.RU

Программа Клуба «квадш» Возраст детей Срок реализации Педагог дополнительного образования


Отдел образования администрации Шуйского муниципального района Ивановской области

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества


Утверждаю

И.О.директора

Шуйского муниципального района

А.С. Сорокина

«01 октября» 2010 г.


Программа

Клуба «КВАДШ»


Возраст детей

Срок реализации


Педагог дополнительного образования

Татьяна Семеновна Нестерова


Шуйский муниципальный район 2010 г

^ Пояснительная записка


Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного ребенка. Одной из наиболее серьезных остается проблема нарастающей ранней никотизации, алкоголизации и наркотизации детей и подростков.

Масштабы и темпы распространения никотиновой, алкогольной и наркотической зависимости среди детей и подростков в стране таковы, что ставят под угрозу физическое и моральное здоровье молодежи и будущее значительной ее части.

Социально-психологические исследования по выявлению распространенности приобщения к алкоголю и наркотикам показали, что возраст приобщения к ПАВ – 12 лет, а регулярно употребляются спиртные напитки уже с 14 лет. Каждый третий подросток пробовал спиртное и у большинства имеется предрасположенность к алкоголизации. У 2/3 подростков вообще нет установки на неприятие алкоголя

Понимая губительное влияние на состояние здоровья детей и юношества курения, алкоголя и наркотиков в районе предпринимаются меры к проведению комплексной физической, психологической и морально-нравственной реабилитации детей и подростков. Дополнительное образование является идеальным местом, где воспитанникам можно давать необходимые знания, а через систему здоровьесберегающих технологий вырабатывать у них необходимые навыки здорового образа жизни.

При разработке программы учитывались требования, предъявляемые к программам дополнительного образования.

Данная программа базируется на основных принципах дидактики:

- на принципах наглядности и систематичности;

- на единстве воспитательного и образовательного процессов;

- на единстве теории и практики;

- построение программы ведется от общего к частному и от простого к сложному.

В основу программы положены нравственные понятия и принципы: доброта, эмпатия, внимание к окружающим, бережное отношение к природе, к своему здоровью и здоровью окружающих людей. Кроме того, программа учитывает особенности детей подросткового возраста, их ведущую деятельность – общение.


^ Цель:


Формирование у воспитанников стойкой негативной установки по отношению к психо-активным веществам, здорового образа жизни.


Задачи:

- обучение воспитанников навыкам эффективного социально - поддерживающего поведения;

- обучение воспитанников конкретным методам и техникам профилактики асоциального поведения.

* Развития:


- развитие культуры отношений;

- развитие воображения, творческих способностей, умения наблюдать, сопоставлять, делать выводы.



- воспитание отрицательного отношения к психо-активным веществам;

- воспитание потребности здорового образа жизни.


В реализации программы педагог использует следующие формы и методы: - включение игровых программ воспитания здорового образа жизни;

- целевая работа с «группой риска»;

- групповые и индивидуальные занятия, проводимые волонтерами, педагогами, социальным педагогом, психологом, направленные на развитие навыков социальной адаптации, уверенности в себе, формирование жизненных целей для достижения здорового образа жизни, отказ от вредных привычек и т.д.;

- вовлечение детей во внешкольную, внеурочную деятельность;

- беседы, диспуты, лекции, проводимые медиками, юристами;

- просмотр видеоматериалов;

- рекламная антинаркотическая продукция;

- выступление ярких личностей (спортсменов и т.д.);

- проведение диспутов, сценических выступлений по профилактике ПАВ;

- индивидуальна работа с подростками социально-негативного поведения;

- контроль проведения досуга в подростковых группах без подавления инициативы, с направлением её в социально-приемлемое русло.


Занятия по программе проводятся 2 раза в неделю по 2 часа т.е. 144 часа в год на базе Китовской МСОШ.

^ Ожидаемые результаты:


Выполнение программы позволит выявить подверженность воспитанников к табакокурению, алкоголю, наркомании на ранней стадии через комплекс социальных, образовательных, профилактических и медико-психологических мероприятий;

- получить необходимые знания по профилактике табакокурения, алкоголя, наркомании;

- получить базовые знания в области самозащиты от наркотиков и ВИЧ-инфекции;

- получить квалифицированную помощь и знать куда обратиться за помощью;

- знать основы для развертывания волонтерского движения, развития и укрепления системы работы с детьми, подростками и молодежью по месту жительства;

– привлекать к совместной деятельности всех заинтересованных ведомств и организаций.


^ Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего

Лекций

Практ. занятий

Раздел 1. Формирование ценностных ориентаций у детей и подростков

18

6

12

Введение в образовательную программу.

4

2

2

Общение. Внутренние ресурсы личности.

6

2

4

Оказание помощи детям и подросткам в преодолении деструктивного поведения, в овладении умениями конструктивного сопротивления в употреблении ПАВ

8

2

6

^ Раздел 2. Оказание психологической поддержки подростку

56

12

44

Психологическая поддержка как фактор первичной профилактики употребления ПАВ.

10

2

8

Знание возрастных, физиологических, индивидуально- психологических особенностей подростка как основа эффективного воспитания здоровых привычек и социально важных привычек.

12

4

8

Формирование образа «Я» у подростков.

10

2

8

Воспитание навыков конструктивного взаимодействия со сверстниками.

12

2

10

Приемы и методы организации помощи подросткам в преодолении кризисных ситуаций.

12

2

10

^ Раздел 3. Помощь детям и подросткам в успешной ориентации во внешнем мире

48

10

38

Оказание в приобретении подростком навыков самоконтроля и саморегуляции.

16

4

12

Развитие навыков личной безопасности подростка.

18

2

16

Формирование умения у подростков противостоять негативному влиянию сверстников, взрослых.

14

4

10

^ Раздел 4. Выработка практических умений и навыков волонтера.

22

4

18

Проведение акций, дискуссий

8

2

6

Выпуск социальной рекламы

6

1

5

Проведение ролевых игр

6

1

5

Заключительное занятие

2

-

2


Итого:


144


32


112



Содержание изучаемого курса.

Раздел 1. Формирование ценностных ориентаций у подростков.

Цель: формирование личностных ресурсов у детей и подростков социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема употребления психоактивных веществ (ПАВ).

^ Тема 1. Введение в образовательную программу.

Знакомство воспитанников с целью, задачами, режимом работы объединения. Правила волонтерской работы.

^ Тема 2. Общение. Внутренние ресурсы личности.

Понятия общения. Виды и стили общения. Формирование личностных установок детей. Конструктивное общение.

^ Практическая работа: Ролевые игры, направленные на отработку конструктивных приемов в ситуациях манипуляции, коммуникативной агрессии.

Упражнение “Мой личный герб”, позволяющее каждому подростку осознать и осмыслить собственные ресурсы. Составление личного герба на основе собственных ресурсов в повышении самооценки и уверенности в своих силах. Вывод о том, что в каждом человеке существует множество ресурсов, которые в трудную минуту можно использовать в виде самопомощи и поддержки самого себя.

^ Тема 3. Оказание помощи подросткам в преодолении деструктивного поведения, в овладении умениями конструктивного сопротивления в употреблении ПАВ.

Саморазрушающее поведение детей и подростков. Методы и приемы оказания помощи детям в преодолении аддиктивного поведения.

^ Практическая работа: Ролевые игры, направленные на приобретение навыков сдерживания вовлечения подростков в прием наркотических средств за счет выстраивания конструктивных отношений со сверстниками. Групповое обсуждение и выработка рекомендаций по предупреждению употребления ПАВ детьми и подростками, обучению навыкам конструктивного сопротивления вовлечению в употребление ПАВ.

^ Раздел 2. Оказание психологической поддержки подростку с учетом его индивидуальности.

Цель: развитие у подростков представлений о позитивном поведении при решении проблемных ситуаций.

^ Тема 1. Психологическая поддержка как фактор первичной профилактики употребления ПАВ.

Психологическая поддержка. Принципы и способы оказания поддержки; сосредоточение на достоинствах ребенка; работа по повышению его самооценки, помощь в приобретении веры в себя и в свои способности, помощь в формировании позитивного “Я” подростка. Формирование устойчивых доверительных отношений в семье – залог личностной успешности всех ее членов.

^ Практическая работа: Психологическая игра по проигрыванию ситуаций, в которых уместно применить навыки психологической поддержки детям и подросткам (ребенок или подросток испытывает чувства вины, обиды, страха, неуверенности, находится в конфликте с окружающими).

Тема 2. Знание возрастных, физиологических, индивидуально – психологических особенностей подростков как основы эффективного воспитания здоровых привычек и социально важных навыков. Психофизиологические особенности детей и подростков. Сензитивные возрастные периоды и кризисы в развитии детей и подростков. Понятие темперамента; его типы и свойства, особенности проявления темперамента, учет типа нервной системы ребенка в организации взаимодействия с окружающими.

