.RU

Приказ №116/ 1 от «21» августа 2010г. Рабочая программа по химии для 10 класса моу сош с. Березняк Кукморского муниципального района рт



«Согласовано»

Руководитель МО ______/Фахрутдинова Г.М./ Протокол № 1 от «__16__» _августа_2010г.


«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР _____/Мазитова Л.В./ «__20___» августа 2010г.

«Согласовано» Руководитель МОУ СОШ с.Березняк Кукморского муниципального района _____ /Фахрутдинов А.М./

Приказ № 116/_1 от «_21__» августа 2010г.





^ Рабочая программа

по химии для 10 класса

МОУ СОШ с.Березняк Кукморского муниципального района РТ

Губайдуллина Амина Магесумяновна, учитель I квалификационной категории

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №1 от 16 августа 2010г.


2010-2011 учебный год

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии (Часть П. Среднее (полное) общее образование) и авторской программы И.И.Новошинского в соответствии с существующей концепцией химического образования и реализует принцип концентрического построения курса. Она определяет содержание профильного уровня курса химии и предназначена для использования в 10 классах общеобразовательных школ.

Программа обеспечивает сознательное усвоение учащимися важнейших химических законов, теорий и понятий; формирует представление о роли химии в развитии разнообразных отраслей производства; знакомит с веществами, окружающими человека. При этом основное внимание уделяется сущности химических реакций и методами их осуществления, а также способами защиты окружающей среды.

Изучение органической химии может быть успешным только в том случае, если базируется на знаниях, которые учащиеся приобрели при изучении общей и неорганической химии в 8 – 9 классах. Прежде всего важны современные представления о строении атома, природе химической связи, основные закономерности протекания химических процессов и т.д.

В основу построения курса химии 10 положена классификация органических соединений по функциональным группам: вначале рассматриваются углеводороды разных типов, включая ароматические, затем – функциональные и полифункциональные производные углеводородов. Выбранный порядок изложения позволяет выделить значение функциональной группы как главного фактора, определяющего свойства органических веществ. При отборе фактического материала в первую очередь учитывалась практическая значимость органических веществ, получивших применение в промышленности, сельском хозяйстве, медицине, быту. Особое внимание уделено генетической связи не только между органическими соединениями разных классов, но и между всеми веществами в природе – органическими и неорганическими.

В основе программы лежит идея зависимости свойств веществ от их строения. Программа составлена с учетом ведущей роли химического эксперимента, причем не только в реализации принципа наглядности, но и в создании проблемных ситуаций на уроках. Предусматриваются все виды школьного химического эксперимента — демонстрации, лабораторные опыты и практические работы, а также сочетание эксперимента с другими средствами обучения. Курс позволяет развить представления учащихся о познаваемости мира, единстве живой и неживой природе, получить знания о важнейших аспектах современной естественнонаучной картине мира. Историко-научный материал дает возможность показать учащимся, что развитие науки- многовековая история становления знаний об окружающем мире. Это позволяет раскрыть значение химии, дать больше практических сведений об использовании химических знаний в повседневной жизни, в труде, развить экологическую культуру школьников.

В результате изучения предусмотренного программой учебного материала по химии учащиеся должны овладеть знаниями, умениями и навыками, перечисленными в требованиях Федерального компонента государственного стандарта основного и общего образования по химии к уровню подготовки выпускников, которые приведены далее.

Программный материал рассчитан на: профильный уровень – 3 часа в неделю / 105 часов в год

Изучение химии на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

В ходе обучения предусмотрены теоретические часы ( уроки изучения нового материала, закрепления ЗУН, систематизации и обобщения), уроки – практикумы ( практические и лабораторные работы), уроки – защиты проектов. Контроль за знаниями учащихся осуществляется при помощи самостоятельных работ, тестовых заданий, контрольных работ.


^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

(3 ч в неделю/ 105ч в год)

Введение (5 ч)

Предмет органической химии. Взаимосвязь неорганических и органических веществ. Особенности органических соединений и реакций. Основные положения теории химического строения органических соединений А. М. Бутлерова. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулах. Зависимость свойств веществ от химического строения молекул. Изомерия.

