.RU

Программа дисциплины дпп. Р. 02 Традиции русской духовной музыки


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)


УТВЕРЖДАЮ

Директор ИПП Каюмова Е.А.

_________________________

"____" ____________ 2008 г.


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ДПП.Р.02

ТРАДИЦИИ РУССКОЙ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ


1. Цели и задачи преподавания дисциплины

Русская духовная музыка является величайшим художественным достижением народа. Проблемы художественной педагогики на сегодняшний день не могут быть решены без истинного открытия подрастающему поколению красоты и благочестия высокого церковного искусства, дающего возвышенную чистоту и окрыление души. Музыкальное образование на современном этапе претерпевает последствия антидуховной направленности идеологии и педагогики прежних десятилетий прошлого века, отрицания церковной музыки как основополагающего фундамента музыкальной культуры. Между тем как сами критерии классической музыки: серьезность, чистота, красота, возвышенность, а также интонационные средства выразительности производны от церковного искусства.

Сегодня общество обращается к духовным истокам своей древней культуры. В этом обращении к традиционным ценностям видится выход из кризиса современной цивилизации, ставящей перед человечеством множество нравственных проблем. Для русской культуры таким истоком выступает православное христианство - целостная система духовно-нравственных ориентиров и ценностей отражающаяся в соответствующем языке художественно-эстетической выразительности - в языке церковного искусства. К этим истокам движется само профессиональное искусство. К этим истокам должно обратиться и художественное образование как в вузе, так и в современной школе в ее движении по линии гуманитаризации и актуализации нравственно-воспитательного потенциала.

Целью данного курса является освоение духовного наследия отечественной культуры и искусства в контексте подготовки будущего педагога-музыканта.

Задачи курса:

- Раскрыть духовные истоки в истории формирования духовно-певческой традиции на Руси;

- Проследить становление и развитие церковной певческой культуры в русском духовном искусстве и культуре 10-17 вв.

- Выявить основные особенности духовно-смыслового склада и выразительного языка православного церковного пения.

- ознакомление с традициями певческого искусства Руси, с искусством колокольного звона, а также с шедеврами духовной музыки русских композиторов, по-разному претворявшими эти традиции.

- Показать, как традиции русской духовной музыки претворялись в творчестве отечественных композиторов-классиков, как происходило приобщение профессиональной музыки 18-20 в. к подлинным корням национальной музыкальной культуры, уходящим к глубинам православной духовности.

- Освоить большой пласт отечественной музыкальной литературы – от древних песнопений до классических сочинений, базирующихся на обращении к духовной русской музыкальной традиции.

- Раскрыть пути и средства освоения традиционного русского музыкального искусства в современном школьном образовании.


^ 2. Требования к уровню освоения содержанию дисциплины

Студент должен иметь профессиональное представление о русской духовной хоровой музыке 11 – 17 вв., понимать и уметь аргументированно объяснить наличие широких культурно-смысловых связей традиционного музыкального искусства с контекстом исторических условий ее формирования, уметь выделять основные особенности стилистики русской традиционной духовной хоровой музыки и прослеживать их претворение в профессиональном искусстве 18-20 вв., знать творчество русских композиторов, обращавшихся к истокам русской духовной художественной традиции, иметь представление о путях и методах освоения русской духовной музыкальной традиции в современном школьном образовании.


^ 3. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

4

Общая трудоемкость дисциплины

200

200

Аудиторные занятия

24

24

Лекции

24

24

Практические занятия

-

-

Семинары

-

-

Лабораторные работы

-

-

И (или) другие виды аудиторных занятий

-

-

Самостоятельная работа

176

176

Курсовой проект (работа)

-

-

Расчетно-графические работы

-

-

Реферат

-

-

И (или) другие

-

-

Вид итогового контроля:

Зачет

З



^ 4. Содержание дисциплины 4.1 Тематический план дисциплины



№ п/п

Разделы и темы дисциплины

Лекции (ч.)

Праткичес-кие занятия

Лабораторные занятия

1

Православная культура в России. Духовная музыка как фундамент музыкальной культуры

4

-

-

2

Музыка Древней Руси: ее истоки, развитие, кризис и возрождение

4

-

-

3

Искусство колокольного звона на Руси

4

-

-

4

Богослужебный круг песнопений церкви: песнопения всенощной и литургии

4

-

-

5

Отражение мотивов духовной музыки в творчестве русских композиторов-классиков и в современном музыкальном творчестве

4

-

-

6

Традиции русской духовной музыки в современном искусствоведении и образовании

4

-

-

Итого

24

-

-

^ 4.2 Содержание разделов дисциплины:

  1. Православная культура в России. Духовная музыка как фундамент музыкальной культуры.

