.RU

Программа элективного курса по химии химия в промышленности


Предпрофильная и профильная подготовка учащихся


ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

по ХИМИИ


ХИМИЯ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ


Автор: Короткова Татьяна

Павловна

МОУ Гришино-Слободская

школа Жуковский район,

д. Гришина Слобода

Тел.: 92-6-45(раб.)


Пояснительная записка


Элективный курс «Химия в промышленности» рекомендуется учащимся, которые проявляют интерес к инженерно-химическим вопросам, к химическому производству, желают получить более глубокие знания по химической технологии, чем те, которые предусмотрены программой по химии. Программа элективного курса предназначена для учащихся 9 класса или профильных классов (10-11кл) средних школ, естественно – научного и химико – физического направления. Программа предусматривает 17 –часовой курс, включающий теоретический и практический материал.

Элективный курс «Химия в промышленности» целесообразно

проводить во 2-м полугодии, чтобы на весенних каникулах можно было бы организовать экскурсии для учащихся на предприятия Брянской области.

В школьном курсе рассматриваются не очень подробно химические производства металлов, неорганических и органических соединений, высокомолекулярных соединений, мало внимания уделяется научным принципам химического производства, энергетике химической промышленности.

Программа предусматривает достаточно подробное практическое и теоретическое изучение не только основных химических производств, но и химические производства Брянской области. В ходе изучения элективного курса желательно знакомить учащихся с производством Брянской области непосредственно путем систематических экскурсий.


Принципы отбора материала курса.

Проблема определения содержания данного курса сложна, и не столько потому, что не­обходимо учитывать специфические особенности его проведения в средней общеобразовательной школе, сколько в связи с состоя­нием и перспективами развития химической технологии, с кото­рыми знакомятся учащиеся в курсе.

В современном химическом производстве реализуются теоре­тические и тесно связанные с ними прикладные науки. Благода­ря быстрым темпам развития науки в кратчайшие сроки меня­ется характер производства — непрерывно возникают новые тех­нологические процессы, старые совершенствуются, а многие из них отмирают. Наряду со специализацией химических произ­водств идет процесс их сближения на основе механизации и ав­томатизации, применения электроэнергии, общих принципов организации производства, контроля и планирования. Создается наука о закономерностях управления химическим производст­вом — химическая кибернетика. Поэтому данный курс должен вооружать учащихся знанием общих закономерностей химической технологии и умением использовать эти знания для решения большого круга вопросов, и прежде всего для определе­ния оптимальных условий управления производственными про­цессами. Необходимо отметить, что для изучения теоретических основ химической технологии требуются глубокие знания по фи­зике и химии и владение более или менее сложным математиче­ским аппаратом.

Учитывая подготовку учащихся по химии, физике и матема­тике и сформулированную выше задачу курса — развитие инженерно-технического мышления учащихся, оказывается наиболее целесообразным раскрывать общие понятия и законо­мерности постепенно, на конкретных примерах. Эти примеры же­лательно отобрать таким образом, чтобы можно было наиболее ярко и в то же время доступно подвести учащихся к выводу об­щих закономерностей химической технологии. При этом изуче­ние любого производства, как бы важно оно ни было для народ­ного хозяйства, в свете задач, стоящих перед курсом, не является самоцелью.

Учащиеся должны получить представление о химической промышленности как важнейшей отрасли народного хозяйства. Она должна предстать перед ними во всем ее разнообразии, в связях с другими областями народного хозяйства.

В результате изучения курса у учащихся должно сформироваться представ­ление о целях, методах, возможностях, своеобразии химической технологии, о месте этой науки среди других наук, об ее связях с фундаментальными теоретическими науками и прикладными. Знакомя с современным состоянием технологии, нельзя пре­небрегать ее историей. Учащиеся должны увидеть производст­венную жизнь в движении, что особенно важно для понимания перспектив развития технологии.

