.RU

Программа курса и методические указания для студентов специальности 031401 «Культурология»


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


СЕМИОТИКА И ЛИНГВИСТИКА

Программа курса и методические указания для студентов специальности

031401 «Культурология»


Тюмень 2011 г.


ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение………………………………………………………………………………3


Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины………………3


Тематический план курса……………………………………………………………4


Рабочая программа……………………………………………………………………………..5


Темы семинарских занятий………………………………………………………....13


Вопросы для самопроверки…………………………………………………….…..26


Темы рефератов и контрольных работ……………………………………………28


Глоссарий……………………………………………………………………………29


Литература…………………………………………………………………………..33


ВВЕДЕНИЕ


Цель курса – дать системное представление о сущности семиотики и лингвистики как науках, их понятийно-категориальном аппарате, принципах и основных проблемах, методологическом своеобразии и закономерностях развития.


^ Задачи курса:


  1. Овладение основными семиотико-лингвистическими категориями и понятиями, их структурно-семантическими связями.

  2. Раскрытие закономерностей формирования и функционирования языковых единиц и других знаков, а также знаковых систем.

  3. Формирование умений и навыков разбирать тексты, анализировать языковые единицы и культурные артефакты с учетом лингвистического и семиотического подходов.


На дисциплину отводится: всего 90 часов (ОДО) и 98 (ОЗО): из них 18 лекц., 18 сем. 54 срс (ОДО); 8 лекц., 8 сем., 82 срс (ОЗО).


^ Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины (выписка из стандарта основной образовательной программы).

ОПД.Ф.07. Семиотика и лингвистика

Предмет семиотики; основные категории, понятия и концепции; типы знаковых систем; естественные знаки и их системы; образы и образные системы знаков; языковые знаковые системы и их логика; метаязык в языковых знаковых системах.

Генезис языка, соотношение языка и мышления, структура языковой модели. Современные представления о семантике и прагматике. Типы означающих, означаемых. Синтаксические характеристики знаков и их прагматика. Приемы анализа и описания языковых фактов, обоснования лингвистических утверждений. Природа текста (речевого произведения). Текст как целое, отношения между текстами. Значение лингвистики текста для культурологии. Современные лингвистические теории.


^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА



Темы

Лекц.

одо/озо

Практ.

одо/озо

СРС

одо/озо

Формы контроля

Семиотика как наука (предмет семиотики, основные категории, понятия и концепции)

2/2

2/2

8/8

Проверка учебных материалов

Типы знаковых систем.

2

2/2

4/6

Собеседование по науной литературе

Естественные знаки и их системы.

2/1

2

4/6

Мини-опрос

Образы и образные системы знаков.

2/1

2

4/6

Собеседование по научной литературе

Языковые знаковые системы и их логика.

1




4/6

Проверка учебных материалов

Метаязык в языковых знаковых системах.

1




4/6

Мини-опрос
















Генезис языка, соотношение языка и мышления, структура языковой модели.

2/2

2

4/8

Проверка учебных материалов

Современные представления о семантике и прагматике.

2/1

2

4/6

Собеседование по научной литературе

Типы означающих, означаемых.

2/1

2

4/6

Мини-опрос

Синтаксические характеристики знаков и их прагматика.

1




4/6

Мини-опрос

Приемы анализа и описания языковых фактов, обоснования лингвистических утверждений.

1




4/6

Проверка учебных материалов

Природа текста (речевого произведения). Текст как целое, отношения между текстами.




2/2

4/6

Собеседование по научной литературе

Значение лингвистики текста для культурологии. Современные лингвистические теории.




2/2

4/6

Проверка конспектов науучн. работ

Итого

18/8

18/8

54/82






^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


Тема № 1. Семиотика как наука (предмет семиотики, основные категории, понятия и концепции) Знаковая природа информации. Коммуникативные процессы в природе и обществе. Основа семиотического механизма. Определение знака. Дефиниция и строение знака; разные подходы к его осмыслению. Знаки по степени сложности. Место семиотики в ряду других дисциплин. История становления науки. Основные концепции природы знака. Античность. Спор о сущности имени: теория «фюсей» (Гераклит, стоики, гностики, пифагорейцы) и теория «тесей» (Демокрит, Аристотель, Платон); семиотические идеи в трактате Платона «Кратил, или о правильности имен». Средневековье. Имяславцы и имяборцы. Апофатическая теология Псевдо-Дионисия Ареопагита; семиотические исследования Августина Блаженного, его вклад в дальнейшее осмысление знака. «Новое время». Концепция знакового универсализма; гносеологические (Д. Локк, И.Кант), коммуникативные (В. Лейбниц) и лингвистические ( И. Гердер) аспекты семиотики. ХIХ в. Теория Ч.С.Пирса: основные принципы семиотики, научная характеристика знака, его значение, знаковые отношения, классификация знаков. Система структурных закономерностей и отношений между языковыми знаками (вне их динамического развития) Ф. де Соссюра. Лингвистическая философия Л. Витгенштейна. ХХ в. Теория знаков Р. Якобсона. Э.Сепир о символе в культуре и жизни личности. Семиотика в западноевропейком стрктурализме и постструктурализме: изучение знаковых структур (мифов, ритуалов, социальных установок) в трудах К. Леви-Строса; семиологический парадокс Р.Барта, «эпистемы» М.Фуко, деконструкция знака, текста Ж. Деррида, симулякр в трактовке Ж.Делеза и П. Клоссовски.

