнейшей части Богослужения Апостольскаго, изложеннаго апостолом Павлом, дабы видеть, действительно ли у Апостола под причащением разумеется не тело и кровь Христова, а Слово Божие как говорят молоканы.(*).

Что апостол Павел в первом послании к коринфянам (10, 16, 17) под видом хлеба и вина разумел истинное тело и истинную кровь Христову, а не слово Божие, это во первых видно из противоположения видов хлеба и вина в таинстве причащения действительной пище, которую ели в пустыне евреи, по переходе чрез чермное море, действительному питию, которым они утолили себя, когда чувствовали жажду. Высказав, как в то время не многие из евреев с благоговением и страхом вкушали и пили, Апостол поставлял на вид коринфянам и то, что хотя евреи все ели одну и туже духовную пищу,- манну и все пили одно и тоже духовное питье; ибо пили из духовнаго последующаго камня, который был Христос: однако не о многих из них тогда благоволил Бог. За что же? За то, что большая часть из них была похотлива на злое и впадала в идолопоклонство и в другие пороки, и Бог потому многих из них наказал лишением жизни. В предостережение от подобнаго наказания апостол Павел присоединяет, что все это описанное сказано в их наставление, так как они достигли последних времен (10,1-11).

Во вторых - это видно из противоположения жертвы и чаши Господней жертве и чаще бесовской. Что у язычников жертвы имели значение вещественной пищи, а не слова, это не опровержимо, потому что эти жертвы, когда вкушаемы были язычниками, служили знаком как общения их между собою, так и общения с бесами. Предостерегая от сего идоложертвеннаго, Апостол пишет коринфянам следующее: я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами: не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую, не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской и неужели мы решимся раздражать Господа, Который установляя таинство причащения, заповедал творить оное в Его воспоминание? Потому всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию смерть Господню возвещаете, доколе Он придет (20-22, 25-26, 27-29).

В третьих - это видно из противоположения вечери Господней вечери обыкновенной между коринфянами. Напомнив о времени установления таинства, о самом таинстве и предательстве. Апостол тем внушает, чтобы и они, по примеру Господа, предавшего Себя Самого в пищу, в тоже время уделял хлеб и своим ближним бедным, и удостоившись сами страшной трапезы маловажной и незначительной.

В четвертых – это видно из наименования чаши сей чашею новаго завета. Наименование это прямо относит внимание к жертвам и чаше ветхаго завета, бывшим в действительности у евреев. В последнюю, во время приношения в жертву животных, собирали кровь жертвенную, и потом, по наполнении, совершали ею возлияние на алтарь.





(*) Места св. писания, в коих говорится, что слово Божие есть пища для человека, и кои приводятся молоканами в доказательство своего причащения им, как бы телом Христовым, будут нами разсмотрены в отделе о таинствах.


В пятых – это видно из раздельнаго наименования хлеба и вина – телом и кровью Христовою. По учению Апостола, причащение ими не только делало коринфян участниками и сообщниками самому Христу, принесшему Себя в жертву за весь мир, но и соединяло с Ним. Один хлеб и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба (17). То есть: как хлеб, составляясь из многих зерен, делается единым, так, что в нем есть зерна, но их не видно, и различие их не приметно по причине их соединения: так и причащающиеся делаются не многими телами, а одним телом, потому что питаются не один одним, другой другим, но все одним и тем же телом, а питался одним – и все делаются одним телом. Как тело (Христово) тесно соединено с Христом, так и все вкушающие хлеба, чрез него соединяются с Ним.

В шестых - в предвечных планах Божественной премудрости положено было открыть апостолу Павлу особенным образом, как совершена была Иисусом Христом тайная вечеря пред Апостолами, с коими в то время он не был в общении. Я от Самого Господа принял то, что и вам предал говорит Апостол (23-26). Видно, что откровение это было и необходимо и чрезвычайно важно для Апостола. Но оно было бы излишне для Апостола, если бы под хлебом и чашею надлежало разуметь одно слово Божие потому, что для проповедания слова Божия он уже был призван тоже необычайным образом. Притом в то время, как писал Апостол свое послание коринфянам из Ефеса, - он уже, сообразно призванию Господа, произнес имя Христово многим народам и царям (Деян.9).

В седьмых упомянув о таинстве, Апостол внушает коринфянам иметь великий страх, доказывая, что главное благо заключается в том, чтобы приступать, приготовившись, очистившись от всего злаго, потому что в противном случае, эта тайна навлекает великое наказание на недостойно к ней приступающих, без размышления и представления величия тайн причащающихся. А чтобы сказанное не было принято за одни слова, а затем далее, чтобы и словам своим придать более трогательности, и сильнее подействовать угрозою, апостол Павел приводит в пример уже не других, как сделать в беседе своей о идоложертвенном, где говорил о древних событиях и о бедствиях евреев в пустыне, но самих коринфян, призывая их самих во свидетели, и указывая на их дела. Говоря: от недостойнаго вкушения вкушения хлеба и пития чаши многие из вас немощны и больны, и не мало умирают (30).