Основной акцент при изучении вопросов курса должен быть направ­лен на активную работу учеников в классе в форме диалога учитель — ученик, активного обсуждения материала в форме ученик(и) — ученик(и), ученик — учитель.

Задачи курса: формирование умений и навыков комплексного мышления знаний в химии, помощь учащимся в подготовке к поступлению в вузы, удовлетворение интересов увлекающихся химией.

Реализация программы данного курса осуществляется на основе межпредметных связей с биологией, физикой, математикой и ставит своей целью

  1. создание условий для развития у обучающихся интереса к изучению

химии;

  1. развитие умений самостоятельно приобретать и применять знания, оценить свои склонности и интересы к данной области знаний, работать в группе;

  2. формирование творческих способностей учащихся.


В работе с данным содержанием используется коммуникативно-
направленная групповая работа, проектно - исследовательская деятельность,
выделение проблемы, сбор информации, её обработка, обсуждение . Здесь высока роль самостоятельной работы ученика на практических занятиях, а так же в ходе экскурсий.


Отследить динамику интереса к курсу, результативность помогут различные виды контроля: тематический, текущий, обобщающий, а также анкетирование.

В качестве конечных продуктов деятельности учащихся могут быть рефераты, доклады, презентации и др. Главной мотивацией работы остаётся познавательный интерес.


Требования к ЗУН учащихся:


Курс будет считаться успешно пройденным, если учащиеся в процессе обучения приобретают следующие конкретные

знания о:


  1. Развитие химической промышленности в России.

  2. Научных принципах химического производства.

  3. Производстве металлов: чугуна, стали, алюминия в промышленности.

  4. Производстве основных неорганических продуктов: серной кислоты,

аммиака, азотной кислоты, стекла, цемента в промышленности.

  1. Производстве важнейших органических соединений: ацетилена, уксусной кислоты, метилового и этилового спирта, целлюлозы в промышленности.

  2. Производстве высокомолекулярных соединений: полиэтилена, пластмасс, синтетического каучука и резины, химических волокон.


В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:


  1. Экспериментально решать задачи с производственным содержанием.

  2. Расширять знания о химических производствах, об особенностях химических и технологических процессов, научных принципах.

  3. Планировать работу и поэтапно ее осуществлять, работать с дополнительной литературой; навыки публичного выступления, умение вести дискуссию, проводить презентацию своего проекта.


Формами отчетности учащихся за данный курс могут быть:

  1. Дневник по теме: «Химические производства Брянской области»

  2. По желанию учащихся

1. Презентация проектной работы, защита рефератов.

2. Мини-сочинение «Чем мне был полезен и интересен данный курс».


Учебно –тематический план


курса «Химия в промышленности»


№ п/п

Наименование тем курса

Всего часов

В том числе

Форма

работы

Форма

контроля

лек-ций

прак-

тич.

Семи

наров

1

Введение.

Развитие химической промышленности в России. Общие научные принципы химического производства.

1



1



-

-

Лекция с элементами беседы.

Составле-

ние

схемы

2

Сырье.



1



1



--



--



Лекция с элементами беседы.

Взаимо-

контроль

(тестовый)

3

Энергетика химической промышленности.


1



1



--



--



Лекция с элементами беседы.

Взаимо-

контроль

(тестовый)

4

Материалы в химической промышленности.


1


1


--


--

Лекция с элементами беседы.

Текущий

контроль

5-8

Основные химические производства.

  • Производство металлов.

  • Производство основных неорганических продуктов.

  • Производство важнейших неорганических соединений.

  • Производство высокомолекулярных соединений

4

--

--

4

Групповая работа с литерату-рой. Беседа.

Конспекти-рование.

Презента-

ции;

сообщения

учащихся

9-13



Основные химические производства Брянской области.


5

--

5

--

Экскурсия. Лекция.

Оформле-

ние

дневника

14-15

Решение экспериментальных задач с производственным содержанием.

2




2




Практикум по решению задач.

Решение

задач

16

Охрана окружающей среды

1


--


--


1


Беседа.