Демонстрации:

1. Образцы органических веществ и материалов, изделия из них.

^ Углеводороды (35 ч.)

Алканы. Гомологический ряд, номенклатура и изомерия углеродного скелета. Физические свойства алканов и их зависимость от молекулярной массы. Химические свойства: галогенирование (на примере метана и этана), горение, термические превращения (разложение, крекинг, дегидрирование, изомеризация). Нахождение в природе, получение и применение алканов.

Демонстрации:

1. Таблица «Гомологический ряд предельных углеводородов и их алкильных радикалов».

2. Шаростержневые и масштабные модели молекул метана и других углеводородов.

3. Отношение парафина к воде и керосину или бензину.

4. Горение метана, парафина в условиях избытка и недостатка кислорода.

5. Взрыв смеси метана с воздухом.

6. Изготовление моделей молекул углеводородов и их галогенопроизводных (выполняется дома).

Алкены. Гомологический ряд, номенклатура. Изомерия структурная (изомерия углеродного скелета и положения двойной связи в молекуле). Закономерности изменения физических свойств алкенов. Химические свойства (на примере этилена): реакции присоединения (гидрирование, гатогенирование, гидрогалогенирование, гидратация), окисления (горение) и полимеризации.

Промышленные и лабораторные методы получения алкенов: дегидрирование алканов и дегидратация спиртов. Области применения алкенов

Алкаладиены. Понятие о диеновых углеводородах. Бутадиен-1,3 (дивинил) и 2-метилбутадиен-1,3 (изопрен). Получение и химические свойства: реакции присоединения и полимеризации. Натуральный и синтетические каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Применение каучука и резины.

Алкины. Гомологический ряд, изомерия и номенклатура алкинов. Физические и химические свойства (на примере ацетилена). Реакции присоединения (гидрирование, галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация), окисления (горение). Получение ацетилена карбидным и метановым способами, дегидрирование этана. Применение ацетилена.

Демонстрации

1. Таблица «Сравнение состава алканов и алкенов».

2. Шаростержневая и масштабная модели молекулы этилена.

3. Получение этилена и его свойства: горение, взаимодействие с бромной водой и перманганатом калия.

4. Отношение каучука и резины к органическим растворителям.

5. Шаростержневая и масштабная модели молекулы ацетилена.

6. Получение ацетилена карбидным способом и его свойства: горение, взаимодействие с бромной водой.

Лабораторный опыт 1.Ознакомление с образцами изделий из полиэтилена.

Лабораторный опыт 2. Ознакомление с образцами каучуков, резины, эбонита.

Практическая работа №1. Получение этилена и опыты с ним.

Расчетные задачи: Решение задач по материалам темы.

Арены. Физические свойства бензола, его токсичность. Химические свойства: реакции замещения (нитрование, галогенирование), присоединения (гидрирование, хлорирование), горения. Получение бензола циклотримеризацией ацетилена и его применение.

Генетическая взаимосвязь углеводородов.

^ Природные источники углеводородов и их переработка.

Природный и попутный нефтяной газы, их состав и применение в качестве источника энергии и химического сырья. Нефть, ее состав и свойства. Продукты фракционной перегонки нефти. Октановое число бензинов. Охрана окружающей среды при нефтепереработке и транспортировке нефтепродуктов.

Демонстрации

1. Модели молекулы бензола.

2. Бензол как растворитель. Экстракция йода из йодной воды.

3. Отношение бензола к бромной воде.

Лабораторный опыт 3. Коллекция образцов нефти и продуктов ее переработки.

Решение задач по материалам темы.

П. Функциональные производные углеводородов. (39ч)

^ Гидроксильные соединения. Понятие функциональной группы.

Предельные одноатомные спирты. Номенклатура, гомологический ряд. Водородная связь между молекулами и ее влияние на физические свойства спиртов. Химические свойства спиртов (на примере метанола и этанола):взаимодействие с активными металлами, кислотами, галогеноводородами, дегидратация и горение. Качественная реакция на спирты. Получение этанола гидротацией этилена и путем спиртового брожения. Применение спиртов, физиологическое действие на организм человека.