Православное христианство и его истоки. Начало христианского богослужебного пения. Православная культура Византии и Древняя Русь. Духовная музыка и ее место в системе храмового действа и христианского миропонимания. Русская духовная музыка как источник формирования национальной музыкальной культуры.


  1. ^ Музыка Древней Руси: ее истоки, развитие, кризис и возрождение.

Художественный канон певческого искусства и его формирование (4-10 вв.). Византийское осьмогласие (октоих). Русская духовная музыка: заимствование и оригинальность. Традиции церковного пения и русская народная песенность. Жанровое многообразие церковного певческого и искусства.

Особенности знаменного и партесного пения. Распевы и нотация в древнерусской музыкальной культуре. Церковная музыка на пороге Нового времени. Развитие многоголосной музыки. Партесный концерт.


  1. ^ Искусство колокольного звона на Руси.

История использования колоколов в православной церкви. Храм, звонница, колокольня и колокола. Технология изготовления колоколов и исполнения на них. Знаменитые колокола и звонницы Руси. Особенности русского колокольного звона. Колокольные звоны монастырей: Псково-печерская лавра, Киево-печерская лавра, Почаевская лавра. Мотивы колокольного звона в русской классической музыке.


  1. ^ Богослужебный круг песнопений церкви: песнопения всенощной и литургии.

Истоки христианского богослужебного действа и богослужебных текстов. Тайная вечеря - смысл христианской литургии. Литургия, вечернее и утреннее богослужение. Структура всенощного бдения и литургии. Разновидности песнопений: тропари, стихиры, кондаки, ектении и их место в богослужении.

Песнопения Великого Поста и Пасхи. Песнопения двунадесятых праздников.


^ 5. Отражение мотивов духовной музыки в творчестве русских композиторов-классиков и в современном музыкальном творчестве.

Духовное хоровое искусство России в 18-19 веке. Придворная певческая хоровая капелла и е деятельность. Дж. Сарти, Ведель, Бортнянский, Львов, Орлов, Архангельский. Ориентации на западные образцы хорового искусства и тенденция к воссозданию национальной традиции в профессиональном искусств: Турчанинов, Ломакин, Чайковский, Чесноков, Рахманинов, Гречанинов и др.

Возрождение традиций церковного хорового искусства в России конца ХХ века. Жанр духовной песни. Развитие жанра в настоящее время. Традиционное русское духовное искусство в современной концертной практике.


^ 6. Традиции русской духовной музыки в современном искусствоведении и образовании.

Проблема неадекватной представленности русской духовной музыкальной традиции в отечественном образовании 20-80 гг. 20 века и ее историко-культурные и идеологические причины. Значение традиционной духовной музыки в художественном образовании. Искусствоведческие и философско-эстетические сложности при освоении традиционной духовной музыки в формах современного образования. Отечественные искусствоведы о роли духовных певческих истоков в формировании интонационного строя классической музыки (В.В.Медушевский). Место духовной музыки в современных школьных программах, интегрированных и факультативных курсах. Русская духовная хоровая традиция в современной школе: проблемы и особенности ее освоения детьми и методики преподавания.


^ 5. Лабораторный практикум

Лабораторный практикум не предусмотрен.


6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1 Рекомендуемая литература

а) Основная литература:

  1. Безбородова, Л.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие/Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б.. - М.: Академия, 2002. - 413с.

  2. Николаева, Е.В. История музыкального образования/Е.В.Николаева.- М., 2004.


б) Дополнительная литература:

  1. Денисов, Н.Г. Традиции старообрядческого церковного пения/Н.Г.Денисов. - М.: Прогресс-Традиция, 2005.- 478с.

  2. Кошмина, И.В. Основы русской православной культуры/И.В.Кошмина. М., 2001. - 160с.

  3. Кошмина, И.В. Русская духовная музыка. Программы. Методические рекомендации: учебное пособие для вузов/И.В.Кошмина . - М.: ВЛАДОС, 2001.-158с.

  4. Кошмина, И.В. Русская духовная музыка. История. Стили. Жанры: учебное пособие для вузов/И.В.Кошмина . - М.: ВЛАДОС. - 2001. - 22-с.

  5. Никольская-Береговская, К.Ф. Русская вокально-хоровая школа от древности до ХХI века: учебное пособие для вузов/К.Ф.Никольская-Береговская. - М.: Владос, 2003.-301с.

  6. Рапацкая, Л.А. История русской музыки: От Древней Руси до «серебряного века»: Учебник для вузов/Л.АРапацкая. - 2001.

  7. Рапацкая, Л.А. Русская музыка в школе/Л.АРапацкая . - М.: ВЛАДОС, 2003. - 317с.

  8. Самарин, В.А. Хороведение и хоровая аранжировка: Учебное пособие/В.А.Самарин. - М.: Академия, 2002.



^ 6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Средства обеспечения освоения дисциплины предусматривает наличие видеотеки, телефильмы.


