.RU

Примечания - А. В. Федоров «Курганская школа»: от кинообразования к медиаобразованию


Примечания
1.Иванова С.М. Воспитание полноценного восприятия киноискусства младшими подростками: Автореф. ... дис. канд. пед. наук. - М., 1978. - 24 с.


С.79.


2.Левшина И.С. Воспитание школьников средствами художественного кино: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1975. - 25 с.

3.Левшина И.С. Как воспринимается произведение искусства. - М.: Знание, 1983. - 96 с.

4.Левшина И.С. Любите ли вы кино? - М.: Искусство, 1978. - 254 с.

5.Левшина И.С. Подросток и экран. - М.: Педагогика, 1989. - 176 с.

6.Левшина И.С. Подросток идет в кино. - М.: Союзинформкино, 1987. - 47 с.

^ Список основных научно-методических трудов И.С.Левшиной на тему медиаобразования Книги, учебные пособия, методические рекомендации
Левшина И.С. Воспитание школьников средствами художественного кино: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1975. - 25 с.

Левшина И.С. Как воспринимается произведение искусства. - М.: Знание, 1983. - 96 с.

Левшина И.С. Любите ли вы кино? - М.: Искусство, 1978. - 254 с.

Левшина И.С. Подросток и экран. - М.: Педагогика, 1989. - 176 с.

Левшина И.С. Подросток идет в кино. - М.: Союзинформкино, 1987. - 47 с.
^ Статьи в журналах и научных сборниках
Статьи 60-х - 70-х годов ХХ века

Левшина И.С. Билет в кино//Семья и школа. - 1971. - № 8.

Левшина И.С. Воспитательные возможности средств массовой информации и коммуникации//Сов. педагогика. - 1975. - № 2.

Левшина И.С. Дайте адрес киноклуба//Сов. экран. – 1965. - № 22. – С.8.

Левшина И.С. За и против//Семья и школа. - 1970. - № 11.

Левшина И.С. Кино, телевидение, дети//Вожатый. - 1975. - № 1.

Левшина И.С. О методических принципах киновоспитания в школе//Кино и время. Вып. 6. - М.: Изд-во БПСК, 1974.

Левшина И.С. О проблеме массового кинообразования//Искусство и эстетическое воспитание. - М.: Педагогическое общество РСФСР, 1973.

Левшина И.С. О схемах типологии кинозрителей//Творческий процесс и художественное восприятие. – Л.: Наука, 1978. – С. 85-88.

Левшина И.С. Откуда берутся кинозрители? //Сов. экран. - 1978. - № 13. - С.14.

Левшина И.С. Проблемы социологии кино и телевидения//Вопросы философии. - 1971. - № 2.

Левшина И.С. Театр, кино и телевидение в структуре досуга//Научно-практическая конференция «Театр и зритель». - М.: Министерство культуры СССР, 1974.

Левшина И.С. Юный зритель и кино//Кино и юный зритель. - М.: Изд-во БПСК, 1972.

Статьи 80-х – 90-х годов ХХ века

Левшина И.С. Педагогическое руководство киновосприятием// Российская педагогическая энциклопедия. В 2 тт. / Гл. ред. В.В.Давыдов. Т.1. – М.: Большая российская энциклопедия, 1993. – С. 435-436.

Левшина И.С. Функционирование киноискусства в массовой молодежной аудитории//Социальные функции искусства и его видов. – М.: Наука, 1980. – С. 110-112.




Опубликовано в:


Федоров А.В. А.В.Шариков – пионер российского медиаобразования//Искусство и образование. 2005. № 6. С.67-79.


