.RU

Природа социально-философского познания - часть 7

История человеческой мысли дает утвердительный ответ на этот вопрос. С одной стороны, она не позволяет нам отрицать существование ценностной «софийной» философии, представляющей собой «высшую мудрость», отличную от науки. Но с другой стороны, мы не можем не считать философами Декарта и Локка, Спинозу и Гольбаха, Гегеля и других мыслителей, которые не ограничивали задачи философии проектированием идеальных миров должного, но ориентировали ее на постижение сущего, сути бытия, независящей от человеческих представлений о должном, а не только его субъективных смыслов25.

Конечно, и эти мыслители отдавали должное «софийности» в собственном творчестве, не стесняясь высказывать свое мнение о ценностях существования и не считая это занятие запретным для философа. Напротив, они полагали, что именно философ, лучше, чем кто-либо другой, способен представить обществу разумную систему ценностных ориентиров, подкрепленную собственными теоретическими знаниями, но ни в коем случае не заменяющую их. В этом плане главная задача философа, как полагал Спиноза, все же «не плакать и не смеяться» над горестями и радостями бытия, а понимать законы мира и его познания человеком, скрытые от других нефилософских наук.

Каков же предмет такой научной философии? Разные философы по-разному отвечали и отвечают на этот вопрос, то сужая, то расширяя поле философских исследований. Несколько упрощая реальную картину вещей, мы можем выделить три основных понимания философии, позволяющих ей считать себя формой познания мира, соответствующей родовым признакам научности: гносеологическое, антропологическое и субстанциальное.

В первом случае сторонники «сциентисткого» направления в философии рассматривают ее как наиболее общую теорию познания, которая дерзает ответить на вопрос, обращенный Понтием Пилатом к Христу: что есть истина? При этом последнюю понимают не как житейскую «правду», а как операциональную характеристику отвлеченного от человеческих страстей мышления о мире. Именно философия задается всеобщим для науки вопросом о том, при каких условиях может (и может ли вообще) быть достигнуто истинное, пусть «феноменологическое» знание мира, каковы критерии проверки суждений на гносеологическую адекватность, каковы универсальные алгоритмы соотношения чувственного и рационального, эмпирического и теоретического познания, что отличает научное познание от его донаучных и вненаучных форм и т. д.26

Другие философы, не снимая с себя необходимую обязанность «гносеологической коррекции» познания, полагают, что и в самом мире, отличном от знаний о нем, найдется нечто такое, что может и должен постичь только философ.

Так, антропологическое понимание философии существенно расширяет ее предмет, не ограничивая его проблемами теории познания, логикой или философией языка. Философия понимается как учение о родовой природе человека в единстве всех форм его отношения к миру, которые не сводятся к отношению гносеологическому (познавательному), но включают в себя отношение праксиологическое (практическое) и аксиологическое (ценностное).

Соответственно в концептуальное поле философии включают не только гносеологию, но и социальную философию, изучающую практическую жизнедеятельность людей, а также блок философских наук, изучающих разные формы ценностного отношения человека к миру — философию искусства или эстетику, философию морали или этику и философию религии). Заметим в скобках, что в рамках сциентистской версии антропологического подхода философия ставит перед собой задачу изучения ценностей в их статусе объективных значимостей человеческого существования. Речь идет о наиболее общих формальных характеристиках Благого, Прекрасного, Справедливого без рассуждений о том, какие ценностные приоритеты, конкретные представления о должном, справедливом, прекрасном являются «истинными» или «ложными»

Наконец, самая широкая из рефлективных интерпретаций философии (в преимуществах которой мы убеждены) не сводит ее к знанию о человеке, но рассматривает как науку о целостном мире, в котором существует человек и частью которого он является. Соответственно человек (рассмотренный через призму субстанциальной всеобщности и как момент ее) остается закономерным объектом философской рефлексии, которая, однако, распространяется и на «нечеловеческие» формы существования в мире (включая в себя, в частности, натурфилософию или философское учение об универсальных свойствах природы).

Ниже, характеризуя предмет социальной философии, мы дадим подробную характеристику этой версии философского познания (высшим проявлением которой стала, по нашему убеждению, философия Гегеля). Пока же охарактеризуем ее общие принципы, чтоб убедить читателя в правомерности и полезности рефлективной традиции в философии.

Предметом интересующей нас философии является предполагаемое и подлежащее доказательству единство мира, рассматриваемое, как мы увидим ниже, в двух взаимосвязанных проекциях: его субстанциальной всеобщности и интегративной целостности. О чем конкретно идет речь?

