.RU

Программа дисциплины дс. 10 Методика преподавания экономических дисциплин цели и задачи дисциплины


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)


УТВЕРЖДАЮ

Проректор (декан факультета)

____________________________


«____» _____________ 2008 года


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ДС.10 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН


1.Цели и задачи дисциплины


Учебный курс «Методика преподавания экономических дисциплин» относится к дисциплинам специализации 030503.18 по специальности 030500.18 – Профессиональное обучение (экономика и управление), изучается в 8 семестре.


^ 1.1.Цель дисциплины

заключается:

Изложение материала курса основано на знаниях, полученных студентами по предметам «Методика профессионального обучения», «Педагогические технологии», «Психология профессионального образования», «Экономическая теория» и др.


^ 1.2.Задачи дисциплины:



^ 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины


По завершению изучения курса студенты должны:



^ 3. Объем дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы

Всего

часов

Семестры

8






Общая трудоемкость дисциплины

80

80







Аудиторные занятия

39

39







Лекции

26

26







Практические занятия (ПЗ)

13

13







Семинары (С)













Лабораторные работы (ЛР)













И (или) другие виды аудиторных занятий













Самостоятельная работа

41

41







Курсовой проект (работа)













Расчетно-графические работы













Реферат













И (или) другие виды самостоятельной работы













Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

зачет

зачет








^ 4. Содержание дисциплины

    1. Разделы дисциплины и виды занятий





п/п

Раздел дисциплины

Лекции

Практические занятия или семинары

Лабораторные занятия

1.

Предмет и задачи методики преподавания экономических дисциплин

2

2




2.

Дидактические особенности процесса экономического образования.

4

2




3.

Современные технологии обучения

6

4




4.

Особенности преподавания экономики в школе

2

2




5.

Анализ школьных программ и учебников по экономике

2

1




6.

Активизация процесса обучения

4

2




7.

Выбор метода оценки знаний по экономике

2







8.

Самостоятельная работа студентов по экономическим дисциплинам

2







9.

Методика проведения экзаменов и зачетов

2







10

Современные тенденции преподавания экономических дисциплин

2










Итого

26

13




    1. Содержание разделов дисциплины
^ Тема 1. Предмет и задачи методики преподавания экономических дисциплин Предмет и задачи методики преподавания экономических дисциплин. Методика преподавания экономики как наука. Общая, частная методики преподавания. Место методики преподавания в психолого-педагогическом цикле дисциплин. ^ Тема 2. Дидактические особенности процесса экономического образования Общедидактические принципы. Экономическая теория как наука и как учебный курс. Закономерности и особенности процесса экономического образования. Методология и современный инструментарий анализа и исследования экономических явлений и проблем.


^ Тема 3. Современные технологии обучения
Современные образовательные технологии. Организация деятельности учащихся на занятии и управление деятельностью. Конструктивистские принципы как основа современной культуры обучения. Дидактические основы активных методов обучения и их виды. Метод конкретных ситуаций. Игровые методы обучения. Проектный метод. Проблемное обучение. Дискуссия как метод интерактивного обучения.


^ Тема 4. Особенности преподавания экономики в школе

Содержание экономического образования в школе. Процесс познания учащимися экономических явлений, категорий и законов. Урок экономики в школе: цели, структура. Составление плана-конспекта урока. Тематическое и поурочное планирование.


^ Тема 5. Анализ школьных программ и учебников по экономике

Учебная программа по дисциплине. Содержание и структура программ.

Учебник по экономике, его структура. Перспективы развития современного учебника по экономике. Учебно-методические пособия.


^ Тема 6. Активизация процесса обучения

Активизация процесса восприятия. Методические приемы формирования и поддержания учебной мотивации на занятии: интеллектуальные, социальные, эмоциональные. Методика применение ИКТ.


^ Тема 7. Выбор метода оценки знаний по экономике

Таксономия образовательных целей применительно к оценке знаний. Характеристики метода оценки знаний. Цели оценки знаний. Преимущества и недостатки устных и письменных методов оценки знаний по экономическим дисциплинам.


^ Тема 8. Самостоятельная работа студентов по экономическим дисциплинам

Организация самостоятельной работы учащихся. Изменение роли самостоятельной работы в условиях реформирования системы образования. Роль преподавателя в организации самостоятельной работы студента. Основные формы самостоятельной работы учащихся в учебном процессе.