Таким образом, в учении апостола Павла о таинстве причащения под разделительными видами хлеба и вина нет ни одной йоты, которая бы говорила, что под ними должно разуметь не таинство, а слово Божие.

Такими образом, далее, если бы молоканы судили самисебя, то не были бы судимы церковию Апостольскою (31).


^ Сопоставление молоканскаго учения с учением церкви Апостольской

о таинствах вообще.


По учению Уклеина, ересеначальника молоканскаго, благодатные дары Св. Духа подаются духовным христианам к достижению нравственнаго совершенства и получению вечнаго спасения не чрез видимые какие нибудь знаки, а духовно невидимо. А потому и таинства, возраждающия и освящающие христианиеа в деле его спасения, должны быть понимаимы духовно(*). В современных известиях молоканин говорит от лица своих собратий, что таинств вообще нет никаких, что все тайны или таинства необходимыя человеку в жизни, с пришествием Христовым уже открыты Его последователям, так что теперь нет ничего сокровеннаго, недоведомаго. В подтверждение и доказательство сего своего учения о таинствах он ссылается как на слова Спасителя, сказанныя Им Апостолам: вам дано знать тайны царствия небеснаго (Матф.13, 11), так и на следующия слова Апостола Павла, высказанныя им в послания к Ефесеям: мне чрез откровение, говорит Апостол, возвещена тайна, и вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолом Его и пророкам Духом Святым; служителем благовествования тайны сей сделался я по дару благодати Божией, данной мне действием силы Его.

Мне наименьшему из всех святых дана благодать сия благовествовать язычникам неизследуемое богатство Христово, и открыт всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, дабы ныне соделалась известною чрез церковь (Еф.3) (**).





(*) Так по его словам, крещение состоит в научении от слова Божия, в покаянии и отпущении грехов. Таинственно очищая верующего от грехов, Божественное учение невидимо преподает ему и духовно в помазанике. Покаяние есть только сокрушение сердца пред Богом и исповедание греховпред Ним Единым. Великое причащение, состоит в принятии учения Христова, и в исполнении заповедей Христовых. Сонщ истины не есть таинство и священники не нужны и незаконны(Евр. 8,1) Впрочем на основании учения Ап. Петра (1 Петр. 6,1), христиане должны иметь у себя старцев, как руководителей в вере и им повиноваться. Брак не таинство и слова Апостола: тайна сия велика есть (Еф. 5, 32). От носятся не бракук людскому, а к таинственному браку Христа с церковью. Брак должен быть совершаем так, как показывает пример Товита, то есть по родительскому благословению, а не как совершается он в церквах видимых. О таинстве влеосвящения Уклеин не высказал никакого мнения, но у мелитопольских молокан над больными совершаются кем нибудь молитвы.

Из приемников Уклеина, Наставник Исаия Крылов, по свидетельству ученика его Маслогопризнал некоторые таинства. Сделавшийся же из ученика наставником сам, а потом самовольно принавший на себя звание первосвященника, Маслов читал молитву жене родившей, нарекал имена младенцам, при чем он дул младенцу в уста как бы в доказательство того, что младенец прощен Духом Святым, - исповедывал, совершал браки, чин которых состоял из чтения псалмов, молитв и наставления новобрачным, - и отпевал усобших. Неивестно только положительно, как понимал Маслов в вение им священодействия: благословение хлеба и вина и раздавание их присутствующим, исповедание грехов и совершение брака, то есть признавал ли их за действительные таинства или считал только простым обрядом. Судя по тому, как он совершал и понимал крещение можно думать, что он признавал и другие свои священодействия за таинства.

Последователи его открыли жаркий спор, о таинствах. Так одни называли крещение учением, другие очищением от духа и Отца не вещественнаго некоторые сообщением души с различными благодатными дарами; одни признавали необходимым при крещении великое действие, кторое другие отвергали. Причащение одни поставили в познании Слова Божия, другие в исполнении заповедей Хрисовых, а и ные назвали причащением употребление обыкновенной пищи. Об исповеди одни говорили, что она должна совершаться пред наставником тайно, другие требовали отскрытой исповеди; некоторые же исповедывались друг другу наединею.

Не согласи в понятиях о таинствах церкви, произошло от того, что в самой системе Уклеина, учение о т аинствах изложено неопределенно. Кроме сего собственные вымыслы общинных наставников и различные внешние обстоятельства, как то : споры с провославным духовенством, столкновение с иноверцами и пр. Не могли не породить соль различных учений о таинствах. ( Прав.собес. за 1858г.)

(**) Мы в более подробном виде изложили учение Апостола Павла о сей тайне, выраженной им в послании к Ефессянам. В современных известиях, молокан говорит более сжатее о сем, именно так « Таинств мы вообще никаких не признаем, ибо всякая тайна открыта, с пришествием Иисуса Христа, Его последователям. Вам дано знать тайны царствия небаснаго, сказал Он; также точно учит и Святой Апост. Так как молоканы, при споре с православными о таинствах, нередко дают им одно и тоже высказанное выше значение, прикрывая тем свое лжеучение; то дабы видеть с одной стороны неверность сего учения о таинствах, а с другой показать действительность учения церкви Апостольской о них, как внешних средствах, сообщающих освящение, мы прежде всего ради истины, раскроем и объясним несколько в подробности значение тайны или таинства, какое там встречается. Вывод из сего разъяснения сам собою приведет к истине.

