.RU

Программа экологического кружка «Окно в природу» по мбоу «Чувашско Сорминская сош» Аликовского района Чувашской Республики

Министерство образования и молодёжной политики Чувашской Республики отдел образования и молодёжной политики администрации Аликовского района

Программа экологического кружка «Окно в природу»
по МБОУ «Чувашско – Сорминская СОШ»

Аликовского района Чувашской Республики

Составила: учитель биологии и химии

МБОУ «Чувашско – Сорминская СОШ»

Аликовского района Чувашской Республики

Алексеева Светлана Александровна


С. Чувашская Сорма– 2012
ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, СРОК РЕАЛИЗАЦИИ 3 года.

Пояснительная записка.

Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач экологического кружка. Программа кружка рассчитана на разновозрастную группу учащихся 7 – 11 классов, содержание и структура курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология – социальная экология – практическая экология, или охрана природы. Программа экологического кружка рассчитана на 3 года, 216 часов. Содержание программы делится на три части: «Общая экология», «Окружающая среда и здоровье человека», «Экологические основы охраны природы», построена таким образом, чтобы внеклассная работа могла стать целенаправленной, систематической и результативной.

Кружковцы изучают историю родного края, историю школы, демографическую обстановку ЧР. Данные полученные при работе с документами заставляют детей задуматься о будущем своего села и о своём будущем.

Внеклассная работа всегда способствует формированию у учащихся нравственности и духовности, развивает любознательность, интерес к изучаемому предмету, самостоятельность.

1. Учащиеся учатся приобретать новые знания, самостоятельно находя их в дополнительной литературе. 2. В связи с тем, что многие учащиеся в городах, в деревнях знакомятся с алкоголем и никотином довольно рано, то антиалкогольные и противоникотиновые вечера помогают пропаганде среди школьников правильного образа жизни.

3. Во внеклассной работе учащиеся могут лучше проявить свои знания, а также общепринятые человеческие качества (в КВН – взаимопомощь, ответственность не только за себя, но и за команду, взаимовыручка и д. р.) Данная работа связывает биологию со всеми предметами (литературой, изобразительным искусством, музыкой, русским языком …). При защите исследовательской работы учащиеся учатся делать компьютерные презентации, тем самым знакомятся с современными ИКТ.. Внеклассная работа способствует выявлению одарённых детей, помогает им выбрать будущую профессию, и не стеснена рамками урока.

Результаты исследовательской работы, успешность выполнения творческой работы - результат совместной деятельности ребёнка и его руководителя. Как важно на первом этапе заинтересовать будущего исследователя, заставить его поверить в свои силы, а в дальнейшем убедить всех в одарённости ребёнка. Дети одарены с рождения, просто не всегда мы видим этот дар, а возможно, не каждый ребёнок перед нами раскрывается.

Самое главное в общении с детьми – это их доверие, только в этом случае ребёнок раскроется, и вы поймёте: перед вами одарённый ребёнок. Работа в кружке позволяет сотрудничать не только детям, но и взрослым, учителям-предметникам (литературы, истории…)

В связи с тем, что посещение кружка не является обязательным, и работа строится на принципе добровольности, то одним из основных принципов организации деятельности кружка является принцип занимательности. В течение всего периода на занятиях используются игровые моменты, физкультминутки, необходимо помнить, что большую часть времени дети провели малоподвижно на уроках, поэтому необходимо увеличить физическую активность. Уменьшить негативную эмоциональную и психическую нагрузку позволяет использование театрализованных постановок, сказок, что также даёт возможность быть успешным в центре внимания. Так как кружок посещают учащиеся разного возраста, каждый год состав обновляется, то программа построена таким образом, чтобы можно было учесть интересы, познавательную способность каждого кружковца. В таком варианте есть большая возможность развивать не только индивидуальные интересы каждого, но и умение работать в группе, соотносить свои интересы с интересами всего коллектива в целом, развивать взаимопомощь, разноуровневое решение одних и тех же проблем.

Вся деятельность учащихся при выполнении индивидуальных или групповых заданий должна иметь общественно полезную направленность. К общественно полезной работе относится изготовление оборудования для проведения уроков биологии, выполнение исследовательских работ, по изучению природы родного края, проведение акций «Уголок России», «Молодёжь нашего сельского поселения». Всё это даёт огромный воспитательный эффект, так как раскрывает практическое значение получаемых на занятиях кружка знаний, способствует их самостоятельному приобретению, вырабатывает умение на основе разрозненных внешних факторов выявлять закономерности. В ходе выполнения общественно полезных заданий у учащихся воспитывается чувство ответственности, бережное отношение к материальным ценностям и уважение к труду.