^ Семиотика в России. Учение о внутренней форме слова А.Потебни. Принципы феноменологического и герменевтического подхода к исследованию знака у Г.Шпета. Трактовка символа А.Белого и Вяч. Иванова. Символические взгляды П.Флоренского. «Философия имени» А.Лосева. Семиотическая теория Л.Выготского. «Металингвистика» М. Бахтина, знаковая структура речевого жанра, полифония романа, концепция диалога, хронотопа. Основные постулаты московско-тартуской семиотической школы (Ю. Лотман, Б. Успенский, В.Топоров, Вяч. Вс. Иванов).


^ Тема № 2. Типы знаковых систем.

Семиотический континуум и способы его обзора. Основные классы знаковых систем, различающиеся по своему генезису – биологические (врожденные) семиотики (языки животных) и культурные семиотики (естественные (жесты, мимика, интонация, поведение, одежда, этикет, религии, искусства, естественные (этнические) языки), искусственные (математическая символика, семиотика географической карты, знаки дорожного движения и др.)). Генезис и онтогенез знаковых систем. Типы (классы) элементарных знаков, различных по типу мотивированности и степени конвенциональности: принципы классификации знаков, типы мотивированности и три класса элементарных знаков (знаки-индексы, иконические знаки / звукосимволизм, знаки-символы). Сложные знаки и новые ступени семиозиса (производные и сложные знаки, телесные движения-образы, знаки-артефакты, интонационные знаки-образы, образы, вербальные образы, символы, эмблемы, аллегории и иносказания, знаки-конструкции).


^ Тема № 3. Естественные знаки и их системы.

План содержания знака и знаковых систем. Два полюса универсального информационного континуума: субъективно-чувственный и объективно-рациональный. Возможности языка в выражении чувственной, субъективно-эмоциональной и рационально-объективной информации. Три типа семиотического содержания (градация когнитивных свойств разных знаков): художественный образ, лексическое значение, понятие. Факторы надежности в передаче сообщений. Денотатика, семантика и прагматика. Различия между семиотиками в составе функций; состав и иерархия функций, присущих разным семиотикам и разным видам коммуникации (регулятивная, магическая, эмоционально-экспрессивная, фатическая (контактоустанавливающая), эстетическая. Типы строения знаковых систем: изолированные знаки и знаковые системы, элементарные и сложные, одноуровневые и многоуровневые семиотики. Черты строения паралингвистики, поведения и этикета: разнообразие подсистем, линейность, многоканальность.


^ Тема № 4. Образы и образные системы знаков.

Сложные, многоканальные и комплексные семиотики. История искусств как развитие и взаимодействие художественных языков. Художественные семиотики движений человека: танец, игра актера, пантомима, цирк; «лексика» и «синтаксис» танца, фактура и единицы театрального языка, пантомима как семиотический эксперимент, семиотическая парадоксальность цирка. Место музыки в семиотическом континууме культуры; семиотическая структура музыки, типы музыкального творчества и разнообразие музыкальных форм. Семиотики художественного изображения: скульптура, графика, живопись, архитектура, фотография, кино; семиотическая специфика изобразительного искусства, иконичность и конвенция пластических искусств, вклад кинематографа в развитие визуальных семиотик. Семиотика искусного слова: поэзия и проза; эпос, лирика, драма (функции вербального дискурса, интеллектуально-информационная содержательность, литературные образы); уровневое строение художественной литературы


^ Тема № 5. Языковые знаковые системы и их логика.

Уровни иерархии языковой знаковой системы: 1) уровень дифференциальных признаков фонем («твердость / мягкость», «шумность / сонорность» и т. д.), 2) уровень фонем; 3) уровень силлабем (слогов), 4) уровень морфем, 5) уровень лексем (слов), 6) уровень единиц «малого синтаксиса» - синтагм (словосочетаний), 7) уровень единиц «большого синтаксиса» (предложений), 8) уровень сверхфразовых единств (или сложных синтаксических целых – фрагментов текста, соответствующие абзацу), 9) уровень законченного целого – текста. Два уровня семиотического подхода к языку, исходя из лингвистических единиц, имеющих самостоятельное значение: 1) уровень слов и других воспроизводимых единиц (клише), извлекаемых из сознания в готовом виде; 2) уровень образуемых знаков, создаваемых в ходе общения по имеющимся в языке синтаксическим моделям. Слово как основная единица знаковой системы языка, высказывание как результат использования языка в акте коммуникации. Проблемы уровневого устройства языка: межуровневое взаимодействие, межуровневая корреляция и структурное сходство разных уровней языка (изоморфизм), лингвистические универсалии.