Сколько положительно известно, слово тайна, или таинство, по употреблению своему в учении церкви Апостольской, имеет не одно, а несколько значений. Оно означает то внутреннее состояние души, сердца, то учение о пришествии Иисуса Христа на землю во плоти, то под сим наименованием разумеется учение о будущем обращении Иудеев, призвании язычников с ними ко спасению и о будущем воскресении мертвых; то наконец означает видимыя средства средства, чрез которыя сообщается благодать освящения верующим во Иисуса Христа.

Первое значение понятия тайны т.е. в смысле внутренняго состояния души, встречается в следующих словах Апостола Павла в послании к Римлянам. Не тот Иудей, кто таков только по наружности, говорит он, и не то обрезание, которое наружно, по плоти; но тот Иудей, (по славянски в тайне) кто внутренно таковым, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве; ему похвала не от людей, а от Бога (2,28,29). Поводом к употреблении Апостола слова тайна в смысле внутрянняго состояния души послужила самая жизнь Иудеев среди язычников. Доказав, что образование излишне, когда нет образания душевнаго, потому что ради последняго дано и первое; разъяснив, что если нет последняго, то безполезно и первое, потому что оно имеет значение печати, которая была бы излишня, когда внутри ничего не положено, Апостол присоединяет к сему, что обрезание полезно тогда, когда обрезанный исполняет закон, когда творит дела сообразныя закону, когда обрезанием отличается от необрезанных (язычников) не по наружности только, но и в сердце и по духу: иже в тайне Иудей (2, 29).

Подобное значение слова тайна встречается в послании к коринфянам (1 Кор.14,25). Раскрывши потребность дарования языков, даннаго проповедникам церкви Апостольской по причине разных языков у людей, коим надлежало предлагать Божественную проповедь на их же языке (14, 2), и показавши затруднение от сего дара в тех случаях, когда беседующему на ином языке, в псалмопении ли то, молитве ли, в учении, необходимо бывает или самому быть переводчиком к пользе слушающих, или другаго способнаго на это брат в сотрудники (15),- Апостол особенно коринфянам советует предпочитать сему дару пророчество, как доставляющее более пользы общественному собранию





Павел: вы можете, говорит он читая усмотреть мое разумение тайны Христовой, которая в другия времена не быоа показана сынам человеческим, а ныне открыта Св.Его Апостолам и пророкам Духом Святым. Следовательно Христос открыл ученикам своим и Апостолам тайну. И открыл Он ее для того,чтобы благовествовали ее всем и каждому. Мне говорит Апостол Павел, наименьшему из всех дана благодать сия». Учение сие молоканства мы показывали молоканам Самарским, и они по прочтении вполне выразили свое на него согласие, говоря впрочем в другое время, что таинства они понимают духовно, нелогичность до странности очевидная, и наоборот странная до очевидности.


церковному. Почему?- потому что по словам Апостола, когда вся церковь сойдется вместе, и все в ней станут говорить незнакомыми языками, и когда в это время войдут незнающие, или неверующие, тогда легко могут сказать, что вы беснуетесь. Напротив пророчество, не подвергая пророчествующаго посрамлению пред неверными, доставляет в то же время величайшую славу ему и пользу другим, так что по поводу его никто из неверующих не скажет: яко беснуется, а напротив всякий неверный будет изумляться и удивлятся, поколику сам обличается всеми, т.е. все, что у него на сердце, его желания, немерения, деяния, обнаруживаются и представляются всем пред глаза. Посему Апостол и заключает свое внушение, замечание, следующими словами: и таким образом тайны сердца его невернаго обнаруживаются, и он пад ниц поклонится Богу, и скажет, истинно с вами Бог. Так действительно в ветхом завете поклонился Богу Навуходоносор, исповедав делами и словами, говоря: по истине Бог ваш, той есть Бог, отрываяй тайны, понеже возмог еси открытии тайну сию (Дан.2-47). В новом завете так обличен был Анания с Сапфирою в то время, когда допустил сатане вложить в сердце свое мысль солгати Богу Духу Святому, утаивши часть из цены земли. Дееписатель посему замечает, что когда Анания пал бездыханным, то великий страх объял всех слышавших сие (Деян.5,3,5).