Сообщения

учащихся

17

Заключительное занятие.

1

--

--

1




Защита проектов, коллажей, мини – сочинение.

других творческих работ по выбору учащихся.




Итого:

17


















^ Содержание курса

Общее количество часов – 17.


Тема 1. Введение. Развитие химической промышленности в России. Общие

научные принципы химического производства. (1ч)


Цели и задачи курса «Химия в промышленности». Темы проектных работ и презентаций.

Химизация народного хозяйства, масштаб и структура использования химических процессов. Понятие химической технологии, элементы химической технологии. Общие технологические принципы.


Тема 2. Сырье, энергетика, материалы в химической промышленности.(3ч)


Классификация сырья, его добыча и переработка, поиск новых резервов добычи сырья.

Источники энергии для осуществления химико -технологических процессов, понятие топлива и его классификация, принципы развития топливной энергетики в России.

Конструкционные материалы, классификация материалов по составу. Порошковая металлургия, авиационная и космическая промышленность.


Тема 3. Основные химические производства.(4ч)


Основные группы химико –технологических процессов.

Производство металлов( чугуна, стали, алюминия) : сырье, вспомогательные материалы, основной химический процесс, побочные процессы, особенности технологического процесса, основной продукт, свойства, применение, утилизация побочных продуктов.

Производство основных неорганических продуктов ( аммиака, азотной кислоты, стекла) : сырье, вспомогательные материалы, основной химический процесс, побочные процессы, особенности технологического процесса, основной продукт, свойства, применение.

Производство важнейших органических соединений (ацетилена, уксусной кислоты, метилового спирта, целлюлозы): сырье, вспомогательные материалы, основной химический процесс, особенности технологического процесса, основной продукт.

Производство высокомолекулярных соединений (полиэтилена, пластмасс, синтетического каучука и резины, химических волокон): сырье, вспомогательные материалы, основной химический процесс, особенности технологического процесса, основной продукт.


Тема 4. Основные химические производства Брянской области.(5ч)

Экскурсии на предприятия Брянской области:




Тема 5. Решение экспериментальных задач с производственным содержанием.(2ч)


Распознавание веществ: сырья, продуктов производства. Очистка сырья и продуктов химических производств и определение примесей в них. Получение веществ в промышленности и управление химическими реакциями.


Тема 6. Охрана окружающей среды. (1ч)


Понятие безотходной технологии, создание малоотходных и безотходных производств.

Обезвреживание газообразных отходов, сточных вод.


Тема 7. Заключительное занятие. (1ч)


Подведение итогов. По желанию учащихся :защита проектов, написание мини-сочинения «Чем мне был полезен и интересен данный курс», тест по содержанию курса, оформление дневника по теме:»Химические технологии Брянской области».


Урок 1.

Тема: Развитие химической промышленности в России. Общие научные принципы химического производства.


Цель: -изучить схему химизации народного хозяйства, масштаб и структуру использования химических процессов; понятие химической технологии, элементы химической технологии; общие технологические принципы;

- развивать логическое мышление, творческие способности у учащихся.


^ Ход урока:

1.Начало занятия. Сообщения задач


2.Предъявление нового материала.

Цели и задачи курса «Химия в промышленности».

Учащимся дается

1.задание по группам по теме «Основные химические производства.»; список используемой литературы (на уроки 3-6)

2.темы проектных работ и презентаций.

