.RU

Приложение СОЦИОЛОГИЯ ЭМИЛЯ ДЮРКГЕЙМА - В. М. Бакусев (зам председателя)


^ Приложение


СОЦИОЛОГИЯ ЭМИЛЯ ДЮРКГЕЙМА 1. ВЕХИ ЖИЗНИ УЧЕНОГО
Автор произведений, помещенных в настоящем изда­нии,— один из создателей социологии как науки, как профессии и предмета преподавания. Эмиль Дюркгейм родился 15 апреля 1858 г. в г. Эпинале, на северо-востоке Франции, в небогатой семье потомственного раввина. В детстве будущий автор социологической теории религии готовился к религиозному поприщу своих предков, изучая древнееврейский язык, Тору и Талмуд. Однако он довольно рано отказался продол­жить семейную традицию. Биографы Дюркгейма отме­чают, что определенное влияние на это решение оказа­ла его школьная учительница — католичка. Короткое время он испытывает склонность к католицизму мисти­ческого толка. Можно предположить, что здесь сказа­лось воздействие и более общих причин: разложения некогда замкнутой (изнутри и снаружи) еврейской об-1Дины и развития ассимиляционных процессов; это, в свою очередь, было связано с ослаблением религиозной нетерпимости и процессами секуляризации во француз­ском обществе в целом. Но и католиком Дюркгейм не стал, так же, впрочем, как и атеистом. С юных лет и до конца жизни он оставался агностиком. Постоянно под­черкивая важную социальную и нравственную роль религии, он сделал предметом своей веры науку вообще и социальную науку в частности.

В 1879 г. Дюркгейм с третьей попытки поступил в Высшую Нормальную школу в Париже, где одновре­менно с ним учились знаменитый философ Анри Берг­сон и выдающийся деятель социалистического движе­ния Жан Жорес, с которым Дюркгейм поддерживал дружеские отношения. Из профессоров Нормальной школы наибольшее влияние на формирование взглядов будущего социолога оказали видные ученые: историк Фюстель де Куланж и философ Эмиль Бутру. Среди студентов Дюркгейм пользовался большим уважением и выделялся серьезностью, ранней зрелостью мысли и любовью к теоретическим спорам, за что товарищи прозвали его «метафизиком».

Окончив в 1882 г. Нормальную школу, Дюркгейм в течение нескольких лет преподавал философию в про­винциальных лицеях. В 1885-1886 гг. он побывал в научной командировке в Германии, где знакомился с состоянием исследований и преподавания философии и социальных наук. Особенно сильное впечатление на него произвело знакомство с выдающимся психологом и философом В. Вундтом, основателем первой в мире лаборатории экспериментальной психологии.

В 1887 г. Дюркгейм был назначен преподавателем «социальной науки и педагогики» на филологическом факультете Бордоского университета. Там же в 1896 г. он возглавил кафедру «социальной науки», по сущест­ву, первую самостоятельную кафедру социологии во Франции.

С 1898 по 1913 г. Дюркгейм руководил издаь ,гт журнала «Социологический ежегодник» (было издано 12 томов журнала). Сотрудники журнала, привержен­цы дюркгеймовских идей, образовали научную школу, получившую название Французской социологической школы, Деятельность этого научного коллектива зани­мала ведущее место во французской социологии вплоть до конца 30-х годов.

С 1902 г. Дюркгейм преподавал в Сорбонне, где возглавлял кафедру науки о воспитании, впоследствии переименованную в кафедру «науки о воспитании и социологии». Его преподавательская деятельность была весьма интенсивной, и многие его научные работы ро­дились из лекционных курсов. Дюркгейм был блестя­щим оратором, и его лекции пользовались большим успехом. Они отличались строго научным, ясным сти­лем изложения и в то же время носили характер своего рода социологических проповедей.

