.RU

Программа экономических реформ украины на 2010-2014 гг. Комитет по экономическим реформам при Президенте Украины


ПРОГРАММА ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ УКРАИНЫ НА 2010-2014 гг.

Комитет по экономическим реформам при Президенте Украины

Версия для обсуждения 21 мая 2010 г.

Содержание

Вступление 4

Реализация программы 5

Устойчивое экономическое развитие 6

Стабилизация государственного бюджета 6

Реформа налоговой системы 11

Развитие финансового сектора 16

Реформа межбюджетных региональных отношений 20

Повышение качества социальных услуг 24

Реформа медицинского обслуживания 24

Реформа системы пенсионного обеспечения 29

Реформа системы социальной поддержки 33

Реформа системы образования 37

Преодоление бедности и уменьшение неравенства 42

Улучшение бизнес-климата и привлечение инвестиций 46
Дерегулирование деятельности малого и среднего бизнеса 46
Приватизация и управление государственной собственностью 53

Привлечение прямых иностранных инвестиций 57

Развитие научно-технической и инновационной сферы 61

Международная интеграция и сотрудничество 65

Модернизация инфраструктуры и базовых секторов 71

Реформа электроэнергетики и повышение энергетической

эффективности экономики 71

Реформа угольной отрасли 75

Реформа нефтегазовой промышленности 79

Реформа жилищно-коммунального хозяйства 83

Развитие транспортной инфраструктуры 87

Развитие сельского хозяйства и земельная реформа 90

Приложение: необходимые изменения нормативно-правовых

актов; принятие законопроектов 93

Стратегия экономических реформ Украины на 2010-2014 гг.

Настоящий документ является кратким изложением направлений, принципов и задач государственных экономических реформ, запланированных на период 2010 - 2014 гг.. Программа будет служить основой для реализации всеми ветвями власти широкого комплекса экономических преобразований, необходимых для достижения главной цели реформ - заметного улучшения жизни каждого гражданина Украины.

Стратегия экономических реформ Украины на 2010-2014 гг.

Вступление

Мировой экономический кризис не обошел стороной Украину, болезненно затронув почти все отрасли экономики, тысячи компаний и миллионы граждан. Кризис обострил результаты бездействия последних лет. В условиях, когда источники быстрого роста докризисных лет исчерпаны, единственный путь выхода Украины на траекторию устойчивого развития - это решительные и всеобъемлющие реформы.

Данная Программа реформ разработана во исполнение Президентского мандата на восстановление роста и модернизацию экономики страны.

Разработанная программа экономических реформ поможет выйти из сложившейся тяжелой ситуации и заложить надежный фундамент для перехода на качественно новый этап развития Украины, который будет характеризоваться созданием устойчиво развивающейся экономики с высокими темпами роста производительности труда, стабильным уровнем занятости, диверсифицированной отраслевой структурой и региональной сбалансированностью. Такой экономическое развитие позволит достичь главной цели Программы - повышения благосостояния граждан Украины.

Исходя из этого, в основу комплексной программы экономических реформ легли четыре основных принципа;

Программа экономических реформ охватывает широкий набор стратегических преобразований по пяти направлениям:

  1. Создание базовых предпосылок экономического роста путем поддержания низкого уровня инфляции, стабилизации государственных финансов и создания устойчивой банковской системы

  2. Формирование режима наибольшего благоприятствования для бизнеса путем уменьшения роли государства в экономики, снижения административных барьеров для бизнеса и развития инфраструктуры

  3. Модернизация инфраструктуры и базовых секторов путем устранения устоявшихся структурных проблем в энергетической, угольной, нефтегазовой отраслях и ЖКХ, а также через развитие транспортной инфраструктуры и рынка земли

  4. Сохранение н развитие человеческого капитала путем повышения эффективности и устойчивости социальной защиты, улучшения качества и доступности образования и медицинского обслуживания

  5. Повышение эффективности государственного управлення путем реформирования государственной службы и исполнительной власти

Стратегия экономических реформ Украины на 2010-2014 гг.

^ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ

Первые шаги по реализации реформ уже предприняты: в конце февраля 2010 года был создан Комитет по экономическим реформам во главе с Президентом Украины. В состав Комитета вошли представители всех основных ветвей власти (Кабинета министров Украины, Верховной Рады, Администрации Президента), общественных и деловых организаций, международные эксперты, В Комитете создается постоянно действующая рабочая группа по внедрению реформ во главе с Президентом, которая обеспечит сохранение неизменного темпа реформ на горизонте следующих 5 лет. Внедрение запланированных преобразований будут также осуществлять рабочие группы во главе с руководителями профильных министерств и других центральных органов власти.

Руїшводители рабочих групп будут нести личную ответственность за реализацию реформ. Предстоящие реформы - это сложный и временами болезненный процесс, который остро необходим в настоящее время. Работа такого масштаба удалась тем странам, в которых общество и власть чувствовали общую ответственность за достижение единых целей. Вызов, стоящий перед Украиной - это способность политиков отказаться от популизма и поддержать реальную работу по модернизации страны и обеспечению долгосрочного благосостояния граждан.


Стратегия экономических реформ Украины но 2010-2014 гг.

Устойчивое экономическое развитие

^ СТАБИЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

Проблемы

Достижение правительством целей фискальной политики затруднено. В Украине удельный вес доходов сводного бюджета вместе с доходами внебюджетных фондов в ВВП является слишком большим показателем для страны с переходной экономикой (46,5% в 2009 г). Дополнительно, за последние два года номинальный объем государственного прямого и гарантированного долга вырос в 2,4 раза до 34,6% ВВП. Дефицит сектора госфинансов (с учетом рекапитализации банков, не возмещенного НДС, и т.п.) достиг 11,5% ВВП в 2009 г. Даже с учетом экономического кризиса, показатель является высоким в международном сравнении и сопоставим разве что с Великобританией (14,4% ВВП), Грецией (12,7% ВВП), США (11,9% ВВП). Кроме того, объем фискальных операций, которые выполняются представителями реального сектора, остается значительным: по оценкам МВФ только капитализация НАК «Нафтогаз» составляет 2,7% ВВП. ■

Причинами существования указанных проблем является:

~ слабый фискальный менеджмент. Бюджетное планирование ограничивается годовым горизонтом. Ресурсы бюджета не соответствуют обязательствам и превышают объемы ВВП. Бюджетная политика не связана с реализацией социально-экономической политики. Аудит госфинансов сосредоточен на финансовых аспектах и не включает анализ эффективности расходов

Стратегия экономических реформ Украины на 2010 -2014 гг.

Цели и задачи

Цель реформы - создание системы управления госфинансами, направленной на усиление связи фискальной и социально-экономической политики, обеспечение устойчивого экономического роста за счет:

Для достижения вышеупомянутых целей необходимо решить ряд конкретных задач: . - усилить фискальную дисциплину

Необходимые шаги

Стабилизация дефицита и госдолга:

- усиление финансовой и фискальной дисциплины:

□ принятие Законов о госзакупках, в соответствии со стандартами ЕС и ВТО (Директивами 2004/18/ЕС и 89/668/ЕС), о господдержке предприятии

□ направление сверхплановых доходов и доходов от приватизации на финансирование приоритетных инвестиционных проектов и социальных реформ

□ оптимизация количества экономических и бюджетных программ

□ усиление финансового контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств; финансовых ресурсов, полученных на условиях льготных кредитов; привлеченных инвестиций под выполнение инновационных программ

- улучшение управления государственным долгом:

□ разработка методологической и законодательной базы управления долговыми рисками, выпуска и размещения новых видов инструментов государственного займа

□ разработка и принятие стратегии управления госдолгом

□ принятие Закона «О государственном долге», который определит принципы и механизмы управления госдолгом

Повышение эффективности государственных расходов:

- повышение качества капитального бюджетирования предполагает:

^ Стратегия экономических реформ Украины на 2010-2014 гг.