Практическая работа: Самодиагностика подростков по выявлению типа темперамента, определение индивидуальных особенностей членов семьи.

^ Тема 3.Формирование образа “Я” у подростков.

Самооценка или чувство самоценности. Виды самооценки. Симптомы низкого самоуважения ребенка. Приобретенная беспомощность. Локус контроля. Положительное отношение к себе – основа психологического выживания. Способы повышения низкой самооценки у детей. Самооценка как составляющая здоровья: любить себя – быть здоровым. Дружба, хорошие отношения, доверие как способы укрепления самооценки и психического здоровья.

^ Практическая работа: диагностика самооценки по методике, анализ результатов. Коллективная выработка рекомендаций по коррекции заниженной самооценки у подростков.

^ Тема 4. Воспитание навыков конструктивного взаимодействия со сверстниками.

Основные закономерности процесса общения и его структура. Знакомство с манипулятивными способами общения. Защиты от манипуляций. Конфликты и умение их разрешать. Непопулярность и социальная отверженность детей как возможные причины формирования отклоняющегося поведения. Помощь подросткам в налаживании межличностных контактов во взаимодействии со сверстниками. Роль родителей в формировании среды, развивающей у детей и подростков черты активной, ответственной личности, способной позаботиться о себе и других.

^ Практическая часть: Упражнения для подростков на отработку разных приемов обучения конструктивным навыкам общения. Способы самопомощи (способы распознавания своих потребностей, способы удовлетворения своих потребностей).

^ Тема 5. Приемы и методы организации помощи подросткам в преодолении кризисных ситуаций.

Понятие о кризисных ситуациях в жизни детей. Условия воспитания психически здорового, личностно развитого человека, способного справляться с собственными проблемами и жизненными трудностями. Способы поведения. Стратегии помощи детям в преодолении кризисных ситуаций. Роль стресса в жизни: мобилизация, дезорганизация

^ Практическая работа: Упражнения, направленные на обучение способам снятия психоэмоционального напряжения. Групповое обсуждение темы: “Как найти выход из безвыходной ситуации?”, обсуждение примеров, связанных с острыми переживаниями участников.

^ Раздел 3. Помощь подросткам в успешной ориентации во внешнем мире.

Цель раздела: оказание помощи подросткам в формировании способности противостоять неблагоприятным воздействиям окружения, манипулированию.

^ Тема 1. Оказание помощи подросткам в приобретении навыков самоконтроля и саморегуляции.

Эмоции и чувства. Аффективные эмоциональные состояния. Управление эмоциями и чувствами. Самоконтроль как развиваемая человеком способность контролировать свои действия и поступки.

^ Практическая часть: Психодиагностическая работа по выявлению способности к самоконтролю. Обучающие упражнения на приобретение навыков самоконтроля и саморегуляции.

^ Тема 2. Развитие навыков личной безопасности подростка.

Личная безопасность. Правила безопасности. Ограничения, виды ограничений. Запрет, нарушение запрета. Правила и способы обеспечения безопасности подростков. Механизм возникновения конструктивного и неконструктивного поведения. Связь ситуации, мыслей, чувств, поведения. Изменение собственных мыслей как способ изменения отношения к ситуации.

^ Практическая работа: Обобщение группового опыта по оказанию помощи подросткам в развитии навыков личной безопасности. Работа с примерами ситуаций, направленная на выявление негативных мыслей и обучение трансформирование их в позитивные. Психологическая игра “Береженого Бог бережет”.

^ Тема 3. Формирование умения у детей и подростков противостоять негативному влиянию сверстников, взрослых.

Представление о манипулятивном общении в подростковой среде. Способы развития у подростков умения распознавать манипуляции в общении со стороны сверстников или взрослых. Способы противостояния негативному давлению со стороны окружающих.

Практическая работа с использованием ролевых игр и упражнений по обучению навыкам эффективного поведения в ситуации группового давления, манипулирования.

^ Раздел 4. Выработка практических умений и навыков волонтера.

Проведение акций: «Мы за здоровый образ жизни», «Последняя сигарета», «Пока не поздно». Участие в дискуссиях «Причины пристрастий», «Курение медленная смерть», конкурсе социальной рекламы «Молодые – молодым», «Выбери жизнь».

Проведение с воспитанниками деловых и ролевых игр: «Умей сказать нет», «Будь терпимым», «Обеспечь будущее», «Семь базовых принципов волонтеров».