Профессиональная деятельность занимала главное место в жизни Дюркгейма, но, несмотря на это, он активно и непосредственно участвовал в разного рода общественных организациях и движениях. Он был че­ловеком демократических и либеральных убеждений, сторонником социальных реформ, основанных на науч­ных рекомендациях. Многие его последователи участвовали в социалистическом движении, и сам он симпа­тизировал реформистскому социализму жоресовского толка. Вместе с тем Дюркгейм был противником рево­люционного социализма, считая, что подлинные и глу­бокие социальные изменения происходят в результате длительной социальной и нравственной эволюции. С этих позиций он стремился примирить противоборству­ющие классовые силы, рассматривая социологию как научную альтернативу левому и правому радикализму.

Будучи человеком долга прежде всего, Дюркгейм постоянно стремился соединить в своей собственной жизни принципы профессиональной и гражданской эти­ки, которые послужили одним из главных и излюблен­ных предметов его научных исследований и преподава­ния. Практическая цель его профессиональной и об­щественной деятельности состояла в том, чтобы выве­сти французское общество из тяжелого кризиса, в котором оно оказалось в последней четверти XIX в. после падения прогнившего режима Второй империи, поражения в войне с Пруссией и кровавого подавления Парижской коммуны. В связи с этим он активно высту­пал против сторонников возрождения монархии и при­верженцев «сильной власти», против реакционных кле­рикалов и националистов, отстаивая необходимость на­ционального согласия на республиканских, светских и рационалистических принципах, на основе которых во Франции сформировалась Третья республика.

Первая мировая война нанесла тяжелый удар по Французской социологической школе, поставив под во­прос общий оптимистический пафос теории Дюркгей­ма. Некоторые видные сотрудники школы погибли на фронтах войны. Погиб и сын основателя школы Андре, блестящий молодой лингвист и социолог, в котором отец видел продолжателя своего дела. Смерть сына ускорила кончину отца. Эмиль Дюркгейм скончался 15 ноября 1917 г. в Фонтенбло под Парижем в возрасте 59 лет, не успев завершить многое из задуманного.

^ 2. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИСТОКИ
Из наиболее удаленных по времени интеллектуальных предшественников Дюркгейма следует отметить прежде всего трех его соотечественников: Декарта, Монте­скье и Руссо.

Дюркгейм был убежденным и бескомпромиссным рационалистом, а рационализм — французская нацио­нальная традиция, начало которой положил Декарт. «Правила социологического метода», «манифест» дюрк-геймовской социологии удивительным образом пере­кликаются с «Рассуждением о методе» Декарта. Оба труда объединяет одна и та же цель: найти рациональ­ные принципы и приемы, позволяющие исследователю постичь истину независимо от общепринятых мнений и общественных предрассудков всякого рода. У Декарта мы встречаем само понятие «правила метода», вынесен­ное Дюркгеймом в заглавие его основного методологи­ческого труда; именно этим «правилам» посвящена вто­рая часть «Рассуждения о методе».

Другого своего великого соотечественника, Шарля Монтескье, сам Дюркгейм считал главным предтечей научной социологии. Именно у Монтескье он обнаружил идеи, обосновывающие саму возможность существования социальной науки, а именно идеи детерминизма и вну­тренней законосообразности в развитии социальных яв­лений, а также сочетания описания и рационального объ­яснения этих явлений. Жан-Жака Руссо с его понятием общей воли и аналогией политического и биологическо­го организмов Дюркгейм также рассматривал в качестве предшественника социологии, способствовавшего разви­тию представления о природе социальной реальности.

Из более поздних предшественников дюркгеймов-ской социологии следует указать на А. де Сен-Симона и, конечно, на его ученика и последователя Огюста Конта. Сам Дюркгейм подчеркивал, что Сен-Симон пер­вым сформулировал идею социальной науки. Однако он скорее разработал обширную программу этой науки, чем попытался осуществить ее в более или менее систе­матической форме1. И хотя, по Дюркгейму, в опреде­ленном смысле все основные идеи контовской социоло­гии обнаруживаются уже у Сен-Симона, тем не менее именно Конт приступил к осуществлению программы создания социальной науки.

