.RU

Приложение 1. Краткая история типоведения - Отто Крегер Дженет Тьюсон



^ Приложение 1. Краткая история типоведения


Идея классификации людей стара как мир. Используемая в типоведении классификация типов личности основывается на работах швейцарского психолога К. Г. Юнга (1875 1961), которые впервые были опубликованы на английском языке в 1923 году. Юнг ориентировался в равной степени и на медицину, и на психологию и интересовался скорее здоровьем, нежели болезнью – то есть не психическими отклонениями, а психологией нормы. Можно сказать, что он обладал наиболее целостным взглядом на жизнь среди теоретиков того времени, полагая, что многие физические и психические заболевания являются результатом дисбаланса сознания, тела и духа. Юнг считал, что мы с рождения склонны к определённым личностным предпочтениям. Он также был уверен, что для сохранения душевного здоровья человек должен на протяжении всей своей жизни развивать природные предпочтения, а не пытаться их изменить. С точки зрения Юнга, в процессе взросления мы должны учиться более эффективно обращаться с предпочтениями, к которым мы не склонны, и не чувствовать перед ними страха.

Примерно в то же время Катарина Бриггс, не имевшая формального психологического образования, самостоятельно и независимо от Юнга разработала собственную классификацию, основанную на её собственных наблюдениях различий между людьми. Она считала, что поведение людей не столь случайно и непредсказуемо, как принято думать, и стремилась доказать эту теорию. Её наблюдения показали, что это как то связано с тонкими, едва уловимыми различиями в восприятии ими жизни и окружающего мира. Она уже составила формальную классификацию этих различий, когда ей в руки попала только что переведённая книга Юнга «Психологические типы». Она обнаружила, что её теория типов личности во многом совпадает с теорией Юнга, и стала его преданной ученицей.

Единственная дочь Бриггс – Изабель – была исключительно одарённым ребёнком. Сначала мать сама занималась её обучением в домашних условиях, но потом Изабель поступила в Свартморский колледж, который и окончила с отличием по классу политологии (а заодно вышла замуж за Кларенса Майерса). Последующие двадцать лет она провела в роли жены, матери и автора двух опубликованных романов, все это время наблюдая за различиями в поведении людей и пытаясь связать их с классификациями Юнга и собственной матери.

В 1942 году Вторая мировая война – вкупе с убеждением обеих женщин, что одной из причин начала войны было непонимание людьми психологических различий, – подтолкнула Изабель (под руководством матери) заняться разработкой серии вопросов для определения предпочтений личности. Результатом этой работы стал индикатор типов Майерс Бриггс (ИТМБ). Тщательно и кропотливо перебирая тысячи карточек размером три дюйма на пять, содержащих пробные вопросы, Изабель несколько лет подряд сортировала, анализировала и проверяла ответы людей на ИТМБ. Верность своих ранних наблюдений она проверяла на группах людей, чьи предпочтения были точно ею определены. Потом она протестировала массу людей из разных социальных групп и доказала высокую степень достоверности теста по сравнению с другими психологическими инструментами. К началу 1960 х годов ИТМБ уже не только был достоверным средством определения индивидуальных различий, но и, как полагали многие, мог показать динамику изменения этих различий с течением времени.

Далеко не все в психологическом мире хотели признавать ценность ИТМБ. Во первых, инструмент был разработан двумя женщинами, что едва ли располагало к себе психологическое сообщество, состоявшее преимущественно из мужчин. Хуже того, ни одна из этих женщин не была психологом. Кроме того, немногие психологи соглашались с эзотерическими теориями Юнга; даже сам Юнг чувствовал, что некоторые его теории недоказуемы. Казалось, что время для такого инструмента, как ИТМБ, ещё не пришло.

В 1956 году Служба образовательного тестирования (ETS) в Принстоне, штат Нью Джерси, согласилась опубликовать ИТМБ, хотя и несколько неохотно. Некоторым сотрудникам ETS казалось, что определение типа личности не вписывается в программу организации, рассчитанную скорее на материалы, связанные с образованием – например, тесты, определяющие уровень интеллекта. Однако Уильям Ченси, президент ETS, одержал верх, и ИТМБ постепенно начал приобретать популярность. ETS наложили жёсткие ограничения на работу с ИТМБ. Его можно было использовать только в исследовательских целях, ни в коем случае не предавая данные гласности. Немногие профессиональные психологи знали об индикаторе, не говоря уже о том, чтобы его использовать.

