.RU

Прогнозирование и программирование социально-экономического развития региона

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Пензенский Государственный Университет

Кафедра «Государственное и муниципальное управление»

Курсовая работа

по дисциплине

«Прогнозирование и программирование социально-экономического развития»

на тему:

«Прогнозирование и программирование социально-экономического развития региона

(на примере Пензенской области).

Выполнил: ст. гр. 04ЭГ2

Горохов А.А.

Проверила: к.с.н.,

Ретинская В.Н.

Пенза

2008


Содержание

Введение

Глава 1 Теоретико-методологические основы организации системы прогнозирования и программирования социально- экономического развития субъекта РФ.

1.1 Понятие, виды и организация системы прогнозирования социально-экономического развития региона.

1.2 Технология прогнозирования регионального развития: опыт разработки и использования

1.3 Понятие, задачи и структура региональных программ социально-экономического развития

Глава 2 Анализ социально-экономического развития и индикативного планирования экономики Пензенской области.

2.1 Среднесрочное прогнозирование социально-экономического развития Пензенской области (до 2010 года)

2.2 Система индикативного управления экономикой Пензенской области

Заключение

Список использованных источников информации


Введение

Проведение в стране социально-экономических преобразований привело к повышению роли регионов во всех сферах жизни общества. Регионы стали субъектами самостоятельного принятия политических, экономических, социальных, культурных и иных решений.

Обострение проблем регионального развития России связано с первоочередной необходимостью устранения неоправданной неравномерности социально-экономического положения регионов, потребностью освоения природных ресурсов, поддержания экологического равновесия, совершенствование территориальной структуры хозяйства, обеспечение занятости населения и т.д.

Поэтому в современных условиях большое значение придается актуальности изучения и использования новых, эффективных методов воздействия на социально-экономические процессы в регионе, таких как: прогнозирование и программирование социально-экономического развития субъектов Российской Федерации (далее РФ). Использование органами исполнительной власти элементов стратегического планирования и прогнозирования помогает им в выработке экономической, инновационной, инвестиционной, промышленной и другой политики.

Цель курсовой работы: определение теоретико-методологических основ организации системы прогнозирования и программирования регионального социально-экономического развития.

К основным задачам исследования можно отнести:

· определение теоретических основ организации системы прогнозирования и программирования социально-экономического развития региона;

· рассмотрение технологии прогнозирования регионального развития;

· анализ среднесрочного прогноза социально-экономического развития Пензенской области;

· характеристика показателей индикативного управления экономикой Пензенской области.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: анализ нормативно-правовых актов, касающихся тематике курсовой работы, сопоставительный анализ данных, системный и статистический анализ, и ряд других.

Предмет курсовой работы – это исследование сущности, структуры и технологии прогнозирования и программирования социально-экономического развития на региональном уровне, а также механизмы индикативного управления экономикой Пензенской области.

Объектом выступают территориальная социально-экономическая система, функционирующая на уровне субъекта РФ, население региона, а также отдельные производственные комплексы и отрасли.

При написании курсовой работы была использована нормативно-правовая, научная и периодическая литература. Был проведен анализ различных точек зрения по проблематике данной курсовой работы. Так, например, Житкова Е.Л., Митрофанова И.В. в своих работах рассматривают и анализируют социально-экономическое прогнозирование и программирование региона.


Глава 1 Теоретико-методологические основы организации системы прогнозирования и программирования социально-экономического развития субъекта РФ

1.1 Понятие, виды и организация системы прогнозирования социально-экономического развития региона

Важнейшей функцией органов исполнительной власти субъектов РФ является разработка научно-обоснованного прогноза, стратегии и программы социально-экономического развития региона. На их основе определяются цели социально-экономического развития регионов, уточняются программные мероприятия и приоритеты в развитии регионального хозяйственного комплекса.

Под прогнозированием социально-экономического развития (далее СЭР) региона понимается предвидение будущего состояния экономики и социальной сферы, составная часть государственного регулирования экономики, призванная определить направления развития регионального комплекса и его структурных составляющих. Результаты используются региональными органами государственной власти для обоснования целей и задач СЭР, выработки соответствующей региональной политики [8, 230].

В настоящее время прогнозирование СЭР субъекта Федерации включает:

1. разработку вариантов СЭР региона с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов;

2. предоставление материалов для дифференциации отраслевых и межрегиональных прогнозов;

3. уточнение потребностей в средствах для финансирования региональных целевых программ, поставок продукции, оказания услуг и выполнение работ для государственных региональных нужд, поддержки отдельных отраслей экономики региона.

Прогноз СЭР является необходимой предпосылкой принятия субфедеральными органами власти различных оптимальных управленческих решений, в том числе и в сфере комплексного СЭР территории. Прогноз проводится путем сопоставления фактических показателей анализируемого периода с плановыми и с фактическими показателями за предшествующие годы.