^ Тема № 6. Метаязык в языковых знаковых системах.

Метаязыковая функция в языке: речевой комментарий речи; метаязыковая функция по Р. Якобсону (предмет сообщения – «код») как результат рефлексии сознания над собственным коммуникативно-познавательным инструментарием. Метаязыковые комментарии (оценка слова, мотивированность выбора речения, индивидуальные оттенки смысла), метаязыковое назначение вводных клише. Характеристика метаязыковые средства: «текущие» вставные характеристики, обозначение процессов и участников речевого общения, названия проявлений речи, языковедческая терминология. Реализация метаязыковой функции в устных и письменных высказываний о языке. Метаязыковая рефлексия в онтогенезе и филогенезе. Роль метаязыка в интеллектуальном развитии сознания. Метасемиотика в науках и искусствах.


ЛИНГВИСТИКА


Тема № 1. Генезис языка, соотношение языка и мышления, структура языковой модели.

Проблема происхождения языка. Легендарно-мифические представления, античные теории, язык как продукт человеческого естества; социальные теории происхождения языка («яфетическая» теория, материалистическая теория).

Язык и мышление. Мышление и сознание; механизмы познавательного процесса; суждение – понятие – концепт. Функции языка (номинативная, коммуникативная, аккумулятивная, эмотивная, побудительная, художественная, метаязыковая, фидеистическая).

Структура языковой модели: а) единицы языка (основные – фонема, морфема, лексема, граммема, синтаксема; промежуточные – фономорфема (морфонема), дериватема, фразема) б) уровни языковой структуры (основные – Фонологический / фонетический, морфемный, лексемный / лексический, морфологический, синтаксический; промежуточные – фразеологический, дериватологический (словообразовательный), фономорфемный (морфонологический).


^ Тема № 2. Современные представления о семантике и прагматике.

Денотатика, семантика, синтактика, прагматика как содержательные аспекты языка. Три аспекта содержания знака (семантика, синтактика, прагматика) в теории Ч. Морриса. Денотативный аспект содержания знака; два вида разных отношений в семантической сфере знака (сигматика, семантика (парадигматика). Учение А. Е. Супруна о разной степени зависимости разных аспектов знака от внешнего мира и от употребления / функционирования знака. Прагматика как аспект семиотики, изучающий условия использования языковых знаков и совокупность условий, сопровождающих применение языкового знака.


^ Тема № 3. Типы означающих, означаемых.

Дефиниция и строение знака. Три класса явлений, взаимоотношения которых образуют знак (а) чувственно-воспринимаемая форма знака (звуки, буквы, изображения), б) принадлежащее сознанию человека представление (понятие) о предмете, в) материальный предмет внешнего мира (с которым соотносится знак).

Триада «знак – понятие – вещь» в разных школах и концепциях; 1) стоики (III – I вв. до н. э.): означающее – означаемое – вещь; 2) концепция Г. Фреге (1892): термин, имя, выражение – смысл – вещь; 3) Ф. де Соссюр (1916) – означающее как название и как акустический образ – понятие – вещь; 4) лингвистическая семантика: слово, лексема (в формальном аспекте и в аспекте своей внутренней формы) – понятие, представление, лексическое значение, денотат, дессигнатор, интенсионал (смысловое ядро значения), экстенсионал («периферия плюс ядро значения») – вещь; 5) логическая семантика: имя, слово, выражение, пропозиция – сигнификат, концепт, значение, смысл, интенсионал, десигнат, концепт денотата – денотат, референт, экстенсионал.

Субзнаки: частичные знаки, полузнаки, фигуры, экспоненты. Явления, сочетающие в себе знаковые и незнаковые (утилитарные) функции.


^ Тема № 4. Синтаксические характеристики знаков и их прагматика.

Синтаксис как сложная иерархически организованная структура, состоящая из синтаксиса слова, синтаксиса предложения и синтаксиса текста (Н. Ю. Шведова); взаимодействие следующих единиц в этих подсистемах: строения (организующие) и построения (организуемые), формальные и смысловые, грамматические и коммуникативно-информативные. Синтаксические связи и отношения в словосочетании. Синтаксические категории предложения: предикативность, синтаксические наклонения, время, синтаксическое лицо, «релятивные» слова, интонация, модальность (объективная (онтологическая) и субъективная (персуазивная)) и средства ее выражения.


^ Тема № 5. Приемы анализа и описания языковых фактов, обоснования лингвистических утверждений.

Лингвистические методы исследования: синхронического языкознания – дистрибутивный, трансформационный, компонентный (общая характеристика), диахронического языкознания – сравнительно-исторический и историко-сравнительный. Содержание методологии: принципы познания (системности, историзма, взаимосвязи теории и практики) законы диалектики (переход количества в качество, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания), категории (единичное – общее, конкретное – абстрактное, тождество – различие и др.), их преломление в лингвистических методах.


^ Тема № 6. Природа текста (речевого произведения). Текст как целое, отношения между текстами.

