.RU

Программа дисциплины дс. 10 Методика преподавания экономических дисциплин цели и задачи дисциплины


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)


УТВЕРЖДАЮ

Проректор (декан факультета)

____________________________


«____» _____________ 2008 года


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ДС.10 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН


1.Цели и задачи дисциплины


Учебный курс «Методика преподавания экономических дисциплин» относится к дисциплинам специализации 030503.18 по специальности 030500.18 – Профессиональное обучение (экономика и управление), изучается в 8 семестре.


^ 1.1.Цель дисциплины

заключается:

Изложение материала курса основано на знаниях, полученных студентами по предметам «Методика профессионального обучения», «Педагогические технологии», «Психология профессионального образования», «Экономическая теория» и др.


^ 1.2.Задачи дисциплины:



^ 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины


По завершению изучения курса студенты должны:



^ 3. Объем дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы

Всего

часов

Семестры

8






Общая трудоемкость дисциплины

80

80







Аудиторные занятия

39

39







Лекции

26

26







Практические занятия (ПЗ)

13

13







Семинары (С)













Лабораторные работы (ЛР)













И (или) другие виды аудиторных занятий













Самостоятельная работа

41

41







Курсовой проект (работа)













Расчетно-графические работы













Реферат













И (или) другие виды самостоятельной работы













Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

зачет

зачет








^ 4. Содержание дисциплины

    1. Разделы дисциплины и виды занятий





п/п

Раздел дисциплины

Лекции

Практические занятия или семинары

Лабораторные занятия

1.

Предмет и задачи методики преподавания экономических дисциплин

2

2




2.

Дидактические особенности процесса экономического образования.

4

2




3.

Современные технологии обучения

6

4




4.

Особенности преподавания экономики в школе

2

2




5.

Анализ школьных программ и учебников по экономике

2

1




6.

Активизация процесса обучения

4

2




7.

Выбор метода оценки знаний по экономике

2







8.

Самостоятельная работа студентов по экономическим дисциплинам

2







9.

Методика проведения экзаменов и зачетов

2







10

Современные тенденции преподавания экономических дисциплин

2










Итого

26

13




    1. Содержание разделов дисциплины
^ Тема 1. Предмет и задачи методики преподавания экономических дисциплин Предмет и задачи методики преподавания экономических дисциплин. Методика преподавания экономики как наука. Общая, частная методики преподавания. Место методики преподавания в психолого-педагогическом цикле дисциплин. ^ Тема 2. Дидактические особенности процесса экономического образования Общедидактические принципы. Экономическая теория как наука и как учебный курс. Закономерности и особенности процесса экономического образования. Методология и современный инструментарий анализа и исследования экономических явлений и проблем.


^ Тема 3. Современные технологии обучения
Современные образовательные технологии. Организация деятельности учащихся на занятии и управление деятельностью. Конструктивистские принципы как основа современной культуры обучения. Дидактические основы активных методов обучения и их виды. Метод конкретных ситуаций. Игровые методы обучения. Проектный метод. Проблемное обучение. Дискуссия как метод интерактивного обучения.


^ Тема 4. Особенности преподавания экономики в школе

Содержание экономического образования в школе. Процесс познания учащимися экономических явлений, категорий и законов. Урок экономики в школе: цели, структура. Составление плана-конспекта урока. Тематическое и поурочное планирование.


^ Тема 5. Анализ школьных программ и учебников по экономике

Учебная программа по дисциплине. Содержание и структура программ.

Учебник по экономике, его структура. Перспективы развития современного учебника по экономике. Учебно-методические пособия.


^ Тема 6. Активизация процесса обучения

Активизация процесса восприятия. Методические приемы формирования и поддержания учебной мотивации на занятии: интеллектуальные, социальные, эмоциональные. Методика применение ИКТ.


^ Тема 7. Выбор метода оценки знаний по экономике

Таксономия образовательных целей применительно к оценке знаний. Характеристики метода оценки знаний. Цели оценки знаний. Преимущества и недостатки устных и письменных методов оценки знаний по экономическим дисциплинам.


^ Тема 8. Самостоятельная работа студентов по экономическим дисциплинам

Организация самостоятельной работы учащихся. Изменение роли самостоятельной работы в условиях реформирования системы образования. Роль преподавателя в организации самостоятельной работы студента. Основные формы самостоятельной работы учащихся в учебном процессе.


^ Тема 9 Методика проведения экзаменов и зачетов

Типы экзаменов и зачетов. Функции экзаменов и зачетов. Формы проведения экзаменов и зачетов по экономическим дисциплинам. Роль и функции кафедр в организации и проведении экзаменов и зачетов.


