.RU

Программа дисциплины «Методы и техники экзистенциальной психотерапии» для направления 030300. 68 «Психология»





Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Методы и техники экзистенциальной психотерапии» для направления 030300.68 «Психология» подготовки магистра





Правительство Российской Федерации


Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"


Факультет психологии


^ Программа дисциплины «Методы и техники экзистенциальной психотерапии»


для направления 030300.68 «Психология»

для магистерской программы «Персонология и экзистенциальная психотерапия»


Автор программы:

А. Лэнгле, Ph. D, M.D., existenz@hse.ru

В.Б. Шумский, к. психол.н., vshymsk@hse.ru

Е.Б. Станковская, stankovskaya@hse.ru


Одобрена на заседании кафедры организационной психологии «___»____________ 20 г

Зав. кафедрой В.АШтроо


Рекомендована секцией УМС Психология «___»____________ 2011 г

Председатель В.А.Штроо________________________ [подпись]


Утверждена УС факультета психологии «___»_____________2011 г.

Ученый секретарь Е.Б.Старовойтенко ________________________ [подпись]


Москва, 2011

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
^ 1Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300.68 «Психология», обучающихся по магистерской программе «Персонология и экзистенциальная психотерапия».

Программа разработана в соответствии с:
^ 2Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Методы и техники экзистенциальной психотерапии» являются формирование у студентов представлений об основах экзистенциально-аналитической диагностики психических нарушений, а также выработка навыков применения специфических и неспецифических методов и техник экзистенциально-аналитического консультирования и психотерапии.
^ 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции


Способен рефлексировать освоенные способы деятельности





СК-М1



Анализирует и оценивает процесс освоения дисциплины, степень самостоятельного владения ее содержаниями, демонстрирует понимание способов применения освоенных знаний в своей научно-

исследовательской и практической деятельности

Интерактивные формы обучения, рефлексивные практики, приемы самопознания, встроенные в контекст лекционных и семинарских занятий, анализ индивидуальных случаев

Способен к

самостоятельному освоению новых методов исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей деятельности




СК-М3


Применяет методы познания и знания, полученные в ходе освоения дисциплины, при построении моделей своей научно-исследовательской деятельности, осваивает концептуальные инварианты психологической помощи личности, оценивает адекватность применения различных методов психотерапии с позиции консультативной персонологии

Самостоятельная работа,

творческие эссе, написание реферата; практические занятия с компонентом самостоятельного моделирования конкретных ситуаций жизни личности; рефлексия степени собственного освоения методов экзистенциальной психологии в научных исследованиях и практике психологического консультирования


Способен анализировать, верифицировать, оценивать полноту информации в ходе профессиональной деятельности и работать в условиях неопределённости



СК-М6


Умеет распознавать экзистенциальную тематику страдания консультируемого на основе феноменологического восприятия, определять необходимый уровень интервенции, выбирать конкретные психотерапевтические методы и техники, оценивать полноту владения ими и эффективность их применения.


Лекционные занятия, семинарские занятия, самостоятельная работа с литературой, написание эссе, практики работы с текстами, практика анализа индивидуальных случаев, практика моделирования консультативных и психотерапевтических решений в проблемных жизненных ситуациях


Способен описывать проблемы и ситуации профессиональной деятельности, используя язык и аппарат гуманитарных, экономических и социальных наук для решения проблем на стыке наук, в смежных профессиональных областях



ИК-5


Владеет основными принципами экзистенциально-аналитической психодиагностики (структурной, процессуальной), способен концептуализировать индивидуальный случай, опираясь на теоретические представления современного экзистенциального анализа.

Владеет текстами интерпретации и герменевтического понимания персонологических фактов, закономерностей и индивидуальных случаев


Семинары в диалоговом режиме, ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии. Выполнение письменных работ.



    Способен использовать конкретные концепции, модели, методы, способы и инструменты работы для решения комплексных задач в научно-исследовательских организациях, а также организациях, оказывающих консультационные и психотерапевтические услуги населению



ИК-6


Демонстрирует способность определять тяжесть психических нарушений консультируемого и экзистенциальную тему его страдания, определять оптимальные методы психологической помощи, владение специфическими методами современного экзистенциального анализа.


Лекционные занятия, семинарские занятия, практические занятия.