^ С.67 А.В.Федоров А.В.Шариков – пионер российского медиаобразования
Статья написана при поддержке Совета по грантам Президента Российской Федерации «Государственная поддержка ведущих научных школ России» (грант НШ-657.2003.6, научный руководитель проекта – профессор, доктор педагогических наук, президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России А.В.Федоров)


Александр Вячеславович Шариков родился 28 апреля 1951 года. Окончил Московский государственный педагогический институт и аспирантуру при Академии педагогических наук. В 1989 году успешно защитил кандидатскую диссертацию (11). Работал научным сотрудником в лаборатории экранных искусств НИИ художественного воспитания, в лаборатории НИИ средств обучения Российской Академии образования. Печатался во многочисленных научных сборниках по проблемам медиа и медиаобразования, в российских и британских журналах. Автор нескольких книг, посвященных социологии медиа, медиаобразованию и медиакультуре (10; 12; 13 и др.). Разработал ряд учебных программ по медиаобразованию (16) . Участвовал во многих международных конференциях, посвященных проблемам медиа и медиаобразования (Франция, Испания, Великобритания и др.). В 2000 году прочел в Сорбонне курс лекций, посвященных проблемам медиа.


С.68.


Член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России. Преподает в московских вузах.

Пожалуй, именно А.В.Шариков был первым российским педагогом, всерьез заинтересовавшимся не только кинообразованием или движением «юнкоров», но проблемами медиаобразования в целом. Этому во многом способствовало то, что он, хорошо зная английский и французский языки, во второй половине 80-х начал изучать опыт западных медиапедагогов, анализировать работы Л.Мастермана, К.Бэзэлгэт, К.Тайнер, Р.Кьюби, Д.Бэкингема и других видных деятелей зарубежного медиаобразования. Результатом этого исследования стала первая в России серьезная работа, посвященная данной проблеме - «Медиаобразование: мировой и отечественный опыт» (12).

В своем кратком обзоре основных направлений медиаобразования в западных странах А.В.Шариков показал причины возникновения медиаобразования: «телевидение с его эмоциональной притягательностью, информационной насыщенностью и всеобъемлющим влиянием стало поводом для возникновения «защитной реакции» от нарастающего лавинного потока информации, которая вылилась в течение медиаобразования. Однако было бы ошибкой считать, что медиаобразование связано только с телевидением. Его задачи шире и охватывают весь комплекс средств массовой коммуникации: телевидение, прессу, радио, кино, а также другие их формы - фотографию, звукозапись, рекламу и т.д.» (12, 5).

А.В.Шариков справедливо отметил, что медиаобразование, впервые появившееся под этим названием в 70-е годы, опиралось на многолетний опыт кинообразования. Но в 70-х годах в центр внимания оказались «не только искусствоведческие, культурологические и семантические аспекты, но также и социальные, социально-психологические и даже политические стороны этого явления. Оказалось, что просто обучать школьников «языку кино» и умению наслаждаться произведениями киноискусства без понимания всей системы социокультурных связей в процессе коммуникации явно недостаточно для полноценного воспитания гражданских качеств. Найти выход из этого положения


С.69.


и помогла идея медиаобразования» (12, 6). Именно медиаобразование было ориентировано на то, чтобы подготовить подрастающее поколение в жизни в новых информационных условиях так, чтобы полноценно воспринимать разнообразную информацию, понимать ее, «осознавать возможные последствия ее воздействия на психику человека, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств» (12, 6). А сверхзадачей медиаобразования стала подготовка человека к полноценному включению в систему связей в процессе массовой коммуникации, то есть приобретение осознанного опыта невербального восприятия, освоение языка медиа (что позволяет лучше понимать содержание медиатекстов), умение критически осмыслить информацию и т.д. (12, 10-11).

В своем историческом очерке А.В.Шариков показал, что в начале пути многие педагоги понимали медиаобразование как «педагогическую технологию» - нечто подобное давно существующему в российских вузах курсу «Технических средств обучения». Однако потом началось движение в сторону изучения феномена медиа.

Проанализировав ряд зарубежных исследований, А.В.Шариков (12, 8-10) выделил три ключевые концепции медиаобразования: «медиаграмотности» (обучение невербальным способам коммуникации, языку медиакультуры), «информационной защиты» (главная цель - формирование критического мышления аудитории на материале медиатекстов, плюс также изучение языка медиа) и «социально-педагогическую» (изучение социальных и политических аспектов влияния медиа, в том числе и проблемы так называемого «культурного неравенства» медиатекстов «больших» и «малых» стран). Более поздние российские исследования (1, 87-91; 2, 68-75; 3; 4; 5, 97-99; 6, 116-118; 7, 46-47; 8; 9, 15-23) продолжили анализ ключевых концепций российского и зарубежного медиаобразования. Однако не надо забывать, что работа А.В.Шарикова была фактически первым «медиаобразовательным манифестом» в российской педагогической науке.