В программе указано примерное количество часов, которое может быть выделено на изучение тем, в зависимости от наличия материальной базы, а также интересов учащихся, часы могут быть перераспределены. В связи с тем, что дети разновозрастные часть вопросов предполагается для индивидуального изучения или работы в малых группах, завершая совместными итоговыми занятиями с презентациями, стендовыми защитами, конференциями.

Программа является комплексной, практико – ориентированной, дифференцированной, разноуровневой, рассчитанной на возраст от 12 до 16 лет.

Содержание программы каждого года обучения основывается на эколого-биологическом материале, с учетом накопленного опыта учебно- экспериментальных работ, возраста кружковцев.

Цель экологического кружка- содействовать развитию личности ребенка посредством эколого – биологических знаний, мотивации личности к познанию и творчеству.

Задачи кружка: Воспитание экологически грамотного человека; формирование ответственного отношения не только к людям, но и к природе, осознанной ответственности за судьбу природы каждым человеком;развитие познавательного интереса учащихся, творческой активности; научить учащихся пользоваться научной литературой, любить природу, правильно её использовать; составить экологическую карту с. Чувашская Сорма; описать внутренние воды с. Чувашская Сорма; изучение демографической ситуации в Аликовском районе; топонимика названий населённых пунктов Аликовского района; изучать растительный и животный мир родного края.; изготовление поделок из природного материала, раздаточного материала для уроков биологии; выполнение учебно-исследовательских работ; научить кружковцев наблюдать за явлениями природы, самостоятельно ставить цель, находить пути решения и делать выводы.

Реализация программы опирается на полученные знания по природоведению, биологии, химии.

Ожидаемый результат.

В ходе реализации программы учащиеся должны проявлять: познавательный интерес к изучению природы и взаимодействию на неё человека, бережное отношение к природе; творческую активность к познанию окружающего мира и своего места в нём, при этом соблюдать основное правило поведения в природе: Не навреди! ;самоопределение себя как личности, способной к саморегуляции; духовно-нравственные качества, воспринимать себя как человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

Учащиеся должны знать:что такое природа;правила поведения в природе; что такое охрана природы;основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды; глобальные экологические проблемы; экологическую ситуацию с. Чувашская Сормаи его окрестностей; демографическую обстановку в Аликовском районе; историю села Чувашская Сорма и своих деревень;свою родословную;разнообразие растений и животных; разнообразие комнатных растений, способы их выращивания;съедобные и ядовитые грибы, способы оказания первой помощи при отравлении грибами; особенности растительного и животного мира; редкие и охраняемые растения и животные родного края;основы здорового образа жизни; влияние вредных факторов на здоровье человека;основы безопасности при возникновении опасных жизненных ситуаций; физиологические основы закаливания; способы оказания первой помощи при травмах, ушибах, кровотечениях.

Учащиеся должны уметь: оценивать экологическую ситуацию; выполнять правила поведения в природе;ухаживать за комнатными растениями; наблюдать за погодой, явлениями природы; составлять температурные графики;составлять карту местности;составлять родословную; оказать первую помощь при ушибах, переломах, кровотечениях, отравлениях; правильно вести себя в ситуациях, опасных для жизни; участвовать в природоохранных акциях;изготовлять поделки из природных материалов; работать с научной литературой; выполнять учебные рефераты, презентации; самостоятельно ставить цели, находить пути решения и делать выводы.

Формы подведения итогов реализации программы:

- выставки поделок из природных материалов;

-фотовыставки;

-учебно-исследовательские конференции;

-соревнования, КВН;

- демонстрация презентаций, экологических представлений;

- участие в конкурсах и олимпиадах.

ПРОГРАММА.