^ Тема 9 Методика проведения экзаменов и зачетов

Типы экзаменов и зачетов. Функции экзаменов и зачетов. Формы проведения экзаменов и зачетов по экономическим дисциплинам. Роль и функции кафедр в организации и проведении экзаменов и зачетов.


^ Тема 10. Современные тенденции преподавания экономических дисциплин

Основные положения Болонского процесса. Проблемы перестройки образовательной системы России после включения в Болонский процесс. Зарубежный опыт преподавания экономических дисциплин. Задачи, проблемы, тенденции развития экономического образования.


^ 5. Лабораторный практикум: не предусмотрен.


6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1.Рекомендуемая литература

а) основная литература:


  1. Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения : для вузов / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова. – Изд. 3-е., стереотип. - М. : Академия, 2008. – 175 с.


б) дополнительная литература:


  1. Агапова, Т. А. Макроэкономика для преподавателей : учебно-методическое пособие / Т. А. Агапова. - М. : ДиС, 2003. - 192 с.

  2. Балабанов, В. С. Методика преподавания экономических дисциплин / В. С. Балабанов, В. Н. Кириллов, Р. Т. Юлдашев. – М. : Анкил, 2000. – 96 с.

  3. Кайзер, Ф.-Й. Методика преподавания экономических дисциплин : книга для учителя / Ф.-Й. Кайзер. - М. : Вита-Пресс, 2007. – 184 с.

  4. Колесникова, Е. В. Теория и методика обучения технологии и предпринимательству : учебно-методический комплекс / Е. В. Колесникова. – Томск : изд-во ТГПУ, 2007. - 174 с.

  5. Корниенко О.В. Настольная книга преподавателя экономики.- Ростов-на-Дону, Феникс, 2006,347с.

  6. Папенков, К. В. Методология экономической науки и методика преподавания экономической теории / К. В. Папенов, М. М. Крюков – М. : ЭФ МГУ, ТЕИС, 2007. - 269 с.

  7. Сарбасова, Т. С. Методика преподавания экономических дисциплин : учебное пособие для студентов / Т. С. Сарбасова.- Алматы : изд-во Казах.ун-т, 2008. – 58 с.
^ Хвесеня, Н. П. Методика преподавания экономических дисциплин : учебно-методический комплекс / Н. П. Хвесеня, М. В. Сакович. – Минск : БГУ, 2006. – 116 с.
Сайты в области экономического образования

Российская образовательная коммуникационная сеть

www.redline.ru

Центр экономического и бизнес образования

www.cebe.sib.ru

Институт Экономическая школа Санкт-Петербург

http://ise.openlab.spb.ru

Образовательные технологии, программы www.obr.1c.ru


^ 6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Тестовые задания, логические схемы.


  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Аудитории для проведения теоретических и практических занятий, в том числе техническими средствами для демонстрации презентаций, компьютерами для применения обучающих программ. Наличие учебно-методических пособий.



  1. Методические рекомендации и указания по организации изучения дисциплины


^ 8.1.Методические рекомендации преподавателю

Организация изучения курса «Методика преподавания экономических дисциплин» включает такие формы проведения аудиторных занятий как лекции, семинары. Дисциплина изучается в 8 семестре, согласно учебному плану по специальности 030500.18 «Профессиональное обучение (в экономике и управлении)», квалификация «педагог профессионального обучения».

Материалы лекции являются основой для подготовки к рассмотрению, обсуждению вопросов соответствующей темы на семинарском занятии.

На семинарах студенты приобретают практические навыки использования теоретических знаний в ходе организации учебной деятельности по формулированию целей обучения и определению в соответствии с ними содержания, рациональных форм, методов, приемов и средств обучения по экономическим дисциплинам.

Формой проведения промежуточного контроля является подготовка студентами рефератов, которые предлагаются им в качестве задания для самостоятельной работы ( 8-10 печ.стр.) по следующей проблематике ( темы могут быть изменены после консультации с преподавателем).


^ 8.2.Методические указания для студентов

Дисциплина «Методика преподавания экономических дисциплин» изучается в 8 семестре и предполагает посещение студентами лекционных занятий, требующих от студентов умения слушать и конспектировать лекционный материал, работать по лекционному материалу с подготовкой к практическим занятиям по данным теоретического материала.

Курс рассчитан на один учебный семестр, по окончании которого итоговым контролем является проведение зачета.