С целью разработки прогнозов СЭР проводится комплексный анализ ситуации в регионе по следующим направлениям [4, 57]:

· демографическая ситуация (уровень рождаемости, смертности, продолжительность жизни, миграция);

· природная среда (полезные ископаемые, климат, водные и земельные ресурсы, почвенный состав, растительный и животный мир);

· социальная сфера (состояние образования, здравоохранения, культуры, науки, уровень преступности);

· региональные финансы (состояние бюджета, налоговый потенциал территории, финансовое состояние хозяйствующих субъектов);

· уровень жизни населения (среднедушевые доходы, заработная плата, прожиточный минимум, потребительская корзина);

· производственная сфера (общие объемы производства, отраслевая структура, динамика производства);

· экология (объемы вредных выбросов, реализация природоохранных мероприятий).

В теории прогнозирования существует множество оснований, по которым классифицируются прогнозы. Однако наиболее подходящей к социально-экономическим прогнозам будет являться классификация социально-экономических прогнозов по временному критерию. С точки зрения этого критерия прогнозы СЭР делятся на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные [5, 378].

1. Долгосрочные прогнозы СЭР разрабатываются органами исполнительной власти субъекта РФ один раз в 5 лет на 10-ий период. Данные таких прогнозов используются при разработке среднесрочных прогнозов СЭР региона, а также концепции и программ СЭР. При долгосрочном социально-экономическом прогнозировании в расчет необходимо принимать один набор показателей, характеризующих потенциал региона: земельных ресурсах, полезных ископаемых, рабочей силе, основном и оборотном капитале, научно-технических достижениях. При среднесрочном прогнозировании эти факторы уже недостаточны для объяснения динамики объема производства. Данные прогнозов СЭР региона на долгосрочную перспективу подлежат опубликованию в печати.

2. Среднесрочные прогнозы СЭР разрабатываются органами исполнительной власти субъекта РФ на срок от 3 до 5 лет с ежегодной корректировкой данных. При среднесрочном прогнозировании на первый план выступают показатели платежеспособного спроса населения и других агентов воспроизводственной деятельности (регион, предприниматели, население). Данные прогнозов СЭР региона на среднесрочную перспективу подлежат опубликованию в печати.

3. Краткосрочные прогнозы СЭР разрабатываются органами исполнительной власти субъекта РФ ежегодно. Данные таких прогнозов служат основой составления проекта регионального бюджета. При построении модели краткосрочного прогноза на первое место выступают показатели, характеризующие финансовую ситуацию в экономике в целом и по отдельным группам хозяйствующих субъектов: домашние хозяйства, малый и средний бизнес, предпринимательский сектор, население. Данные прогнозов СЭР региона на краткосрочную перспективу подлежат опубликованию в печати.

В Пензенской области руководство прогнозированием СЭР осуществляется Правительством области. Именно Правительство в лице своих структурных подразделений составляет прогнозы СЭР региона, а затем вносит их на рассмотрение Законодательного Собрания Пензенской области, где они проходят утверждение. Исполнение прогнозов также возложено на высший исполнительный орган власти Пензенской области.