В брошюре А.В.Шарикова были рассмотрены также два основных подхода внедрения медиаобразования в учебный процесс школы - интегрированный (то есть в рамках изучения различных предметов) и


С.70.


специальный (введение нового предмета, к примеру, под названием «Медиакультура» - либо факультативного, либо обязательного). Раскрывались также проблемы стиля взаимоотношения между учителем и учениками и особенности методики зарубежного медиаобразования:

-«создание на занятиях атмосферы раскрепощения, взаимного доверия, психологического комфорта;

-естественное использование полисемического характера информации; отказ от жестко запрограммированных схем проведения занятий (принцип импровизации);

-правомерность множественности вариантов истолкования информации; признание равенства всех участников занятий, в том числе самого учителя, по отношению к информации;

-ориентация на тесную связь с ближайшим социокультурным окружением, с интересом и жизненным опытом детей» (12, 19).

Среди основных методов западного медиаобразования А.В.Шариков выделил «демонтаж» (контент-анализ) медиатекстов, творческую деятельность учащихся (создание коллажей, афиш, слайдфильмов, видеофильмов, радиорепортажей, стенгазет и т.д.), дискуссия, имитационные игры и пр. (12, 19-20).

Признавая важность формирования критического отношения к медиатекстам, А.В.Шариков, не склонен считать этот процесс главной целью медиаобразования. Не менее существенной целью, по мнению А.В.Шарикова, является развитие медиакоммуникативных, творческих способностей учащихся, то есть способностей воспринимать, создавать и передавать медиатексты (12, 46).

В июле 1990 года, на международной научной конференции по медиаобразованию в Тулузе А.В.Шариков провел анкетирование 23 зарубежных медиапедагогов и экспертов в области средств массовой коммуникации. Цели опроса состояли в следующем: выявить отношение экспертов к идее связи между медиаобразованием и развитием самих медиа (60% опрошенных ответили, что медиаобразование способствует развитию медиа), уточнить основные цели медиаобразования, выявить содержание понятий «критическое мышление» и «коммуникативные способности» (12, 48).


С.71.


Что касается мнения экспертов о целях медиаобразования, то они, согласно данным А.В.Шарикова, распределились следующим образом: самыми важными были названы развитие коммуникативных способностей, критического мышления и восприятия, далее следовали развитие умений «декодировать» медиатексты, самовыражаться с помощью медиа, оценивать качество медиатекстов, рассматривать медиа в системе социокультурных связей. На последнем месте оказалось развитие умений пользоваться медиатехникой (12, 50). Обобщив анкеты, заполненные зарубежными экспертами, А.В.Шариков пришел к выводу, что под критическим мышлением в медиаобразовании чаще всего понимается процесс анализа медиатекста, который «ориентирован на понимание скрытой составляющей сообщения и приводящий к трем возможным результатам - интерпретации скрытого, оцениванию скрытого и принятие позиции по отношении к скрытому. Этот процесс носит личностный и творческий характер. Творчество в данном случае проявляется в порождении новых смыслов сообщения» (12, 58). Достоинство данной формулировки в том, что она, по сути, носит универсальный характер. И в зависимости от референтной системы (то есть ориентации педагога на определенную ключевую концепцию медиаобразования) может приобретать разный характер. Если для медиапедагога главным представляются социальные или политические аспекты медиа, то именно такого рода информация будет оцениваться и «раскрываться». Если учитель опирается на эстетическую концепцию, то речь будет идти об анализе художественных особенностей произведения. Если преподаватель увлечен семиотикой, то будут анализироваться знаковые системы медиатекста и т.д. Здесь, правда, по верному замечанию А.В.Шарикова, может возникнуть проблема несовпадения личностных референтных систем педагога и учащихся...