^ Многоатомные спирты: этиленгликоль и глицерин. Токсичность этиленгликоля. Особенности химических свойств и практическое использование многоатомных спиртов. Качественная реакция.

Фенол. Физические свойства, токсичность. Химические свойства фенола: реакции с участием гидроксильной группы и бензольного кольца. Качественная реакция на фенол и его промышленное использование. Действие фенола на живые организмы. Охрана окружающей среды от промышленных отходов, содержащих фенол.

^ Первичные амины предельного ряда. Состав, номенклатура. Физические и химические свойства: взаимодействие с водой и кислотами. Горение аминов. Применение аминов.

Демонстрации:

1. Качественная реакция на одноатомные и многоатомные спирты, на фенол.

Лабораторный опыт 4. Окисление спиртов оксидом меди(П).

Лабораторный опыт 5. Свойства глицерина. Расчетные задачи

Практическая работа №2. Спирты.

Решение задач по материалам темы.

Альдегиды. Номенклатура. Физические и химические свойства (на примере уксусного или муравьиного альдегида): реакции присоединения, окисления, полимеризации. Качественные реакции на альдегиды. Ацетальдегид и формальдегид: получение и применение. Действие альдегидов на живые организмы.

^ Карбоновые кислоты. Гомологический ряд предельных одноосновных кислот. Номенклатура, изомерия. Физические и химические свойства: взаимодействие с металлами, основаниями, основными и амфотерными оксидами, солями, спиртами; реакции с участием углеводородного радикала.

Получение и применение муравьиной и уксусной кислот.

^ Сложные эфиры карбоновых кислот. Состав, номенклатура. Реакция этерификации. Гидролиз сложных эфиров. Примеры сложных эфиров, их физические свойства, распространение в природе и применение.

^ Практическая работа №3. Получение и свойства предельных монокарбоновых кислот.

Жиры - сложные эфиры глицерина и жирных карбоновых кислот. Жиры в природе, их свойства. Гидролиз и гидрирование жиров в промышленности. Превращения жиров в организме. Пищевая ценность жиров и продуктов на их основе.

Мыла — соли высших карбоновых кислот. Моющие свойства мыл. Синтетические моющие средства (СМС), особенности их свойств. Защита природы от загрязнения СМС.

Демонстрации:

1. Модели молекул метаналя и этаналя.

2. Взаимодействие формальдегида с аммиачным раствором оксида серебра (реакция «серебряного зеркала»).

3. Таблица «Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот».

4. Образцы различных карбоновых кислот. Поведение индикаторов в органических кислотах.

5. свойства жиров: а) растворимость жиров; б) отношение жидких жиров к бромной воде.

6. Свойства мыла. Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств.

Лабораторная работа 6. Окисление формальдегида гидроксидом меди(П).

Лабораторная работа 7. Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот.

Лабораторный опыт 8. Получение сложного эфира.

Практическая работа№4. Решение экспериментальных задач.

Решение задач по материалам темы.

III. Полифункциональные соединения. ( 17ч)

^ Углеводы. Моносахариды. Глюкоза. Нахождение в природе. Строение молекулы (альдегидная форма). Физические и химические свойства глюкозы. Реакции с участием альдегидной и гидроксильных групп, брожение. Природные источники и способы получения глюкозы. Биологическая роль и применение.

Фруктоза как изомер глюкозы. Состав, строение, нахождение в природе, биологическая роль.

^ Дисахариды. Сахароза. Состав, физические свойства и нахождение в природе. Химические свойства, получение и применение сахарозы. Биологическое значение.

^ Полисахариды. Крахмал и целлюлоза — природные полимеры. Состав, физические свойства и нахождение в природе. Химические свойства, получение и применение. Превращения пищевого крахмала в организме. Гликоген, роль в организме человека и животных.

Волокна. Природные (натуральные) волокна. Понятие об искусственных волокнах: ацетатном и вискозном. Синтетические волокна, их строение, свойства, практическое использование.