^ Во вторых понятие тайна, в учении Апостолов означает явление Иисуса Христа на землю во плоти и проповедь о спасении в Нем и чрез Него распространенную Апостолами по всему миру. Таковое понятие заключаются в следующих местах посланий Апостольских (Кор.1,7; Еф.1,9,3,3,9; Кол,1,26,27,2,3,1, Тим.3,16) а) в послании в коринфянам. Когда проповедана была в Коринфе премудрость Божия, или учение о спасении людей, посредством креста Господня; тогда со многими из коринфян там произошло тоже, что происходит с больным зрением при действии на их солнечнаго света. Как свет для последних кажется хуже мрака, так и премудрость Божия или учение о кресте Христовом коринфским язычникам показалась не лучше безумия. Но тем не менее, почитаекмый безумным проповедник Божественной премудрости, Апостол Павел победил мудрых коринфян и показал превосходство первой пред второй самыми делами. Когда же таким образом доказав, что мудрость века сего и безумна, безсильна и кратковременна, тогда Апостол перешел уже к тому, что он проповедует премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую Бог предназначил прежде веков к славе нашей, и которую никто из властей века сего не знал; потому что если бы познали, то не распяли бы Господа славы, Почему Апостол называет премудрость тайною? Потому что на Ангел, ни Архангел, никакая другая сотворенная сила не знала ее во всей полноте и возможной ясности прежде, нежели она явилась, т. е. не знала, как совершит Господь спасение наше. Почему Апостол и говорит в другом месте: Да скажется ныне началом и властем на небесных церковию многоразличная премудрость Божия (Еф.3, 10).

Но сокровенная прежде для горних сил, и ныне для неверных недоведомая, тайна сия о спасении людей тем не менее предоставлена в нашу славу, по особенному попечению Божию о нас. Иисус Христос, явившийся во плоти на земле, совершил спасение наше; крестом примирил Бога с человеком, победил смерть, пленил плен, вывел людей из ада и всем отверз двери царствия небеснаго. Что, именно, должно разуметь под тайною премудрость - Иисуса Христа, его крест, плоды креста, проповедь апостолов о совершенном домостроительстве Божием, это видно из того, что ее никто из князей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы. Очевидно, под князьями века сего Апостол разумел Пилата, Ирода, Анну, Каиафу и других начальников иудейских; все они не знали Божией тайны, имевшей открыться чрез крест, и потому распяли Владыку. Иначе, если бы знали, что спасительное страдание разсеет Иудеев по вселенной и спасение даруется язычникам, то не решились бы предать Господа на страдание.

б) такой же смысл тайны, или учения о спасении людей чрез Иисуса Христа, заключается и в местах, указанных нами в послании к ефесеям.

Сказав, что еще от начала, прежде сотворения мира, Бог предувидел и предопределил спасти всех людей чрез Иисуса Христа, Апостол дает знать и цель сего избрания, именно: быти нам святым и непорочным пред Ним. Как же Он избрал, когда нас еще не было? - Так: избрал в любви прежде сложения мира т.е. возлюбил нас, и в любви предопределил усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению хотения своего, в похвалу славы благодати своея (1,5,6). Достойными же любви соделала нас смерть Владычняя (7) ибо чрез нее мы сложили с себя греховныя скверны, и освободились от рабства и мучительства.

Но этим еще не оканчивает Апостол речи своей о богатстве любви Божией, явленной в искуплении. Он говорит, что Бог открыл даже сокровенную волю свою, или другими словами открыл нам то, что у Него в сердце.

И эта то открытая тайна, исполненная всякой мудрости и разума, по благоволению, по сильному сердечному желанию состояла единственно в том, что Бог взыскал нас, ничего нестоющих, чтобы посадить нас горе. Как же исполнилось желание? Так: В смотрение исполнения времен, возглавити всяческая о Христе, лже на небесах и лже на земле в нем (10). Т.е. возсоединить небесное и земное, когда то были отторжены одно от другаго, и не имели одной главы. По исполнеии же времени пришел Иисус Христос на землю для спасения погибших людей, сделался одною главою для всех, для ангелов и человеков, то есть открылся Христом по плоти и Богом – Словом.

Учение о сем спасении Иудеев и язычников чрез Иисуса Христа, под именем тайны разумеется и в третьей главе послания к ефесеям. Сказал, что не другаго кого либо Бог послал благовестить спасение людям, но самого Господа, принявшаго на Себя должность слуги и почти раба, потому что исправить столько зол и возвестить о соделанном мог только Он Сам, указав, что мир Божий возвещен как язычникам, которые у Апостола разумеются под словом дальним и иудеям, которые сравнительно с язычниками были ближе к Богу, и наконец показав тесную связь между язычниками и иудеями, апостолами, пророками и Христом под образом здания, где Христос есть краеугольный камень, поддерживающий стены основания здания, Апостол в след за сим великим промышлением Христовым, говорит уже своем усердии, хотя малом и ничтожном в сравнении с помышлением Господним, но тем не менее, не смотря на свою малость усердия, он удостоивается быть главным благовестником язычникам о спасении по особенному смотрению благодати Божией; спасеннй сам благодатию, чрез крещение, апостол открывает это спасение чрез крещение и язычникам. Называет это Апостол тайною, потому что подлинно не понятно, каким образом язычники вдруг приведены в благородство иудеев и привиты к Иисусу Христу. Говорили о сем и пророки, но люди никогда бы с такою ясностию не узнали этого, как узнали, услышав апостолов, которые превзошли всякий человеческий ум, и общия ожидания, когда говорили: яко бытии языком снаследником и стелесником и спричастнивом (6).

Что значит быть сонаследниками, сопричастниками обетования и сотелесниками? – значит то, что язычники и иудеи чрез крещение соединены в одно тело, в один союз. Что язычники будут призваны, это известно было и прежде, но к чему именно они будут призваны, этого до сих пор никто незнал. Потому то Апостол и называет это домостроительством тайны (6), открытой теперь чрез благовествование.