predstavitel-zakazchika-instrukciya-po-oformleniyu-priemo-sdatochnoj-dokumentacii-po-elektromontazhnim-rabotam-vsn-123-90.html
predstaviteli-konkretnih-nauk-o-religiozno-misticheskij-simptomkompleks-v-klinicheskoj-kartineneprogredientnih-endogennih.html
predstaviteli-ot-sro-soyuz-stroitelej-respubliki-bashkortostan.html
predstaviteli-roditelskoj-obshestvennosti-iz-22-gorodov-rossii-obratilis-k-glave-gosudarstva-s-trebovaniem-otpravit-v-otstavku-upolnomochennogo-pri-prezidente-rf-po-pravam-rebenka-pavla-astahova-stranica-20.html
predstavitelskaya-produkciya-reklamnij-legion.html
predstavitelstvo-informacionno-pravovoj-sistemi-kodeks-razrabotchik-g-sankt-peterburg-v-murmanskoj-oblasti-chp-sedush-predstavlyaet.html
  • knigi.bystrickaya.ru/referat-po-sociologii-na-temu-socialnoe-dejstvie.html
  • shkola.bystrickaya.ru/proshanie-s-matyoroj-v-rasputina.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vali-i-osi.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ix-mezhdunarodnij-shahmatnij-festival-pskov-2012-provoditsya-pri-sodejstvii-administracii-pskovskoj-oblasti-i-pskovskogo-oblastnogo-sobraniya-deputatov-organiz.html
  • lesson.bystrickaya.ru/osvoboditelnij-pohod-vojna-i-mi-voennoe-delo-glazami-grazhdanina.html
  • abstract.bystrickaya.ru/09-fevralya-2012-goda-g-langepas.html
  • textbook.bystrickaya.ru/klassifikaciya-priyomnikov-opticheskogo-izobrazheniya-lekciya-1.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tamozhennie-rezhimi-chast-12.html
  • thescience.bystrickaya.ru/gosudarstva-chleni-soveta-evropi-podpisavshie-nastoyashuyu-hartiyu.html
  • assessments.bystrickaya.ru/erkn-tkzu-uati-bolan-zhadajda-magistraldi-birlar-men-temr-zhol-estakadalarini-uatin-pajdalanu-aidasin-bektu-turali-zher-ojnaui-zhne-zher-ojnauin-pajdalanu-turali.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obzor-sudebnoj-praktiki-po-osparivaniyu-postanovlenij-dejstvij-bezdejstviya-dolzhnostnih-lic-territorialnih-organov-fssp-rossii-v-dalnevostochnom-federalnom-okruge-v-2010-godu.html
  • assessments.bystrickaya.ru/celevie-stati-obespechivayut-privyazku-byudzhetnih-assignovanij-k-konkretnim-napravleniyam-deyatelnosti-subektov-byudzhetnogo-planirovaniya-i-uchastnikov-byudzhetnogo-pro.html
  • literatura.bystrickaya.ru/severo-kavkazskij-ekonomicheskij-rajon-8-povolzhskij-ekonomicheskij-rajon-predsedatel-nauchno-metodicheskogo-soveta-prof.html
  • predmet.bystrickaya.ru/romir-centralnie-smi-analiz-upominaemosti-v-smi-romir-i-konkurentov-obzor-smi-za-29-marta-2010-god.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-pyataya-metodika-izucheniya-visshih-psihicheskih-funkcij-vigotskij-l-s-v-92-psihologiya-razvitiya-cheloveka.html
  • knigi.bystrickaya.ru/socialno-psihologicheskie-aspekti-deyatelnosti-vospitatelya-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-v-bianki-vitalij-valentinovich-bianki-rodilsya-v-peterburge-30-yanvarya-12-fevralya-1894-godu-v-seme-izvestnogo-biologa-i-s-detstva-priobshalsya-k-biologii-i-geografii-uchilsya-peterburgskom-universitete-mnogo-put.html
  • lesson.bystrickaya.ru/ntegracya-ukrani-do-s-shlyahi-perspektivi-rozvitku-chast-12.html
  • report.bystrickaya.ru/kiotskij-protokol-ria-novosti-22.html
  • holiday.bystrickaya.ru/multiagentnaya-sistema-ya-a-vagramenko-redakcionnij-sovet.html
  • letter.bystrickaya.ru/ocenka-elastichnosti-sprosa-metodicheskie-ukazaniya-po-izucheniyu-i-organizacii-samostoyatelnoj-raboti-studentov-dlya.html
  • literature.bystrickaya.ru/chitatelskoe-razvitie-lichnosti-teoretiko-metodologicheskie-aspekti-stranica-3.html
  • student.bystrickaya.ru/1-ponyatiya-informaciya-i-dokument-vipishite-opredelenie-ponyatiya-informaciya-dannoe-v-federalnom-zakone-ob-informacii-informacionnih-tehnologiyah-i-o-zashite-informacii.html
  • studies.bystrickaya.ru/elektronnij-variant-lekcij-po-kursu-zemlevedenie-dlya-studentov-1-kursa-2-semestr-pbash-pimno-do.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/povest-n-v-gogolya-shinel-8-klass.html
  • testyi.bystrickaya.ru/9-petr-i-i-ego-preobrazovaniya-v-pervoj-chetverti-xviii-veka-bilet-9-otveti-na-ekzamenacionnie-voprosi-po-istorii-rossii-9-klass.html
  • institut.bystrickaya.ru/temi-kursovih-rabot-tehnika-i-tehnologiya-obespecheniya-bezopasnosti-prozhivayushih-v-gostinice-tehnika-i-tehnologiya-obespecheniya-bezopasnosti-lichnogo-imushestva-turistov.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/testi-dlya-samoproverki-6-organizacionnie-ukazaniya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kir-bulichev-podzemnaya-lodka-priklyuchenij-sbornik-fantasticheskih-i-priklyuchencheskih-povestej-i-rasskazovsost.html
  • student.bystrickaya.ru/1317-filosofiya-epikura-i-lukreciya-kak-zavershenie-materialisticheskih-vozzrenij-drevnej-grecii.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-podgotovitelnogo-kursa-dlya-detej-6-letnego-vozrasta-2011g-poyasnitelnaya-zapiska.html
  • student.bystrickaya.ru/1-vtorichnaya-nauchnaya-dokumentaciya-1.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obrazovatelnij-portal-kirilla-i-mefodiya-www-study-ru.html
  • letter.bystrickaya.ru/nachalnik-otdela-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-transporta-i-svyazi-t-v-gerasimova.html
  • control.bystrickaya.ru/desyataya-lekciya-trinadcat-lekcij-dlya-rabochih-geteanuma-v-dornahe-s-17-fevralya-po-9-maya-1923-goda-soderzhanie.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.