1 Durkheim E. La science sociale et 1'action. P., 1970. P. 115, 118.


Несмотря на то что Дюркгейм в своих исследованиях критиковал ряд положений социологии Конта, он при­знавал за ним титул «отца» социологии и подчеркивал преемственную связь своих и контовских идей. Отвер­гая обозначение своей социологии как «позитивист­ской» (так же, впрочем, как и материалистической, и спиритуалистской), Дюркгейм в то же время вдохнов­лялся тем идеалом позитивной социальной науки, ко­торый сформулировал родоначальник философского позитивизма. Вслед за Контом он рассматривал есте­ственные науки как образец для построения социаль­ной науки. Дюркгейм воспринял контовский подход к изучению общества как органического, солидарного це­лого, состоящего из взаимозависимых частей.

Но, будучи духовным преемником Конта, он не скло­нен был принимать его наследие целиком. Он отвергал знаменитый закон трех стадий интеллектуальной и со­циальной эволюции (теологической, метафизической и позитивной), который Конт считал главным своим до­стижением. В противовес своему предшественнику, про­возгласившему отказ от причинности в научном объ­яснении и замену вопроса «почему» вопросом «как», Дюркгейм упорно искал причины социальных явлений. В отличие от Конта он стремился сочетать теоретиче­ский анализ с эмпирическим. Дюркгейму в целом был чужд однолинейный эволюционизм «крестного отца» социологии (как известно, слово «социология» было впервые использовано Контом в IV томе его «Курса позитивной философии»). Оценивая эту сторону учения своего предшественника, он писал: «Человечество од­новременно пошло различными путями, и следователь­но, доктрина, принципиально утверждающая, что оно всегда и всюду преследует одну и ту же цель, базирует­ся на заведомо ошибочном постулате»2.

Необходимо отметить влияние Канта и кантианства на теорию Дюркгейма. Речь идет прежде всего о кон­цепции морали и нравственного долга, пронизывающей всю теорию основателя Французской социологической школы3.

2 Ibid. P. 119.

3 Отсюда каламбур ученика и последователя Дюркгейма Селестена Бутле: «Дюркгеймизм — это также кантизм, пересмотренный и дополненный контизмом» (L'Oeuvre sociologique de Durkheim. Europe, 1930. Т. 23. P. 283).


Особое значение в формировании социологических взглядов Дюркгейма имели идеи французского неокан­тианца, «неокритициста» Ш. Ренувье, в частности его рационализм (в полном согласии и в сочетании с други­ми рационалистическими влияниями), обоснование ве­дущей роли морали в человеческом существовании и необходимости ее научного исследования, стремление объединить принцип свободы и достоинства индивида с представлением о его долге и зависимости по отноше­нию к другим индивидам.

Ренувье отстаивал необходимость развития незави­симых от государства ассоциаций и производственных кооперативов, усиления роли государства в установле­нии социальной справедливости, введения светского воспитания в государственных школах. В целом его идеи оказали значительное влияние на интеллектуаль­ный климат и идеологию Третьей республики.

Не меньшее влияние на французское общество конца XIX — начала XX в. оказали идеи двух апостолов позитивизма, видных философов и историков Э. Ренана и И. Тэна, энергично и красноречиво доказывавших роль науки как ведущей социальной силы, на которую должны опираться все социальные институты, включая искусство, мораль и религию. Все научное творчество Дюркгейма свидетельствует о том, что он не остался в стороне от этого влияния.

Важную роль в формировании воззрений Дюркгейма сыграли идеи Г. Спенсера и опиравшегося на них био­органического направления в социологии. Влияние Спенсера было неоднозначным; многие концепции Дюркгейма разрабатывались как раз в полемике с кон­цепциями английского философа. Здесь мы имеем дело с весьма распространенным в истории социальной мыс­ли случаем «отрицательного» влияния одного мыслите­ля на другого, когда идеям предшественника система­тически противопоставляются идеи последователя, иногда выступающие в качестве их своеобразного сим­метричного отражения. При этом стимулирующее воз­действие предшествующих идей может быть не меньшим, чем в случае прямого «положительного» влия­ние: они могут задавать и проблематику, и теоретиче­ские рамки, в которых эта проблематика ставится и решается.