Аналогичным путем А.В.Шариков сформулировал термин «медиакоммуникативная компетентность», которая понимается им как «компетентность в восприятии, создании и передаче сообщений посредством технических и семиотических систем с учетом их ограничений, которая основана на критическом мышлении, а также на способности к медиатизированному диалогу с другими людьми» (12, 64).


С.72.


В работу «Медиаобразование: мировой и отечественный опыт» вошел также краткий историко-педагогический обзор развития медиаобразования в нашей стране. В начале этой главы А.В.Шариков фактически обосновал правомерность рассмотрения российского медиаобразования в контексте взаимоотношений между образованием и культурой. «Существует две основные функции образования по отношению к культуре. Во-первых, это функция сохранения культуры, реализуемая с помощью механизма воспроизводства культуры на индивидуальном уровне. Другими словами, культура может быть сохранена только посредством образования. Без образования культура рискует быть разрушенной. Назовем эту функцию образования репродуктивной. Вторая функция состоит в том, что образование есть необходимое условие для развития культуры. Другими словами образование обеспечивает тот фундамент, на котором и возможно развитие культуры. Я буду называть это продуктивной функцией образования. Данная функция связана, прежде всего, с креативными структурами человеческой деятельности. Итак, образование в широком смысле есть условие, как сохранения, так и развития культуры. (...) Если принять такую точку зрения, то медиаобразование есть условие, как сохранения, так и развития медиакультуры» (12, 25-26).

Кроме того, А.В.Шариков пришел к выводу, что всякое средство массовой коммуникации, возникнув, порождает соответствующую ветвь образования: сначала на уровне обучения профессионалов, а потом - на уровне обычных школ и вузов. При этом, по меткому наблюдению А.В.Шарикова, именно профессионалы в сфере медиа (киноведы, журналисты и т.д.), лучше других ощущающие проблемы диалога автора медиатекста и аудитории, стремятся передать свои знания школьникам и учителям.

Далее А.В.Шариков условно разделил медиаобразование в России на два основных направления: образования на материале газет, журналов и радио («журналистское» направление) и образования на материале кинематографа («эстетическое» направление) и рассматривает основные вехи развития этих ветвей - с 20-х по 80-е годы ХХ века, отмечая их сильную зависимость от тогдашней тотальной марксистской идеологии (12, 29-38).


С.73.


В 1991 году А.В.Шариков совместно с Т.В.Строгановой предпринял первую в России попытку создать аннотированный библиографический указатель книг и диссертаций, в той или иной степени касающихся проблемы медиаобразования (14). В том же году он (на сей раз совместно с Е.А.Черкашиным) разработал и опубликовал опять-таки первые в России экспериментальные программы медиаобразования для школьников (16).

В этой работе А.В.Шариков отметил ряд проблем, связанных с интенсивным развитием медиа в России (медиа как «параллельная школа», медиа и система традиционного образования, необходимость «моральной защиты» детей от негативного влияния медиа, подготовки учащихся к полноценной жизни в информационном обществе, в том числе в смысле выборе профессии, связанной с медиасферой и т.д.). В частности, важной называлась «проблема влияния массовой коммуникации на формирование ценностных ориентаций и норм поведения детей и подростков; если в доперестроечный период эта проблема решалась путем цензуры, то есть ограничения предъявляемой информации, то теперь ее решение невозможно без формирования у подрастающего поколения референтной системы ценностей и критического отношения к сообщениям, идущим по каналам массовой коммуникации» (16, 1-2).

В 1991 году А.В.Шариков разработал экспериментальную программу базового и расширенного вариантов спецкурса «Массовая коммуникация» (16, 5-25) для гуманитарных классов школы (в том числе - для классов, изначально ориентированных на профессии, связанные с медиа - на журналистику, например), основные темы которой базировались на результатах анкетирования международной группы экспертов, проведенного на конференции в Тулузе (12, 47-64). Так в программе А.В.Шарикова возникли основные содержательные блоки курса:

-«основные понятия и законы теории коммуникации;

-семиотические системы, их структура и свойства;

-восприятие и понимание сообщений, основанные на развитии умений и навыков анализа, интерпретации, оценивания и принятия позиции;

-средства массовой коммуникации (онтологические, структурные, функциональные, социальные и другие аспекты) (16, 6).