Тайною Апостол называл проповедь о домостроительстве спасения рода человеческаго и в следующих местах послания своего к колоссянам и к Тимофею (Кол.1, 2-27;1 Тим.3, 16).

Домостроительство это известно было одному Богу, сокрыто святым, т.е. апостолам и чрез них уверовавшим. Чрез открытие сей тайны пребывающие во тьме язычники прияли богатство Боговедения, узнали, что домостроительство есть дело общее Отцу и Сыну (2, 3), познали, как Сын Божий, по существу имея невидимое естество, по вочелевечению сделался видимым на земле людям и ангелам на небе, творил чудеса Духом Божиим, проповедал иудеям и язычникам и от уверовавших приемлет божеское поклонение.

Когда Спаситель говорил Апостолам: вам дано есть видети тайны царствия небеснаго, то под тайнами давал им разуметь тоже Свое явление во плоти на земле, многочисленныя чудеса, учение, установление таинств ко спасению (Матф.13, 10).

К такому пониманию приводят следующия слова почти непосредственно Господом высказанныя за сим; аминь глаголю вам, яко мнози пророцы и правеницы вождележа видити, яже видите, и не видиша, и слишати, яж слышате и не слышаша. Очевидно, ученики Христовы видели не только то, чего желали видеть праведники. Последние созерцали пришествие Господа только верою, а ученики оное видели лицем к лицу.

^ В третьих, тайна по смыслу своему в посланиях апостольских означает учение о будущем обращении иудеев ко Христу Спасителю (Римл. 11, 25) и всеобщем воскресении мертвых (1 Кор. 15 гл.)

Не хощу вас неведети тайны сея, братие, да не будете о себе мудры, пишет Апостол в послании к римлянам: Иначе сказать: хочу сделать для вас известным, какую тайну о предмете нашего разсуждения знаем мы, чтобы вы, почитая себя очень разумными, не составили от того высокаго о себе мнения. Какой же был предмет разсуждения? Тот, что поелику Бог назначил мне быть проповедником для язычников, говорит Апостол, то по необходимости домогаюсь спасения их и за них веду слово и доказываю, что божественные пророки предвозвестили сие издревле, чтобы сим по крайней мере возбудить иудеев к соренованию (6, 13), своим неверием сделавшихся чуждыми корню-патриарху Аврааму (20), от которых Христос произошел по плоти; но Апостол же советует не отчаяваться в спасении иудеям неуверовавшим. По принятии проповеди язычниками уверуют они иудеи, когда возвестится им учение веры (26) и получат отпущение грехов чрез крещение (Иереем.31, 34).

^ Се тайну вам глаголю: еси бо не успнем, еси же изменимся. Божественный Апостол, после учения о духовных дарованиях, признал за полезное изложить учение и о воскресении. Побуждением к сему было то, что некоторые обманьщики вводили коринфян в заблуждение, говоря, что не будет воскресения тел. Как Апостол, исполненный духовной мудрости, он не просто излагает сие учение, но дает сперва видеть цель Владычнаго вочеловечения, потом показывает, что и крест и страдания и воскресение Спасителя в теле были ради общаго воскресения. В это всеобщее воскресение не только скончавшиеся возстанут нетленными, но и остающиеся еще в живых облекутся в нетление. При чем воскреснет не другое что, но то самое тело, которое истлевает (53) (*).

^ В четвертых - по учению церкви апостольской, слово тайна или таинство имеет значение в смысле такого священнаго действия, которое под видимым образом действительно сообщает приступающим к оным неведимую благодать Божию, или что тоже спасительную силу Божию.

Места посланий апостольских, в коих под тайнами разумеются внешния средства совокупно с благодатным освящением человека, суть следующия: тако нас да непщует человек, яко слуг Христовых и строителе Таин Божиих (1 Кор. 4,1); тайна сия велика есть: аз же глаголю во Христа и во церковь (Еф.5,32).

Поясним места сии на столько, на сколько это относится к нашему предмету.

^ Тако нас да непщует человек, яко слуг Христовых и строителей таин Божиих. Коринф, где произнесены были апостолом Павлом сии слова, во времена апостолов, принадлежал в самым знаменитым городам в Ахаии (Деян.18,12), по своему великому народонаселению, по торговле, богатствам и по успехам в науках (1 Кор. 1, 20 и т. д; 2, 1; 3, 18). Но чрезмерное богатство и непрестанный прилив всяких иноземцев внесли с собою в этот город и величайшую испорченность нравов. В послании нередко встерчаются названия коринфян надменными, недружелюбными к бедным, невоздержанными в вине и развращенными ( 3, 3; 4. 8; 5, 11; 6, 10 – 11. 11, 21-22; 5,1. 10.11; 6, 9. 11-19; 7, 27). Апостол, в первое путешествие по Греции и во второе путешествие на проповедь вселенной (Деян. 18, 1). Является в Коринф, как бы в назначенный ему Богом удел ( 2 Кор.10, 13, 14) для того, чтобы открыть глаза этим людям, обратить их от тьмы к свету, от власти сатаны к Богу, и чтобы наконец чрез веру во Иисуса Христа получить всем им прощение во грехах и часть наследия с освященными (Деян.26, 18).

