.RU

Председательствующий - Заседания проведенного под председательством Уполномоченного по правам человека в Российской...


Председательствующий. Уважаемые товарищи! Мы выслушали – с одной стороны, информацию, доводы, обоснования, проблемы и пути развязки социально-правовых проблем Министерства обороны, Главной военной прокуратуры, Счетной палаты и других ведомств. Дали свою оценку состояния правового и социального обеспечения призывников, военнослужащих всех категорий, военных пенсионеров и членов их семей представители ряда правозащитных организаций. Ряд предложений по адаптации к гражданской жизни уволенных и увольняемых военнослужащих и другим актуальным вопросам формирования нового облика Вооруженных Сил, в том числе подготовки призывников, изложил Эдуард Аркадьевич Воробьев.

В ходе заседания мы обсуждали и спорили по различным аспектам правового и социального обеспечения, а также по вопросу, каким быть нашим Вооруженным Силам по способу комплектования личным составом – контрактными, призывными или смешанными. У каждой из сторон были свои доводы. Однако желания, принимаемые решения и гарантии их реализации, я бы сказал, в определяющей степени зависят от возможностей государства, в первую очередь ресурсного обеспечения. Это денежные средства, людские ресурсы и прочее. И, конечно, все это должно решаться ради одной цели – гарантированного сдерживания не только военной, но и военно-политической агрессии и обеспечения обороноспособности страны, откуда бы угрозы и вызовы России не происходили.

Если желающих выступить и вопросов больше нет - последний доклад, как независимого эксперта, то есть третей стороны, заведующего лабораторией военной экономики Института экономики переходного периода, доктора технических наук, профессора Цымбал Виталия Ивановича. Его доклад: «Военно-экономические проблемы формирования нового облика Вооруженных Сил» в определенной мере касается этих вопросов. Виталий Иванович, в связи с ограниченным временем прошу основой акцент в Вашем докладе сосредоточить на социально-экономических вопросах формирования «нового облика» Вооруженных Сил, не затрагивая вопросы их оснащения вооружением и техникой. Пожалуйста….

В.И.Цымбал. Уважаемые участники «круглого стола». Поскольку вместо ранее запланированных 20 минут на доклад я ограничен временем в 10 минут буду максимально краток.

У меня вопрос, а именно - были ли у нас только недостатки за период с начала действия Федеральной целевой программы по переходу на контрактный способ комплектования, как здесь многие правозащитники говорили. Я хотел бы сказать, что кроме Пограничной службы ФСБ, которая успешно выполнила эту ФЦП, были успехи и в других силовых ведомствах, в том числе и в Министерстве обороны! Например, были полностью укомплектованы воинские части постоянной боеготовности в Сухопутных войсках, в ВДВ и экипажи подводных лодок. Были и другие общественно важные достижения, часть из которых приведена на слайде № 2. Но так же, как все это ценой огромных усилий удалось за пару-тройку лет создать, так же, даже быстрее, удалось разрушить. И это, я считаю, самая большая беда, что мы сегодня разрушаем с трудом достигнутое.

Не буду детально останавливаться на всем том, что дискредитировало нашу военную реформу, часть этих обстоятельств и явлений показаны на слайде № 3. Приведу лишь некоторые данные, касающиеся призыва на военную службу. Здесь называлось, что это проблема. А вот данные Фонда «ИНДЕМ», который возглавляет Г.А. Сатаров. За четыре года объем взяток в этой сфере возрос почти в 25 раз, что видно из выделенной красным цветом строки на слайде № 4. Я этому анализу доверяю, потому что методика была максимально объективная, а именно, людей анонимно опрашивали по всем 10-и позициям: кому вы давали взятки; за что вы давали взятки; в каком объеме и так далее. Обработка опросов и дала результаты, приведенные на слайде. Как видно система призыва на военную службу одна из лидеров на рынке коррупции. После здравоохранения и образования она занимает 3-е место. Это следствие того, в том числе, что никакого эффективного гражданского контроля, как говорил здесь Эдуард Аркадьевич Воробьев, и, на мой взгляд, тоже, над этой сферой, то есть системой призыва, нет!