Анализ индивидуальных случаев.


Способен к осознанному выбору стратегий межличностного взаимодействия



СЛК-4


Демонстрирует навыки организации межличностного общения в научно-исследовательской деятельности и консультативной практике



Интерактивное обучение, практика рефлексии своих взаимоотношений в обучении, приемы самоанализа персональной позиции в учебной группе


Способен участвовать в разрешении мировоззренческих, социальных и личностно значимых проблем



СЛК-6


Распознает и формулирует проблемы личности в контексте ее духовной и социальной жизни, опираясь на опыт освоения содержаний учебной дисциплины. Умеет находить решения жизненных проблем личности на высоком общественном, духовном, культурном уровне


Семинарские и практические занятия. Тренинг навыков понимания патических феноменов и эмоциональных проблем в собственной жизни и жизни другого человека



^ 4Место дисциплины в структуре образовательной программы
Учебная дисциплина «Методы и техники экзистенциальной психотерапии» магистерской программы «Персонология и экзистенциальная психотерапия» входит в базовый курс программы подготовки психологов-консультантов и психотерапевтов Международного общества экзистенциального анализа и логотерапии (GLE-International, Австрия).

Дисциплина знакомит с экзистенциально-аналитическим подходом к пониманию причины психопатологии как неспособности человека постигать и развивать свое личностное начало. Рассматриваются различные формы экзистенциальных психопатологий: патологическая психическая реакция, невроз, личностное расстройство, психоз. Обосновывается структурный подход к описанию психопатологии в соответствии с фундаментальными экзистенциальными мотивациями: феноменология страха как утраты чувства опоры, здоровый и болезненный страх; феноменология депрессии как потери способности чувствовать ценности, реактивная, психогенная и эндогенная депрессии; феноменология истерии как неспособность быть самим собой; картина нарциссизма, пограничного личностного расстройства и паранойи; феноменология зависимостей как нарушение воли и отсутствие смысла.

Студенты знакомятся со специфическими и неспецифическими методами и техниками экзистенциальной практики: парадоксальной интенцией, дерефлексией, изменением установки, «вратами смерти». Изучаются основы психотерапии депрессивного, истерического, нарциссического, диссоциального и параноидального личностных расстройств. В результате изучения дисциплины студенты овладевают нозологическим подходом к диагностике психических нарушений и основами консультативной и психотерапевтической помощи.

Изучение данной дисциплины базируется на дисциплинах «Основы экзистенциальной психотерапии», «Онтология личности» («Основы феноменологии»), «Жизненные отношения личности» («Экзистенциальный анализ ценностей личности»), «Персональный экзистенциальный анализ» («Психология аутентичности»), «Психология поиска смысла» («Экзистенциальный анализ воли»).

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
^ 5Тематический план учебной дисциплины



Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Понимание психических нарушений в современном экзистенциальном анализе

22

6

0

4

12

2

Экзистенциальная психотерапия тревожных расстройств

24

6

0

6

12

3

Экзистенциальная психотерапия депрессий

20

4

0

4

12

4

Экзистенциальная психотерапия истерических расстройств

22

4

0

6

12

5

Экзистенциальная психотерапия ряда конкретных нозологических форм

20

4

0

4

12




ИТОГО

108

24

0

24

60



^ 6Формы контроля знаний студентов

Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

2

Реферат

*

12-15 тыс. слов

Итоговый

Зачет


*

Письменная работа (20 вопросов) 120 мин.

Оценка выставляется в течение 3-х дней



^ 6.1Критерии оценки знаний, навыков

Критерии оценки реферата:

  1. оригинальность работы;

  2. оформление в соответствии с общими требованиями оформления письменных работ в НИУ ВШЭ;

  3. отсутствие орфографических, пунктуационных, фактических ошибок;

  4. полнота раскрытия темы;

  5. глубина анализа литературы;

  6. критический подход;

  7. наличие собственного взгляда на проблему, его обоснованность;

  8. видение прикладного аспекта проблемы,

  9. наличие практико-ориентированных рекомендаций


Письменные работы сдаются в электронном и печатном виде. Сдача реферата позже установленного срока влечет за собой снижение оценки на 1 балл за каждый день просрочки.