Вступая в сей город на священнодействие благовествования Божия (Рим.15, 16), Апостол не мог не видеть тех тяжких препятствий, какия его ожидали среди надменнаго города. Первая проповедь его о Иисусе Христе была обращена к Иудеям (Деян.13,46), согласно заповеди Господа и на основании писаний, что Иисус есть Христос - Сын Божий, есть обетованный Мессия,- есть Спаситель мира, потом оставив иудеев, как противников благовестия и как жестоковыйных братий,


(*) Примеч.1. В обьяснении тайны сей о будущем воскресении мерт вых заключается между прочим опровержение той молоканской мысли, что воскресение мертвых будет духовное, а не плотское.

Примеч.2. То же слово тайна или таинство в слове Божием прилагается к предметам, заключающим в себе смысл таинственный и символическаий. Таково таинство седьми звезд и седьми святильников означающее сдьм Ангелов,- церквей ( Апок. 1, 20). В ветхом завете словом тайна означается сокровенные пути Божия ( Втор. 28,29).

он перешел к язычникам. В книге деяний апостольских замечается поэтому обстоятельству, что многие из коринфян, слушая Апостола, уверовали и крестились (Деян.18, 8), что Господь сильный крепостью во все время пребывания Апостола в Коринфе являл ему свое обещанное присутствие (Деян. 18, 10), и что благовествованием слова Божия, а паче благодатию Божию о Христе Иисусе (Кор.1, 4; 4,15) основалась знаменитая церковь в Коринфе (Деян.18, 4. 8. 10)

За Апостолом Павлом явился в Коринф из Ефеса Апполос из иудеев, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в познаниях. Он был наставлен в начатках пути Господня, и горя духом, говорил и учил о Господе правильно. Он многих простил и при благодати Божией много содействовал веровавшим во Христа Господа (Деян. 18, 24- 27).

Кроме сих Апостолов был в Коринфе и Апостол Петр. Когда при каких обстоятельствах был он в сем многолюдном городе - из посланий не видно. Но видно несомненно, что он был здесь, и что образовалась даже община под его именем, община, явившаяся отдельно пред другими благовестниками.

Прискорбно было просветителю Коринфа, апостолу Павлу слышать, что о сем знаменитом городе, где он проповедывал евангелие полтора года с Тимофеем и Силою, и где, не смотри на различныя затруднения, успел обратить ко Господу очень многих из иудеев и язычников, христиане по отшествии его разделились на секты, или общины, называя себя одни Павловыми, другие кифиными, третьи аполлосовыми. Иные Христовыми.

Обличив коринфян за безполезные споры о превосходстве того или другаго проповедника евангелия, Апостол замечает: кто Павел, кто Аполлос (3, 5) или Кифа (22)? Что они? Они только служители Божии, чрез которых вы просвещены крещением, и потому никто из вас да не хвалится ими как человеками (21), а напротив каждый из вас должен разуметь нас не более как служителей Христовых и строителей тайн Божиих, (4, 1), никто да не называется именем сих исполнителя хорошо устроять вверенное ему, а отнюдь не называть своим то, что принадлежит Господу (2). Дабы показать, что никто не может положить другаго основания для спасения, кроме положеннаго, которое есть Христос Иисус (3, 11), апостол Павел, обращаясь к членам новонасажденной церкви коринфянской, говорит: вот, бывши некогда величайшими грешниками, вы, теперь омылись, освятились, оправдались именем единаго Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего (Кор.6, 11). Очевидно выражением омылись, Апостол ясно указывает коринфянам во первых на действительное омовение их водою, так что другаго смысла в сем выражении ни в каком случае нельзя разуметь, как думают молоканы, принимая воду за учение; учиться и омыться понятия далеко несходныя здесь между собою, - во вторых омовению водою Апостол усвояет как омовение грехов, коими были запятнаны до сего времени коринфяне, так и оправдание, или что тоже право считаться праведникам пред Богом; опять омовение от грехов нельзя назвать ни в каком случае учением, так как учение не избавляет от грехов и не оправдывает человека; в третьих омовение и оправдание Апостол поставляет в зависимоти от имени Господа, как Искупителя, и от Духа Бога нашего, как Освятителя, а не отнюдь от учения. Христос Иисус, говорит Апостол, сделался для вас премудростию от Бога, праведностию, освящением и искуплением (1, 30).

Другое место в учении Апостольской церкви, где слово тайна заключает в себе невидимую благодатную силу, сообщающую тайно освящение человеку, и при том в определенном виде, есть следующее: тайна сия велика есть: аз же глаголею во Христа и во церковь (Еф.5, 32), в русском переводе читается так: тайна сия велика: но я говорю по отношении ко Христу и к церкви (*).

Уклеин говорил и учил в свое время, а за ним повторяют доселе и его последователь, будто слова сии апостола Павла относятся не к браку людскому, а к таинственному браку Христа с церковию. А потому, пользуясь примером Товита, молоканы совершают брак по обеному родительскому благословению, с присовокуплением при сем чтении некоторых плсалмов пророка Давида, стихов из евангелия, из посланий апостольских и других (**).