В 1960 е годы произошло множество событий, оказавших сильное влияние на судьбу ИТМБ. В 1962 году Изабель опубликовала руководство по ИТМБ – первый официальный документ, связанный с ним. В том же году она была приглашена на переговоры в Американскую психологическую ассоциацию – серьёзный прорыв в её борьбе за признание в психологических кругах. Последующие годы ознаменовались несколькими исследованиями, связанными с ИТМБ и посвящёнными самым разным предметам – от проектов общежитий до личных особенностей в обучении.

В 1969 году Изабель познакомилась с Мэри Мак Колли, психологом клиницистом, возглавлявшей медицинский центр при Флоридском университете в Гейнсвилле. Они вдвоём организовали в университете типологическую лабораторию, которая стала впоследствии центром всех исследований и информации, связанных с ИТМБ. Лаборатория росла и развивалась и в 1972 году была преобразована в Центр применения психологического типа (ЦППТ), который по сей день остаётся главным учреждением по типологическим исследованиям. Создание такого центра было оправдано растущим интересом к типологии. В 1975 году, когда ИТМБ ещё считался лишь простым инструментом с ограниченным исследовательским потенциалом, под эгидой ЦППТ была организована первая конференция по типоведению, которая впоследствии стала проводиться каждые два года. Первую конференцию посетило менее сотни людей; через десять лет на шестую Международную конференцию в Эванстоне, штат Иллинойс, пришло более восьмисот человек. Посудите сами, насколько вырос интерес к типоведению за эти десять лет.

В 1975 году Consulting Psychologists Press опубликовала индикатор типов Майерс Бриггс, и ИТМБ стал доступен более широкому кругу профессионалов. На конференции ЦППТ в 1979 году была учреждена Ассоциация психологических типов (АПТ). Это организация единомышленников, открытая для всех, кто заинтересован в типологии. В числе задач АПТ – развитие и поддержание профессионального стандарта применения ИТМБ и поощрение многообразия в разных типологических школах. Один из самых популярных подходов к этой науке – теория темпераментов Дэвида Кейрси и Мэрилин Бейтс, написавших книгу «Пожалуйста, поймите меня». Хотя подход бихейвиориста и психолога клинициста Кейрси значительно отличается от подхода Юнга и Майерс Бриггс, он содержит весьма интересные и полезные открытия. Но сама по себе теория Кейрси, содержащая лишь четыре типа, кажется нам более ограниченной, чем ИТМБ. Однако вместе они дают нам более точную и подробную перспективу типологических различий, чем каждый из них по отдельности.

К середине 1980 х годов растущий интерес к теории типов – и Юнгу – в сочетании с естественной склонностью людей к классификации друг друга породил чрезвычайно плодородную почву для развития типоведения. В настоящее время уже несколько миллионов американцев прошли тест ИТМБ; точные цифры нам неизвестны из за отсутствия централизированной информации. Кроме того, ИТМБ был переведён на японский, испанский и французский языки, а сейчас переводится ещё и на немецкий. Что касается Ассоциации психологических типов, она стала международной организацией.


^ Приложение 2. Доминирующая и вспомогательная функции. Сложная натура интроверта


Изначально мы вели речь о четырех буквах, определяющих то, как человек предпочитает воспринимать жизнь и человеческие отношения. Сочетание этих четырех букв даёт нам «тип личности» и помогает лучше понять особенности человека.

Существует другая концепция, выходящая за рамки четырехбуквенного типа, которая была разработана К. Г. Юнгом и усовершенствована Изабель Бриггс Майерс. Эта концепция сфокусирована лишь на двух функциях нашей личности: функции сбора информации (сенсорика или интуиция) и функции принятия решений (логика или этика). В нашем четырехбуквенном коде эти функции представлены второй и третьей буквой соответственно (например, ENF P).