Демонстрации:

1. Реакция «серебряного зеркала» на примере глюкозы.

2. Отношение сахарозы к гидроксиду меди(П) без нагревания и при нагревании.

4. Гидролиз сахарозы.

5. Гидролиз целлюлозы и крахмала.

Лабораторный опыт 9. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(П) без нагревания и при нагревании.

Лабораторный опыт 10. Взаимодействие крахмала с раствором йода.

Практическая работа №5. Углеводы.

Практическая работа №6. Решение экспериментальных задач.

Практическая работа 7. Волокна и полимеры.

Аминокислоты. Номенклатура, получение и физические свойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Пептидная связь. Биологическое значение α-аминокислот (заменимые и незаменимые кислоты). Области применения аминокислот.

Белки как природные полимеры. Состав и строение белков. Физические и химические свойства белков: гидролиз, денатурация, разложение и цветные реакции на белки. Превращение белков пищи в организме. Биологические функции белков.

Демонстрации: 1. Растворение белков в воде.

Лабораторный опыт 11. Денатурация белков при нагревании и под действием кислот. Качественные реакции на белки.

Практическая работа 2. Решение экспериментальных задач

Решение задач по материалам темы.

^ IV.Биологически активные вещества (6 ч)

Ферменты — биологические катализаторы. Применение и биологическое значение ферментов.

Витамины. Водорастворимые и жирорастворимые витамины и их биологическое действие. Витамин С (аскорбиновая кислота).

Гормоны. Биологическое действие гормонов. Физиологическая активность ферментов, витаминов и гормонов в сравнении.

Лекарственные препараты. Классификация лекарственных препаратов. Биологическое действие лекарств. Явление «привыкания» микроорганизмов к тому или иному препарату.

^ Практическая работа №8 Знакомство с образцами витаминов

Практическая работа №9. Знакомство с образцами лекарственных препаратов..

Практическая работа №10. Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены.

Практическая работа №11. Изучений инструкций по применению лекарственных, взрывоопасных, токсичных и горючих препаратов, применяемых в быту.

^ Практическая работа №12. Знакомство с образцами керамики, металлокерамики и изделиями из них.

Решение задач (3ч.)