Всем нам приходилось видеть, как малыш, споткнувшийся о камень, просит маму «наказать» своего «обидчика». Нас умиляет наивность ребенка, не понимающего, что камни, деревья, животные существуют по каким-то своим законам, отличным от законов человеческого общежития. Мы, современные взрослые люди, прекрасно понимаем, что социокультурный мир, созданный людьми, образует особое самостоятельное «царство бытия», отличное от мира живой и неживой природы.

Конечно, такое понимание пришло к людям не сразу. Не сразу было преодолено «антропоморфное» представление о мире, присущее «дикарям», которые очеловечивали природу, считали себя родней и ровней волкам, медведям и прочим «тотемным» животным.

Однако ныне люди знают, что процессы, происходящие в мире неживой природы, представляют собой спонтанное преобразование вещества и энергии, отличное по своим законам от целесообразной активности живых систем, которая, в свою очередь, отличается от целенаправленной деятельности человека (об этом ниже). Наша наука построена таким образом, что законы неживой природы изучают одни ученые, законы живой природы — другие, законы социума — третьи.

И тем не менее любознательных людей вот уже много веков мучает вопрос: что представляют собой выделяемые нами «царства бытия» — автономные, замкнутые системы, организованные на манер лейбницеанских монад, или открытые подсистемы целостного мира, связанные между собой неслучайными связями? Обнаружимы ли в мире универсальные законы, равно присущие и обществу, и живой и неживой природе? Если такие законы существуют, то откуда они взялись, чем объясняется их существование? Какова та «ось интеграции», которая могла бы соединять друг с другом разные «царства бытия»: является ли она порождением вечного трансцендентного духа или несотворимой, саморазвивающейся материи? Отличим ли реальный мир от человеческих представлений о нем, в каком отношении находится он к человеку как носителю гносеологических, аксиологических, праксиологических потенций?

Едва ли кто-нибудь сочтет подобные вопросы праздной игрой ума, столь же бесплодной как рассуждения средневековых схоластов о числе ангелов или демонов, способных разместиться на острие иглы. Едва ли кто-нибудь сочтет их неинтересными познанию, как неинтересно, к примеру, исчисление людей, встающих с постели с правой, а не с левой ноги.

Конечно, проблемы единства и системной целостности мира не могут вызвать столь массового интереса, как проблемы ценностной философии, дающей рецепты повседневного существования. Однако сравнительный «недостаток аудитории» компенсируется в данном случае ее «качеством», поскольку целостный взгляд на мир интересен прежде всего профессиональным ученым, является для них важным общеметодологическим ориентиром.

Все дело в диалектике познания, согласно которой понимание частного требует знаний общего, проявлением которого это частное является. Медицина способна помочь отдельному больному лишь в том случае, если ей известны общие признаки поразившей его болезни; расшифровка древних иероглифов требует знания всеобщих законов нормативной лексики и т. д. и т. п.

Именно этим свойством познания определяется полезность научной философии. Подобно тому, как биологи, сопоставляя крохотную инфузорию и огромного слона, ищут общие законы жизни, философия сопоставляет друг с другом живые, неживые и социальные процессы, чтобы обнаружить всеобщие свойства окружающей нас действительности и подсказать ученым точные представления о них.

В самом деле, естествоиспытатели и обществоведы изучают объекты и процессы, свойства и состояния, связи и отношения социальной жизни, живой и неживой природы. Но кто ответит на вопрос: а что такое «объект вообще» в отличие от «процесса вообще», чем отличаются свойства объектов от их состояний, что такое связи в отличие от отношений?

Кто подскажет физику, изучающему причинно-следственные связи и микромире, каковы всеобщие признаки причинности как типа связи между явлениями нашего мира? Кто сориентирует биолога, который стремится классифицировать живые организмы, рассказав ему о принципах такой классификации — универсальных законах соотношения общего, особенного и единичного, полемике «номиналистического» и «реалистического» подходов в этом вопросе? Кто скажет историку, существует ли в социокультурном мире законосообразность явлений, сопоставимая с законами природы, универсальны ли принципы детерминизма, в чем специфика их проявления в обществе? Возможно ли познать историю, в которой отсутствует даже намек на правильную повторяемость событий, творимых совершенно свободной, казалось бы, человеческой волей?