Самостоятельная работа студента предполагает различные формы индивидуальной учебной деятельности: конспектирование научной литературы, сбор и анализ материала в научной и учебной литературе, выполнение тематических творческих заданий, и пр. Выбор форм и видов самостоятельной работы определяются индивидуально-личностным подходом к обучению совместно преподавателем и студентом.


^ 8.2.1.Примерные темы рефератов:


  1. Зарубежный опыт преподавания экономических дисциплин

( по отдельным странам)

  1. Особенности преподавание экономических дисциплин в советский период.

  2. Болонский процесс: история и основные принципы.

  3. Проблемы и перспективы включения в Болонский процесс российской системы образования.

  4. Современные средства обучения экономическим дисциплинам.

  5. Активизация обучения как педагогическая проблема.

  6. Дискуссия как метод интерактивного обучения.

  7. Роль игровых технологий в профессиональном экономическом образовании.

  8. Возможности кейс-метода в профессиональном образовании.

  9. Использование информационных технологий в процессе обучения.


Формой итогового контроля знаний по завершению изучения дисциплины служит – зачет.

^ 8.2.2.Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету



  1. Предмет и задачи методики преподавания экономических дисциплин.

  2. Соотношение между общей дидактикой, дидактикой предмета и методикой его преподавания.

  3. Роль активных методов обучения экономике в учебном процессе.

  4. Дидактическая цель дискуссии. Основные этапы организации и проведения дискуссии.

  5. Основные группы методических приемов формирования и поддержания учебной мотивации в преподавании экономических дисциплин

  6. Роль самоанализа проведенных занятий в повышении методической составляющей профессионального мастерства преподавателя.

  7. Факторы, влияющие на выбор метода обучения в преподавании экономических дисциплин.

  8. Понятие и роль игровой технологии в курсе обучения экономике.

  9. Проблемное изложение материала и формирование экономического мышления.

  10. Проектный метод организации обучения по экономическим дисциплинам.

  11. Методические основы организации деятельности учащихся в малых группах при изучении экономических явлений и ситуаций.

  12. Методика и роль решения задач, упражнений различного уровня сложности в курсе экономики.

13. Методика приема зачета.

14. Контроль знаний на уроках экономики: виды, формы, содержание.

  1. Методика организации и проведения экзамена по экономике.

  2. Роль самостоятельной работы учащихся в организации учебного процесса.

  3. Выбор метода оценки знаний. Основные характеристики метода оценки.

  4. Понятие средств обучения. Классификация средств обучения. Функции

  5. Метод изучения конкретных ситуаций: цель, структура, значение.

  6. Зарубежный опыт организации преподавания экономических дисциплин.



Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом

высшего профессионального образования по специальности

^ 030500 (050501.65) «Профессиональное обучение (в экономике и управлении)»


Программу составили:

к.э.н., доцент кафедры экономической теории ____________ Аникина Валентина Григорьевна


Программа дисциплины утверждена на заседании кафедры экономической теории

Протокол № 8 от «29» сентября 2008г.


Зав. кафедрой ____________________________Сизов В.В.


Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией факультета экономики и управления ТГПУ (УМС университета)

Председатель методической комиссии ФЭУ _____________________Кашенов А.Т.


Согласовано:


Декан факультета экономики и управления _____________________ Ромахина И.А.