Текст как объект лингвистического изучения. Основные свойства текста – связанность (когерентность) и цельность. Сверхфразовое единство как основная единица текста. Средства связанности текста (лексические, грамматические, тема-рематические, кореференция). Форма текста, коммуникация как предмет теории речевых жанров. Текст – интертекст; структуралистское и постструктуралистское понимание текста. Художественно-эстетический аспект текста. Понятие дискурса (его многозначность и методологическая неоднородность понимания). Коммуникативность и когнитивность дискурса. Текст и дискурс: специфика линейности и нелинейности организации, механизмы порождения текста и условия текстопорождения.


^ Тема № 7. Значение лингвистики текста для культурологии. Современные лингвистические теории.

Взаимоотношение языка и культуры. Реализация основных функций культуры через язык (освоения и преобразования окружающего мира, коммуникации, знакового моделирования, кумулятивная, регулятивная, директивная, адаптивная функции). Предмет и методологические принципы лингвокультурологии, этнолингвистики, лингвострановедения.

«Биологическая» теория языка, психологические подходы к сущности языка (социально-психологический, индивидуально-психологический), социологическая теория, комплексный подход (концепция многокачественной природы языка). Проблема лингвистической интерпретации человека на современном этапе, компоненты лингвистического антропоцентризма. Новые направления в лингвистике: биолингвистика, антрополингвистика, психолингвистика, социолингвистика, лингвокультурология, когнитивная лингвистика (общая характеристика).


^ ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ


Тема № 1. Основные понятия и категории семиотики


  1. Предмет и задачи семиотики.

  2. Основа семиотического механизма. Определение знака.

  3. Знак и денотат, виды знаков, Системные и несистемные знаки.

  4. Знаки по степени сложности.

  5. Разные подходы к осмыслению знака: философский, лингвистический, семантический, семиотический, социально-антропологический.


Литература

  1. Ветров, А. А. Семиотика и ее основные проблемы / А. А. Ветров. – Москва, 1968.

  2. Лукин, В. А. Художественный текст: основы лингвистической теории и элементы анализа / В. А. Лукин. – Москва,1999.

  3. Махлина, С. Т. Семиотика культуры и искусства. Опыт энциклопедического словаря : В 2 т. / С. Т. Махлина – Москва, 2000.

  4. Мечковская, Н. Б. Семиотика: Язык. Природа. Культура : учеб. пособие / Н. Б. Мечковская. – Москва, 2004.

  5. Моррис, Ч. У. Основания теории знаков / Ч. У. Моррис // Семиотика 1983. – С. 37 – 89.

  6. Никитин, М. В. Предел семиотики / М. В. Никитин // Вопросы языкознания. – 1997. – №1. – С. 3 – 14.

  7. Степанов, Ю. С. Семиотика / Ю. С. Степанов. – Москва, 1971.

  8. Якобсон, Р. О. Взгляд на развитие семиотики / Р. О. Якобсон // Якобсон Р. О. Язык и бессознательное. – Москва, 1996.


Тема № 2. Элементарные знаки и знаковые системы

1.Принципы классификации знаков и знаковых систем:

а) с точки зрения материального плана выражения (оптические, слуховые, тактильные, знаки, связанные с восприятием запахов, со вкусовыми ощущениями);

б) с точки зрения генезиса знаковых систем (природные (биологические, врожденные), небиологические (культурные), искусственные);

в) с точки зрения строения (структуры) (одноуровневые и многоуровневые системы).

2. Три ступени семиозиса и три типа знаков в зависимости от характера связи означающего и означаемого. Мотивированная и немотивированная связи. Градация степени условности знаков-индексов, знаков-икон, знаков-символов. Разновидности трех типов знаков.

3. Производные и сложные знаки (телесные движения-образы, знаки-артефакты, знаки-образы (интонационные, вербальные)), символы, эмблемы, аллегории, знаки-конструкции ( формула, сюжет, композиция)).

4. План содержания знака и знаковых систем: субъективность – объективность, эмоциональность – рациональность (логичность); чувственно-наглядный – понятийный, индивидуально-конкретный – обобщенно-абстрактный, «сиюминутный» - вневременный характеры. Денотатика, семантика, синтактика, прагматика.

5. Состав и иерархия функций знаковых систем и видов коммуникации (регулятивная, магическая, эмоционально-экспрессивная, контактоустанвливающая, метаязыковая, эстетическая). Семиотика и процесс познания.


Литература

  1. Горелов, Н.И. Невербальные компоненты коммуникации / Н. И. Горелов. – Москва, 1980.

  2. Жан, Ж. Знаки и символы / Ж. Жан. – Москва, 2002.

  3. Кобозева, И. М. Лингвистическая семантика / И. М. Кобозева. – Москва, 2000.

  4. Лотман, Ю. М. Между эмблемой и символом / Ю. М. Лотман // Лотмановский сб. № 2. – Москва, 1997. – С. 416 – 423.

  5. Мартынов, В. В. Основы семантического кодирования: опыт представления и преобразования знаний / В. В. Мартынов. – Минск, 2001.