Если говорить о пяти главных задачах, слайд № 5, которые поставил Президент Российской Федерации при переходе к «новому облику» Вооруженных Сил, то, к сожалению, четко не определены названные и военно-техническая политика и военно-кадровая политика, и чему отдать приоритет. Этим и воспользовались люди, которые, так сказать, перетаскивают «финансовое одеяло» в пользу военно-технической политики. Я об этом в конце скажу.

На слайде № 6 показаны социально-экономические аспекты, то есть все то, что необходимо тем или иным образом учитывать или парировать при формировании «нового облика» Вооруженных Сил. Кроме их влияния, собственно, на саму военную организацию государства они касаются не только военнослужащих и их семей, но и всего нашего общества, всей нашей экономики.

Когда стала поступать из Минобороны информация, каким же будет «новый облик» Вооруженных Сил, то очень четко, с точностью до единиц, были обнародованы данные по высшим офицерам, с меньшей точностью (до 1000-и) – по старшим, и еще ниже - по младшим офицерам. А дальше вниз – по сержантам, солдатам, контрактникам - разнобой от 70 тысяч до 250 и т.д., слайд № 7. Конечно, такие расчеты никуда не годятся, так как под такой разброс численности фактически невозможно определить ни потребные расходы бюджета, ни другие ресурсы.

В настоящее время одна из актуальных проблем – реальные людские ресурсы и исходя из этого потенциала формирование военно-кадровой политики России. Мне непонятно, почему к этой проблеме такое пренебрежение со стороны лиц, управляющих военной реформой. Мы все проанализировали и разработали такую математическую модель, по которой можно посмотреть и рассчитать поток детей, которые родились 18 и ближе лет тому назад. Как они взрослеют, проходят через систему гражданских вузов, средних и высших военных учебных заведений, служат по контракту, по призыву, превращаются в пенсионеров и уходят в мир иной - коричневая стрелка направо (слайд №8).

Проведенный нами анализ, слайды № 8 и 9, показывает, что расчеты и заявления наших военачальников не всегда стыкуются с реальностью. Например, скоро вступит в призывной возраст 620 тысяч человек. Из них, примерно, третья часть, это не годные по состоянию здоровья к военной службе, наркоманы, судимые и так далее. То есть тот контингент, который мы бы не хотели видеть в рядах Вооруженных Сил. Откуда же мы собираемся взять 700 тысяч? Призывной контингент, слайд № 9, плавно снижается и уже через пару лет он будет фактически на нуле. А дальше будет только входной поток. То есть, это достигшие 18-и лет и получившие отсрочку на пять или иное количество лет для обучения в вузах. При такой политике комплектования Вооруженных Сил, то есть с приоритетом комплектования войск по призыву всех их, так сказать, «поголовно» придется призывать, так как другого резерва в стране просто нет. На слайде № 10 показано, что к 2016 году призывной контингент будет полностью исчерпан! Это что трудно посчитать? Почему такие опрометчивые заявления идут сверху? И вообще, в настоящее время кто-либо в Генштабе вооружает руководителей Минобороны и высшее руководство государства достоверной информацией по критической ситуации в этой области, а также на перспективу, хотя бы ближайших лет? Мне, по крайней мере, это неизвестно.

Трудности не только у нас, трудности были и в Америке, слайд № 11. Недавно Виталий Васильевич Шлыков, член Общественного совета при Министерстве обороны, говорил в одной из публикаций, что американцы тоже с трудом переходили на контракт. Но в чем принципиальное отличие действий военного руководства США от нашего? Они отказались от призыва и твердо стояли на своем. А когда генералы поняли, что люди не идут на контракт, потому что низкое денежное довольствие, они стали бороться за его увеличение и добились результата. Если за последние годы средняя заработная плата в США увеличилась на 32%, то у контрактников рядового и младшего командного состава, примерно, на 42%.

А у нас, по существу, Минобороны устами начальника Генерального штаба заявило, что не заинтересовано в контрактниках, слайд № 12, фактически спасовав тем самым перед рядом трудностей. Пока выполнялась федеральная целевая программа, увеличивали все что угодно, но только не стимулирующую надбавку для привлечения граждан на службу по контракту. Как была она обоснована в 2003 году в размере 3 300 рублей в месяц, так до сих пор и остается и, более того, прописана вперед до 2016 года в новой ФЦП. Но зато не забыли себя! Мы проанализировали динамику изменения денежного довольствия с 2002 по 2008 год. Она показана на слайде № 13. Если в 2002 году уровни денежного довольствия солдата и младшего командира-контрактника (РМКС) отличались от денежного довольствия высшего военного начальства в 6 раз, что видно из левой стороны слайда то сейчас, как видно по правой стороне этого слайда, аж в 26 раз!! Конечно люди при таком распределении общих бюджетных ресурсов, которые выделяются для нужд Минобороны, на должность рядовых и младших командиров-контрактников не идут. Чему тут удивляться?