Раздел «Общая экология». Познаю родной край. Организм и среда. Экологические факторы. Среды жизни. Адаптация. Приспособительные ритмы жизни. Фенологические наблюдения. Приспособительные формы организмов. Популяции. Динамика численности популяций. Биоценоз и его устойчивость. Глобальные экологические проблемы. Биоценоз и его устойчивость. Видовой состав биоценозов. Изучение природы родного края. Изучение животного и растительного мира Псковской области. Редкие и охраняемые животные и растения Псковской области. Ядовитые и съедобные грибы родного края. Первая помощь при отравлении грибов. Лекарственные и ядовитые растения родного края. Экосистемы. Законы организации экосистем. Цепи питания. Факторы, ограничивающие биологическую продукцию.

Практические работы. Изучение сорных и ядовитых растений Чувашско - Сорминского сельского поселения. Изучение грибов родного края. Изучение флоры родного края. Изучение животных родного края. Изучение комнатных растений. Изготовление поделок – фитодизайн. Изготовление пособий для уроков биологии. Решение экологических задач.

Экскурсии.

Лесной биоценоз. Изучение развития биоценозов родного края.

Игры: Поле чудес. Биоценоз.

Составление рефератов, выполнение исследовательских работ.

Раздел «Окружающая среда и здоровье человека».Введение . Представление о здоровье. Воспитание культуры здоровья. Здоровье человека.Движение и красота человека. Физическая культура в жизни человека. Активный отдых. Закаливание и его роль в укреплении здоровья. Простудные заболевания и их предупреждения Гигиена питания Гигиена питания. Режим и правила питания. Сервировка и оформление обеденного стола. Гигиена твоего жилища. Чистота в доме и квартире. Гиподинамия. Движение – это твоё лекарство. Красивая походка. Изучение физического развития и функционального состояния организма. Правила оформления НИР. Методы биологических и экологических исследований в работе с учащимися. Общий план изложения научной работы

Практические работы: Соматометрические измерения человека. Растения лечат и калечат. Путешествие с комнатными растениями. Подвижные игры на свежем воздухе

Устный журнал:

Учитесь быть здоровым!

1стр – «Движение – это жизнь»

2стр- «Пешком или автобус»

3стр – «Закаляйся как сталь»

4 стр – «Будь стройным»

5 стр – «Советы бывалого»

Раздел «Практическая экология, или охрана природы». Общие вопросы охраны природы. Современные проблемы охраны природы. Правила поведения в природе. Природа и общество. Памятники природы Псковского края. Вода, свойства, значение, охрана. Плюсса – река нашей местности. Воздух, свойство, значение, охрана. Почва, её состав и значение. Сохранение и увеличение плодородия. Установление загрязнения среды в полевых условиях. Основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды. Экологические проблемы современности. Глобальные экологические проблемы. Экологический кризис, пути выхода из него. Законы взаимоотношений общества и природы. Изучение запылённости окружающей среды. Составление мониторинга состояния окружающей среды. Выполнение творческих проектов и исследовательских работ

Практические работы. Операция «Уголок России», «Молодёжь нашего села». Изучение и моделирование глобальных проблем.

Экскурсия. Изучаем влияние человека на природу родного края.

Родники. Источники. Установление загрязнения среды в полевых условиях. Охрана окружающей среды.

Решение экологических задач.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1-го года обучения.