  6. Моррис, Ч. У. Основания теории знаков / Ч. У. Моррис // Семиотика – 1983. – С.37 – 89.

  7. Мечковская, Н. Б. Семиотика: Язык. Природа. Культура / Н. Б. Мечковская. – Москва, 2004.

  8. Панов, Е. Н. Знаки, символы, языки / Е. Н. Панов. – Москва, 1980.

  9. Пирс, Ч. С. Логические основания теории знаков / Ч. С. Пирс. – Санкт-Петербург, 2000.

  10. Соломоник, А. Семиотика и лингвистика / А. Соломоник. – Москва, 1995.

  11. Фреге, Г. Смысл и денотат / Г. Фреге // Семиотика и информатика. Opera selekta: сб. научных статей. – Вып. 35. – Москва, 1997. – С.352 – 379.

  12. Якобсон, Р.О. Язык в отношении к другим системам коммуникации / Р. О. Якобсон // Якобсон Р.О. Избранные работы. – Москва, 1995.


Тема № 3. Семиотика художественного образа

    1. Понятие многоканальной и комплексной семиотики. Классификация художественных семиотик (общие положения).

    2. Художественные семиотики движений человека: танец, игра актера, пантомима, цирк; «лексика» и «синтаксис» танца: а) фактура и единицы театрального языка, б) пантомима как семиотический эксперимент, в) семиотическая парадоксальность цирка.

    3. Семиотика музыки: а)семиотическая структура музыки, б) типы музыкального творчества и разнообразие музыкальных форм.

    4. Семиотики художественного изображения: скульптура, графика, живопись, архитектура, фотография, кино: а)семиотическая специфика изобразительного искусства, б) иконичность и конвенция пластических искусств, в) кинематограф и развитие визуальных семиотик.

    5. Семиотика искусного слова: поэзия и проза; эпос, лирика, драма: а) функции вербального дискурса, б) интеллектуально-информационная содержательность, в) литературные образы, г) уровневое строение художественной литературы.


Литература

  1. Мечковская, Н. Б. Семиотика: Язык. Природа. Культура / Н. Б. Мечковская. – Москва, 2004.

  2. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Р. Барт. – Москва, 1989.

  3. Бореев, Ю. Эстетика. В 2 т. : учеб. пособие / Ю. Бореев. – Москва, 1997.

  4. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л. С. Выготский. – Москва, 1998.

  5. Горелов, Н. И. Невербальные компоненты коммуникации / Н. И. Горелов. – Москва, 1980.

  6. Крейдлин, Г. Е. Невербальная семиотика: язык тела и естественный язык / Г. Е. Крейдлин. – Москва, 2002.

  7. Лукин, В.А. Художественный текст: основы лингвистической теории. Аналитический минимум / В. А. Лукин. – Москва, 2005.

  8. Махлина, С. Т. Семиотика культуры и искусства. Опыт энциклопедического словаря: В 2 т / С. Т. Махлина. – Москва, 2000.

  9. Успенский, Б.А. Семиотика искусства / Б. А. Успенский. – Москва, 1995.


Тема № 4. Методологические принципы московско-тартуской семиотической школы

  1. Специфика семиотического подхода школы к явлениям языка и культуры.

  2. Основные постулаты московско-тартуской семиотики: а) концепция вторичных моделирующих систем, б) искусство и игра, в) отношение к знаку как к основе построения типологии культур.

  3. Основные семиотические идеи Ю.М. Лотмана: а) семиосфера как пространство, в котором реализуются коммуникативные процессы и вырабатывается новая информация, б) диалог семиотических феноменов, в) поведение человека как «текст» его частной жизни.

  4. Семиотические разработки Вяч. Вс. Иванова и В. Топорова: универсальная значимость парных символов, обоснование возможности реконструкции текста и знаковой системы.

  5. Тема неконвенционального отношения к знаку в работах Б. Успенского. Понятие «точка зрения» в «Поэтике композиции». Семиотическая концепция иконы.


Литература

  1. Аймермахер, К. Знак. Текст. Культура / К. Аймермахер. – Москва, 1998.

  2. Амелин, Г. Г. Из истории Московско-тартуской семиотической школы / Г. Г. Амелин // Новое литературное обозрение. – 1993. – № 3. – С. 28 – 87.

  3. Егоров, Б. Ф. У истоков Тартуской школы / Б. Ф. Егоров // Новое литературное обозрение. – 1994. – № 8. – С. 78 – 98.

  4. Иванов, В.В. Избранные труды по семиотике и истории культуры: В 2 т. / В. В. Иванов. – Москва, 1999.

  5. Иванов, В. В. Славянские языковые моделирующие языковые системы / В. В. Иванов, Топоров, В. Н. – Москва, 1965.

  6. Иванов, В.В. Исследования в области славянских древностей / В. В. Иванов, Топоров, В. Н. – Москва, 1974.

  7. Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. – Москва, 1994.

  8. Лотман, Ю. М. Семиосфера / Ю. М. Лотман. – Санкт-Петербург, 2000.