Зачет осуществляется по 20 контрольным вопросам. Ответ на каждый из вопросов дается студентом в письменной форме и оценивается по 4-х бальной шкале. Критериями оценки являются правильность и полнота ответов.

Письменный ответ на вопросы зачета студент выполняет самостоятельно, не обращаясь к печатным или электронным источникам. В ходе зачета не допускается использование электронных средств, позволяющих сохранять или передавать информацию (мобильных телефонов, аудиоплейеров и т.п.). При нарушении этого правила ответ студента не засчитывается.

Интервальная шкала оценок зачета:

Ниже 64 баллов – оценка «не зачтено»

64 балла – оценка 4

65-66 баллов – оценка 5

66-67 баллов – оценка 6

68-70 баллов – оценка 7

71-74 балла – оценка 8

75-77 баллов – оценка 9

78-80 баллов – оценка 10


Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
^ 7Содержание дисциплины Тема 1. Понимание психических нарушений в современном экзистенциальном анализе
Содержание темы: Определение психического здоровья. Дифференциация норма – патология. Феноменологическое описание сущности психических расстройств. Диагноз как обобщение отдельных симптомов. Структурные элементы диагностики психических нарушений в экзистенциальном анализе: антропологические, этиологические, процессуальные, нозологические. Нозологическая диагностика: психическая реакция, невроз, личностное расстройство, психоз. Причины возникновения и основные признаки нарушений личности. Виды нарушений личности. Основные сферы нарушений при психозах. Критерии бреда.

Основная литература:

  1. Лэнгле А. Person. Экзистенциально-аналитическая теория личности. М.: Генезис, 2005, с. 112-153.

  2. Франкл В. Воля к смыслу. М.: ЭКСМО, 2000. с. 286-351.

Дополнительная литература:

  1. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. СПб.: Питер, 2001. 304 с.

  2. Прохазка Дж., Норкросс Дж. Системы психотерапии. СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. 383 с.

  3. Ялом И. Дар психотерапии. М.: ЭКСМО, 2006. 352 с.


Тема 2. Экзистенциальная психотерапия тревожных расстройств

Содержание темы: Биологические, психологические и социальные причины страха. Место страха в экзистенции. Формы проявления страха: боязнь, испуг, ужас, шок, паника. Различие между здоровым и болезненным страхом. Навязчивые состояния и панические атаки. Тревожное личностное расстройство. Методы терапии страха: парадоксальная интенция, дерефлексия, метод нахождения персональной позиции. Методика «врата смерти».

Основная литература:
  1. Лэнгле С. Особенности понимания страха в экзистенциальном анализе / С собой и без себя. Практика экзистенциально-аналитической психотерапии: Сборник статей М.: Генезис, 2009, с. 103-120.
  2. ^ Франкл В. Теория и терапия неврозов. СПб.: Речь, 2001. с. 163-205.

Дополнительная литература:
  1. Мэй Р. Смысл тревоги. М.: Независимая фирма «Класс», 2001. 384 с.
  2. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М.: Независимая фирма «Класс», 2004. 576 с.
  3. ^ Ялом И. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы. М.: Независимая фирма «Класс», 2007. 288 с.


Тема3. Экзистенциальная психотерапия депрессий

Содержание темы: Феноменология депрессии как утрата способности переживать ценность жизни. Реактивная, психогенная и эндогенная депрессии. Депрессия и меланхолия: сходство и отличия. Депрессивное личностное расстройство. Мания. Когнитивный стиль при депрессии. Элементы психотерапии депрессии: терапевтические отношения, обращение к настоящему, работа над когнитивным стилем и атрибуцией, проработка чувства вины и конкретизация ответственности, упражнения в переживании ценностей. Особенности психотерапии эндогенной депрессии. Профилактика депрессии.

Основная литература:
  1. Лэнгле А. Экзистенцанализ депрессии. Возникновение, понимание и феноменологический подход к лечению. // Московский психотерапевтический журнал, № 1(48), 2006, с. 53-82.
  2. Лэнгле А. Психотерапия депрессивных расстройств в современном экзистенциальном анализе (принципы и основные направления). // Московский психотерапевтический журнал, № 2(49), 2006, с. 29-44.
  3. ^ Франкл В. Теория и терапия неврозов. СПб.: Речь, 2001. с. 70-82.