□ внедрение на уровне главных распорядителей бюджетных средств среднесрочных инвестиционных планов в рамках предельных сумм среднесрочного бюджета, из проектов, которые прошли процедуру оценки

□ интеграция процесса формирования инвестиционных проектов в общий бюджетный процесс и четкое распределение полномочий (подготовка и внедрение - распорядитель; оценка- Минэкономики; отбор-Минфин)

□ создание базы данных, которая будет содержать информацию о состоянии государственных активов и о влиянии новых инвестиций на их состояние

□ законодательное определение критериев и принципов распределения
инвестиционных субвенций

□ создание методологии и законодательных основ оценки инвестиционных проектов (с учетом анализа выгод и затрат)

- повышение прозрачности государственных финансов требует:

□ внедрение законодательного определения: «условных обязательств» (издержки,
которые государство должно будет покрыть в случае определенного события),
«общественного сектора», «общественного долга», квази-фискальных операций
(фискальные операции которые выполняются реальным сектором и НБУ)

□ определение стандартов ежемесячной публикации информации о выполнении бюджета и внебюджетных фондов

□ расширение списка информации, которая подается с бюджетом при его принятии и вместе с годовым отчетом о выполнении бюджета: условные обязательства, квази-фискальные операции, состояние государственных финансовых активов и обязательств, не финансовых активах, состояние общественного сектора в целом

Улучшение управления госфинансами предполагает следующие шаги

- введение среднесрочного планирования в Украине:

□ принятие изменений в Бюджетный кодекс с целью законодательного

определения, закрепления принципов и методов среднесрочного планирования

□ подготовка и принятие проекта закона Украины «О государственном прогнозировании и стратегическом планировании в Украине»

□ разработка методологических принципов и принятие соответствующих нормативно-правовых актов по вопросам среднесрочного планирования

- внедрение программно-целевого метода (ПЦМ) бюджетирования:




^ Стратегия экономических реформ Украины на 2010-2014 гг.

Индикаторы успеха реализации реформ

- сокращение дефицита бюджета сектора госуправления (без рекапитализации) до
целевых 5,3% ВВП в 2010 г. и далее ежегодно не менее чем на 1% ВВП и
доведение его уровня до 2% ВВП в 2013-2014 г.

- стабилизация госдолга как доли ВВП на уровне не более 40-45% до конца 2013-2014 г.

- увеличение доли капитальных расходов сводного бюджета до не менее 5 - 6%
ВВП в 2013-2014 г.

Стратегия экономических реформ Украины на 2010-2014 гг.

^ РЕФОРМА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

Проблемы

Неотложное проведение налоговой реформы необходимо как для улучшеиня бизнес среды, так и для стабилизации государственных финансов. Сложность налоговой системы существенно ухудшает международную конкурентоспособность украинской экономики, о чем свидетельствует позиция Украины в международном рейтинге простоты ведения бизнеса (181 место из 183 в рейтинге по показателю "уплата налогов" в 2010 г.).

Направления и пути проведения налоговой реформы в Украине определяются следующими проблемами налоговой системы:

- высокие налоговые риски и ограниченная возможность средне- и долгосрочного планирования для бизнеса из-за нестабильной и непредсказуемой системы налогообложения

Причинами приведенных выше проблем являются следующие факторы:

Цели и задачи

Налоговая реформа проводится с целью обеспечения устойчивого экономического роста на инновационно-инвестиционной основе при одновременном увеличении совокупных налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и государственных

^ Стратегия экономических реформ Украины на 2010-2014 гг.

целевых фондов. Соответственно, необходимо решить следующие стратегические задачи:

Необходимые шаги

Для достижения цели снижения уровня налоговой нагрузки на бизнес и сокращения затрат времени плательщиков на начисление и уплату налогов необходимо:

□ введения единого социального взноса

□ постепенное повышение ставки единого социального взноса для наемных работников и снижение ее для работодателей,

□ постепенное снижение совокупного размера единого социального взноса

- внедрение при налогообложении прибыли предприятий принципов начисления и
соответствия доходов и расходов

Для повышения общей эффективности администрирования налогов, в том числе в части решения проблемы налогового мошенничества и задержек возмещения налога на добавленную стоимость, необходимо:



Стратегия экономических реформ Украины на 2010-2014 гг.