  1. Московско-тартуская семиотическая школа. История. Воспоминания. Размышления. – Москва, 1998.

  2. Столович, Л. Н. А.Ф. Лосев о семиотике в Тарту / Л. Н. Столович // Новое литературное обозрение. – 1994. – № 8. – С. 99 – 104.

  3. Успенский, Б.А. Семиотика искусства / Б. А. Успенский. – Москва, 1995.

  4. Успенский, Б. А. Избранные труды: В 3 т. / Б. А. Успенский. – Т.1. – Москва, 1996.


Тема № 5. Семиотическая теория текста

  1. Связность текста. Виды связности в их отношении к знаковой последовательности текста.

  2. Текстовые знаки (самопонятность и автосемантия, заголовок, метатекст в тексте, интертекстуальность и др.).

  3. Код художественного текста: понятие кода, код и связное сообщение, получатель (адресат) как субъект кодовой организации текста, цельность и код, семиотика автореферентности, код и сильные позиции, структура кода; синтагматика и парадигматика художественного текста.

  4. Семантическая структура текста: множественность структур текста, ключевые знаки, пространство текста, структура текста как конфигурация его семантического пространства.

  5. Постструктуралистская концепция текста (Р.Барт, Ж. Деррида) «генотекст», смысловая множественность (порожденная пространственной многолинейностью означаемых), неинтенциональность, «вторичность», «игра означающих», «открытость», гетерогенность.


Литература

  1. Барт, Р. Основы семиологии / Р. Барт // Структурализм: «за» и «против»: сб. статей. – Москва, 1975. – С. 114 – 163.

  2. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Р. Барт. – Москва, 1989.

  3. Барт, Р. Текстовой анализ / Р. Барт // Новое в зарубежной лингвистике. – Вып. IХ: Лингвостилистика. – Москва, 1983. – С. 307 – 312.

  4. Деррида, Ж. О грамматологии / Ж. Деррида. – Москва, 2000.

  5. Ильин, И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм / И. П. Ильин. – Москва, 1996.

  6. Лотман, Ю. М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман. – Москва, 1970.

  7. Лукин, В. А. Художественный текст: основы лингвистической теории. Аналитический минимум / В. А. Лукин. – Москва, 2005.

  8. Михайлов, Н. Н. Теория художественного текста / Н. Н. Михайлов. – Москва, 2006.

  9. Плотников, Б. А. Семиотика текста. Параграфемика / Б. А. Плотников. – Минск, 1992.

  10. Якобсон, Р.О. Лингвистика и поэтика / Р. О. Якобсон // Структурализм: «за» и «против»: сб. статей. – Москва, 1975. – С. 193 – 230.


Тема № 6. Структурная поэтика художественного текста

  1. Типология и система категорий структурной поэтики:

а) категории предмета структурного анализа: общие (знак – значение, речь – язык, текст – контекст, культура – природа), частные (отправитель, получатель, сообщение, код);

б) категории процесса структурного анализа: операции структурного анализа (чтение, микроанализ, интерпретация, дешифровка, моделирование), этапы структурного анализа (аксиоматизация, диссоциация, ассоциация, идентификация, интеграция);

в) категории системы структурного анализа: элемент, система (вариант – инвариант), отношение, структура, уровень, иерархичность, положение, оппозиция, модель.

  1. ^ Анализ структурной поэтики стихотворения Б.Л. Пастернака «Между прочим, все вы, чтицы…» (из сборника «Темы и вариации») и рассказа А.П. Чехова «Радость».


Литература

  1. Бореев, Ю. Структурная поэтика / Ю. Бореев // Литературоведческий энциклопедический словарь. – Москва, 1987. – С. 427 – 428.

  2. Лотман, Ю. М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман. – Москва, 1970.

  3. Лотман, Ю. М. Анализ поэтического текста / Ю. М. Лотман // Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии. – Санкт-Петербург, 1998.

  4. Михайлов, Н. Н. Теория художественного текста / Н. Н. Михайлов. – Москва, 2006.

  5. Успенский, Б. А. Поэтика композиции (Структура художественного текста и типология композиционной формы) / Б. А. Успенский. – Москва, 1970.

  6. Успенский, Б. А. Семиотика искусства / Б. А. Успенский. – Москва, 1995.


Тема № 7. Лингвистика как наука. Структура языковой модели.

  1. Предмет и задачи лингвистики.

  2. Основные функции языка.

  3. Структура языковой модели:

1) основные и промежуточные единицы языка;

2) уровни языковой структуры:

а) фонологический / фонетический: классификация звуков, фонетические процессы (аккомодация, ассимиляция, диссимиляция, диереза, эпентеза, протеза, метатеза, и др.), понятие о транскрипции;

б) морфемный (виды морфем; показать на конкретных примерах);

в) лексемный / лексический (основное значение и коннотации, стилистические пометы слов, лексические группы, тропы и их разновидности);

г) морфологический (классификация частей речи; грамматические категории);

д) синтаксический (виды словосочетаний и предложений, тема и рема в предложении);

е) общая характеристика промежуточных уровней – фразеологический (типы фразеологизмов), дериватологический (словообразовательный): виды словообразования, фономорфемный (морфонологический).