Посмотрим так ли это?

Что апостол Павел имел в виду в показанном нами тексте его послания изобразить не таиственное соединение Христа с церковью, а, именно, союз или соединение мужа и жены воедино, это открывается из того, что союз Христа с церковию есть и будет всегда сам в себе тайною великою. В значении сей великой тайны как во времена Апостола никто не сомневался, так, без сомнения, не будет сомневаться всякий здраво мыслящий и теперь. Напротив, Апостолу хотелось указанием на союз Христа с церковию возвысить брак до понятия и значения не как обряда, а как таинства истиннаго, действительнаго. Предложив мужу и жене, как основание их счастия, взаимную любовь, указав каждому из них то, что кому прилично, одному начальство и попечение, другой повиновение (22, 23, 24, 25), Апостол вслед за тем приводит слова пророка Моисея, или лучше самаго Бога, указавшаго изначала в браке, нечто великое и дивное но таинственное (31),- слова в коих прямо выражается первоначальное установление брака, как соединения двух лиц в одно.

По такому понятию и значению брака, как соединению Христа с церковию или соединению Его с душею, предшествуют таинства крещения и миропомазания, основывающияся на таинстве искупительных страданий и смерти Богочеловека, так и соединению мужа и жены, но образу соединения Христа, предшествует освящение чрез молитвы и благословение совершаемыя в таинстве брака, освящение, необходимое как для самого союза их неразрывнаго, так равно и для выполнения обязанностей их. Наконец, что слово тайна относится именно к брачному сочетанию мужа и жены, это доказывается следующим за тем стихом, заключающим и выражающим, что брак есть не только таинство, но что Апостол относит это таинство не ко Христу и церкви, или союзу Христа с церковию, но именно к соединению мужа и жены во едино, и освящению их посредством священнодействия.





(*) Кстати заметим, молоканы у себя имеют, в русском переводе те книги свящ. Писания ветхаго и новаго завета, какия находятся в употреблении у православных, и изданы в разное время с дозволения духовной цензуры. При толковании слова Божия, они, во время собеседования с нами, частенько обращались к переводам сих книг Св. Писания на русском языке, и рады были когда удывалось им известныя места писания – хоть сколь нибудь – осмыслить при помощи русскаго языка.

(**) Мы имеем под руками обряд венчания молокан, и со временем познакомим с ним читателей наших.

Стих этот так читается у Апостола: таким образом каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; как и Христос возлюбил церковь, и Самого Себя предал за нее (ст. 25).

Молоканы, при указании особенно перваго - о строителях таин Божиих, по своей обычности, не редко возражают православным во время собеседований с ними следующее: если Апостол говорит о таинствах, или о тайнах, необходимых для спасения человека; то почему он не перечисляет их? Им отвечают, во 1- х что Апостол упомянув о таинстве крещения чрез погружение, в словах: омылись, освятились…,тем самым уже ясно обозначил необходимость и число других, на совершение которых они получили право непосредственно от самого Господа, во 2-х Апостолам не было настоятельной надобности делать перечисление таинств тем из христиан коринфских, над коими они совершены апостолами; коринфским христианам оставалось только изъяснить, как неправильно они поступили, когда вместо Христа Господа единаго ходотая Бога и человеков стали разсуждать о достоинстве проповедников; в 3-х так как о Божественном установлении таинств сказано в евангелиях, - то апостолам в своих посланиях оставалось только раскрыв спасительные плоды сих таинств в приложении их к жизни общественной, семейной (*).

^ Сопоставление молоканства с учением церкви

Апостольской о таинстве крещения


Для знакомых с языковедением, понятия крещение и учение, без сомнения, никогда не представятся сходственными в слове Божием, где и обстоятельства, и место, и время, и повод, и случай, и самый предмет писаний явственно и прямо говорит о их различии. Ибо, что значит в подлиннике буквально крещение? Значит погружение. Для чего в нашем славянском языке видимое действие погружения заменено словом крещение? Для того, чтобы действовием погружения в таинстве сем выразить силу самаго таинства, так как в нем верующие чрез погружение с произнесением слов: во имя Отца и Сына и Св. Духа, приобщаюся Христовым страстям (Рим.6, 3;4) и делаются участниками благословения, приобретеннаго миру крестом Господа. Посему, называя таинство сие сообразно подлинному переводу, мы не более как указываем на его видимый и обыкновенный способ совершения, и напротив, называя таинство сие крещением, мы прямо указываем на его силу и внутреннее знаменование.

Не так смотрят на крещение молоканы. По их понятию таинство крещения тоже, что и учение; смысл сих понятий будто бы всюду один и тот же.

Постараемся указать на те места в слове Божием, в коих крещение прямо называется действием погружения, а не учения.