Необходимыми шагами на пути построения целостной и всеобъемлющей законодательной базы и гармонизации украинского законодательства с законодательством ЕС являются:

Для обеспечения справедливости налогообложения необходимо сокращение системы налоговых льгот:

- сокращение сферы применения упрощенной системы налогообложения, например,
путем:

□ сужение критериев применения упрощенной системы налогообложения

□ исключение тех видов деятельности, которые являются высокорентабельными, или доходы от которых являются преимущественно пассивными

□ исключение налога на имущество, ресурсных платежей и взносов в Государственный пенсионный фонд из перечня обязательных платежей, которые заменяются единым налогом

0

^ Стратегия экономических реформ Украины на 2010-2014 гг.

- отмена льгот по налогу на прибыль предприятий по операциям, проводимым на
рынке финансовых услуг, переход к применению общей системы
налогообложения в сфере страховой деятельности

- сокращение перечня льгот по налогу на добавленную стоимость
С целью стимулирования инноваций и энергосбережения необходимо:

С целью усиления перераспределяющей функции налоговой системы необходимо:

Этапы реформы

Краткосрочный горизонт, до конца 2010 г.:

Среднесрочный горизонт, до конца 2012 г.:

Долгосрочный горизонт, до конца 2014 г.:

- поэтапное снижение налога на прибыль


Стратегия экономических реформ Украины на 2010-2014 гг.

Индикаторы успеха

Стратегия экономических реформ Украины на 2010-2014 гг.

^ РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОГО СЕКТОРА

Проблемы

Финансовый сектор Украины на сегодня не выполняет должным образом функцию финансового обеспечения стабильного экономического развития ввиду следующих основных проблем:

Хотя непосредственным толчком к кризису финансовой системы стало резкое падение курса национальной валюты во время кризиса (на 40%) при высокой доле кредитов в иностранной валюте в общем кредитном портфеле банков, дополненное высоким инфляционным давлением, основная часть причин этих проблем лежит внутри сектора:

- несовершенство регулирования деятельности финансового сектора:

□ удержание фиксированного курса гривны на протяжении длительного периода
(до мая 2008 г.) и отсутствие мер по таргетированию инфляции в сочетании с
факторами нефинансового происхождения

□ несовершенная система защиты и гарантий прав кредитора и инвестора в сочетании с повышением уровня кредитных рисков

- неоптимальная структура финансового сектора:

d низкий уровень устойчивости финансовой системы к кризисным явлениям, вызванный низкой капитализацией и высокой фрагментарностью отрасли

а большая доля проблемных активов в портфеле финансовых учреждений

а недостаточный объем долгосрочных финансовых ресурсов, в том числе из-за отсутствия обязательной накопительной системы пенсионного обеспечения и неразвитости системы страхования жизни

Цели и задачи

Целью реформирования финансового сектора является повышение его способности обеспечивать устойчивый рост экономики Украины.

Учитывая описанные выше проблемные вопросы необходимо решение следующих задач:

Стратегия экономических реформ Украины на 2010-2014 гг.

Необходимые шаги

С целью поддержания стабильного курса гривны и низкого уровня инфляции необходимо:

Для повышения устойчивости и увеличения капитализации финансовой системы необходимо:

Для увеличения объема предоставления финансовых услуг и роста кредитного портфеля банков необходимо следующее:

Для снижения доли проблемных активов необходимы:

Важным шагом в процессе обеспечения стабильности банковского сектора является разработка и реализация государственной стратегии в отношении государственных финансовых учреждений и банков с государственным капиталом.

Для роста и развития фондового рынка и сектора финансовых услуг необходимо:

- проведение единой государственной финансовой политики

^ Стратегия экономических реформ Украины на 2010-2014 гг.

Этапы реформы

Краткосрочный горизонт, до конца 2010 г.:

Среднесрочный горизонт, до конца 2012 г.:

- увеличение капитализации банков и содействие консолидации отрасли
Долгосрочный горизонт, до конца 2014 г.:


Стратегия экономических реформ Украины на 2010-2014 гг.

Индикаторы успеха


Стратегия экономических реформ Украины на 2010-2014 гг.