poyasnitelnaya-zapiska-programma-prednaznachena-dlya-zanyatij-po-anglijskomu-yaziku-v-voskresnoj-shkole-dlya-detej-5-7-let.html
poyasnitelnaya-zapiska-programma-rasschitana-na-70-uchebnih-chasa.html
poyasnitelnaya-zapiska-programma-razrabotana-v-polnom-sootvetstvii-so-standartom-srednego-polnogo-obshego-obrazovaniya-po-biologii-dlya-bazovogo-urovnya-primernoj-programmoj-po-biologii.html
poyasnitelnaya-zapiska-programma-sostavlena-na-osnove-proekta-federalnogo-komponenta-gosudarstvennogo-standarta-dlya-shkol-s-rodnim-nerusskim-yazikom-obucheniya-s-uchetom-pedagogicheskih-uslovij-tatarskih-shkol-respubliki.html
poyasnitelnaya-zapiska-programma-uchebnoj-disciplini-osnovi-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti.html
poyasnitelnaya-zapiska-programmi-vospitatelnoj-deyatelnosti-zaharova-o-n-programmirovanie-vospitatelnogo-processa.html
  • writing.bystrickaya.ru/issledovanie-statisticheskih-zavisimostej-dlya-kontaktnih-sistem-tipa-w-uma-chast-3.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/sistema-kachestva-dlya-tipografii-predposilki-i-pregradi-vnedreniya-chast-2.html
  • thesis.bystrickaya.ru/pravitelstvo-novosibirskoj-oblasti-postanovlenie-ot-30-sentyabrya-2010-g-n-158-p-ob-utverzhdenii-dolgosrochnoj-celevoj-programmi-stranica-2.html
  • thescience.bystrickaya.ru/gosudarstvennij-kontrakt-konkursnaya-dokumentaciya-dlya-provedeniya-otkritogo-konkursa-08.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-iv-ryurik-sineus-i-truvor-g-862-879-n-m-karamzin-istoriya-gosudarstva-rossijskogo.html
  • turn.bystrickaya.ru/organizaciya-raboti-so-svedeniyami-o-dohodah-ob-imushestve-i-obyazatelstvah-imushestvennogo-haraktera-lic-zameshayushih-dolzhnosti-gosudarstvennoj-grazhdanskoj.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/praktika-rechi-prakticheskaya-fonetika-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-prakticheskij-kurs-inostrannogo.html
  • education.bystrickaya.ru/2utochnenie-koncepcii-ogir-yul-metodika-obsledovaniya-pilotnih-federalnih-vedomstv-4-analiz-informacionno-kommunikacionnoj.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnaya-obsheobrazovatelnaya-programma-doshkolnogo-obrazovaniya-municipalnogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-detskij-sad-kombinirovannogo-vida-mashenka-municipalnogo-obrazovaniya-gorod-noyabrsk.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-1-zakon-respubliki-belarus.html
  • institute.bystrickaya.ru/gimnazii.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obrazovatelnij-plan-obrazovatelnij-plan-mou-licej-matematiki-i-informatiki-kirovskogo-rajona-g-saratova-rassmotren.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-vii-na-vershinah-bogoobsheniya-kniga-pravoslavnogo-bogoslova-i-patrologa-doktora-filosofii-oksfordskogo-universiteta.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/referat-soderzhit-shest-glav.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vi9-sintaksicheskie-normi-i-kultura-rechi-m-ya-dimarskij-vi-9-kand-filol-nauk.html
  • teacher.bystrickaya.ru/fiziologiya-pitaniya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/semiradskij-genrih-ippolitovich.html
  • learn.bystrickaya.ru/filosofiya-informacii-i-slozhnih-sistem.html
  • spur.bystrickaya.ru/konkurs-programmi-start-08-stranica-8.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-17-seti-i-setevie-operacionnie-sistemi-konspekt-lekcij-po-kursu-organizaciya-evm-i-sistem-dlya-studentov.html
  • znanie.bystrickaya.ru/b-l-smirnov-ashhabad-1978-g-izdatelstvo-ilim-filosofskie-teksti-mahabharati-otv-red-yu-m-volobuev-perevod-s-sanskrita-predislovie-primechaniya-i-tolkovij-slovar-b-l-smirnova-ashhabad-ilim-1978-g-stranica-5.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/volshebnoe-pero-zhar-ptici.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vii-mezhdunarodnaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-studentov-i-molodih-uchenih-energiya-molodih-ekonomike-rossii-provoditsya-s-17-po-21-marta-2006-goda-v-tomske.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-znachenie-kriminalistiki-dlya-formirovaniya-voennoj-arheologii.html
  • grade.bystrickaya.ru/nazvanie-originala-christian-spirituality-in-the-catholic-tradition-jordan-aumann-o-p-ignatius-press-san-francisco-sheed-ward-london.html
  • bystrickaya.ru/vibor-i-realizaciya-marketingovoj-strategii-chast-10.html
  • abstract.bystrickaya.ru/32-analiz-vnutrennih-faktorov-departament-obrazovaniya-administracii-goroda-sarova.html
  • thescience.bystrickaya.ru/grafik-bezubitochnosti-plan-metodika-razrabotki-realnih-obrazcov-biznes-planov-rekomendovano.html
  • uchit.bystrickaya.ru/strausi-i-perepela-v-pribajkale-tehnologii-hhi-veka-t-t-orlova-strausi-i-perepela-v-pribajkale-tehnologii-hhi-veka-irkutsk-1999-bbk-46-82.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-menedzhment-dlya-specialnosti-060500-buhgalterskij-uchet-analiz-i-audit-programma-rassmotrena-na-zasedanii-kafedri-ekonomiki-i-menedzhmenta.html
  • nauka.bystrickaya.ru/urok-informatiki-s-elementami-metoda-proektov-tema-uroka-kompyuternie-virusi-i-antivirusnie-programmi.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/selekciya-selection.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/yaponskij-stil-v-interere.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prinyatie-sudebnih-reshenij.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-o-deyatelnosti-soveta-voennoj-promishlennosti-za-1919-i-1920-gg-m-izd-guvp-1920-s-51-5356-5860-8284-104-10711211-armiya-stranica-25.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.