Дополнительная литература:
  1. Лэнгле А. Что движет человеком? Экзистенциально-аналитическая теория эмоций. М.: Генезис, 2006. 235 с.


Тема 4. Экзистенциальная психотерапия истерических расстройств

Содержание темы: Феноменология истерии. Истерические тенденции у здорового человека. Истерические реакции, истерический невроз, истерическое личностное расстройство. Психопатогенез, психодинамика и экзистенциальная динамика истерии. Сеттинг, структура и рамки психотерапии истерии. Элементы психотерапии истерии: принятие пациента всерьез, обработка актуальных проблем и конфликтов, упражнения на выдерживание неприятных эмоций и развитие способности быть одному, индукция образа я и самооценки. Терапевтическое обхождение с истерической (пара)суицидальностью.


Основная литература:
  1. ^ Лэнгле А. Person. Экзистенциально-аналитическая теория личности. М.: Генезис, 2005, с. 41-78.
  2. Лэнгле А. Терапевтический случай нахождения собственного Я. Применение метода персонального экзистенциального анализа. // Психология. Журнал Высшей школы экономики. Т.2, №2, 2005, с. 81-98.
  3. ^ Лэнгле А. Персональный экзистенциальный анализ (ПЭА) на практике. Терапевтическая сессия // Экзистенциальный анализ. Бюллетень №1, 2009, с. 125-140.

Дополнительная литература:

1. Дорцен Э. ван Практическое экзистенциальное консультирование и психотерапия.

Ростов-на-Дону: Ассоциация экзистенциального консультирования, 2007. 216 с.


Тема 5. Экзистенциальная психотерапия ряда конкретных нозологических форм

Содержание темы: Феноменология, особенности отношений терапевт-пациент и основные элементы психотерапии пограничного, нарциссического и диссоциального личностных расстройств. Феноменология и основные элементы экзистенциальной психотерапии психосоматических расстройств, зависимостей (на примере булимии и анорексии), сексуальных дисфункций, проблем в партнерских отношениях и психозов.

Основная литература:

  1. Лэнгле А. Психопатология и экзистенциальные темы в шизофрении // Московский психотерапевтический журнал, №4, 2008, с. 37-57.

  2. Тутч Л. «Радуются только дураки» / С собой и без себя. Практика экзистенциально-аналитической психотерапии: Сборник статей М.: Генезис, 2009, с. 121-147.
  3. ^ Пробст К. «Я боюсь выпасть из этого мира» / С собой и без себя. Практика экзистенциально-аналитической психотерапии: Сборник статей М.: Генезис, 2009, с. 24-36.

Дополнительная литература:

1. Дорцен Э. ван Практическое экзистенциальное консультирование и психотерапия.

Ростов-на-Дону: Ассоциация экзистенциального консультирования, 2007. 216 с.
^ 8Образовательные технологии
При реализации различных видов учебной работы по данной дисциплине используются следующие образовательные технологии: лекции, семинары, разбор кейсов и решение практических задач, психологические тренинги, рефлексивные практики, усвоение теории и практики экзистенциального анализа посредством вызывающего личностное развитие обращения к глубинному персональному опыту, совместное ведение занятий двумя преподавателями: благодаря диалогу, который ведут преподаватели, магистранты получают возможность осваивать способы преломления концептуальных моделей и теоретических категорий в практику самопознания и психологического консультирования.
^ 9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента 9.1Тематика заданий текущего контроля
Тематика рефератов:


Темы эссе и реферата для каждого студента утверждаются преподавателем в индивидуальном порядке.
^ 9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу:

В чем состоит содержательный аспект экзистенциальной психотерапии?

В чем состоит процессуальный аспект экзистенциальной психотерапии?

Как можно описать феноменологическую установку психотерапевта?

Каковы основные шаги феноменологического понимания?

Каковы основные методы экзистенциальной психотерапии?

В чем различие здорового и болезненного страха?

Каковы основные шаги метода нахождения персональной позиции?

Как проявляются истерические черты в норме и при патологии?

В чем состоят особенности сеттинга при психотерапии истерии?

Каковы основные формы депрессии?

В чем состоят особенности психотерапии эндогенной депрессии?