^ Тема 10. Современные тенденции преподавания экономических дисциплин

Основные положения Болонского процесса. Проблемы перестройки образовательной системы России после включения в Болонский процесс. Зарубежный опыт преподавания экономических дисциплин. Задачи, проблемы, тенденции развития экономического образования.


^ 5. Лабораторный практикум: не предусмотрен.


6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1.Рекомендуемая литература

а) основная литература:


  1. Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения : для вузов / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова. – Изд. 3-е., стереотип. - М. : Академия, 2008. – 175 с.


б) дополнительная литература:


  1. Агапова, Т. А. Макроэкономика для преподавателей : учебно-методическое пособие / Т. А. Агапова. - М. : ДиС, 2003. - 192 с.

  2. Балабанов, В. С. Методика преподавания экономических дисциплин / В. С. Балабанов, В. Н. Кириллов, Р. Т. Юлдашев. – М. : Анкил, 2000. – 96 с.

  3. Кайзер, Ф.-Й. Методика преподавания экономических дисциплин : книга для учителя / Ф.-Й. Кайзер. - М. : Вита-Пресс, 2007. – 184 с.

  4. Колесникова, Е. В. Теория и методика обучения технологии и предпринимательству : учебно-методический комплекс / Е. В. Колесникова. – Томск : изд-во ТГПУ, 2007. - 174 с.

  5. Корниенко О.В. Настольная книга преподавателя экономики.- Ростов-на-Дону, Феникс, 2006,347с.

  6. Папенков, К. В. Методология экономической науки и методика преподавания экономической теории / К. В. Папенов, М. М. Крюков – М. : ЭФ МГУ, ТЕИС, 2007. - 269 с.

  7. Сарбасова, Т. С. Методика преподавания экономических дисциплин : учебное пособие для студентов / Т. С. Сарбасова.- Алматы : изд-во Казах.ун-т, 2008. – 58 с.
^ Хвесеня, Н. П. Методика преподавания экономических дисциплин : учебно-методический комплекс / Н. П. Хвесеня, М. В. Сакович. – Минск : БГУ, 2006. – 116 с.
Сайты в области экономического образования

Российская образовательная коммуникационная сеть

www.redline.ru

Центр экономического и бизнес образования

www.cebe.sib.ru

Институт Экономическая школа Санкт-Петербург

http://ise.openlab.spb.ru

Образовательные технологии, программы www.obr.1c.ru


^ 6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Тестовые задания, логические схемы.


  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Аудитории для проведения теоретических и практических занятий, в том числе техническими средствами для демонстрации презентаций, компьютерами для применения обучающих программ. Наличие учебно-методических пособий.



  1. Методические рекомендации и указания по организации изучения дисциплины


^ 8.1.Методические рекомендации преподавателю

Организация изучения курса «Методика преподавания экономических дисциплин» включает такие формы проведения аудиторных занятий как лекции, семинары. Дисциплина изучается в 8 семестре, согласно учебному плану по специальности 030500.18 «Профессиональное обучение (в экономике и управлении)», квалификация «педагог профессионального обучения».

Материалы лекции являются основой для подготовки к рассмотрению, обсуждению вопросов соответствующей темы на семинарском занятии.

На семинарах студенты приобретают практические навыки использования теоретических знаний в ходе организации учебной деятельности по формулированию целей обучения и определению в соответствии с ними содержания, рациональных форм, методов, приемов и средств обучения по экономическим дисциплинам.

Формой проведения промежуточного контроля является подготовка студентами рефератов, которые предлагаются им в качестве задания для самостоятельной работы ( 8-10 печ.стр.) по следующей проблематике ( темы могут быть изменены после консультации с преподавателем).


^ 8.2.Методические указания для студентов

Дисциплина «Методика преподавания экономических дисциплин» изучается в 8 семестре и предполагает посещение студентами лекционных занятий, требующих от студентов умения слушать и конспектировать лекционный материал, работать по лекционному материалу с подготовкой к практическим занятиям по данным теоретического материала.

Курс рассчитан на один учебный семестр, по окончании которого итоговым контролем является проведение зачета.

Самостоятельная работа студента предполагает различные формы индивидуальной учебной деятельности: конспектирование научной литературы, сбор и анализ материала в научной и учебной литературе, выполнение тематических творческих заданий, и пр. Выбор форм и видов самостоятельной работы определяются индивидуально-личностным подходом к обучению совместно преподавателем и студентом.