Как же быть с комплектованием Вооруженных Сил личным составом, слайд № 14? На мой взгляд, лучшего решения, чем сказал Владимир Владимирович Путин в июле 2008 года: «…переход к комплектованию по контракту является единственным реальным выходом из сложившейся ситуации» и 15 июля 2008 года подписал ФЦП, не может быть. Но, оказывается, нашлись силы, которые могут повлиять и на Владимира Владимировича Путина. Через месяц, 18 августа 2008 года, была утверждена новая федеральная целевая программа, слайд № 15, где сохранен смешанный принцип комплектования. Причем, как следует из открытой информации, с общим приоритетом численности призывников.

Несколько слов о боеготовности. На слайде № 16 показана зависимость боеспособности военнослужащего от продолжительности военной службы и занятий боевой подготовкой. Это расчеты, проведенные Главным управлением боевой подготовки Вооруженных Сил и зафиксированные в документе за исх. № 553/3/1211 от 16 сентября 2002 года. Смотрите, через 6 месяцев службы и боевой подготовки уровень боеспособности военнослужащего всего 0,1, после года службы – лишь 0,3. Кстати, на мой взгляд, этот документ не потерял своей актуальности и сейчас, поскольку, во-первых, общеобразовательный уровень основной массы призывников, в лучшем случае, не изменился, а во-вторых, сложность эксплуатации и боевого применения техники и вооружения возросла. Так, что и эти показатели может уже несколько завышены. То есть, прослужившие один год не могут, в принципе, считаться готовыми к выполнению боевых задач, по сравнению с профессионалом, прослужившим 5 лет, боеспособность которого тем же ГУБП ВС РФ оценивается равным 1. А ООН, при межстрановых сравнениях вооруженных сил, вообще не учитывает людей, которые служат первые полгода.

Как видно из слайда № 17 эффективная численность рядового и младшего командного состава (РМКС) в регулярных войсках, начиная с 2002 года, постоянно снижалась, а при выполнении последней ФЦП опять «посыпалась» вниз. Налицо в обозримой перспективе двукратное снижение!

Следующий вопрос, на котором я хотел бы остановиться, касается социальной структуры общества и его влияния на отношение к военной службе, то есть к защите Отечества. То есть о социальной составляющей и социальной проблеме формирования «нового облика» армии.

К настоящему времени у нас произошло фактическое расслоение общества на 4 слоя, что показано на слайде № 18. Верхний слой, или элита наиболее обеспеченных людей. Большинство их детей учится в иностранных вузах. А для тех, кто не сумел поступить создан факультет МГУ в Женеве. Безусловно, служить в наших Вооруженных Силах по контракту у них и мысли нет. А призывать их, по известным причинам, все вы их знаете, никто не собирается.

Следующий слой, это граждане обладающие административным ресурсом и определенными финансовыми средствами. Для их детей в 68-и вузах оставлены военные кафедры. При этом лица, закончившие эти вузы с обучением на военных кафедрах, в Вооруженные Силы не призываются, а находятся в запасе. Конечно, они могут добровольно заключить контракт для поступления на военную службу по контракту, на офицерские и другие должности. Но при нынешних окладах и социальном пакете военнослужащих реальные стимулы для побуждения к военной службе сведены к нулю.

Следующий слой, это дети граждан средней обеспеченности. Вот они, в основном, вынуждены идти в другие, не привилегированные вузы, потому что в привилегированных вузах большие взятки, которые их родителям непосильны. После окончания вуза они либо служат по контракту, в основном не более одного - двух сроков, либо по призыву, либо уклоняются от военной службы. Это плохо, но такова реальность!