^ РЕФОРМА МЕЖБЮДЖЕТНЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Проблемы

Необходимость реформы межбгоджетных отношений обусловлена такими проблемами:

Причинами вышеуказанных проблем являются:

Цели и задачи

Целями реформы являются:

- повышение качества услуг, которые предоставляются за счет местных бюджетов

- повышение инвестиций и обновление инфраструктуры на местах
Для достижения целей на период реформы поставлены следующие задачи:

Стратегия экономических реформ Украины на 2010-2014 гг.




Необходимые шаги

Повышение качества услуг, которые предоставляются на местах. Повышение доходов местных бюджетов предполагает:

— перераспределение доходов между государственным и местными бюджетами, а
именно передача на местный уровень следующих дополнительных доходов;

□ плата за лицензии и сертификаты, государственную регистрацию

□ сбор за специальное использование водных ресурсов общегосударственного значения

□ плата за использование других природных ресурсов

□ плата за предоставленные в аренду прудов, которые находятся в бассейнах рек общегосударственного значения

- увеличение доходов, которые не учитываются при расчете межбюджетных
трансфертов путем включения в их список:

□ платы за землю в полном объеме

□ административных штрафов

□ платы за торговый патент на осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности

Изменение правил и принципов предоставления межбюджетных трансфертов заключается в следуещем:

Для повышения эффективности расходования средств на местах необходимо:

— повышение автономности органов местного самоуправления в части
осуществления расходов, а именно:

□ отмена секторных нормативов финансирования услуг на местах и проведение комплементарных реформ (образование, здравоохранение), разрешение местным властям оптимизировать сеть бюджетных учреждений и их персонал

□ изменение законодательства для финансирования проектов с расчетом за

кредитами за счет будущей экономии, финансово организационной кооперации


Стратегия экономических реформ Украины на 2010-2014 гг.

- обеспечение четкого разделения полномочий между различными уровнями
органов власти

□ внедрение программно-целевого метода на местном уровне

- утверждение документов для внедрения и применения программно-целевого метода на уровне местных бюджетов, внедрение программной классификации на местном уровне

□ инвентаризация государственных целевых программ, выполняемых за счет местных бюджетов, и приведение их в соответствие с имеющимися ресурсами

□ совершенствование систем мониторинга и оценки использования бюджетных средств, обеспечение внешнего аудита местных финансов и проведение комплементарных реформ в части внедрения внутреннего аудита

- отнесение к делегированным расходам местных бюджетов расходы на:

□ внешкольное образование

□ центры социальной реабилитации детей-инвалидов, центры профессиональной реабилитации инвалидов

□ центры социально психологической реабилитации детей, социальные общежития

□ денежную компенсацию физическим лицам, которые предоставляют социальные услуги

□ зоопарки

□ закрепление в законодательстве норм, которые определяют процедуру
среднесрочного планирования

□ формирование методологии среднесрочного бюджетного планирования путем внедрения среднесрочных бюджетных ограничений

□ внедрение программы развития регионов на среднесрочную перспективу

Для повышения инвестиций и обновление инфраструктуры на местах необходимо:

Стратегия экономических реформ Украины на 2010-2014 гг.

Реформа межбюджетных отношений должна быть тесно связано с реформой местного самоуправления и административно-территориального устройства, что обеспечило бы создание системы административно-территориальных единиц, способных выполнять возложенные на них полномочия.

Этапы реформы

^ Краткосрочный горизонт, до конца 2010 г.:










Индикаторы успешности реформы:

- отсутствие полномочий на местном уровне, которые не обеспечены ресурсом


Стратегия экономических реформ Украины на 2010-2014 гг.

Повышение качества социальных услуг

^ РЕФОРМА МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Проблемы

Несмотря на провозглашенные Конституцией Украины принципы система здравоохранения не обеспечивает равного доступа населения к качественным медицинским услугам. Это проявляется в следующих проблемах:

- низкое качество медицинских услуг. Ожидаемая продолжительность жизни

населения Украины составляет всего 68,2 года, что в среднем на 10 лет ниже, чем в странах ЕС. Коэффициент младенческой смертности составляет 9,3%о, что в 2,5 раза выше, чем в «старых», и 1,3 раза выше, чем в «новых» странах ЕС. Уровень преждевременной смертности в 3 раза превышает аналогичный в станах ЕС (648 против 220 случаев на 100 000 чел.). Уровень смертности от туберкулеза в Украине составляет 21,3 случая на 100 000 чел., тогда как в странах ЕС - 1,1 случай на 100 000 чел.