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Техническое обеспечение дисциплины предполагает наличие: средств звукозаписи (проигрыватель, магнитофон, музыкальный центр), видеомагнитофона, аудио- и видео-записи, музыкального инструмента.


^ 8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

8.1. Методические рекомендации преподавателю

Важнейшие принципы музыкальной педагогики: единство музыкально-художественного и технического развития, постепенность и последовательность накопления знаний, умений, навыков, сочетание индивидуальных (практические занятия и консультации) и коллективных (мастер-классы) форм обучения, воспитание самостоятельности студентов, их творческой инициативы.

Поставленные цель и задачи учебной дисциплины «Традиции русской духовной музыки» предусматривают адекватные методы и средства обучения, а также способы учебной деятельности, которые обусловлены Учебным планом и рабочей программой курса.


^ 8.2. Методические указания для студентов

Перечень примерных вопросов и заданий для самостоятельной работы:

  1. Истоки христианского богослужебного пения.

  2. Православная музыкальная культура Византии и Древняя Русь

  3. Духовная музыка и ее место в системе храмового действа и христианского миропонимания.

  4. Русская духовная музыка как источник формирования национальной музыкальной культуры.

  5. Художественный канон певческого искусства и его формирование (4-10 вв.).

  6. Русская духовная музыка: заимствование и оригинальность.

  7. Жанровое многообразие церковного певческого и искусства.

  8. Особенности знаменного и партесного пения.

  9. Распевы и нотация в древнерусской музыкальной культуре.

  10. Богослужебный круг песнопений церкви: песнопения всенощной и литургии.

  11. Духовное хоровое искусство России в 18-19 веке.

  12. Русская духовная хоровая традиция в современной школе


Примерные вопросы к зачету:

  1. Каковы истоки православной музыкальной культуры?

  2. Охарактеризуйте роль духовной музыки для круга богослужебного действа.

  3. Какое значение имеет духовная музыка в формировании национальной музыкальной культуры.

  4. Что такое художественный канон певческого искусства?

  5. Объясните понятие «Византийское осьмогласие».

  6. Охарактеризуйте влияние русской народной песенности на традиции церковного пения.

  7. В чем состоит своеобразие знаменного пения и уникальность его записи?

  8. Расскажите о проникновении партесного пения в русскую духовную музыку.

  9. В чем особенности русского колокольного звона.

  10. Как отразилась любовь к русскому колокольному звону в музыке классиков.

  11. Опишите структуру всенощного бдения и ряд его песнопений.

  12. Опишите структуру литургии и ряд ее песнопений.

  13. Охарактеризуйте Великопостные песнопения.

  14. Расскажите о духовном смысле и художественных особенностях Пасхальных песнопений.

  15. Композиторское духовное творчество в 18 веке.

  16. Композиторское духовное творчество в 19 веке.

  17. Охарактеризуйте тенденции возрождения русских духовных традиций в конце ХХ века.

  18. Старинный кант и современная духовная песня.

  19. Каково освещение вопросов духовной музыки в современном искусствоведении и образовании?

  20. Проанализируйте роль русской духовной музыки в современном образовании.



Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 030700 (050601) «Музыкальное образование».


Программу составила: Ланкина Е.Е. ___________

(подпись)

Программа дисциплины утверждена на заседании кафедры художественного образования.

Протокол № _____ от «___»____________200_г.


Зав. Кафедрой ХО _______________ Волк П.Л.


Программа дисциплины одобрена метод. комиссией ИПП ТГПУ,

Председатель метод. комиссии ИПП _____________________Батурина О.А.

(подпись)


Согласовано:

Директор института профессиональной подготовки ТГПУ ________________ Каюмова Е.А.

(подпись)