Химизация — это внедрение достижений химии в народное хозяйство с целью ускоренного развития производительных сил, повышения эффективности общественного производства и создания условий для удовлетворения материальных и культурных потреб­ностей социалистического общества. Проблема химизации народ­ного хозяйства - необходимость всемерно развивать химическую промышленность как условие успешного развития экономики. Химизация народного хозяйства имеет двоякое значе­ние. Во-первых, она усовершенствует технологию производствен­ных процессов, заменяя механические операции химическим воз­действием. Во-вторых, химия вообще и химия полимеров и кера­мики в частности являются важнейшим источником дешевого сырья и новых материалов. Химизация народного хозяйства включает:

1) широкое использование химических процессов во всех от­раслях материального производства;

2) использование в промышленности и строительстве синтети­ческих материалов и пластмасс вместо цветных металлов, сплавов и природных материалов;

3) развитие производства минеральных удобрений и химиче­ских средств защиты растений;

4) замену природных материалов и пищевого сырья, расходу­емых химической промышленностью на синтетические продукты;

5) развитие химических производств для нужд здравоохра­нения;

6) использование химических продуктов и синтетических мате­риалов в производстве товаров широкого потребления.

В нашей стране принята «Комплексная программа химизации народного хозяйства», которая предусматривает:

— обеспечение потребностей народного хозяйства в химической продукции, соответствующей требованиям научно-технического про­гресса ;

— ускоренное развитие отраслей химической индустрии;

— повышение эффективности использования химической про­дукции за счет комплексного применения, рационального сочетания с традиционными материалами и расширение сфер ее потреб­ления в различных отраслях народного хозяйства;

— ускорение внедрения химических процессов и методов пе­реработки природного, промышленного, сельскохозяйственного и вторичного сырья, утилизацию отходов для более полного извле­чения полезных компонентов»

Основу химизации народного хозяйства составляет химиче­ская промышленность. Поэтому темпы ее развития в нашей стране опережают темпы роста промышленного производства в целом.

^ ОБЩИЕ НАУЧНЫЕ ПРИНЦИПЫ ХИМИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА

Научную основу химической промышленности составляет хи­мическая технология.

В буквальном смысле слово «технология» означает учение о мастерстве. Однако многие, и не случайно, понимают под техноло­гией последовательность производственных операций, позволяющих сырье превратить в целевой продукт. Некоторые вкладывают в термин «технология» еще более широкий смысл, отождествляя его с последовательностью (алгоритмом) действий в любой области.

Если же говорить о химической технологии, то наиболее емкое определение было дано Д. И. Менделеевым почти 100 лет назад: «Технология — учение о выгодных (т. е. поглощающих наи­менее труда людского и энергии природы) приемах переработки природных продуктов в продукты, потребные для применения в жизни людей… Дело, например, химии изучать получение железа из его руд, а дело технологии изучить выгоднейшие для этого способы, выбрать из возможностей наиболее приемлемую по выгод­ности — к данным условиям времени и места...» (Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь.— С.-П., 1901.— Т. 33.— С. 132).

Обратите внимание, что главным является не просто полу­чение целевого продукта, чем мог бы довольствоваться химик-ис­следователь, а массовое получение продукта при минимальных затратах ресурсов труда, сырья, энергии, минимальных капиталь­ных вложениях и минимальном ущербе для человека и окружаю­щей природной среды.

В настоящее время под химической технологией мы понимаем важнейшую область знаний в практической - деятельности, которая охватывает вопросы управления процессами химической переработ­ки сырья в целевые продукты, выбранными на основании фундамен­тальных физико-химических закономерностей с учетом экономиче­ских и социальных факторов, ресурсообеспечения и необходимой безопасности производства. Длительное время считали, что основу химической технологии составляют сырье, энергия и аппаратура. В настоящее время выделяют по меньшей мере 10 элементов хими­ческой технологии. К ним относятся:

1) физикохимия процесса и поиски оптимальных физико-хими­ческих условий его осуществления;

2) сырье, основные и побочные продукты, отходы производства;

3) энергетика процесса, условия максимального полезного дейст­вия энергии;

4) аппаратура, среди которой наиболее важны химические ре­акторы, аппараты для осуществления химико-технологических про­цессов;

5) материалы аппаратуры и средства их защиты от коррозии, создание новых материалов;

6) аналитический контроль и управление процессом (включая автоматизацию и управление ЭВМ);

7) организация и охрана труда;

8) защита окружающей среды и создание экотехнологии, т. е. технологии, при использовании которой химическое производство не наносит ущерба окружающей среде;

9) экономика производства, включая капиталовложения, произ­води-

тельность труда и себестоимость продукции;

10) развитие принципиально новых химико-технологических про­цессов, в том числе с использованием экстремальных воздействий (космическая технология, радиационные, плазмохимические, крио-химические процессы).