Согласно теории Юнга, по мере роста и развития человека одна из этих функций начинает преобладать. Это наиболее надёжная, управляемая, послушная и предсказуемая функция человеческой личности. Это та функция, которая (по возможности) определяет поведение человека. Она называется «доминирующей функцией». Изабель Бриггс Майерс назвала её «главнокомандующим» личности. Проще говоря, она – самая главная.

Другая функция называется «вспомогательной функцией». Это вторая по важности функция, которая иногда пытается занять первое место, но чаще довольствуется ролью дополнения. Вспомогательная функция оказывает помощь и поддержку доминирующей. Изабель Майерс назвала эту функцию «верным адъютантом».

С помощью доминирующей функции экстраверты фокусируют свою жизненную энергию и деятельность. В случае экстраверта мы получаем ровно то, что видим. Его внешняя сторона является честным отражением внутренней. Экстраверты этики навязывают своего «главнокомандующего» – этику – всему окружающему миру и делают это ради всеобщего блага. (Большинство священнослужителей принадлежат к экстравертно этическим типам, ведь для них так естественно навязывать свою систему ценностей пастве и обществу.) Экстраверты логики, напротив, навязывают окружающему миру свою логику: они любят приводить в порядок и организовывать все, что находится в пределах досягаемости, поэтому они – лучшие «управленцы» мира.

Энергия и внимание интровертов, наоборот, направлены вовнутрь, потому что именно там обитает доминирующая функция их личности. Следовательно, вы сможете увидеть «главнокомандующего» личности интроверта только в том случае, если у вас назначена с ним встреча – то есть если интроверт вам доверяет. И даже в таком случае скорее вы будете «впущены внутрь», нежели интроверт «выйдет наружу». В результате интроверты держат связь с окружающим миром посредством своей вспомогательной функции, и, следовательно, решение всех внешних вопросов требует окончательного утверждения функцией сбора информации или принятия решений, которая является доминирующей.

Интроверты не только находятся в нашем обществе в невыгодном положении – на одного интроверта приходится трое экстравертов, – они также наделены более сложным механизмом психики, потому что их энергия и внимание сосредоточены на внутреннем мире.

Работая с типоведением, важно понять, что экстраверты с большей лёгкостью выражают свои предпочтения, а интровертов понять значительно сложнее. Более того, когда интроверт «экстравертируется», впоследствии он всегда тщательно обдумывает и анализирует свои (уже совершённые) действия. Это означает, к примеру, что «окончательное» решение, высказанное интровертом, может ещё измениться после раздумий и размышлений. Аналогично кажущаяся «уступчивость» интроверта может оказаться лишь мнимой, стоит ему на какое то время уйти в себя и обдумать поставленный вопрос.

С точки зрения экстравертов, внешний мир – это позитивный и радостный источник энергии, поэтому они обычно без колебаний используют свои самые сильные стороны именно там, сохраняя внутри то, что «похуже».

У интровертов все наоборот. Они предпочитают доверять собственному внутреннему миру – который для них так же хорош, как внешний для экстравертов, – поэтому их самые сильные стороны (доминирующая функция) направлены вовнутрь. Внешний мир утомителен, но от него никуда не деться: всем нам приходится ежедневно с ним сталкиваться, но для интроверта он не более чем неизбежное зло. Соответственно в том мире, который менее приятен и привлекателен, интроверт предпочитает использовать то, что «похуже», то есть вспомогательную функцию. Точка зрения интроверта на этот вопрос может быть выражена слегка видоизменённым рекламным слоганом: «Мы не так сильно вас любим, чтобы подарить вам самое лучшее».

Итак, экстраверты делятся с внешним миром своей главнейшей и сильнейшей – доминирующей – функцией. А интроверты делятся с внешним миром лишь вспомогательной функцией – второй по счёту.


^ Доминирующие и вспомогательные функции шестнадцати типов


Ниже описаны доминирующие и вспомогательные функции каждого типа:

ISTJ

– Доминирующая функция – интровертная сенсорика : факты и практическая деятельность.

– Вспомогательная функция – экстравертная логика : объективные решения и схемы.