И, наконец, слой малоимущих граждан. О них говорят, что военная служба для них может стать хорошим «социальным лифтом». Но сейчас, даже в условиях кризиса, ситуация такая, когда есть много рабочих мест для молодежи, и есть другие, более эффективные, рыночные «социальные лифты», например в Норильске, других добывающих и перерабатывающих отраслях и так далее. Так, что этот тезис, на мой взгляд, сомнителен.

За неимением времени буквально кратко. На слайдах № 19 и 20 приведена наша и зарубежная оценка социально-экономического ущерба для различных слоев общества и государства, связанного с коррупцией, криминалом и другими обстоятельствами, в том числе отложенным поступлением молодежи в вузы в связи с их призывом на военную службу.

А на слайдах № 21 и 22 приведены основные моменты и направления действий государства и общества в интересах формирования действительно «нового облика» Вооруженных Сил, отвечающих, как здесь уже говорилось, лучшим армиям мира.

На сладе № 23 показано: по вертикали – количество государств и название ряда из них, а по горизонтали, соответственно, срок службы по призыву от 0 до 144 месяцев. Закономерен к военному руководству вопрос - в какую пятерку лучших армий мира, из показанных на слайде, должны войти наши Вооруженные Силы!? Если ориентироваться по срокам службы по призыву, 11 -12 месяцев, то это 15 государств, в том числе: Бразилия, Мексика, Норвегия, Финляндия, Румыния, Тунис и другие. Но верно ли это? Есть и другие критерии, например, соотношение призывников и контрактников. Когда начиналась федеральная целевая программа, не второстепенные лица, а тогдашний Министр обороны С.Б.Иванов, начальник ГОМУ, начальник Генштаба и другие говорили о том, что у нас к этому периоду, в котором мы сейчас находимся, будет 50% военнослужащих по контракту и 50% - по призыву. И это самое оптимальное соотношение численности. Получается, что тогда просчитались, так как сейчас пропорции совсем другие.

Затем некоторые военные руководители во всеуслышание заявили, не надо повышать денежное довольствие солдату и младшему командиру-контрактнику, они и так получают больше, чем машинист в Московском метро. Мы посчитали, я даже обратился к начальнику Московского метрополитена Гаеву и получил официальную справку о заработной плате и социальном пакете машиниста. Опять получается дезинформация! Нехорошо, некрасиво!

Теперь обратимся к слайду № 24. В ноябре 2005 г. в «Российской газете» № 245 выступает начальник Генерального штаба Ю.Н.Балуевский и говорит, что весь мир развивается по схеме: 60-70% расходов на вооружение и оснащение войск, и только 30-40% на содержание. Мы посмотрели доклады ООН за 2004 год – ситуация диаметрально противоположная. Во всех цивилизованных странах 65 - 70% средств выделяется на содержание и боевую подготовку, и только 30-35% на закупки вооружения, научно-исследовательские работы и т.д.

Поэтому одним из главных направлений деятельности правозащитников в этой ситуации, тем более что все выступали и говорили о заинтересованности в сокращении призыва и переходе на добровольный призыв комплектования, является доведение фактов подобной дезинформации до руководства государства, тем более что туда она уже дошла. Ведь совсем недавно Дмитрий Анатольевич Медведев говорил: 70% нам надо отдавать на оборонно-промышленный комплекс. Тогда и получится, что у нас нет денег, как он заявляет, на то, чтобы перейти преимущественно на контракт. А если присмотреться к мировому опыту, то деньги есть.

Мне кажется, что некоторые люди, которые дезинформируют руководство государства, не читали ни Конституции, ни законов, которые у нас действуют. А статья 41 Конституции говорит о том, что сокрытие должностными лицами фактов или обстоятельств, или искажение их должно преследоваться по закону. Закон о СМИ гласит, что граждане имеют право на оперативное получение достоверных сведений. В Уголовном кодексе, слайд № 25, есть статья, включающая как денежное наказание таких лиц, так и лишение их свободы. Я не за то, чтобы пересажать наших должностных лиц или оставить их без их денежного довольствия.