В современных химических производствах широко используют­ся общие технологические принципы: непрерывность процесса, противоток, утилизация теплоты реакции (благодаря теплообмену), комплексное использование сырья и отходов производства.

Процессы бывают непрерывные, периодические и циркуляцион­ные. В непрерывных процессах исходное сырье непрерывно пода­ется в реакционный аппарат, а продукты химического взаимодей­ствия отводятся из аппарата. Принцип непрерывности ис­пользуется в производстве чугуна, при обжиге извести, в контактном способе производства серной кислоты, при синтезе аммиака и в произ­водстве водяного газа.

В периодическом (прерывном) процессе стадии смешивания реаги­рующих веществ, химического взаимодействия и выделения про­дуктов реакции, составляющие цикл, следуют друг за другом и периодически повторяются через определенные промежутки времени. В каждом цикле условия протекания реакции непрерывно изменя­ются, так как с течением времени концентрация исходных веществ уменьшается, что ведет к снижению скорости реакции, изменению температуры и т. д. Вследствие этого периодические процессы менее производительны. Их используют в производстве стали, кокса, многих органических красителей, взрывчатых веществ, соляной кислоты и других химических продуктов.

В современной химической промышленности стремятся (там, где это возможно) перейти от периодических к непрерывным способам производства. Например, периодический способ получения анилина путем восстановления нитробензола чугунной стружкой с соляной кислотой в настоящее время заменен непрерывным методом — ка­талитическим гидрированием нитробензола водородом.

Некоторые процессы производства осуществляются полунепре­рывным путем. Например, в коксохимическом производстве коксова­ние — периодический процесс, а переработка коксового газа — не­прерывный.

В циркуляционном (циклическом) процессе реакционная смесь, покидающая реактор, разделяется. Непрореагировавшие исходные смеси после обогащения реагентами снова направляют в аппарат. Применение циркуляционного принципа способствует бо­лее полному использованию сырья и позволяет значительно повы­сить производительность процесса.

В химической технологии осуществляются следующие принципы.

Принцип противотока. Противотоком называется противополож­но направленное движение взаимодействующих веществ.

Движение веществ в одном и том же направлении носит назва­ние прямотока.. Противоток применяют для реализации оптимальных условий массо- и теплообмена (проведение химических реакций, поглощение газов, растворение твердых тел, охлаждение продуктов реакции, нагревание исходных веществ и т. д.).

Принцип кипящего слоя, или псевдоожижения. Для образова­ния «кипящего слоя» или псевдоожижения, газообразные реагенты продувают через отверстия снизу аппарата, а находящиеся в нем твердые исходные вещества при этом как бы кипят, находясь все время во взвешенном состоянии. Этот принцип получил широкое распространение в химической промышленности для интенсифика­ции гетерогенных процессов, т. е. химического или физического взаимодействия веществ, находящихся в разных агрегатных состоя­ниях (обжиг пирита в производстве серной кислоты, каталити­ческий крекинг нефтепродуктов, сушка влажных материалов, сорбция из газовых смесей и растворов и т. д.).

Принцип утилизации теплоты реакции. Утилизация теплоты реакции,

т. е. использование выделяющейся при химических взаимо­действиях теплоты для подогрева исходного сырья или дальнейшей тепловой обработки образующихся продуктов, позволяет резко сни­жать производственные энергетические затраты. Например, в произ­водстве чугуна в домну подают воздух, нагретый за счет теплоты происходящих реакций.