Каковы особенности отношения терапевта к пациенту при психотерапии страха?

Каковы особенности отношения терапевта к пациенту при психотерапии депрессии?

Каковы особенности отношения терапевта к пациенту при психотерапии истерии?

Каковы особенности отношения терапевта к пациенту при психотерапии нарциссических личностных расстройств?

Каковы особенности отношения терапевта к пациенту при психотерапии пограничных личностных расстройств?

В чем состоит психотерапевтическое обхождение с депрессивной суицидальностью пациента?

В чем состоит психотерапевтическое обхождение с истерической (пара)суицидальностью пациента?

Как используется метод дерефлексии при психотерапии сексуальных дисфункций?

Каковы основные элементы экзистенциальной психотерапии зависимостей?
^ 10Порядок формирования оценок по дисциплине
Преподаватель оценивает работу студентов на лекционных и практических занятиях: участие в обсуждении индивидуальных случаев, в дискуссиях и работе малых групп. Оценки за работу на лекционных и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед итоговым контролем - Оаудиторная.

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: глубину рефлексии осваиваемых методов психологического сопровождения индивидуальной жизни личности, полноту освоения рекомендованной по дисциплине литературы, оригинальность авторской позиции студента как субъекта консультативной деятельности. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа.

Преподаватель оценивает текущую работу студентов: выполнение письменных домашних заданий. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за текущую работу определяется перед итоговым контролем – Отекущий:

Отекущий = 1·Ореферат;

Рассчитывается накопленная оценка по дисциплине:


Онакопленная = 0,2·Отекущий +0,2 Осам. работа + 0,8·Оаудиторная


Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озач – оценка за зачет:

Оитоговый = 0,4·Озач + 0,6·Отекущий

Способ округления накопленной оценки итогового контроля в форме зачета: арифметический (например, оценка 4,4 округляется до 4, а оценка 4,5 до 5).

ВНИМАНИЕ: оценка за итоговый контроль блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей.


Студент не имеет возможности пересдать низкие результаты за текущий контроль или работу на занятиях, самостоятельную работу, если за любой из этих видов работы была выставлена оценка.

В случае, если студент пропустил срок сдачи отчетности по текущему контролю или самостоятельной работе по уважительной причине (к уважительным причинам может быть отнесена болезнь в указанный период, подтвержденная справкой из медицинского учреждения) допускает сдача форм контроля не позднее чем через две недели с момента окончания действия справки, если другие сроки не установлены деканатом. В случае, если студент не сдает работу в указанный срок, ему выставляется оценка «0».

Условия пересдач

На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль. Первая пересдача проводится преподавателем, отвечающим за чтение дисциплины на факультете. При выставлении результирующей оценки учитывается накопленная оценка за текущий контроль, самостоятельную и аудиторную работу


Онакопленная = 0,2·Отекущий +0,2 Осам. работа + 0,8·Оаудиторная


Вторая пересдача проводится в присутствие комиссии, включающей не менее трех преподавателей, при выставлении результирующей оценки учитывается накопленная оценка за текущий контроль, самостоятельную и аудиторную работу


Онакопленная = 0,2·Отекущий +0,2 Осам. работа + 0,8·Оаудиторная

В исключительных случаях комиссия может принять решение об отказе от учета накопленной студентом оценки. В данном случае комиссией используются следующие критерии оценки ответа студента: полнота ответа на вопрос, самостоятельность при ответе на вопрос, точность в ответе на поставленные вопросы.
^ 11Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
11.1 Базовые учебники

11.2 Основная литература

  1. Лэнгле А. Person. Экзистенциально-аналитическая теория личности. М.: Генезис, 2005, с. 41-78, 112-153.