primenenie-sovremennih-instrumentalnih-sredstv-v-zadachah-upravleniya-dannimi-o-produkcii-sistemi-pdm-product-data-management.html
primenenie-specialnih-datchikov-v-medicine.html
primenenie-statistichekih-metodov-kontrolya-kachestva-pri-organizacii-btl-akcij.html
primenenie-tehnologii-tonkogo-klienta-v-korporativnih-setyah.html
primenenie-teorii-nechetkih-mnozhestv-v-ocenke-ekonomicheskoj-effektivnosti-i-riska-investicionnih-proektov-v-usloviyah-neopredelennosti-chast-3.html
primenenie-testirovaniya-po-metodu-belogo-yashika-v-podgotovke-specialistov-po-programmirovaniyu.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/reshenie-ot-1-oktyabrya-1981-g-n-702-stranica-8.html
  • testyi.bystrickaya.ru/5-zadaniya-dlya-samostoyatelnoj-raboti-metodicheskie-ukazaniya-i-zadaniya-kontrolnoj-raboti-po-discipline-specialnosti.html
  • turn.bystrickaya.ru/pervaya-medicinskaya-pomosh-pri-stenokardii-ponyatiya-i-opredeleniya-ispolzuemie-v-medicinskoj-podgotovke-avarijno-spasatelnie.html
  • predmet.bystrickaya.ru/smk-dokumentaciya-po-zaprosu-predlozhenij.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-xiv-svyashennaya-gora-zhyul-gabriel-vern.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vnutrifrakcionnaya-rabota-pressa-gosduma-rf-monitoring-smi-3-oktyabrya-2006-g.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-povisheniya-kvalifikacii-uchitelej-po-ispolzovaniyu-eor-v-processe-obucheniya-v-osnovnoj-shkole-istoriya-obshestvoznanie.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/po-doroge-k-vrachu-li-kerroll-dzhen-touber-deti-indigo-prazdnik-cveta-indigo-kniga-2-ya.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/test-10-sinip-oamdi-gumanitarli-bait-adam-e-kp-aparatti-nen-kmegmen-aladi.html
  • thescience.bystrickaya.ru/iski-o-vozmeshenii-ubitkov-prichinyonnih-neispolneniem-ili-nenadlezhashim-ispolneniem-dogovorov.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zadachi-po-ekonomike-chast-3.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-rabochaya-programmadlya-studentov-specialnosti-38-05-01-080101-65-ekonomicheskaya-bezopasnost.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-strategiya-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-petrovskogo-municipalnogo-rajona-stavropolskogo-kraya-osnova-municipalnoj-politiki.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-sushnostopredelenie-i-prichini-vozniknoveniya-inflyacii.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-tretya-eta-kniga-virosla-iz-raboti-prodelannoj-avtorom-v-pervoj-polovine-60-h-godov-v-kalifornijskom.html
  • school.bystrickaya.ru/1izmeneniya-v-razvitii-regionov-stran-centralnoj-i-vostochnoj-evropi-v-s-fateevim-nauchnij-redaktor-akademik-nan-belarusi.html
  • control.bystrickaya.ru/chast-iiiekonomicheskij-progress-i-rol-gosudarstva-rukovodstvo-izdaniem-dmitrij-bochenkov.html
  • report.bystrickaya.ru/internet-resursi-gosduma-rf-monitoring-smi-7-9-aprelya-2007-g.html
  • textbook.bystrickaya.ru/imennoj-spisok-iz-istorii-kubanskogo-kazachego-hora.html
  • lesson.bystrickaya.ru/pravo-ne-znat-uroki-mojdodira.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vostochnogrecheskij-polis-problemi-socialno-ekonomicheskogo-i-politicheskogo-razvitiya-ionii-xi-vi-vv-do-ne.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/reklamnie-tehnologii-gendera-chast-4.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozhenie-3mehanizm-obzora-torgovoj-politiki-m-v-mehonoshina-materiali-sistematizirovani-regionalnim-innovacionnim.html
  • control.bystrickaya.ru/elektivnij-kurs-geometricheskie-zadachi-na-dokazatelstvo-v-ramkah-predprofilnoj-podgotovki-9-klassa.html
  • college.bystrickaya.ru/32vivodi-po-glave-3-1-glava-analiz-sushestvuyushih-metodov-testirovaniya-ksp-6.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-massovaya-kultura-ponyatie-faktori-rasprostraneniya-funkcii-elitarnaya-kultura-kak-antipod-massovoj--metodicheskie-ukazaniya.html
  • university.bystrickaya.ru/g-a-shishko-a-v-sapotnickij.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-k-laboratornim-rabotam-po-discipline-cifrovie-vichislitelnie-ustrojstva-i-mikroprocessori-pribornih-kompleksov-stranica-2.html
  • znanie.bystrickaya.ru/4-uchastniki-vipusk-ii-novouralskij-gorodskoj-okrug.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/azastan-respublikasini-shk-ster-ministr-asimov-20-zhili.html
  • predmet.bystrickaya.ru/saratovskaya-oblast-protokol-zasedaniya-konkursnoj-komissii-po-vskritiyu-postupivshih-konkursnih-zayavok.html
  • institut.bystrickaya.ru/status-sovremennoj-detskoj-biblioteki-v-podderzhke-i-prodvizhenii-detskogo-chteniya-vistupila-direktor-chuvashskoj-respublikanskoj-detsko-yunosheskoj-biblioteki-t-r-grigoreva.html
  • institut.bystrickaya.ru/srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-2-g-velska-arhangelskoj-oblasti.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-4-kachestvo-uslug-konspekt-lekcij-po-kursu-organizacii-sferi-uslug-ekonomika-i-upravlenie-dlya-specialnosti.html
  • tests.bystrickaya.ru/kurs-lekcii-po-discipline-sudebnaya-psihiatriya-dlya-specialnosti-yurisprudenciya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.