Об этом я говорю потому, что в рамках деятельности правозащитников, во всех случаях, когда человек пострадал от службы, а к этому факту привели обман и иные действия должностных лиц, можно обращаться в суд. Напомню, совсем недавно в судах выиграли иски фактически все военнослужащие, которым длительное время не получали, так называемые, боевые выплаты. Или, например, обман, который произошел по отношению к военным пенсионерам, когда при бывшем Министре обороны П.Грачеве и его окружении путем специально придуманных различного рода надбавок существенно подняли денежное довольствие офицеров, исключив, таким образом, возможность повышения военных пенсий. Все время мы только и слышали от Л.К.Куделиной - нет денег, нет денег! И лишь благодаря вмешательству Владимира Владимировича Путина задолженности были погашены. Я думаю, и с фактами искажения достоверных сведений, для того чтобы решить какие-то неведомые мне проблемы, и с этими фактами надо бороться через суд.

Ну и, наконец, чтобы двигаться вперед, надо критически оценивать историческое прошлое и все полезное брать на вооружение при проведении военной реформы. Спасибо!

Председательствующий. Я знаю, что ваша лаборатория долго работает над этими проблемами. Скажите, направляется ли ваша информация, то есть оценки, прогноз ситуации и соответствующие предложения Президенту Российской Федерации, в Совет Безопасности, в Правительство, а также Минобороны и соответствующие министерства и ведомства официально, за подписью руководства института?

В.И.Цымбал. Я работаю в НИИ - по профессии «ученый». То, что у нас получается в результате исследований мы публикуем в выпускаемых нами брошюрах, а также публикуем статьи в различных изданиях, например, в научном журнале «Вопросы экономики». Мы также публиковали саму модель в «Экономико-математических методах». Материалы и публикации обязательно направляем в Минобороны и в его научно-исследовательские учреждения. Но когда сделали попытку опубликовать наши материалы в издаваемом Министерством обороны журнале «Военная мысль» - получили отказ! Что я могу сказать…

Председательствующий. Виталий Иванович, вышлите нам эти материалы. Мы их изучим, и что относится к компетенции Уполномоченного, будем содействовать доведению до соответствующих руководителей….

Уважаемые участники заседания, попросил слова представитель Комитета солдатских матерей Астраханской области Анатолий Владимирович Салин.

А.В.Салин. Очень приятно, что генерал Дашкин говорил о том, что комитеты солдатских матерей работают не только с солдатами и сержантами, но и с офицерами, даже с генералами! И наш комитет тоже. За последние 15 лет к нам обращалось множество граждан (военнослужащих, пенсионеров и членов их семей) за помощью в получении жилья, трудоустройстве, по вопросам незаконного отказа в защите в рамках судебных процедур, необоснованных взысканий и т.д.

А начиналась работа нашего Астраханского комитета с обращения офицеров военного госпиталя о том, что часть офицеров в 35-40 лет оказались на улице. Начальник госпиталя их просто выжил - не нужные ему оказались. Впоследствии сотрудники военной прокуратуры разобрались в ситуации. Начальника госпиталя отправили в отставку, но судьба офицеров была сломана. Вот этими и другими подобными проблемами офицеров, в том числе, занимался и занимается наш комитет.

Хочу сказать слова благодарности, прежде всего, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации В.П.Лукину, представителям Главной военной прокуратуры и Министерства обороны. А ситуация была такова. Начиная с 2007 года, к нам шел огромный поток жалоб от сотрудников военкоматов Астраханской области на действия ряда военных комиссаров. Наши обращения в местные организации - в военно-следственный отдел и в военную прокуратуру Каспийской флотилии – результатов не дали. После обращения в организации, которые я назвал выше, лишились своих должностей военный прокурор, начальник военно-следственного отдела, помощник военного прокурора Каспийской флотилии, заместитель областного военного комиссара и сам военком. Поэтому я еще раз говорю слова благодарности за поддержку и содействие.

Наш Комитет солдатских матерей поддерживает позиции Министерства обороны и Уполномоченного по правам человека в том, что в правозащитной деятельности нельзя разделять военнослужащих на солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров. В них мы, прежде всего, видим защитников Отечества и граждан Российской Федерации.

И еще одно предложение. Мы выступаем с инициативой ходатайствовать о том, чтобы поднять статус преподавателя ОБЖ. Что имеется в виду? Офицер, прослуживший определенный период в армии, увольняется. Если статус преподавателя ОБЖ будет поднят до уровня заместителя руководителя колледжа, ПТУ, института и, соответственно, этому статусу зарплата офицеры с удовольствием пойдут на такую работу. Тогда проблемы и доклады о вакансиях преподавателей ОБЖ исчезнут сами собой.