Принцип использования производственных отходов (комплекс­ное использование сырья, безотходная технология). Превращение отходов в побочные продукты производства позволяет полнее исполь­зовать сырье, что в свою очередь снижает стоимость продукции и предотвращает загрязнение окружающей среды. Например, из поли­металлических сульфидных руд при комплексной переработке по­лучают цветные металлы, серу, серную кислоту и оксид железа (III) для выплавки чугуна. Комплексное использование сырья служит основой комбинирования предприятий. При этом возникают новые производства, перерабатывающие отходы основного предприятия, что дает высокий экономический эффект и является важнейшим эле­ментом химизации народного хозяйства.

Организация химического производства — процесс чрезвычайно трудоемкий. Необходимо решить много проблем, связанных с вы­бором сырья и способов его подготовки, определить оптимальные физико-химические параметры ведения химико-технологического процесса (температура, давление, применение катализатора и т. д.). Современное химическое предприятие характеризуется высокой степенью автоматизации.


3.Взаимоконтроль


praktikum-po-delphi-dlya-resheniya-prikladnih-zadach-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-stranica-6.html
praktikum-po-detskoj-literature-i-metodike-priobsheniya-detej-k-chteniyu-uchebnoe-posobie-grif-umo-mo-rf-3-e-izd-m-ic-akademiya-2008-224-s.html
praktikum-po-differencialnim-uravneniyam.html
praktikum-po-discipline-mikroekonomika-prodvinutij-uroven-dlya-magistrantov-obuchayushihsya-po-napravleniyu-38-04-01-ekonomika.html
praktikum-po-elementarnoj-matematike-geometriya-geometriya-7-9-pod-redakciej-a-n-tihonova.html
praktikum-po-fiziko-himicheskim-metodam-analiza-uchebnoe-posobie-dlya-tehnikumov-v-f-barkovskij-s-m-gorelik-t-b-gorodenceva-m-visshaya-shkola-1963-349-s-il-barkovskij-vladimir-filippovich.html
  • composition.bystrickaya.ru/organizaciya-ucheta-operacij-banka-s-cennimi-bumagami-na-materialah-zao-gazenergoprombank-stranica-3.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-gramm-lomon-zdes-sohr-orientaciya-na-nem-lat-konstrukcii-s-ottyanutimi-nazad-skazuemimi-i-so-svobodnim-poryadkom-raspolozheniya-slov.html
  • grade.bystrickaya.ru/monografiya-rasschitana-na-praktikuyushih-yuristov-gosudarstvennih-i-municipalnih-sluzhashih-nauchnih-rabotnikov-prepodavatelej-aspirantov-studentov-yuridicheskih-vuzov-i-fakultetov.html
  • bukva.bystrickaya.ru/rabota-s-obektami-bolshogo-obema-v-ms-sql-i-ado.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnie-ponyatiya-ob-utverzhdenii-polozheniya-ob-oplate-truda-rukovoditelej-municipalnih-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij.html
  • letter.bystrickaya.ru/nosit-prikladnoj-harakter-i-rassmatrivaetsya-primenitelno-k-arhitekturno-planirovochnim-resheniyam-kak-odin-iz-vozmozhno-priemlemih-metodov-proektirovaniya-pravoslavnih-hramov-sovremennogo-perioda.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tematicheskij-plan-uchebnoj-disciplini-5-uchebno-metodicheskoe-obespechenie-uchebnoj-disciplini-razdel-metodicheskie-rekomendacii-po-izucheniyu-uchebnoj-disciplini-konstitucionnoe-pravo.html
  • lesson.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-speckursu-prestupleniya-v-sfere-ekonomicheskoj-deyatelnosti.html