proekt-modeli-municipalnoj-sistemi-kachestva-obrazovaniya.html
proekt-moj-gorod-moya-strana-moj-narod.html
proekt-moya-opora-moya-semya.html
proekt-municipalnij-kontrakt-administraciya-goroda-tobolska-edinaya-komissiya-po-razmesheniyu-zakazov-na-zakupku.html
proekt-municipalnij-kontrakt-na-vipolnenie-dizajna-proekta-detskih-igrovih-ploshadok.html
proekt-municipalnij-kontrakt-o-provedenii-zaprosa-kotirovok.html
  • uchit.bystrickaya.ru/traktata-o-chelovecheskoj-prirode-kniga-pervaya-opoznanii-87-stranica-36.html
  • lecture.bystrickaya.ru/47-teoriya-psihoanaliza-i-povedenie-lichnosti-ekzamenacionnie-bileti-po-discipline-organizacionnoe-povedenie.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chelovek-v-obshestve-sociologiya-kak-sposob-vremyapreprovozhdeniya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/poryadok-provedeniya-zaprosa-predlozhenij-instrukcii-po-podgotovke-predlozhenij-direkciya-po-upravleniyu-sportivnimi-sooruzheniyami.html
  • writing.bystrickaya.ru/080108-bankovskoe-delo-ochnaya-forma-obucheniya.html
  • literatura.bystrickaya.ru/regioni-1-vnutrennyaya-politika.html
  • institut.bystrickaya.ru/tvorcheskaya-deyatelnost-utverzhdayu-soglasovano-programma-rassmotrena-direktor-shkoli-predsedatel-na-zasedanii-mo.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vsem-vsem-vsem-proekt-preobrazheniya-rossii-put-k-zhiznestroyu-razumnogo-chelovechestva-dobroj-voli.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/planirovanie-trenirovochnoj-nagruzki-nachinayushih-velosipedistov.html
  • literatura.bystrickaya.ru/soderzhanie-disciplini-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-napravlenie-podgotovki-230700-62-03-prikladnaya-informatika.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-14dogovor-postavki-tovarov-uchebno-metodicheskij-kompleks-specialnost-080507-menedzhment-organizacii-moskva-2009.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/usloviya-komplektovaniya-klassov-publichnij-otchyot-mou-chamzinskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-2-za-2008-2009.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-chetvertaya-uchebnoe-posobie-po-kursu-obshaya-i-vozrastnaya-psihofiziologiya-razdel-i.html
  • control.bystrickaya.ru/dzhoan-kuigli-predislovie.html
  • lecture.bystrickaya.ru/annotaciya-programmi-uchebnoj-disciplini-delovaya-korrespondenciya-i-delovoe-obshenie-na-yazike-napravleniya-podgotovki.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-16-olga-gromiko.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/proishodit-svoeobraznij-ih-perekos-akcentuaciya-virazhennost-akcentuacij-haraktera-mozhet-bit-razlichnoj-ot-legkoj-zametnoj-lish-blizhajshemu-okruzheniyu-do-stranica-7.html
  • pisat.bystrickaya.ru/spravka-stranica-9.html
  • assessments.bystrickaya.ru/devyatnadcatij-vek-oglavlenie.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/alyans-ekologii-i-menedzhmenta.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vidano-studentu-shifr-zadanie-vipolnite-praktikum-po-orfografii-i-punktuacii-v-videlennoj.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-rasschitana-na-38-chasov-v-tom-chisle-8-chasov-prakticheskih-zanyatij-dlya-bazovogo-urovnya-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • reading.bystrickaya.ru/logicheskie-virazheniya-i-tablici-istinnosti.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kontrolnoe-zadanie-po-sociologii-chast-2.html
  • credit.bystrickaya.ru/p-o-lozhenie-o-promezhutochnoj-godovoj-attestacii-uchashihsya-1-11-h-klassov-mou-sosh-s-briakan-municipalnogo-rajona-im-p-osipenko-v-2008-09-uch-godu.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/publichnij-otchet-o-deyatelnosti-municipalnogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • lesson.bystrickaya.ru/protokol-http-11-chast-4.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/poryadok-formirovaniya-g-d-adeev-g-i-gering-predsedatel.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kompleks-trebovanij-k-vipuskniku-po-specialnosti-finansi-i-kredit-specializaciya-cennie-bumagi-i-birzhevoe-delo-ii.html
  • student.bystrickaya.ru/35-sistema-monitoringa-realizacii-strategii-razvitiya-turizma-v-tyumenskoj-oblasti.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-15-narechie-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-slovoobrazovanie-i-morfologiya-russkogo-yazika-specialnost.html
  • school.bystrickaya.ru/analiz-vipolneniya-plana-v-ribodobivayushem-predpriyatii-chast-5.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-sedmaya-v-kotoroj-utverzhdaetsya-chto-pedagogika-glavnejshaya-iz-nauk-boris-akunin.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-obrabotka-pochvi-agrarnij-institut.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.