И второе - в поддержку своих коллег, и, прежде всего Эллы Михайловны, которая эмоционально выступила. При постановке граждан на воинский учет выдается приписное свидетельство, в котором указана категория годности. А при прохождении призывной комиссии никакого документа не выдается. Но в законе четко написано, что по желанию или заявлению гражданина выдаются письменные решения. Но вот получить это письменное решение – громадная, сегодня фактически не разрешимая проблема. Как решить эту проблему? На мой взгляд, ГОМУ Генерального штаба совместно с Главным управлением воспитательной работы должны разработать соответствующий документ для военкоматов. В соответствии с этим документов призывник одновременно с объявлением ему устного решения военкома (призывной комиссии) получает соответствующую выписку из протокола заседания призывной комиссии. Тогда по прибытию домой этот 18-летний юноша мог бы ее показать родителям, и они будут знать, какое решение вынес военкомат. Вкратце я вам доложил, а основной доклад передаю вам для информации.


Председательствующий. Спасибо, Анатолий Владимирович! Предложение разумное и, главное, не требует законодательного урегулирования. Участвующие в заседании представители Минобороны его слышали. Полагаю, что решение найдется. Больше желающих выступить нет? Тогда у кого еще есть вопросы или предложения? Вижу, что нет – все устали! Тогда будем завершать наш «круглый стол».

Повестку заседания мы рассмотрели и обсудили полностью. За исключением доклада заместителя директора Департамента организации медпомощи и развития здравоохранения Минздравсоцразвития Бугровой Елены Викторовны - о состоянии, проблемах и совершенствовании взаимодействия между Минобороны и Минздравом при организации призыва на военную службу и медицинском обеспечении граждан, уволенных с военной службы и членов их семей. К сожалению, она так и не прибыла на наше заседание. Видимо в Минздраве считают, что по этим вопросам ситуация урегулирована, проблем нет, и обсуждать нечего.

Кратко подведем итоги.

Во-первых. У нас состоялся, в целом обстоятельный и конструктивный обмен мнениями фактически по всему спектру правовых проблем. Кроме того, мы обсудили ряд путей их развязки.

Во-вторых. В принципе, как я понимаю, в целом все согласны, с уже имеющими место и обозначившимися на очередном этапе формирования нового облика Вооруженных Сил тенденциями ряда новых социально-правовых проблем.

Третье. Безусловно, что только консолидированными действиями всех причастных к этим проблемам властных и других структур, а также потенциала правозащитных организаций их можно разрешить.

И четвертое. Создавая «новый облик» Вооруженных Сил необходимо выйти на оптимальный и безущербный баланс интересов, возможностей и, соответственно, задач, как для обеспечения обороны страны, так и для обеспечения социальной и правовой защиты военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семей, короче говоря – социальной справедливости.

На этом заседании мы поняли, что подобные мероприятия необходимо проводить. Первое, что нам удалось, фактически впервые, это обеспечить реальный контроль выполнения Рекомендаций такого общественного мероприятия, каким является «круглый стол». Хорошо это, или не очень, но 70% предложений Рекомендаций позитивно восприняты, то есть, выполнены или частично выполнены. 30% пока что по различным обстоятельствам не реализованы. Каждый из таких пунктов мы совместно с правозащитниками, с Минобороны и другими ведомствами детально проанализируем на предмет их целесообразности уже в настоящих реалиях, то есть на период 2010 – 2011 годов. Мероприятия, которые действительно и объективно необходимы, включим в наши очередные Рекомендации. И так постепенно будем развязывать проблемные социальные и правовые узлы.

Теперь, что касается разработки новых Рекомендаций. Предлагается следующий порядок. По итогам выступлений и полученным от вас при подготовке «круглого стола» и в ходе этого заседания предложений в Рекомендации мы вначале, так сказать, узкой группой (представители от Уполномоченного, ряда правозащитных организаций, Минобороны, возможно, если потребуется, ГВП и некоторых других ведомств) подготовим базовый проект и направим всем участникам для согласования. Затем соберем замечания, обобщим и, примерно, в таком же составе обсудим и подготовим окончательный вариант, как логическое продолжение предыдущих Рекомендаций. После утверждения Рекомендаций Уполномоченным - всем разошлем. Кроме того, и стенограмма и Рекомендации будут размещены на официальном сайте Уполномоченного. Полагаю, что Минобороны и другие силовые ведомства заинтересованы в такой поддержке.