pravitelstvo-samarskoj-oblasti-postanovlenie-ot-27-marta-2009-g-n-188-ob-utverzhdenii-oblastnoj-celevoj-programmi-stranica-4.html
pravitelstvo-samarskoj-oblasti-postanovlenie-stranica-3.html
pravitelstvo-samarskoj-oblasti-postanovlenie-stranica-9.html
pravitelstvo-sankt-peterburga-informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-13-714-18-aprelya-2011-g.html
pravitelstvo-sankt-peterburga-informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-16-667-3-maya-2010-g.html
pravitelstvo-sankt-peterburga-informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-19-670-24-maya-2010-g.html
  • uchit.bystrickaya.ru/svedeniya-o-pedagogicheskih-rabotnikah-otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-fakulteta-ekonomiki.html
  • thescience.bystrickaya.ru/iskusstvo-byulleten-novih-postuplenij-2007-god.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/blagotvoritelnost-centralnaya-pressa-kalejdoskop-vmerii-proshla-tradicionnaya-press-konferenciya-valeriya-gergieva.html
  • holiday.bystrickaya.ru/oao-rossijskie-zheleznie-dorogi-severnij-centr-nauchno-tehnicheskoj-informacii-i-bibliotek.html
  • universitet.bystrickaya.ru/trushev-aleksandr-igorevich-uchenik-8-klassa-a-krasovskaya-elena-ivanovna-uchitel-visshej-kvalifikacionnoj-kategorii-berdsk-2010.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/kak-projti-test-na-doping-kontrol-i-nalichie-alkogolya-v-krovi-glava-8-pravila-igri-v-podkidnogo-duraka-glavi-4-9-stranica-41.html
  • reading.bystrickaya.ru/konsolidirovannij-otchet-o-kassovih-postupleniyah-i-vibitiyah-kodi-stranica-3.html
  • bukva.bystrickaya.ru/prokat-metalla-chast-2.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vichislenie-matrici-v-ms-excel.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-12soblazni-kommentariya-izmeneniya-v-rossii-i-drugih-stranah-vostochnoj-evropi-otkrili-novie-vozmozhnosti-dlya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prioritetnij-nacionalnij-proekt-obrazovanie-zayavka-na-uchastie-v-konkurse-po-otboru-obrazovatelnih-uchrezhdenij-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-vnedryayushih-innovacionnie-obrazovatelnie-programmi-stranica-3.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-plan-2-vvedenie-3-deyatelnost-klassnogo-rukovoditelya-7-1-osnovnie-napravleniya-deyatelnosti-klassnogo-rukovoditelya-v-rabote-s-uchashimisya-i-ih-roditelyami-7.html
  • predmet.bystrickaya.ru/skazka-starogo-ksafana-aleksej-plohov-ideya-igri-s-kukloj.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zanyatie-1-vvodnoe-issledovanie-obrazi-i-vospriyatiya-vojni-vooruzhennogo-konflikta.html
  • writing.bystrickaya.ru/kriterii-ocenki-effektivnosti-investicionnih-proektov.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-odp-1-matematika.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/evolyuciya-i-proishozhdenie-boleznej.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-na-diplomnij-proekt-razrabotat-benzinovij-dvigatel-moshnostyu-77-kvt-pri-n6200-min-1.html
  • crib.bystrickaya.ru/istoki-i-istoriya-razvitiya-psihologii-zdorovya-ponyatie-psihicheskogo-zdorovya-zdorove-i-ego-norma.html
  • education.bystrickaya.ru/3-a-kushat-hochetsya-vsegda-spravochnik-pervokursnika.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/5-razvitie-sferi-kulturi-otchet-o-vipolnenii-programmi-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-reformirovanie-i-modernizaciya-zhilishno-kommunalnogo-hozyajstva-chuvashskoj-respubliki-na-2002-2010-godi-stranica-3.html
  • esse.bystrickaya.ru/raspisanie-laboratorno-ekzamenacionnoj-sessii-dlya-studentov-6-kursa-specialnosti-160903-ak-zf.html
  • klass.bystrickaya.ru/42-cepi-podachi-smesheniya-kurs-lekcij-cheboksari-2010-federalnoe-agentstvo-po-obrazovaniyu-federalnoe-gosudarstvennoe.html
  • reading.bystrickaya.ru/laski-i-novij-predsedatel-oblizbirkoma-obzor-kaliningradskih-smi-1-rieltori-4-sovet-kak-kontrolirovat-rieltora-4.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-8-standartizaciya-i-ekologiya-230102-avtomatizirovannie-sistemi-obrabotki-informacii-i-upravleniya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-kursa-ekologiya-moskvi-i-ustojchivoe-razvitie.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-moskva-metodicheskoe-posobie-podgotovleno-v-ramkah-obrazovatelnoj-programmi-razrabotka-regionalnoj-sistemi-profilaktiki-zloupotrebleniya-pav-detmi-i-molodezhyu.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-4-yazik-smi-i-ego-vliyanie-na-soznanie-sovremennih-rossiyan-soobshenie-i-vozdejstvie.html
  • writing.bystrickaya.ru/glava-7-podavlenie-vnutrennego-progovarivaniya-uchimsya-chitat-ochen-bistro-s-primeneniem-nlp-meditacii-psihoanaliza.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/reshenie-ob-utverzhdenii-itogov-gosudarstvennih-zakupok.html
  • lecture.bystrickaya.ru/65grafik-oplati-vipolneniya-rabot-postavki-oborudovaniya-i-materialov-forma-5-tehnicheskoe-zadanie-na-vipolnenie-rabot-10.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-14-viktor-suvorov-kontrol.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dvorkin-al-desyat-voprosov-navyazchivomu-neznakomcu-ili-posobie-dlya-teh-kto-ne-hochet-bit-zaverbovannim.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnoe-obshee-obrazovanie-programma-literaturnogo-chteniya-orientirovana-na-formirovanie-i-razvitie-u-detej-rechevih.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.