С.74.


Подчеркивалось, что вышеуказанная тематика должна в идеале реализовываться не только на лекционных, но главное - на практических занятиях, в ходе которых учащиеся должны выполнять творческие задания, связанные различными видами медиа - печатью, прессой, кинематографом, фотографией, звукозаписью, телевидением, компьютерными коммуникациями и т.д.

Вторая экспериментальная программа «Средства массовой коммуникации и педагогика» (для педагогических классов общеобразовательных школ), разработанная А.В.Шариковым совместно с Е.А.Черкашиным (16, 26-36) построена по похожему принципу. Однако значительное место занимают темы, связанные с вопросами методики использования медиа в образовании школьников. В качестве практических заданий для изучения курса рекомендуются: создание моделей, макетов детской книги, фотомонтажей, слайдфильмов, видеофильмов, звукозаписей (радиопрограмм, учебных передач и т.д.), выпуск школьных стенгазет, многотиражек (с помощью компьютера, ксерокса и т.д.), телепередач (с помощью видеокамеры и видеомагнитофона), проведение семинаров, дискуссий, анализирующих медиатексты и др. (16, 29). Все это, по мысли авторов программы, приведет к развитию умений восприятия, понимания, оценивания, интерпретации различных медиатекстов, к развитию коммуникативных способностей учащихся и т.д.

В связи с переходом на работу в социологическую службу Российской телерадиокомапании (РТР) А.В.Шариков, начиная со второй половины 90-х годов, изменил сферу своих исследований. Теперь касаются в основном проблем изучения телеаудитории, влияния телевидения на общество и т.д. Правда, данные исследования включают и изучение телепредпочтений детской и молодежной аудитории. Вместе с тем А.В.Шариков не прекращает и своей практической деятельности медиапедагога в вузах. В 2000 году под редакцией А.В.Шарикова (и в его частичном переводе) была впервые в России опубликована книга крупнейшего деятеля французского медиаобразования – лидера CLEMI (Центра связи преподавания и средств информации) Жака Гонне.


С.75.