Однако в исследованиях Дюркгейма сказалось и «положительное» влияние идей Спенсера4. Это относит­ся, в частности, и к структурно-функциональной сторо­не социологии Дюркгейма (анализ общества как орга­нического целого, в котором каждый институт играет определенную функциональную роль), и к эволюцио­нистской стороне, поскольку вслед за Спенсером фран­цузский социолог сложные типы обществ рассматривал как комбинации простых. Вообще его склонность «эле­ментарные формы» использовать как модель для форм развитых, определившая, в частности, этнологическую ориентацию дюркгеймовской социологии, в значитель­ной мере стимулировалась работами Спенсера, также строившего свою социологию на большом этнографиче­ском материале.

Идеи К. Маркса не могли пройти мимо внимания французского ученого. Ведь на рубеже XIX-XX вв. популярность этих идей была столь велика, что все социальные мыслители так или иначе обращались к марксизму, становясь его горячими приверженцами, вступая с ним в диалог или же энергично с ним полемизируя. Дюркгейм был знаком с работами Маркса, но отрицал его влияние на свои исследования5, что, по-видимому, соответствовало истине.

4 По словам Дюркгейма, «при умелом применении теория Спенсера очень плодотворна» (Durkheim E. La science sociale et 1'action. P. 93).

5 Ibid. P. 250.


Так же как и мно­гие марксисты, он интерпретировал Маркса в духе эко­номического редукционизма, сводящего всю жизнедея­тельность социальных систем к экономическому факто­ру. Такую позицию Дюркгейм отвергал. Он признавал плодотворной идею Маркса о том, что социальная жизнь должна объясняться не представлениями ее участни­ков, а более глубокими причинами, коренящимися глав­ным образом в способе, которым сгруппированы объ­единенные между собой индивиды. Однако, согласно Дюркгейму, эта идея, составляющая логическое следствие эволюции социальной мысли, никак не связана с социалистическим движением и «грустным зрелищем конфликта между классами»6. В свою очередь, социа­лизм не связан неразрывно с классовой борьбой. По Дюркгейму, он может быть объектом научного анализа, может основываться на науке, но сам по себе не являет­ся научной теорией.

В отличие от Маркса Дюркгейм противопоставлял понятия «социализм» и «коммунизм». При коммуниз­ме социальные функции являются общими для всех, социальная масса не состоит из дифференцированных частей; социализм же, наоборот, основан на разделении труда и «стремится связать различные функции с раз­личными органами и последние между собой»7.

Дюркгейму было присуще широкое толкование со­циализма; он считал, что для понимания его нужно исследовать все его виды и разновидности. Исходя из этого, он определял социализм следующим образом: «Социализм — это тенденция к быстрому или посте­пенному переходу экономических функций из диффуз­ного состояния, в котором они находятся, к организо­ванному состоянию. Это также, можно сказать, стрем­ление к более или менее полной социализации эконо­мических сил»8.

Хотя социология Дюркгейма в целом была направле­на против биологических интерпретаций социальной жизни, он испытал несомненное влияние биоорганиче­ского направления в социологии, в частности таких его представителей, как немецкий социолог А. Шеффле и французский ученый А. Эспинас. Дюркгейм высоко ценил работы Шеффле, в частности его известный труд «Строение и жизнь социальных тел»; рецензия на эту книгу была первой научной публикацией французского социолога. Книгу Эспинаса «Общества животных»9 Дюркгейм считал «первой главой социологии»10; у него же он заимствовал столь важное для его теории поня­тие «коллективное сознание».

6 Ibid. P. 251.

7 Ibid. P. 234-235.

8 Ibid. P. 233.

9 В рус. пер.: Социальная жизнь животных. СПб., 1882.