Заключительное занятие: подведение итогов работы объединения, коллективное обсуждение творческих работ воспитанников за год, награждение лучших.


^ Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы


Образовательная программа клуба «КВАДШ» составлена с учетом требований времени и корректировалась в процессе работы в соответствии с интересами среднего и старшего возраста воспитанников.

Методика работы по программе строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и творческую активность самих детей.

На занятиях педагог опирается на следующие методы:

- общие методы воспитания: рассказ, диспут, этическая беседа, дискуссия;

- методы организации деятельности и формирования опыта поведения: коллективная творческая деятельность, поручение;

- методы стимулирования: одобрение, поощрение, предоставление прав.

Немаловажную роль в объединении играет совместная деятельность воспитанников и педагога в создании социальной рекламы, деловых и ролевых играх, профилактической работе.

Большая и очень важная часть работы – пропаганда здорового образа жизни, профилактика употребления ПАВ.

Стимулирует интерес к изучаемому материалу нетрадиционные занятия в виде дискуссий, игр, встреч с психологами, работниками здравоохранения где воспитанники знакомятся со сложной проблемой наркозависимости и пристрастия к алкоголю, выявляют причинно-следственные связи на конкретных примерах.

Развивает творческую активность личности воспитанников работа с дополнительной литературой, видеоматериалами.

Типы проведения занятий разнообразны:

- сообщение новых знаний и формирование практических умений;

- совершенствование знаний и практических умений;

- систематизация знаний;

- контроль знаний, умений и навыков.

Педагог дополнительного образования в течение года занимается совершенствованием методического мастерства:

- участвует в семинарах ПДО по проблемам профилактической работы употребления ПАВ, пропаганды здорового образа жизни;

- участвует в работе педагогического совета, методических объединений;

- посещает открытые занятия коллег;

- знакомится с опытом работы по данному направлению в районе, области;

- изучает методическую литературу по профилю.


Список литературы

Большая психологическая энциклопедия.- М.: Эксма, 2007. -544 с.

Ведишева М.,. Ранняя профилактика наркотизма: проблемы и подходы к их решению [Текст]/ М. Ведишева Л. Рыбакова М. Цейтлин //Воспитание школьников.-1997. -№4. - С. 50-54.

Возрастная и педагогическая психология: учебно-методические материалы /сост. А.В.Сухих.-Кемерово: Изд-во Кемеровского гос. ун-та, 2008. -182 с.

Дементьева И.Г. Подростки и наркотики[Текст]/ И. Г.Дементьева. - М., 1997. -28 с.

Дилтс Р. Убеждения-путь к здоровью [Текст]/Р.Дилтс. - М., 2000. -22 с.

Долгова Т.Г. Молодежная субкультура и наркотики [Текст]: учеб, пособие / Т.Г. Долгова, Ю.И.Клейберг. -Тверь, 1997. -64 с.

Захарова А.А. Предупреждение отклонений в поведении ребенка [Текст] / Захаров А.А. -СПб., 1999. -22 с.

Кожина Е.В. Психологические особенности подростка [Текст] /Е.В.Кожина, Е.И. Яцута // Личность в современном мире от стратегии выживания к стратегии жизнетворчества: сборник. - Кемерово: Изд-во Кемеровского гос. ун-та, 2002.

Лейтес Н.С. Возрастные особенности развития склонностей [Текст]/ Н.С. Лейтес. - М., 1991. -279 с.

Котляков В.Ю. Профилактика наркозависимости в школе [Текст] / В.Ю. Котляков. - Кемерово, 1997.- 68 с.

Кочкина Л. С. Социализация детей-сирот [Текст] / Л.С. Кочкина // Психолого-педагогическая и социальная поддержка детей и молодежи “группы риска”: состояние, проблемы, перспективы: сборник научных статей. Часть 2 / Под научной ред. Н.А. Заруба, Н.Э. Касаткиной, Т.А. Фральцовой С.Н. Чистяковой; ред. коллегия: И.В. Карнаева, Е.Л. Руднева, Т.Н. Семенкова. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2003. - С. 15-21.

Кривцова С.В. Подросток на перекрестке эпох [Текст]/С.В.Кривцова. – Генезис, 1997. -288с.

Солодова Г.Г. Возрастные особенности развития и воспитания личности [Текст]: учеб. пособие: / Г.Г.Солодова, С.П.Зуева,

Е.В.Филатова, Л.Е.Галаганова, В.В.Патрина. -Кемерово: Кузбасвузиздат, 2002. - 120 с.