  • tests.bystrickaya.ru/kompromissi-i-protivorechiya-eta-kniga-vishedshaya-iz-pod-pera-celoj-gruppi-vedushih-specialistov-predstavlyaet-soboj.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/organizacionnaya-struktura-prepared-by-special-rapporteur-pavel-sulyandziga.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/voprosi-po-buhuchetu-chast-9.html
  • credit.bystrickaya.ru/omarova-lzzat-tlpizi-kredittk-oitu-zhjesnde-studentterd-ksbi-zirettlktern-aliptastirudi-pedagogikali-sharttari.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-instrukciya-dlya-uchastnika-zaprosa-kotirovok-tipovoj-dogovor.html
  • student.bystrickaya.ru/1ablet-br-adamdi-eknshsnen-azhiratatin-dara-psihologiyali-erekshelk-barshaa-brdej-tn-asietter-ablet-bola-almajdi.html
  • predmet.bystrickaya.ru/santalovoe-maslo-kniga-yavlyaetsya-nadezhnim-spravochnikom-ne-tolko-dlya-specialistov-parfyumernogo-proizvodstva-no.html
  • thesis.bystrickaya.ru/pravo-na-krizis-povliyaet-li-krizis-v-ssha-na-rossijskij-rinok-1-rieltori-4-pavel-kuznecov-rieltori-urala-luchshie-v-rossii-4.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razvitie-torgovih-otnoshenij-i-integracionnih-processov-nauchnie-trudi-20r-nekotorie-aktualnie-voprosi-agrarnoj-politiki-rossii.html
  • literature.bystrickaya.ru/buntuyushij-chelovek-gosudarstvennij-terrorizm-i-irracionalnij-terror.html
  • tests.bystrickaya.ru/master-kontrolnij-uchastka-ceha-osnovnie-trebovaniya-predyavlyaemie-k-oformleniyu-dolzhnostnoj-instrukcii.html
  • lecture.bystrickaya.ru/animacionnoe-kino-v-sovremennoj-obrazovatelnoj-srede-mediaobrazovanie-rossijskij-zhurnal-istorii-teorii-i-praktiki.html
  • lesson.bystrickaya.ru/narodzhenya-zrok.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-izucheniyu-disciplini-dlya-studentov-ekonomicheskogo-fakulteta.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-byudzhetnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-licej-74-omsk-2011-stranica-6.html
  • holiday.bystrickaya.ru/ne-zapadnij-stranica-5.html
  • testyi.bystrickaya.ru/apparatnie-i-programmnie-trebovaniya-sistemi-edelvejs-master-tur.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-tretej-glave-analiz-i-sintez-medicinskih-sistem-podderzhki-prinyatiya-reshenij-na-osnove-tehnologij-statisticheskogo.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-4-psihokorrekcionnie-tehnologii-pri-zaderzhke-psihicheskogo-razvitiya-u-detej-i-podrostkov.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/polozhenie-o-provedenii-v-hgaep-dalnevostochnoj-regionalnoj-olimpiadi-po-informatike-sredi-shkolnikov-it-olimpiadi.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/regionalnie-sro-24-nyusmejkeri-10.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-vvedenie-istoricheskie-svedeniya-nauchno-prakticheskaya-znachimost-medoti-issledovaniya-primenenie-stvolovih-kletok-sovremennoe-sostoyanie.html
  • control.bystrickaya.ru/domnul-vucea-zakona-o-osnovama-sistema-obrazovaa-i-vaspitaa-sluzhbeni-glasnik-rs-br-6203-6403-ispravka.html
  • urok.bystrickaya.ru/prepodobnij-avva-dorofej-dobrotolyubie-tom-2.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rol-sredstv-massovoj-informacii-v-sovremennom-obshestve-nastolko-velika-chto-bolshinstvo-issledovatelej-nazivayut-poslednie-desyatiletiya-xx-v-i-nachalo-xxi-v-no.html
  • school.bystrickaya.ru/kolpakidi-a-i-prohorov-d-p-imperiya-gru-ocherki-istorii-rossijskoj-voennoj-razvedki-stranica-25.html
  • education.bystrickaya.ru/0bra30va-vii-mezhdunarodnaya-nauchnaya-konferenciya-novie-informacionni-tehnologii-i-menedzhmen-stranica-2.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.