1) В евангелии от Матвея (гл.3) предтеча Иоанн называется крестителем. В те дни т.е. пред явлением Господа на всемирное служение роду человеческому,





primernaya-programma-po-fizike-na-profilnom-urovne-sostavlena-na-osnove-federalnogo-komponenta-gosudarstvennogo-standarta-srednego-polnogo-obshego-obrazovaniya-stranica-6.html
primernaya-programma-po-geografii-dlya-6-9-klassov-programmi-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij-kim-fgos-geografiya-7-klass-2014.html
primernaya-programma-po-informatike-i-informacionnim-tehnologiyam.html
primernaya-programma-po-predmetu.html
primernaya-programma-po-russkomu-yaziku-dlya-osnovnoj-shkoli-sostavlena-na-osnove-fundamentalnogo-yadra-soderzhaniya-obshego-obrazovaniya-i-trebovanij-k-rezultatam-osnovnogo-obshego-obrazovaniya.html
primernaya-programma-po-uchebnomu-predmetu-istoriya-krasnoyarskogo-kraya.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-18-socialnoe-gosudarstvo-v-usloviyah-federacii-ocherk-teorii-socialnogo-gosudarstva.html
  • college.bystrickaya.ru/16-enciklopediya-ehnaton-dihanii-bogov.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sabatin-zhospari-tairibi-zhariti-asietter-zhariti-biologiyali-ser.html
  • nauka.bystrickaya.ru/voprosi-k-gosudarstvennomu-mezhdisciplinarnomu.html
  • writing.bystrickaya.ru/dvuhstoronnyaya-bronhopnevmoniya-s-obstruktivnim-sindromom.html
  • institute.bystrickaya.ru/godovoj-otchet-otkritogo-akcionernogo-obshestva-barnaulskij-zavod-asbestovih-tehnicheskih-izdelij-po-itogam-raboti-za-2005-god.html
  • thescience.bystrickaya.ru/ii-scenicheskoe-iskusstvo-i-scenicheskoe-remeslo-rabota-aktera.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-po-kursu-etika-i-kultura-obsheniya-dlya-studentov-ochnoj-formi-obucheniya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema9-uchet-vlozhenij-v-nefinansovie-aktivi-programma-podgotovki-i-attestacii-buhgalterov-ekonomistov-byudzhetnih.html
  • student.bystrickaya.ru/4-filosofiya-epohi-ellinizma-uchebnoe-posobie-kniga-pervaya-filosofiya-drevnego-mira-taganrog-2010.html
  • klass.bystrickaya.ru/babij-yar-pamyat-obshestva-zabvenie-gosudarstva-i-a-altman-otv-sostavitel-m-v-voronov.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-1-sociologicheskoe-znanie-volkov-yu-g-dobrenkov-v-i-nechipurenko-v-n-popov-a-v-sociologiya-uchebnikpod.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozhenie-12-spravochnoeosnovnie-predeli-doz-i-dopustimie-urovni-radioaktivnogo-zagryazneniya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/psihologicheskaya-bezopasnost-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-eksperimenta.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-sociologiya-kulturi-.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-xiv-otvetstvennost-predprinimatelej-za-neuplatu-nalogov-i-narushenie-poryadka-predstavleniya-deklaracii-o-dohodah.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-po-discipline-rimskoe-pravo.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-5-osnovnie-aspekti-analiza-predlozheniya-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-obshee-yazikoznanie-specialnost.html
  • education.bystrickaya.ru/12-obyazannosti-rabotodatelya-i-rabotnika-po-obespecheniyu-ohrani-truda.html
  • write.bystrickaya.ru/gibel-atlantidi.html
  • books.bystrickaya.ru/duma-podderzhala-proekt-zakona-prizvannogo-povisit-vliyanie-partij-na-mestah-monitoring-smi-26-27.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rasporyazhenie-pravitelstva-rossijskoj-federacii-ot-23-iyulya-2007-g-969-r-1-kratkaya-informaciya-o-tverskoj-oblasti.html
  • studies.bystrickaya.ru/grazhdanstvo-v-respublike-belarus.html
  • textbook.bystrickaya.ru/informacionnie-tehnologii-v-rabote-turagentstva.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchenici-6d-klassa.html
  • shkola.bystrickaya.ru/primernie-voprosi-k-kontrolnoj-rabote-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • literature.bystrickaya.ru/chetvyortaya-lekciya-6-iyunya-1912-g-lekcij-prochitannih-v-hristianii-oslo-s.html
  • college.bystrickaya.ru/1314-obyom-investicii-programma-kompleksnogo-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-kochevskogo-municipalnogo-rajona.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-elektivnogo-kursa-po-russkomu-yaziku-i-literature-9-klass.html
  • report.bystrickaya.ru/igra-prover-svoi-znaniya-professij.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zakon-18-ne-stroj-krepostej-chtobi-zashitit-sebya-izolyaciya-opasna-48-zakonov-vlasti-i-obolsheniya.html
  • literature.bystrickaya.ru/dopolnitelnaya-utverzhdena.html
  • letter.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-polozheniya-o-formah-i-poryadke-provedeniya-gosudarstvennoj-itogovoj-attestacii-obuchayushihsya-osvoivshih-osnovnie-obsheobrazovatelnie-programmi-srednego-polnogo-obshego-obrazovaniya-stranica-40.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zhenshini-i-predprinimatelstvo.html
  • control.bystrickaya.ru/didakticheskij-material-pasport-kabineta-istorii-na-20102011-uchebnij-god.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.