  2. Лэнгле А. Психопатология и экзистенциальные темы в шизофрении // Московский психотерапевтический журнал, №4, 2008, с. 37-57.
  3. Лэнгле А. Психотерапия депрессивных расстройств в современном экзистенциальном анализе (принципы и основные направления). // Московский психотерапевтический журнал, № 2(49), 2006, с. 29-44.
  4. Лэнгле А. Терапевтический случай нахождения собственного Я. Применение метода персонального экзистенциального анализа. // Психология. Журнал Высшей школы экономики. Т.2, №2, 2005, с. 81-98.
  5. Лэнгле А. Экзистенцанализ депрессии. Возникновение, понимание и феноменологический подход к лечению. // Московский психотерапевтический журнал, № 1(48), 2006, с. 53-82.
  6. ^ Лэнгле А. Персональный экзистенциальный анализ (ПЭА) на практике. Терапевтическая сессия // Экзистенциальный анализ. Бюллетень №1, 2009, с. 125-140.
  7. Лэнгле С. Особенности понимания страха в экзистенциальном анализе / С собой и без себя. Практика экзистенциально-аналитической психотерапии: Сборник статей М.: Генезис, 2009, с. 103-120.
  8. ^ Пробст К. «Я боюсь выпасть из этого мира» / С собой и без себя. Практика экзистенциально-аналитической психотерапии: Сборник статей М.: Генезис, 2009, с. 24-36.

  9. Тутч Л. «Радуются только дураки» / С собой и без себя. Практика экзистенциально-аналитической психотерапии: Сборник статей М.: Генезис, 2009, с. 121-147.

  10. Франкл В. Воля к смыслу. М.: ЭКСМО, 2000. с. 286-351.
  11. ^ Франкл В. Теория и терапия неврозов. СПб.: Речь, 2001. с. 70-82, 163-205.


11.3 Дополнительная литература

  1. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. СПб.: Питер, 2001. 304 с.

  2. Дорцен Э. ван Практическое экзистенциальное консультирование и психотерапия.
  3. ^ Лэнгле А. Что движет человеком? Экзистенциально-аналитическая теория эмоций. М.: Генезис, 2006. 235 с.
  4. Мэй Р. Смысл тревоги. М.: Независимая фирма «Класс», 2001. 384 с.

  5. Прохазка Дж., Норкросс Дж. Системы психотерапии. СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. 383 с.

  6. Ростов-на-Дону: Ассоциация экзистенциального консультирования, 2007. 216 с.

  7. Ялом И. Дар психотерапии. М.: ЭКСМО, 2006. 352 с.
  8. Ялом И. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы. М.: Независимая фирма «Класс», 2007. 288 с.
  9. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М.: Независимая фирма «Класс», 2004. 576 с.
    1. Дистанционная поддержка дисциплины

Связь с преподавателями по электронной почте: stankovskaya@hse.ru.
12Материально-техническое обеспечение дисциплины
Отсутствует.