10 Durkheim E. La science sociale et 1'action. P. 97.


Дюркгейм не пренебрегал излюбленным методом органицистов — биологиче­скими аналогиями, особенно на первом этапе своего научного творчества. Но основное влияние органициз-ма проявилось ,ч его взгляде на общество как на надын­дивидуальное интегрированное целое, состоящее из вза­имосвязанных органов и функций.

Наконец, следует указать на влияние двух учителей Дюркгейма в Высшей Нормальной школе, о которых упоминалось выше: философа Эмиля Бутру и историка Фюстеля де Куланжа. Первый из них внушал своему ученику методологическую идею, согласно которой син­тез, образуемый сочетанием элементов, не может объяс­няться последними; сложное нельзя выводить из про­стого, поэтому каждый более сложный уровень реаль­ности должен объясняться на основе собственных прин­ципов средствами специфической науки. Эта идея послужила одним из отправных пунктов дюркгеймов-ской концепции построения социологии как самостоя­тельной науки.

Важное значение для формирования воззрений Дюрк­гейма имело различение Фюстелем де Куланжем исто­рии событий и истории институтов, а также созданные им блестящие образцы исследований развития социаль­ных институтов, по существу исследований в области исторической социологии. Учитель прививал своим уче­никам внимание к тщательному и систематическому анализу фактов, воспитывал в них интеллектуальную честность и отрицательное отношение к любым предвзя­тым идеям. «Патриотизм — добродетель, а история — наука; их нельзя смешивать»; «Для одного дня синтеза нужны годы анализа» — эти афоризмы Фюстеля де Ку­ланжа, несомненно, оставили глубокий след в душе молодого ученого.

Несмотря на то что научное творчество Дюркгейма находилось на пересечении множества влияний и тра­диций социальной мысли, он не считал, что социология как наука уже сформировалась. Концепции Конта и других мыслителей прошлого столетия представлялись ему слишком общими и схематичными, содержащими лишь предпосылки собственно научной социологии. Самостоятельную науку об обществе со своим собствен­ным предметом и специфическим методом, с его точки зрения, еще предстояло создать. Дюркгейм ощущал себя призванным осуществить эту задачу.