Лозовой В. Профилактика наркомании: школа, семья [Текст]: учеб, пособие/ В.Лозовой. -Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2000. -168 с.

Максимова Н.О. О склонности подростков к аддикктивному поведению [Текст] / Н.О. Максимова//Психологический журнал. -1996. -№3. -С .149-152.

Рабочая книга школьного психолога / под ред. Н.Э.Касаткиной, С.П.Зуевой. - Кемерово: Изд-во ОблИУУ, 1995. -223 с.

Рахматшаева В.С. Грамматика общения [Текст]/ В.С. Рахматшаева// Семья и школа. -2005. №5. -С 18.

Третьякова А.В. Опасная зависимость [Текст] / А.В.Третьякова //Семья и школа. -2001. -№6. - С. 16-19.

Шапарь, В.Б. Новейший психологический словарь/ В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В.Шапарь; под общей ред. В.Б.Шапаря. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. -806 с.


Приложение 1.


Перечень ключевых слов

Потребности – фундаментальные качества человека, выражающие его нужду в чем-либо и служащие источником жизненной активности.

^ Желание – переживание, отражающее потребность и выраженное в конкретных образах и словах.

Интерес – проявление познавательной потребности на уровне осознания целей.

Самоутверждение – процессы управляемого самой личностью осознания и завоевания места в обществе, соответствующего представлениям личности о себе.

Самооценка – оценка самого себя, своих качеств на основе сравнения с внутренними и внешними эталонами, критериями.

Адекватный – равный, соответствующий.

Влияние – процесс и результат изменения индивидом или социальной группой поведения других людей, их позиций, оценок, установок. Механизмом направленного влияния являются убеждение и внушение.

Внушаемость – субъективная готовность подвергаться и подчиняться внушающему воздействию, связанная с неуверенностью в себе, низкой самооценкой, стеснительностью, доверительностью, повышенным уровнем тревожности. Ситуативные факторы повышенной внушаемости: экстремальность ситуации, некомпетентность в обсуждаемом вопросе, групповое давление, дефицит времени для принятия решения.

^ Социальное положение (статус) – та роль, позиция, которою исполняет человек в официальной или неофициальной иерархии группы.

Социальные притязания – та роль и тот статус, к которым человек стремится, считая их более соответствующими свом способностям.

Комплекс неполноценности – совокупность качеств, самооценка которых болезненно занижена, переживание личностью по поводу своих мнимых и реальных недостатков.

Лидер – ведущий, человек, который способен пробудить интерес к делу, увлечь, повести за собой.

Конфликтогены – слова и действия, которые могут унизить человека, обидеть, оскорбить его.

Рефлексия – сосредоточение сознания человека на самом себе, на своих образах, мыслях, чувствах.