programma-disciplini-analiticheskij-seminar-aktualnie-problemi-ekonomiki-nevozobnovlyaemih-resursov.html
programma-disciplini-analiz-finansovih-rinkov-dlya-napravleniya-08010068-ekonomika-podgotovki-magistra-avtori-d-e-n-professor-teplova-t-v-i-k-e-n-docent-menshikov-s-m.html
programma-disciplini-analiz-finansovih-rinkov.html
programma-disciplini-analiz-i-modelirovanie-biznes-processov-dlya-napravleniya-080700-62-biznes-informatika-podgotovki-bakalavrov-3-kurs.html
programma-disciplini-analiz-i-ocenivanie-programm-otraslevih-sektoralnih-politik-i-reguliruyushego-vozdejstviya-dlya-napravleniya-080500-menedzhment-podgotovki-bakalavrov-i-magistrov-avtor-d-b-cigankov-dtsygankovhse-ru.html
programma-disciplini-analiz-investicij-v-nedvizhimost-napravlenie-podgotovki-080300-68-finansi-i-kredit-magisterskie-programmi-finansovie-rinki.html
  • writing.bystrickaya.ru/dlya-studentov-dnevnoj-formi-obucheniya-uchebnaya-programma-dlya-specialnosti-1-24-01-01-mezhdunarodnoe-pravo.html
  • desk.bystrickaya.ru/platonovskie-chteniya-materiali-xiii-vserossijskoj-konferencii-molodih-istorikov-g-samara-23-24-noyabrya-2007-g-samara-izdatelstvo-univers-grupp-2007.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-30-akcii-planshe-i-k-podnimayutsya-vikont-de-brazhelon-ili-desyat-let-spustya.html
  • school.bystrickaya.ru/doklad-rabochej-gruppi-specialnomu-komitetu-stranica-4.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-1-obshie-polozheniya-kompleksnie-meri-profilaktiki-zloupotrebleniya-narkoticheskimi-sredstvami-i-psihotropnimi.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-vii-oplata-truda-zakonodatelstva-o-trude.html
  • student.bystrickaya.ru/3-kompetencii-formiruemie-v-rezultate-osvoeniya-disciplini-annotacii-disciplin-oop-bakalavriata-politologiya.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vozbuzhdenie-proizvodstva-po-peresmotru-sudebnogo-postanovleniya-v-poryadke-nadzora-i-processualnij-poryadok-rassmotreniya-protestov-chast-5.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obrazovatelnij-standart-realizacii-programm-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-sankt-peterburgskogo-gosudarstvennogo-stranica-2.html
  • student.bystrickaya.ru/3-effektivnaya-organizaciya-fizkulturno-ozdorovitelnoj-raboti-prikaz-ot-25-05-2011-g-osnovnaya-obrazovatelnaya.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obrabotka-100-sluchajno-vibrannih-pisem-v-den-ya-hvatit-rabotat-sverhurochno-pora-rabotat-racionalno-dlya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-filosofiya-gse-f-10-specialnost-teoriya-i-metodika-prepodavaniya-inostrannih-yazikov-i-kultur-022600-031201-65-obshie-celi-i-zadachi-kursa-kurs-filosofiya.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sovremennoe-sostoyanie-i-tendencii-razvitiya-mezhdunarodnogo-i-mezhregionalnogo-sotrudnichestva-krasnodarskogo-kraya-stranica-2.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/strahovie-dokumenti-v-ved.html
  • report.bystrickaya.ru/istoriya-razvitiya-psihologicheskogo-znaniya-i-osnovnie-napravleniya-v-psihologii.html
  • lecture.bystrickaya.ru/aktualnie-voprosi-nejrobiologii-nejroinformatiki-i-kognitivnih-issledovanij.html
  • thescience.bystrickaya.ru/istoriya-religii-i-cerkvi-itogi-tretego-regionalnogo-zaochnogo-etapa-konkursa-nauchnih-proektov-shkolnikov-v.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/a-t-fomenko-i-g-v-nosovskogo-stranica-12.html
  • turn.bystrickaya.ru/osobennosti-podgotovki-proektov-prikazov-komandirov-nachalnikov-po-rezultatam-hozyajstvennoj-deyatelnosti-osushestvlyaemoj-podchinennimi-im-voinskimi-chastyami1.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zanyatie-26-latinskij-yazik.html
  • gramota.bystrickaya.ru/znaki-prepinaniya-v-slozhnosochinennih-predlozheniyah-ssp-kak-podgotovitsya-k-sdache-ekzamenov-podgotovka-k-ekzamenu.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-a-barketov-klirik-saratovskoj-mitropolii-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi.html
  • esse.bystrickaya.ru/punktuacionnie-kazusi-ili.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zapozdalaya-likvidnost-sessiya-parlamentskogo-sobraniya-soyuza-rossii-i-belorussii-11.html
  • studies.bystrickaya.ru/marketing-uslug-5.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-6-dengi-tomas-vuds.html
  • occupation.bystrickaya.ru/moskva-stranica-6.html
  • books.bystrickaya.ru/dohodi-byudzhetov-za-2009-g-fakt-2010-g-plan-goroda-sibiri-i-dalnego-vostoka-gruppa-2.html
  • studies.bystrickaya.ru/kompensaciya-reaktivnoj-moshnosti.html
  • control.bystrickaya.ru/dvenadcat-lekcij-prochitannih-v-dornahe-s-19-oktyabrya-po-11-noyabrya-1923-goda-perevod-s-nemeckogo-s.html
  • testyi.bystrickaya.ru/administrativno-pravovoj-status-obshestvennih-obedinenij-chast-7.html
  • grade.bystrickaya.ru/mukutadze-murman-alexandrovich-issledovanie-fiziko-himicheskih.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-5-sostavlenie-plana-podvodnogo-uchastka-dzhorzh-bass-podvodnaya-arheologiya.html
  • institut.bystrickaya.ru/tehnologiya---1156-federalnij-perechen-uchebnikov.html
  • report.bystrickaya.ru/gsd-grubij-selsin-datchik-rabochaya-programma-metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-specialnosti.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.