Придет ли то время, когда надобность в комитетах солдатских матерей, в правозащитной деятельности отпадет сказать трудно. Но действовать в этом направлении крайне необходимо. И в завершение. Понятно, что положение в войсках, в подразделениях в определяющей степени зависит от офицеров. Поэтому комитеты солдатских матерей и другие правозащитные организации должны на этом этапе, то есть пока не будет достигнут нормальный социальный уровень и гарантированное правовое обеспечение офицеров, предметно заниматься и этой категорией военнослужащих. Потому что проблема дисциплины среди рядового состава, это производная от того, как относятся к исполнению своего командирского и отеческого долга, к своим подчиненным, офицеры. Полагаю, что все с этим согласны

Если вопросов нет, всем большое спасибо! Мы сегодня поработали продуктивно, а главное - конструктивно. Успехов вам в службе, работе и в правозащитной деятельности!

Заседание «круглого стола» завершено. До свидания!


Приложения:

Приложение 1: Состав участников «круглого стола» - на 3 л.;

Приложение 2: Основные итоги исполнения Рекомендаций «круглого стола» 2009 г. – на 1 л.;

Приложение 3: Демонстрационные слайды к докладу Н.А.Панкова – на 10 л.;

Приложение 4: Демонстрационные слайды к докладу В.И.Цымбал – на 27 л;

Приложение 5: Справка о количестве и основной тематике обращений (жалоб) к

Уполномоченному по правам человека в РФ – на 1 л;

Приложение 6: Справка о состоянии правопорядка в Вооруженных Силах РФ и других федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба – на 1 л.;

Приложение 7: Концептуальные подходы к организации деятельности органов военного управления и должностных лиц в интересах укрепления правопорядка и воинской дисциплины в Вооруженных Силах Российской Федерации – на 8 л.

Всего: 51 л.