pravilo-soglasovaniya-vremen-metodicheskie-ukazaniya-po-obucheniyu-grammatike-anglijskogo-yazika-dlya-slushatelej-zaochnogo.html
pravilo-standart-n-2-metodicheskie-ukazaniya-i-zadaniya-k-kursovoj-rabote-po-discipline-audit-prakticheskij-obshij-audit.html
pravilo-standart-n-34-pravitelstvo-rossijskoj-federacii-postanovlenie-ot-23-sentyabrya-2002-g-n-696-ob-utverzhdenii.html
pravilo-standart-n-ponimanie-deyatelnosti-audiruemogo-lica-sredi-v-kotoroj-ona-osushestvlyaetsya-i-ocenka-riskov-sushestvennogo-iskazheniya-audiruemoj-finansovoj-buhgalterskoj-otchetnosti-stranica-2.html
pravilo-standart-n-ponimanie-deyatelnosti-audiruemogo-lica-sredi-v-kotoroj-ona-osushestvlyaetsya-i-ocenka-riskov-sushestvennogo-iskazheniya-audiruemoj-finansovoj-buhgalterskoj-otchetnosti.html
pravilo-vtoroe-zapuskaya-programmu-na-effektivnost-dejstvij-ne-pitajtes-dostich-srazu-slishkom-mnogogo-ostanovites-snachala-na-kakoj-to-odnoj-celi.html
  • college.bystrickaya.ru/213-gde-skrita-informaciya-a-barbarash-anatolij-nikiforovich-barbarash.html
  • lesson.bystrickaya.ru/szhatie-dannih.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/podvizhniki-literaturnogo-kraevedeniya-lipeckogo-kraya.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/ohrana-zdorovya-detej-i-privitie-zdorovogo-obraza-zhizni-programma-razvitiya-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/organizaciya-proizvodstvennoj-praktikipo-informatike-na-vipusknom-kursepedagogicheskogo-vuza.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnostej-080507-menedzhment-organizacii-stranica-2.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-3-ciklicheskoe-razvitie-rinochnoj-ekonomiki-i-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-vuzov-v-2-h-chastyah.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-rostovskoj-oblasti-na-2008-2012-godi-pasport-programmi-socialno-ekonomicheskogo-stranica-26.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-k-prakticheskim-zanyatiyam-po-akusherstvu-i-ginekologii-dlya-studentov-6-kursa-lechebnogo-fakulteta-stavropol-2004-stranica-3.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/struktura-i-organizaciya-raboti-yuzhno-uralskoj-zheleznoj-dorogi.html
  • composition.bystrickaya.ru/pensionnaya-reforma-v-rf.html
  • learn.bystrickaya.ru/gimnastika-s-osnovami-akrobatiki-obrazovatelnie-programmi-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednyaya.html
  • report.bystrickaya.ru/ii-kritskie-ieroglificheskie-pechati.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-izucheniyu-disciplini-dlya-studentov-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-upravlenie-personalom.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/narodnoe-obrazovanie-pedagogika-byulleten-novih-postuplenij-za-iyun-2004-goda.html
  • bukva.bystrickaya.ru/otkorm-svinej-v-kolhoze-ural-ilekskogo-rajona-chast-3.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/urok-igra-v-3-klasse-1-chetvert-tema-uroka-eda.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nn0-zdes-n-chislo-kodovih-slov-ispolzuemih-dlya-peredachi-soobshenij-takoj-kod-nazivaetsya-prostim.html
  • literature.bystrickaya.ru/blki-nnt-nazlarina-tider-70-yash-tuluga-bagishlangan-rossiyaklm-fnni-gamli-konferenciya-materiallari-kazan-2011.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/voprosi-zadannie-nashimi-uchastnikami.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/geopoliticheskoe-polozhenie-i-interesi-rossii-kak-faktor-nacionalnoj-bezopasnosti.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-raboti-prochie-voprosi-data-i-mesto-provedeniya-sleduyushego-soveshaniya-ii-annotacii-vvedenie.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/referat-po-discipline-istoriya-otechestva-po-teme-aviacionnaya-promishlennost-sssr-v-godi-velikoj-otechestvennoj-vojni.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-gosudarstvennaya-sluzhba-v-regione.html
  • essay.bystrickaya.ru/brat-moj-orhan-pamuk.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/istechenie-davnosti-subektami-chastnogo-prava-pervonachalno-polnopravnimi.html
  • reading.bystrickaya.ru/komitet-obrazovaniya-nauki-i-molodezhnoj-politiki.html
  • student.bystrickaya.ru/34-struktura-vipusknoj-kvalifikacionnoj-diplomnoj-raboti-metodicheskoe-posobie-dlya-studentov-ugolovno-pravovogo.html
  • nauka.bystrickaya.ru/utverzhdayu-direktor-annmo-voprosi-onkologii.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-irracional-tedeuler-zhne-olardi-zhjelern-sheshu-1-saati-sabati-masati-blmdlk-irracional-tedeu-zhnnde-tsnk-beru-irracional-tedeud-sheshu-dstern-jretu-bgde-tbr.html
  • lecture.bystrickaya.ru/anton-ivanovich-pervushin.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/publichnij-otchet-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-osnovnaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-13-stranica-7.html
  • testyi.bystrickaya.ru/avtobiografiya-uchastnika-velikoj-otechestvennoj-vojni.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/stihi-i-proza.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zhenya-i-serega-babini-magnit-dlya-priklyuchenij-ostrosyuzhetnaya-poznavatelno-razvlekatelnaya-povest-dlya-detej-srednego-i-starshego-shkolnogo-vozrasta-stranica-7.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.