    №№

    Наименование темы

    Всего

    часов

    Вид деятельности

    Раздел «Общая экология».

    1

    Познаю родной край.

    1,5

    Лек.с элем. беседы и дискуссии

    2

    Экскурсия. Лесной биоценоз. Изучение развития биоценозов родного края.

    3

    Практическая работа и экскурсия

    3

    Лишайники как биологические индикаторы.

    1,5

    Лек.с элем. беседы и дискуссии

    4

    Строение лишайников. Распространение и экологические группы лишайников

    1,5

    Практическая работа

    5

    Сбор и гербаризация лишайников

    3

    Практическая работа и экскурсии

    6

    Хозяйственное использование лишайников. Определение лишайников по справочникам

    3

    Лек.с элем. беседы и дискуссии

    7

    Организм и среда

    1,5

    Лек.с элем. беседы и дискуссии

    8

    Экологические факторы.

    1,5

    Лек.с элем. беседы и дискуссии

    9

    Среды жизни.

    1,5

    Лек.с элем. беседы и дискуссии

    10

    Адаптация. Приспос. ритмы жизни.

    3

    Лек.с элем. беседы и дискуссии

    11

    Фенологические наблюдения.

    1,5

    Практическая работа и экскурсии

    12

    Основы практической лабораторной работы

    1,5

    Практическая работа

    13

    Приспособительные формы организмов.

    1,5

    Лек.с элем. беседы и дискуссии

    14

    Динамика численности популяций.

    1,5

    Лек.с элем. беседы и дискуссии

    15

    Глобальные экологические проблемы

    1,5

    Лек.с элем. беседы и дискуссии

    16

    Организация биополигона для ведения наблюдений по системе мониторинга

    1,5

    Практическая работа и экскурсия

    17

    Биоценоз, видовой состав, устойчивость биоценозов

    1,5

    Лек.с элем. беседы и дискуссии

    18

    Биоценоз

    3

    Игра: Поле чудес.

    19

    Изучение флоры родного края.

    1,5

    Практическая работа и экскурсии

    20

    Изучение комнатных растений.

    3

    Практическая работа

    21

    Биол.мониторинг и биол.индикация.

    3

    Практическая работа

    22

    Изучение животных родного края.

    1,5

    Лек.с элем. беседы и дискуссии

    23

    Изучение жив. и раст. мира Ч Р

    1,5

    Лек.с элем. беседы и дискуссии

    24

    Ред. и охр.животные и растения ЧР

    1,5

    Практическая работа

    25

    Охрана природы в заповедниках и национальных парках.

    1,5

    Лек.с элем. беседы и дискуссии

    26

    Ядовитые и съедобные грибы родного края. Первая помощь при отравлении грибов.

    1,5

    Лек.с элем. беседы и дискуссии

    27

    Изучение грибов родного края.

    1,5

    Лек.с элем. беседы и дискуссии

    28

    Организация экологической лаборатории

    1,5

    Практическая работа

    29

    Лекарственные и ядовитые растения родного края.

    1,5

    Лек.с элем. беседы и дискуссии

    30

    Изучение сорных и ядовитых растений Чув.- Сорминского сельского поселения.

    1,5

    Лек.с элем. беседы и дискуссии

    31

    Изготовление поделок – фитодизайн.

    6

    Практическая работ

    32

    Изготовление пособий для уроков биологии. Решение экологических задач.

    6

    Практическая работа

    33

    Экосистемы. Законы организации экосистем. Цепи питания.

    1,5

    Лек.с элем. беседы и дискуссии

    34

    Факторы, огран-ие биол.продукцию.

    1,5

    Лек.с элем. беседы и дискуссии

    35

    Заключительное занятие.

    1,5

    Лек.с элем. беседы и дискуссии




    ИТОГО:

    72