^ 8.2.1.Примерные темы рефератов:


  1. Зарубежный опыт преподавания экономических дисциплин

( по отдельным странам)

  1. Особенности преподавание экономических дисциплин в советский период.

  2. Болонский процесс: история и основные принципы.

  3. Проблемы и перспективы включения в Болонский процесс российской системы образования.

  4. Современные средства обучения экономическим дисциплинам.

  5. Активизация обучения как педагогическая проблема.

  6. Дискуссия как метод интерактивного обучения.

  7. Роль игровых технологий в профессиональном экономическом образовании.

  8. Возможности кейс-метода в профессиональном образовании.

  9. Использование информационных технологий в процессе обучения.


Формой итогового контроля знаний по завершению изучения дисциплины служит – зачет.

^ 8.2.2.Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету



  1. Предмет и задачи методики преподавания экономических дисциплин.

  2. Соотношение между общей дидактикой, дидактикой предмета и методикой его преподавания.

  3. Роль активных методов обучения экономике в учебном процессе.

  4. Дидактическая цель дискуссии. Основные этапы организации и проведения дискуссии.

  5. Основные группы методических приемов формирования и поддержания учебной мотивации в преподавании экономических дисциплин

  6. Роль самоанализа проведенных занятий в повышении методической составляющей профессионального мастерства преподавателя.

  7. Факторы, влияющие на выбор метода обучения в преподавании экономических дисциплин.

  8. Понятие и роль игровой технологии в курсе обучения экономике.

  9. Проблемное изложение материала и формирование экономического мышления.

  10. Проектный метод организации обучения по экономическим дисциплинам.

  11. Методические основы организации деятельности учащихся в малых группах при изучении экономических явлений и ситуаций.

  12. Методика и роль решения задач, упражнений различного уровня сложности в курсе экономики.

13. Методика приема зачета.

14. Контроль знаний на уроках экономики: виды, формы, содержание.

  1. Методика организации и проведения экзамена по экономике.

  2. Роль самостоятельной работы учащихся в организации учебного процесса.

  3. Выбор метода оценки знаний. Основные характеристики метода оценки.

  4. Понятие средств обучения. Классификация средств обучения. Функции

  5. Метод изучения конкретных ситуаций: цель, структура, значение.

  6. Зарубежный опыт организации преподавания экономических дисциплин.



Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом

высшего профессионального образования по специальности

^ 030500 (050501.65) «Профессиональное обучение (в экономике и управлении)»


Программу составили:

к.э.н., доцент кафедры экономической теории ____________ Аникина Валентина Григорьевна


Программа дисциплины утверждена на заседании кафедры экономической теории

Протокол № 8 от «29» сентября 2008г.


Зав. кафедрой ____________________________Сизов В.В.


Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией факультета экономики и управления ТГПУ (УМС университета)

Председатель методической комиссии ФЭУ _____________________Кашенов А.Т.


Согласовано:


Декан факультета экономики и управления _____________________ Ромахина И.А.