programma-disciplini-strategii-v-menedzhmente-marketingovie-strategii-i-razvitie-biznesa.html
programma-disciplini-strategiya-protivodejstviya-korrupcii-na-gosudarstvennoj-i-municipalnoj-sluzhbe-specialnost-080504-65-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie-dlya-napravleniya-podgotovka-specialista.html
programma-disciplini-stroitelnoe-pravo-dlya-specialnosti-30501-65-yurisprudenciya-podgotovki-specialista.html
programma-disciplini-sudebnaya-ekspertiza-dlya-specialnosti-030501-65-yurisprudenciya-podgotovki-specialista-avtor-programmi-d-yu-n-professor-a-v-nesterov.html
programma-disciplini-sudebnaya-psihiatriya-vhodit-v-chislo-disciplin-specializacii-ds-r-01-k-sleduyushim-obrazovatelnim-professionalnim-programmam-podgotovki-specialistov.html
programma-disciplini-sudebnaya-vlast-i-pravoohranitelnie-organi-dlya-specialnosti-yurisprudenciya-avtori-programmi-t-g-morshakova-a-n-vedernikov.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uroki-na-vsyu-zhizn-korrektor-a-r-galstyan-vknige-rasskazivaetsya-o-dosele-neizvestnih-stranicah-zhizni-odnoj-shushinki.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/statej-dlya-nauchno-tehnicheskogo-zhurnala-neftegazovoe-delo-vhodyashego-v-perechen-vedushih-recenziruemih-nauchnih-zhurnalov-i-izdanij-v-kotorih-dolzhni-bit-opubli.html
  • exam.bystrickaya.ru/vidi-kirpichnih-kladok-chast-2.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-provedeniya-novogodnih-i-rozhdestvenskih-meropriyatij-v-municipalnih-obrazovaniyah-kostromskoj-oblasti-dekabr-2011-yanvar-2012-g-g-stranica-2.html
  • institut.bystrickaya.ru/tablica-5-rukovodstvo-po-ekspluatacii-nkgzh-411618-004-02re.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-mbou-sosh-10-raspolozhena-po-adresu-p-stepnoj-ulmira-36-shkola-osushestvlyaet-svoyu-deyatelnost-na-osnove-licenzii-serii-a-203455-registracionnij-43402-stranica-24.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-realizacii-gosudarstvennoj-politiki-v-sfere-kulturi-i-iskusstva-v-2010-godu-i-osnovnih-zadachah-na-2011-god.html
  • tests.bystrickaya.ru/kornej-ivanovich-chukovskij-stranica-4.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-kursovomu-proektirovaniyu-po-discipline-elektrorazvedka.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sekretar-pervij-s-kem-vstrechaetsya-posetitel-prihodya-v-firmu-uchrezhdenie-organizaciyu-predpriyatie-on-kak-bi-predstavlyaet-firmu-cherez-nego-idet-priem.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sosh-112.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/gosudarstvennaya-duma-v-sisteme-organov-gosudarstvennoj-vlasti.html
  • urok.bystrickaya.ru/pribori-s-akusticheskim-perenosom-zaryada.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-18-koneles-v-yu-k-64-soshedshie-s-nebes-i-sotvorivshie-lyudej.html
  • testyi.bystrickaya.ru/6-obshaya-trudoyomkost-praktiki-istoriya-i-filosofiya-specialnoj-pedagogiki-i-psihologii.html
  • reading.bystrickaya.ru/kompyuternie-prestupleniya-chast-2.html
  • university.bystrickaya.ru/glavnie-techeniya-v-istorii-nauki-ugolovnogo-prava-v-rossii-stranica-10.html
  • university.bystrickaya.ru/g-v-gorchakova-den-otradnih-vstrech-s-druzyami-literaturnij-kalejdoskop-lyubitelej.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zakonodatelnimi-aktami-rf.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/4-ekspertno-analiticheskaya-deyatelnost-otchet-o-deyatelnosti-upolnomochennogo-po-pravam-cheloveka-v-respublike-kazahstan.html
  • letter.bystrickaya.ru/obrashenie-v-zashitu-prava-grazhdan-na-blagopriyatnuyu-okruzhayushuyu-sredu-doklad-upolnomochennogo-po-pravam-cheloveka-v.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kazhdij-iz-pyati-stilej-imeet-ryad-specificheskih-rechevih-harakteristik.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-predmetu-matematika-2-klass-uchitelya-nachalnih-klassov.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-4-opredelenie-krugasmena-lunnih-faz-lunnij-krug-cikl-utochnenie-dat-po-prazdnikam.html
  • grade.bystrickaya.ru/ocenka-narkosituacii-v-srede-detej-podrostkov-i-molodezhi-chast-vi-ocenka-narkosituacii-v-srede-detej-podrostkov-i-molodezhi.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-dlya-studentov-salavatskogo-industrialnogo-kolledzha-zaochnoj-formi-obucheniya-po-specialnosti-0201-pravovedenie-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-bazovij-uroven-stranica-3.html
  • tests.bystrickaya.ru/konspekt-ekologo-prosvetitelskogo-zanyatiya-s-detmi-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/proishozhdenie-nazvanij-gorodov-sahalina.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-metodicheskie-osnovi-elektrorazvedki-naimenovanie-disciplini-dlya-specialnosti-011200-geofizika.html
  • letter.bystrickaya.ru/mihail-zarechnij-kvantovo-misticheskaya-kartina-mira-struktura-realnosti-i-put-cheloveka-stranica-2.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vlast-dolzhna-menyatsya-vsled-za-obstanovkoj-v-strane-radio-21-mayak-29-10-2004-novosti-9-00-00-stadnickaya-lora-21.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prilozhenie-3-razrabotka-plana-upravleniya-proektom-planirovanie-rabot-po-proektu-41-vipolnenie-rabot-po-proektu-44.html
  • literatura.bystrickaya.ru/saba-pn-esepteu-keshendern-operaciyali-zhjeler-tairibi-windows-nt2000hr-operaciyali-zhjes-isisha-tarihi.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plan-uroka-organizacionnij-moment-podgotovka-materialov-k-rabote-obyavlenie-temi-celej-i-soderzhaniya-uroka.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tematicheskoe-planirovanie-metodicheskie-rekomendacii-dlya-obrazovatelnih-uchrezhdenij-vologodskoj-oblasti-po-perehodu.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.