prikaz-ministerstva-ukraini-po-voprosam-chrezvichajnih-situacij-ot-19-oktyabrya-2004-goda-n-126-stranica-7.html
prikaz-ministerstva-yusticii-respubliki-dagestan-ot-12-fevralya-2007g-11-od.html
prikaz-ministerstva-zdravoohraneniya-i-socialnogo-razvitiya-rossijskoj-federacii-minzdravsocrazvitiya-rossii-ot-14-marta-2008g-122n.html
prikaz-ministerstva-zdravoohraneniya-kirgizskoj-respubliki-stranica-3.html
prikaz-ministerstva-zdravoohraneniya-orenburgskoj-oblasti-ot-5-fevralya-2008-g-n-128-ob-organizacii-raboti-po-kontrolyu-kachestva-okazaniya-medicinskoj-pomoshi.html
prikaz-ministerstva-zdravoohraneniya-respubliki-belarus-17-iyunya-1993-g-111-o-dalnejshem-sovershenstvovanii-patologoanatomicheskoj-sluzhbi-respubliki-belarus-stranica-6.html
  • write.bystrickaya.ru/g-chita-nauchno-issledovatelskij-psihonevrologicheskij.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/albert-karl-friedrich-wilhelm-von-boguslawski.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/63-razvitie-gorodskoj-sredi-programma-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-goroda-krasnoyarska-do-2020-pasport-programmi.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/naznachenie-socialnoj-pomoshi-specialistam-socialnoj-sferi-prozhivayushim-i-rabotayushim-v-selskih-naselennih-punktah-po-priobreteniyu-topliva.html
  • exam.bystrickaya.ru/vozniknovenie-i-razvitie-drevnerusskogo-gosudarstva-2.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/zashita-informacii-termini.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/poteplenie-klimata-mozhet-privesti-k-raskonservacii-skotomogilnikov-v-arktike-mchs-rf-versiya-1-informacionnoe-agentstvo-ria-novosti-25052011.html
  • college.bystrickaya.ru/-effekt-lecheniya-lekarstv-om-brm-tai-v-232-sluchayah-cervikalnogo-raka.html
  • lecture.bystrickaya.ru/5-voprosi-mestnogo-znacheniya-gorodskogo-okruga-k-voprosam-mestnogo-znacheniya-gorodskogo-okruga-otnosyatsya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/shutlivaya-dressirovka-sobak-12-avt-l-stranica-4.html
  • lesson.bystrickaya.ru/svtove-gospodarstvo-globalna-geografchna-sistema-ta-ekonomko-geografchnij-vimr.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-provedeniya-novogodnih-i-rozhdestvenskih-meropriyatij-v-municipalnih-obrazovaniyah-kostromskoj-oblasti-dekabr-2011-yanvar-2012-g-g-stranica-9.html
  • education.bystrickaya.ru/-raschetnie-i-kreditnie-pravootnosheniya.html
  • teacher.bystrickaya.ru/fiziologicheskie-osnovi-vnimaniya-psihofizicheskaya-problema-10.html
  • writing.bystrickaya.ru/glava-vtoraya--boevaya-podgotovka-uchebnik-serzhanta.html
  • uchit.bystrickaya.ru/struktura-kursa-rabochie-uchebnie-programmi-po-nemeckomu-yaziku-dlya-specialnostej-060101-lechebnoe-delo-060103-pediatriya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sistema-formirovaniya-informacionnoj-i-kommunikacionnoj-kompetentnosti-budushih-uchitelej-nachalnih-klassov-v-pedagogicheskom-vuze-13-00-08-teoriya-i-metodika-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/neobhodimo-skazat-neskolko-slov-ob-avtore-avtor-ne-soobshil-svoego-imeni-familii-i-ne-ukazal-otkuda-imenno-on-rodom-i-gde-zhivet-teper-ne-izvestno-chem-o-stranica-3.html
  • bukva.bystrickaya.ru/ocenka-effektivnosti-upravleniya-tovarooborotom-i-tovarnimi-zapasami-na-primere-ooo-torglend.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/moskovskie-poryadki-literatura-i-obichaj.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/l-d-smit-dnevniki-vampira-6-vozvrashenie-ten-dushi-stranica-12.html
  • lesson.bystrickaya.ru/razvitie-ekonomicheskih-otnoshenij-rossii-so-stranami-sng.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-uchebnomu-predmetu-russkij-yazik-8-klass.html
  • education.bystrickaya.ru/22-logika-i-zakonomernosti-razvitiya-nauki-v-n-lavrinenko-vserossijskij-zaochnij-finansovo-ekonomicheskij-institut.html
  • studies.bystrickaya.ru/dve-pravdi-lntolstogo.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovi-funkcionalno-stoimostnogo-analiza-3.html
  • report.bystrickaya.ru/hishniki-i-ih-zhertvi.html
  • tasks.bystrickaya.ru/23-likvidnost-rinka-cennih-bumag-1-cennie-bumagi-ih-sushnost-i-svojstva-6.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vestnik-mapryal-ot-pervogo-nomera-do-pyatidesyatogo-kratkij-ekskurs-stranica-4.html
  • lecture.bystrickaya.ru/acteki-ktomu-vremeni-kogda-ispanskie-korabli-poyavilis-u-vostochnogo-poberezhya-novogo-sveta-etot-ogromnij-kontinent.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-v-zadachi-rosmorrechflota-na-2012-2014-godi-itogi-v-cifrah.html
  • student.bystrickaya.ru/212-raschet-i-ocenka-obespechennosti-sobstvennimi-sredstvami-oborotnih-aktivov.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-interfejs-microsoft-excel-2007-lekciya-znakomit-polzovatelya-s-interfejsom-microsoft-excel-2007-predstavleni-osnovnie-elementi-novogo-interfejsa-stranica-2.html
  • literatura.bystrickaya.ru/soedineniya-so-strukturoj-sillenita-stranica-2.html
  • testyi.bystrickaya.ru/a-chelovek-ka-muzhchina-vad-muzh-abad-otec-nemaya-glasnaya-dlya-klassa-lyudej-aa.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.