processi-i-apparati-himicheskoj-tehnologii-stranica-5.html
processi-i-mehanizmi-formirovaniya-gosudarstvennoj-politiki-v-sovremennom-rossijskom-obshestve.html
processi-internacionalizacii-hozyajstvennoj-zhizni-i-mezhnacionalnij-mehanizm-regulirovaniya-mezhdunarodnih-ekologo-ekonomicheskih-otnoshenij.html
processi-pri-strukturoobrazovanii-zhelezouglerodistih-splavov-stroenie-realnih-metallov-defekti-kristallicheskogo-stroeniya.html
processi-relaksacionoj-polyarizacii-debaevskogo-i-kvazidebaevskogo-tipa-v-dielektrikah.html
processi-upravleniya-proektami-sovnet.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/krediti-chast-12.html
  • institute.bystrickaya.ru/glossarij-professionalnih-kulinarnih-terminov-v-evropejskoj-kuhne1-stranica-14.html
  • abstract.bystrickaya.ru/37-geofizika-belorusskij-institut-sistemnogo-analiza-i-informacionnogo-obespecheniya-nauchno-tehnicheskoj-sferi.html
  • college.bystrickaya.ru/215-akmeologiya-deyatelnosti-v-osobih-ekstremalnih-usloviyah-akmeologiya-uchebnoe-posobie-a-derkach-v-zazikin.html
  • college.bystrickaya.ru/2013-2014-uch-god-plan-raboti-biblioteki-na-2013-2014-uchebnij-god.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekcii-rassmotreni-fundamentalnie-sdvigi-v-sovremennom-mirovom-hozyajstve-svyazannie-s-pererastaniem-ego-internacionalizacii-v-globalizaciyu-i-obostreniem-obsheche-stranica-15.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-311sovremennie-metodi-organizacii-ekspluatacii-elektricheskih-setej-03810-kv-nachalniki-rajonov-elektricheskih-setej-pes-72-uchchasa.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-14-ekspluataciya-ventilyacionnogo-oborudovaniya-trebovaniya-promishlennoj-bezopasnosti-pri-ispolzovanii-szhizhennih.html
  • report.bystrickaya.ru/gosudarstvennij-obrazovatelnij-standart-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-specialnost-351200-nalogi-i-nalogooblozhenie-stranica-2.html
  • writing.bystrickaya.ru/kultura-yaponii-7.html
  • grade.bystrickaya.ru/mou-sosnovskaya-oosh-stranica-15.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/bronhialnaya-astma-i-ee-lechenie.html
  • report.bystrickaya.ru/iyun-2009-g-obshestvo-s-ogranichennoj-otvetstvennostyu-spektr-optika.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/teoriya-i-metodika-televizionnoj-zhurnalistiki.html
  • nauka.bystrickaya.ru/udk519766-vd-shalinin-tsya-osnovnie-nauchnie-rezultati-dissertacij-na-soiskanie.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-5-osnovni-principi-na-predgovor-uchebnik.html
  • school.bystrickaya.ru/geopolitika-rossii.html
  • nauka.bystrickaya.ru/ukraina.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/proekt-administrativnogo-reglamenta.html
  • institut.bystrickaya.ru/stilisticheskie-normi-metodicheskie-rekomendacii-po-kursu-russkij-yazik-i-kultura-rechi.html
  • testyi.bystrickaya.ru/41-obem-disciplini-i-vidi-uchebnoj-raboti-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnosti-030501-yurisprudenciya-moskva.html
  • lesson.bystrickaya.ru/socialnaya-problema-socialnaya-set-vkontakte.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/obshestva-vzaimnogo-strahovaniya-chast-2.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/referat-po-avtorskomu-i-smezhnim-pravam-na-temu-problema-zashiti-avtorskogo-prava-v-socialnih-setyah.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadachi-povishenie-motivacii-uchashihsya-k-izucheniyu-inostrannih-yazikov-rasshirenie-lingvisticheskogo-i-kulturologicheskogo-krugozora-uchashihsya.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plan-provedeniya-okruzhnih-meropriyatij-v-ramkah-festivalya-detskogo-i-yunosheskogo-tvorchestva-stranica-2.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vo-vsemirnoj-istorii-vozduhoplavaniya-naryadu-s-vidayushimisya-dostizheniyami-est-i-nemalo-pechalnih-stranic-stremlenie-cheloveka-podnyatsya-v-vozduh-i-dazhe-prorvatsya-stranica-14.html
  • esse.bystrickaya.ru/prozorov-l-p-80-bogi-i-kasti-yazicheskoj-rusi-tajni-kievskogo-pya-tibozhiya-stranica-8.html
  • shkola.bystrickaya.ru/test-pervie-lyudi-na-zemle-stranica-10.html
  • bystrickaya.ru/v-sovremennih-usloviyah-kogda-pered-obrazovatelno-vospitatelnimi-zavedeniyami-postavlena-zadacha-formirovaniya-kulturnih-intellektualnih-konkurentno-sostoyate.html
  • books.bystrickaya.ru/beseda-pitlivij-krestyanskij-um-posobie-imeet-shirokoe-chitatelskoe-naznachenie-po-predstavlennim-scenariyam-mozhno.html
  • reading.bystrickaya.ru/kurs-po-viboru-pitanie-i-zdorove.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-xxii-kto-tam-shagaet-v-pozdnij-chas-kniga-ii-charlz-dikkens-kroshka-dorrit-kniga-vtoraya-bogatstvo.html
  • grade.bystrickaya.ru/morfologiya-voprosi-1.html
  • testyi.bystrickaya.ru/annotaciya-romashenko-n-n-prepodavatel.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.