primernaya-programma-disciplini-osnovi-menedzhmenta-federalnogo-komponenta-cikla-opd-f-11-gos-vpo-vtorogo-pokoleniya-po-specialnosti-020300-sociologiya-stranica-3.html
primernaya-programma-disciplini-osnovi-sistemnogo-analiza-rekomenduetsya-dlya-napravleniya-podgotovki.html
primernaya-programma-disciplini-osnovi-teploperedachi-pri-svarke-i-pajke-rekomendovano-minobrazovaniem-rossii-dlya-napravleniya-podgotovki.html
primernaya-programma-disciplini-patofiziologiya-dlya-studentov-obuchayushihsya-po-specialnosti-stomatologiya.html
primernaya-programma-disciplini-pravovoe-obespechenie-innovacionnoj-deyatelnosti-rekomenduetsya-ministerstvom-obrazovaniya-rossii-dlya-napravleniya-podgotovki-diplomirovannih-specialistov-658200-innovatika.html
primernaya-programma-disciplini-proektirovanie-integralnih-mikroshem-i-mikroprocessorov.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-detali-mashin-i-osnovi-konstruirovaniya-nazvanie.html
  • klass.bystrickaya.ru/7-zakonodatelnoe-regulirovanie-obrazovaniya-kak-vazhnij-element-realizacii-konstitucionnogo-prava-grazhdan-na-obrazovanie.html
  • predmet.bystrickaya.ru/religiya-protiv-filosofii-l-e-balashov.html
  • tasks.bystrickaya.ru/11-chislennost-naseleniya-ego-polovozrastnaya-struktura-v-gorode-moskve.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/i-fajzullin-dlya-sozdaniya-obekta-ili-goroda-nuzhni-neravnodushnie-specialisti.html
  • abstract.bystrickaya.ru/32-izdatelstva-uchebnoj-literaturi-obrazovatelnie-resursi-seti-internet-dlya-osnovnogo-i-srednego-polnogo.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/putin-budet-okazivat-podderzhku-praktike-sozdaniya-sportivno-adaptivnih-shkol-30-06-2010-01-02-201-2-glavnie-novosti-sporta-5.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/432-finansovie-vlozheniya-emitenta-690091-rossiya-primorskij-kraj-uborevicha-10-korp-str-9-of-informaciya-soderzhashayasya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kniga-predstavlyaet-interes-dlya-shirokogo-kruga-chitatelej-stranica-21.html
  • institut.bystrickaya.ru/tapochkovij-ritual-uchebnik-vezeniya.html
  • teacher.bystrickaya.ru/g-g-azgaldov-opublikovana-v-zh-le-voprosi-ocenki-4-1999.html
  • crib.bystrickaya.ru/himicheskij-sostav-lekarstvennih-rastenij-stranica-16.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/publicistika-kak-osobij-vid-tvorcheskoj-deyatelnosti.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vo-imya-svobodi-ya-ostayus-markom-l-profetom-i-elizabet-kler-profet-perevod-s-anglijskogo-e-volkov-b-krupnik.html
  • lesson.bystrickaya.ru/respublika-adigeya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-organizaciya-obsluzhivaniya-v-gostinichnih-i-turisticheskih-kompleksah-dlya-specialnosti-100105-gostinichnij-servis.html
  • lecture.bystrickaya.ru/alyushin-yu-a.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zavtra-konec-sveta-rej-duglas-bredberi.html
  • teacher.bystrickaya.ru/finansovie-sankcii-v-rossijskoj-federacii.html
  • literature.bystrickaya.ru/belie-prizraki-a-k-prijma-professionalnij-pisatel-i-izvestnij-issledovatel-anomalnih-yavlenij-avtor-mnogih.html
  • letter.bystrickaya.ru/modul-5-ekonomicheskie-zakoni-i-kategorii-modulnoe-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-i-slushatelej-akademii-neprerivnogo.html
  • desk.bystrickaya.ru/ot-redaktora-sostavitelya-l-m-vekker-psihika-irealnost.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-xliii-zhizn-devida-kopperfilda-rasskazannaya-im-samim-glavi-xxx-lxiv.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/programma-po-literature-dlya-vklassa-sozdana-na-osnove-federalnogo-komponenta-gosudarstvennogo-standarta-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-i-primernoj-programmi-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij-literatura-stranica-3.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/primechanie.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vpered-k-granice-malinovskij-b-n-uchast-svoyu-ne-vibirali.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/primorskij-kraj-monitoring-sredstv-massovoj-informacii-7-aprelya-2011-goda.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/referat-po-discipline-nauchno-issledovatelskij-seminar-tema-mnogokriterialnaya-optimizaciya-transportnih-perevozok.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-2-ierarhicheskie-strukturi-turchin-v-f-fenomen-nauki-kiberneticheskij-podhod-k-evolyucii-izd-2-e.html
  • shkola.bystrickaya.ru/rol-rossii-v-sng-i-perspektivi-razvitiya-sodruzhestva-nezavisimih-gosudarstv.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vzaimosvyaz-obucheniya-leksike-i-grammatike-na-nachalnom-etape-izucheniya-inostrannogo-yazika.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/analiz-stihotvoreniya-fantaziya-balmonta.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sirii-prostili-dolg-pod-chestnoe-slovo-kudrina-pervij-kanal-novosti-26-05-2005-12-00-0013.html
  • learn.bystrickaya.ru/esteticheskij-i-tehnologicheskij-aspekti-stranica-3.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mnozhestvennost-prestuplenij-chast-7.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.