Литература

  1. Алефиренко, Н. Ф. Теория языка. Вводный курс : учеб. пособие / Н. Ф. Алефиренко. – Москва, 2010.

  2. Валгина, Н. С. Теория текста : учеб. пособие / Н. С. Валгина, 2003.

  3. Гируцкий, А. А. Общее языкознание / А. А. Гируцкий. – Москва, 2001.

  4. Гречко, В. А. Теория языкознания / В. А. Гречко. – Москва, 2003.

  5. Кочергина, В. А. Введение в языкознание / В. А. Кочергина. – Москва, 2006.

  6. Маслов, Ю. С. Введение в языкознание : учеб. / Ю. С. Маслов. – Москва, 2001.

  7. Норман, Б. Ю. Теория языка: вводный курс : учеб. пособие / Б. Ю. Норман. – Москва, 2004.


Тема № 8. Семантический и прагматический аспекты языка.

  1. Денотатика, семантика, синтактика, прагматика как содержательные аспекты языка.

  2. Теория Ч. Морриса о трех аспектах содержания знака (семантика, синтактика, прагматика).

  3. Денотативный аспект содержания знака; два вида разных отношений в семантической сфере знака (сигматика, семантика (парадигматика).

  4. Учение А. Е. Супруна о разной степени зависимости разных аспектов знака от внешнего мира и от употребления / функционирования знака.

  5. Прагматика как аспект семиотики.


Литература

  1. Кобозева, И. М. Лингвистическая семантика / И. М. Кобозева. – Москва, 2000.

  2. Мартынов, В. В. Основы семантического кодирования: опыт представления и преобразования знаний / В. В. Мартынов. – Минск, 2001.

  3. Мечковская, Н. Б. Семиотика: Язык. Природа. Культура : учеб. пособие / Н. Б. Мечковская. – Москва, 2004.

  4. Моррис, Ч. У. Основания теории знаков / Ч. У. Моррис // Семиотика 1983. – С. 37 – 89.

  5. Супрун, А. Е. Лекции по теории речевой деятельности / А. Е. Супрун. – Минск, 1996.


Тема № 9. Типы означающих и означаемых.

  1. Дефиниция и строение знака.

  2. Триада «знак – понятие – вещь» в разных школах и концепциях:

а) стоики (III – I вв. до н. э.): означающее – означаемое – вещь;

б) концепция Г. Фреге (1892): термин, имя, выражение – смысл – вещь;

в) Ф. де Соссюр (1916) – означающее как название и как акустический образ – понятие – вещь;

г) лингвистическая семантика: слово, лексема (в формальном аспекте и в аспекте своей внутренней формы) – понятие, представление, лексическое значение, денотат, дессигнатор, интенсионал, экстенсионал;

д) логическая семантика: имя, слово, выражение, пропозиция – сигнификат, концепт, значение, смысл, интенсионал, десигнат, концепт денотата – денотат, референт, экстенсионал.

3. Субзнаки: частичные знаки, полузнаки, фигуры, экспоненты; явления, сочетающие в себе знаковые и незнаковые (утилитарные) функции.


Литература

  1. Алефиренко, Н. Ф. Теория языка. Вводный курс : учеб. пособие / Н. Ф. Алефиренко. – Москва, 2010.

  2. Мечковская, Н. Б. Семиотика: Язык. Природа. Культура : учеб. пособие / Н. Б. Мечковская. – Москва, 2004.

  3. Ольховиков, Б. А. Общая теория языка: Античность – ХХ век / Б. А. Ольховиков. – Москва, 2007.

  4. Соломоник, А. Семиотика и лингвистика / А. Соломоник. – Москва, 1995.

  5. Степанов, Ю. С. В трехмерном пространстве языка (семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства) / Ю. С. Степанов. – Москва, 1985.


Тема № 10. Текст – интертекст - дискурс.

  1. Текст как объект лингвистического изучения (основные свойства и единицы текста).

  2. Средства связанности текста. Форма текста, коммуникация как предмет теории речевых жанров.

  3. Текст – интертекст (структуралистское и постструктуралистское учение о тексте).

  4. Текст и дискурс: специфика линейности и нелинейности организации, механизмы порождения текста и условия текстопорождения.


Литература

  1. Болотнова, Н. С. Филологический анализ текста : учеб. пособие / Н. С. Болотнова. – Томск, 2006.

  2. Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического анализа / И. Р. Гальперин. – Москва, 1981.

  3. Гринев, С. В. Введение в лингвистику текста : учеб. пособие / С. В. Гринев. – Москва, 2000.

  4. Дементьев, В. В. Непрямая коммуникация / В. В. Дементьев. – Москва, 2006.

  5. Николина, Н. А. Филологический анализ текста : учеб. пособие / Н. А. Николина. – Москва, 2003.