^ ISFJ

– Доминирующая функция – интровертная сенсорика : факты и практическая деятельность.

– Вспомогательная функция – экстравертная этика : решения и схемы, основанные на межличностных отношениях.

^ INFJ

– Доминирующая функция – интровертная интуиция : вдохновение и возможности.

– Вспомогательная функция – экстравертная этика : решения и схемы, основанные на межличностных отношениях.

^ INTJ

– Доминирующая функция – интровертная интуиция : вдохновение и возможности.

– Вспомогательная функция – экстравертная логика : объективные решения исхемы.

^ ISTP

– Доминирующая функция – интровертная логика : объективные решения.

– Вспомогательная функция – экстравертная сенсорика : фактические и практические наблюдения.

^ ISFP

– Доминирующая функция – интровертная этика : решения и схемы, основанные на межличностных отношениях.

– Вспомогательная функция – экстравертная сенсорика : фактические и практические наблюдения.

^ INFP

– Доминирующая функция – интровертная этика : решения и схемы, основанные на межличностных отношениях.

– Вспомогательная функция – экстравертная интуиция : возможности и абстрактные наблюдения.

^ INTP

– Доминирующая функция – интровертная логика : объективные решения.

– Вспомогательная функция – экстравертная интуиция : возможности и абстрактные наблюдения.

^ ESTP

– Доминирующая функция – экстравертная сенсорика : детальное восприятие фактов.

– Вспомогательная функция – интровертная логика : объективные решения.

^ ESFP

– Доминирующая функция – экстравертная сенсорика : детальное восприятие фактов.

– Вспомогательная функция – интровертная этика : решения, основанные на межличностных отношениях.

^ ENFP

– Доминирующая функция – экстравертная интуиция : возможности и абстрактные наблюдения.

– Вспомогательная функция – интровертная этика : решения, основанные на межличностных отношениях.

^ ENTP

– Доминирующая функция – экстравертная интуиция : возможности и абстрактные наблюдения.

– Вспомогательная функция – интровертная логика : объективные решения.

^ ESTJ

– Доминирующая функция – экстравертная логика : объективные решения и схемы.

– Вспомогательная функция – интровертная сенсорика : факты и практическая деятельность.

^ ESFJ

– Доминирующая функция – экстравертная этика : решения, основанные на межличностных отношениях.

– Вспомогательная функция – интровертная сенсорика : факты и практическая деятельность.

^ ENFJ

– Доминирующая функция – экстравертная этика : решения, основанные на межличностных отношениях.

– Вспомогательная функция – интровертная интуиция : вдохновение и возможности.

ENTJ

– Доминирующая функция – экстравертная логика : объективные решения и схемы.

– Вспомогательная функция – интровертная интуиция : вдохновение и возможности.


1 Юнг выдвинул эти гипотезы в своей работе «Психологические типы» (изд. Harcourt Brace), впервые изданной на английском языке в 1923 году.