primernaya-programma-disciplini-osnovi-menedzhmenta-federalnogo-komponenta-cikla-opd-f-11-gos-vpo-vtorogo-pokoleniya-po-specialnosti-020300-sociologiya-stranica-3.html
primernaya-programma-disciplini-osnovi-sistemnogo-analiza-rekomenduetsya-dlya-napravleniya-podgotovki.html
primernaya-programma-disciplini-osnovi-teploperedachi-pri-svarke-i-pajke-rekomendovano-minobrazovaniem-rossii-dlya-napravleniya-podgotovki.html
primernaya-programma-disciplini-patofiziologiya-dlya-studentov-obuchayushihsya-po-specialnosti-stomatologiya.html
primernaya-programma-disciplini-pravovoe-obespechenie-innovacionnoj-deyatelnosti-rekomenduetsya-ministerstvom-obrazovaniya-rossii-dlya-napravleniya-podgotovki-diplomirovannih-specialistov-658200-innovatika.html
primernaya-programma-disciplini-proektirovanie-integralnih-mikroshem-i-mikroprocessorov.html
  • write.bystrickaya.ru/galich-protiv-rossijskoj-federacii-predislovie-k-kursu-lekcij-b-l-zimnenko-mezhdunarodnoe-pravo-i-pravovaya.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-10-zagolovok-lid-koncovka-uchebnoe-posobie-izd-8685-isbn-978-5-211-05510-0-izdatelstvo-moskovskogo-universiteta-2008.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-4-teoreticheskie-osnovaniya-filosofii-problemi-ponyatiya-principi.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/ya-skazal-bog-sotvorim-cheloveka-po-obrazu-nashemu-i-po-podobiyu-nashemu-unichtozhit-rabstvo-znachit-unichtozhit-rabskoe-soznanie.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kursovaya-rabota-razrabotka-i-realizaciya-antikrizisnogo-menedzhmenta-na-zao-zaz.html
  • klass.bystrickaya.ru/alekseevicha-zabolockogo-ottepel.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/mayak-novosti-24022011-2000-radioprogramma-novosti-mayak-24022011-rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-25-fevralya-2011-g.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/mirovie-tendencii-razvitiya-sredstv-telekommunikacii.html
  • predmet.bystrickaya.ru/religiozno-misticheskij-simptomkompleks-v-klinicheskoj-kartineneprogredientnih-endogennih-zabolevanij-religiozno-misticheskij-simptomkompleks-v-klinicheskoj-kartine-endogenih-rasstrojstv-stranica-9.html
  • esse.bystrickaya.ru/razvedka-taktika-iskusstvo-postroeniya-vojsk-vklyuchayushee-teoriyu-i-praktiku-podgotovki-i-vedeniya-boya-soedinenij.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-sedmaya-osobennosti-prikladnih-kulturologicheskih-issledovanij-i-razrabotok.html
  • shkola.bystrickaya.ru/stanovlenie-i-rascvet-gumanizma-gumanizm-xiv-pervoj-polovini-xv-vv.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-i--obshie-osnovi-oligofrenopedagogiki-kniga-dlya-uchitelya-moskva-shkola-press-1994-obuchenie-i-vospitanie.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zotov-a-f-sovremennaya-zapadnaya-filosofiya-uchebn-m-vissh-shk-2001-784-s-stranica-30.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-dlya-studentov-fakultetov-psihologii-visshih-uchebnih-zavedenij-po-specialnostyam-52100-i-020400-psihologiya-stranica-5.html
  • lesson.bystrickaya.ru/osnovnie-harakteristiki-razlichnih-grupp-v-organizacii.html
  • lecture.bystrickaya.ru/44-ekspluatacionnie-harakteristiki-prichala-rekomendacii-po-ocenke-nedvizhimosti-v-usloviyah-ekonomicheskoj-neopredelennosti.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-2-chto-takoe-networking-darsi-rezak.html
  • thescience.bystrickaya.ru/instrukciya-po-deloproizvodstvu-v-administracii-egorlikskogo-rajona-obshie-polozheniya-stranica-5.html
  • institute.bystrickaya.ru/gladkij-yu-n-regionovedenie-uchebnik-dlya-vuzov-yu-n-gladkij-a-i-chistobaev.html
  • spur.bystrickaya.ru/lgoti-moskovskij-komsomolec-podgotovil-igor-melnikov-08072008-145-str-8.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/redyard-kipling-skazki-staroj-anglii.html
  • essay.bystrickaya.ru/doklad-zamestitelya-ministra-transporta-a-s-misharina.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/mat-zemlya-demetra-per-tejyar-de-sharden.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/povishenie-effektivnosti-upravleniya-developerskim-predpriyatiem.html
  • tests.bystrickaya.ru/literatura-dlya-uchashihsya-programmi-elektivnih-kursov-dlya-klassov-profilnogo-obucheniya-institut-povisheniya-kvalifikacii.html
  • textbook.bystrickaya.ru/izdatelstva-nomer-god-ili-nomer-avtorskogo-svidetelstva-nomer-diploma-na-otkritie.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sovremennoe-sostoyanie-kosmologii.html
  • lecture.bystrickaya.ru/515-ispravlenie-defektov-v-svarnih-soedineniyah-pravila-ustrojstva-i-bezopasnoj-ekspluatacii-parovih-i-vodogrejnih.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/posobie-adresovano-psihologam-rukovoditelyam-shkol-studentam-psihologicheskih-fakultetov-budushim-pedagogam-psihologii-pedagogam-dopolnitelnogo-obrazovaniya-bbk-74-268-8-stranica-7.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sposobi-virazheniya-prinyatiya-ili-neprinyatiya-cheloveka-v-svoj-krug-yazik-telodvizhenij-allan-piz.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-40-naemnik-ego-velichestva.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/podsekciya-upravlenie-organizacionnimi-izmeneniyami-hhhvii-samarskaya-oblastnaya-studencheskaya-nauchnaya-konferenciya.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osobennosti-londonskogo-rinka-strahovaniya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-elektivnogo-kursa-zdorove-krasota-i-himiya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.