- неравный доступ к услугам здравоохранения. Бедные слои населения страдают из-
за отсутствия возможности получения необходимой медицинской помощи.
Существуют диспропорции в доступе к медицинским услугам на уровне

. городских и сельских территорий. Высоким является бремя личных расходов населения на услуги здравоохранения. Согласно данным официальной статистики расходы населения превышают треть от общего объема финансирования отрасли (36% в 2008 г.) и осуществляются непосредственно в момент получения медицинской услуга

- недостаточность и неэффективный механизм расходования финансовых ресурсов.
Хотя удельный вес расходов на систему здравоохранения (6,6% ВВП в 2008 г., с
учетом всех источников финансирования) соответствует стандартам экономически
развитых стран, абсолютный объем финансирования является недостаточным, а
действующая система препятствует эффективному расходованию средств

Причинами возникновения указанных проблем являются:

Стратегия экономических реформ Украины на 2010-2014 гг.

Цели и задачи

Главной целью реформы медицинской сферы является улучшение здоровья населения, обеспечение равного и справедливого доступа всех членов общества к необходимым медицинским услугам необходимого качества.

Для достижения цели на период реформы поставлены следующие задачи:

Необходимые шаги

Для повышения качества медицинских услуг необходимо обеспечить реализацию следующих шагов:

Стратегия экономических реформ Украины на 2010-2014 гг.

- совершенствование систем подготовки и управления кадрами, переобучения
медперсонала для работы в условиях реформированной отрасли, создания
тренинговых центров на базе высокотехнологичных учреждений
специализированной медицинской помощи и повышения квалификации врачей

Для повышения доступности медицинских услуг будут осуществлены следующие действия:

Для улучшения эффективности финансирования сектора здравоохранения необходимо:

Создание условий здравоохранительного поведения населения будет осуществлять за счет следующего:

Подготовка условий для перехода на страховую медицину, требует реализации следующих шагов:

- обеспечение финансовой устойчивости медучреждений путем проведения
оптимизации сети медицинских учреждений и повышения результативности их
финансирования и расходования уже выделяемых средств

^ Стратегия экономических реформ Украины на 2010-2014 гг.

Этапы реформы

Реализация реформ в сфере медицинского обслуживания будет происходить поэтапно с учетом следующих приоритетов:

^ Краткосрочный горизонт, до конца 2010 г.;

^ Среднесрочный горизонт, до конца 2012 г.:

- проведение апробации предлагаемых изменений на 2-х пилотных регионах

poyasnitelnaya-zapiska-rabochaya-programma-po-anglijskomu-yaziku-razrabotana-na-osnove-avtorskoj-programmi-k-umk-o-v-afanasevoj-i.html
poyasnitelnaya-zapiska-rabochaya-programma-po-discipline-neonatologiya.html
poyasnitelnaya-zapiska-rabochaya-programma-po-geografii-dlya-5-9-klassov-sostavlena-na-osnove-federalnogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-standarta-obshego-obrazovaniya.html
poyasnitelnaya-zapiska-rabochaya-programma-po-himii-v-11-klasse-sostavlena-na-osnove-sleduyushih-normativnih-dokumentov-zakoni-rf-i-rt-ob-obrazovanii-v-dejstvuyushej-redakcii.html
poyasnitelnaya-zapiska-rabochaya-programma-po-istorii-i-otechestva-i-novogo-vremeni-sostavlena-na-osnove-federalnogo-komponenta-gosudarstvennogo-standarta-osnovnogo-obshego-obrazovaniya.html
poyasnitelnaya-zapiska-rabochaya-programma-po-istorii-srednih-vekov-i-istorii-rossii-sostavlena-na-osnove-federalnogo-komponenta-gosudarstvennogo-standarta-osnovnogo-obshego-obrazovaniya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-vvedenie-v-teoriyu-kommunikacii-dlya-specialnosti-030200-62-politologiya-i.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/posleslovie-andrej-slyushkin-predstavlyaet.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razvitie-atomnoj-energetiki-v-ukraine-chast-3.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/koncepciya-gosudarstvennoj-politiki.html
  • nauka.bystrickaya.ru/voprosi-konstruirovaniya-i-nadezhnosti-elektricheskih-mashin-stranica-7.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sistemnij-analiz-i-formirovanie-trebovanij-k-razrabativaemomu-resheniyu-organizaciya-i-vnedrenie-izmenenij-vnutri-organizacii.html
  • lecture.bystrickaya.ru/analz-kupvelno-spromozhnost-groshovih-koshtv.html
  • school.bystrickaya.ru/issledovanie-zaryazhennih-aerozolej-elektroopticheskim-metodom.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-transpozicii-vremennih-form-glagola-v-russkom-yazike.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/reest-rorganizacij-po-proizvodstvu-pishevih-produktov-i-napitkov-dlya-uchastiya-v-akcii-pokupaj-stavropolskoe.html
  • urok.bystrickaya.ru/primernij-uchebnij-plan-podgotovki-bakalavrov-primernie-programmi-disciplin-trebovaniya-k-itogovoj-gosudarstvennoj-attestacii-vipusknikov-bakalavriata.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-6-strategii-cenovoj-politiki-uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-studentov-ekonomicheskih-specialnostej-volgograd-2006.html
  • write.bystrickaya.ru/finansovij-plan-predpriyatiya-zakon-ukraini-ob-obshegosudarstvennoj-programme-reformirovaniya-i-razvitiya-zhilishno-kommunalnogo.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/valentinovich-bianki-pervaya-ohota.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-vospitatelnoj-raboti-v-7-bklasse-mou-sosh7-g-alatirya-chuvashskoj-respubliki-na-20082009-uchebnij-god.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodika-vipolneniya-izmerenij-temperaturi-gazoobraznogo-topliva-postavlyaemogo-na-tes-rd-153-34-0-11-337-97.html
  • esse.bystrickaya.ru/razlichiya-turoperatorov-i-turagentov.html
  • reading.bystrickaya.ru/koncept-vremya-v-russkom-i-anglijskom-yazikah-diplom.html
  • student.bystrickaya.ru/126tematicheskij-plan-prakticheskih-zanyatij-uchebno-metodicheskij-kompleks-praktika-dlya-specialnostej-080502-ekonomika.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-48-kod-da-vinchi-den-braun-perevod-s-anglijskogo-n-rejn-ocr-klim.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nacionalnie-prioriteti-po-privlecheniyu-inostrannih-investicij.html
  • crib.bystrickaya.ru/informacionnoe-modelirovanie.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kurs-iv-krizis-srednego-vozrasta-kursovaya-rabota-po-vozrastnoj-psihologii.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sozdanie-nishi-osnovnie-harakteristiki-sovremennogo-etapa-marketinga.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-ii-para-moskva-gosudarstvennoe-izdatelstvo-geograficheskoj-literaturi1958.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/poslanie-glavi-gosudarstva.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-biofizika-ves-kurs-ezhenedelno.html
  • knigi.bystrickaya.ru/socialnie-predprinimateli-vnov-poluchat-podderzhku-gosudarstvo-reshilo-pomogat-negosudarstvennim-organizaciyam.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mtv-ili-kak-video-pogubilo-zvezdu-radio.html
  • literature.bystrickaya.ru/dlya-spravki-promishlennoe-stroitelstvo-cfo.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/reklamnie-argumenti-i-ih-ispolzovanie-v-zagolovkah-igra-so-shriftami-i-ee-ispolzovanie-v-reklamnih-zagolovkah.html
  • abstract.bystrickaya.ru/35rashodi-budushih-periodov-ezhekvartalnij-otchet-zakritoe-akcionernoe-obshestvo-mospromstroj-kod-emitenta.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-6-osobennosti-metodov-sovremennogo-eksperimentalno-matematicheskogo-estestvoznaniya-sistemnij-podhod-kak-ego-vazhnejshaya-paradigma.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-direktora-mou-srednyaya-shkola-5.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/visokaya-moda-kostyum-i-samoidentifikaciya-na-rusi-i-v-srednej-shvecii-mezhdunarodnaya-nauchnaya-konferenciya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.