proekt-otkritaya-shkola-uchashihsya-mou-gimnaziya-25.html
proekt-p-rogrammi-provedeniya-mezhdunarodnoj-konferencii-osobie-ekonomicheskie-zoni-novaya-energiya-razvitiya.html
proekt-perechen-priglashennih-na-zasedanie-stranica-4.html
proekt-pereseleniya-saratov-obshaya-harakteristika-territorii-vseleniya.html
proekt-pervaya-redakciya-turistskie-uslugi-uslugi-turagentov-obshie-trebovaniya.html
proekt-plana-grafika-stranica-3.html
  • grade.bystrickaya.ru/montazh-i-remont-detskogo-oborudovaniya-tehnicheskoe-zadanie-razdel-obshie-trebovaniya.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zashita-resheniya-rukovodstvo-polzovatelya-moskva-ooo-1s-homnet-konsalting.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-132-icebookreaderprofessionalheaderstart.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kurs-rasschitan-na-studentov-otdeleniya-baltistika-iprizvan-dat-im-predstavlenie-o-shodstve-i-razlichiyah-v-akcentnih-sistemah-baltijskih-i-slavyanskih-yazikov-i-o-proishozhdenii-etih-sistem-4.html
  • shpora.bystrickaya.ru/yuga-rossii-stavpri.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-7-predgovor-km-blgarskoto-izdanie.html
  • klass.bystrickaya.ru/5-chaj-i-limon-1-istoriya-razvitiya-chaevodstva-v-rossii-i-v-sssr-do-ego-raspada-12-primechaniya-15.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/administraciya-municipalnogo-obrazovaniya-sosnovoborskij-gorodskoj-okrug-leningradskoj-oblasti-postanovlenie-stranica-13.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-informacionnie-tehnologii-v-ekonomike-specualnostnapravlenue.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nu-i-fraza-poluchilas-srazu-i-ne-razbereshsya-stranica-4.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/u-nas-kak-raz-vivelis-ciplyata-ya-boyalsya-chto-ih-ubyut-posleslovie-vmesto-predisloviya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2-mesto-uchebnoj-disciplini-v-strukture-op-vo.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vid-rabot-93-ustrojstvo-otopitelnih-pechej-i-ochagov-polozhenie-o-trebovaniyah.html
  • predmet.bystrickaya.ru/solnechnij.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-poslevuzovskogo-professionalnogo-obrazovaniya-otechestvennaya-istoriya.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-4-uchebno-metodicheskij-kompleks-obshaya-chast-specialnost-030501-yurisprudenciya-soglasovano.html
  • control.bystrickaya.ru/biomonitoring-prirodnih-i-stochnih-vod-p-f-agahanyanc-sankt-peterburgskoe-obshestvo-estestvoispitatelej-rossiya.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-o-rezultatah-i-osnovnih-napravleniyah-deyatelnosti-respublikanskogo-agentstva-stranica-2.html
  • bukva.bystrickaya.ru/rannee-viyavlenie-raka-predstatelnoj-zhelezi-i-raka-pochki-v-usloviyah-dispanserizacii.html
  • desk.bystrickaya.ru/pedagogicheskih-rabotnikov-o-gosudarstvennih-garantiyah-i-kompensaciyah-dlya-lic-rabotayushih-i-prozhivayushih-v-rajonah.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/5-samouchitel-dlya-vedushego-chto-takoe-protest-i-kak-s-nim-borotsya.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-obrazovatelnih-uchrezhdenij-srednego.html
  • studies.bystrickaya.ru/informacionnie-processi-kak-yadro-informacionnoj-teorii.html
  • notebook.bystrickaya.ru/instrukciya-o-poryadke-otbora-na-hranenie-v-arhiv-federalnih-sudov-obshej-yurisdikcii-dokumentov-ih-komplektovaniya.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/ocherk-strukturnie-sdvigi-v-ekonomike-kak-predposilka-i-rezultat-razvitiya-chelovecheskogo-kapitala.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/specsud-dlya-chinovnika-rossijskaya-gazeta-vladimirov-dmitrij-11032006-49-str-2.html
  • institut.bystrickaya.ru/torfyanoj-pozhar-ploshadyu-05-gektara-potushen-v-podmoskove-mchs-informacionnoe-agentstvo-ria-novosti-02082011.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-27-29-oktyabrya-2011-moskva-rggu-26-oktyabrya-sreda-zaezd-uchastnikov-konferencii-27-oktyabrya-chetverg.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozhenie-2-otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya.html
  • studies.bystrickaya.ru/magnitnie-polya-galaktiki.html
  • college.bystrickaya.ru/-14-7-osobennosti-pitaniya-tehnologiya-vozdelivaniya-saharnoj-svekli.html
  • doklad.bystrickaya.ru/unit-vii-applying-for-a-job-uchebnoe-posobie-rekomendovano-dalnevostochnim-regionalnim-uchebno-metodicheskim-centrom.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vizakritie-seminara-praktikuma-programma-organizacii-obedinennih-nacij-po-okruzhayushej-srede-rabochaya-gruppa.html
  • thesis.bystrickaya.ru/postanovlenie-byuro-prezidiuma-obedinennoj-federacii-sverhlegkoj-aviacii-rossii-of-sla-rossii.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-politiko-pravovie-aspekti-deyatelnosti-es-cikl.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.