Тема № 11. Лингвистика и культурологические проблемы современности.

  1. Взаимоотношение языка и культуры; реализация основных функций культуры через язык: освоения и преобразования окружающего мира, коммуникации, знакового моделирования, кумулятивная, регулятивная, директивная, адаптивная функции.

  2. Предмет и методологические принципы:

а) лингвокультурологии,

б) этнолингвистики,

в) лингвострановедения.

г) биолингвистики,

д) антрополингвистики,

е) психолингвистики,

ж) социолингвистики,

з) когнитивной лингвистики.

  1. Проблема лингвистической интерпретации человека на современном этапе.


Литература

  1. Алеференко, Н. Ф. Язык, познание и культура / Н. Ф. Алеференко. – Волгоград, 2006.

  2. Вержбицкая, А. Язык. Культура. Познание / А. Вержбицкая. – Москва, 1996.

  3. Воробьев, В. В. Лингвокультурология / В. В. Воробьев. – Москва, 1997.

  4. Герд, А. С. Введение в этнолингвистику / А. С. Герд. – Санкт-Петербург, 1995.

  5. Дуличенко, А. Д. О перспективах лингвистики ХХI века / А. Д. Дуличенко // Вестник Московского университета. Сер. 9. – 1996. – № 5.

  1. Кибрик, А. Е. Современная лингвистика: откуда и куда? / А. Е. Кибрик // Вестник Московского университета. Сер. 9. – 1995. - № 5.

  2. Маслова, В. А. Лингвокультурология / В. А. Маслова. – Москва, 2001.

  3. Толстой, Н. И. Язык и народная культура / Н. И. Толстой. – Москва, 1995.

  4. Фрумкина, Р. М. Психолингвистика / Р. М. Фрумкина. – Москва, 2001.

  5. Шаклеин, В. М. Лингвокультурная ситуация и исследование текста / В. М. Шаклеин. – Москва, 1997.



ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ (семиотика)

  1. Семиотика как наука. Предмет и задачи семиотики, ее место в ряду других дисциплин.

  2. Коммуникативный процесс. Основа семиотического механизма. Определение знака; разные подходы к его определению.

  3. Структура знака. Знаки по степени сложности.

  4. Принципы классификации знаков и знаковых систем.

  5. Три ступени семиозиса и три типа знаков.

  6. Производные и сложные знаки.

  7. План содержания знака и знаковых систем.

  8. Состав и иерархия функций знаковых систем.

  9. Текстовые знаки и код художественного текста.

  10. Классификация художественных семиотик.

  11. Семиотика искусного слова.

  12. Основные постулаты московско-тартуской семиотической школы.

  13. Основные семиотические идеи Ю.М. Лотмана.

  14. Семиотические разработки Вяч. Вс. Иванова и В. Топорова.

  15. Тема неконвенционального отношения к знаку в работах Б. Успенского.

  16. Связность текста. Виды связности в их отношении к знаковой последовательности текста.

  17. Текстовые знаки: общая характеристика.

  18. Код художественного текста.

  19. Семантическая структура текста.

  20. Постструктуралистская концепция текста (Р.Барт, Ж. Деррида).



ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ (лингвистика)

  1. Предмет и задачи лингвистики.

  2. Соотношение языка и мышления.

  3. Основные функции языка.

  4. Структура языковой модели: основные и промежуточные единицы языка.

  5. Фонологический / фонетический уровень языка: классификация звуков, фонетические процессы.

  6. Морфемный уровень языка (виды морфов).

  7. Лексемный / лексический уровень (прямое и переносное значения, лексические группы).

  8. Морфологический уровень (классификация частей речи; грамматические категории).

  9. Синтаксический уровень (виды словосочетаний и предложений).

  10. Промежуточные уровни языка – фразеологический, дериватологический (словообразовательный), фономорфемный (морфонологический).

  11. Семантический и прагматический аспекты языка.

  12. Типы означающих, означаемых. Синтаксические характеристики знаков и их прагматика.

  13. Приемы анализа и описания языковых фактов.

  14. Текст как объект лингвистического изучения (основные свойства и единицы текста).

  15. Природа текста (речевого произведения).

  16. Средства связанности текста. Форма текста, коммуникация как предмет теории речевых жанров.

  17. Текст – интертекст (структуралистское и постструктуралистское учение о тексте).

  18. Текст и дискурс: коммуникативность и когнитивность дискурса, механизмы порождения текста и условия текстопорождения.

  19. Основные функции культуры и их реализация через язык.

  20. Современные лингвистические теории.



^ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ*

  1. Семиотические концепции античности.

  2. Вклад средневековья в дальнейшее развитие семиотики.

  3. Концепция знакового универсализма в «Новое время»; гносеологические, коммуникативные и лингвистические аспекты семиотики.

  4. Семиотическая теория Ч. С. Пирса.

  5. Система языковых знаков Ф. де Соссюра.

  6. Изучение знаковых структур в трудах К. Леви-Строса.

  7. Семиотические идеи западноевропейского структурализма (М. Фуко, Р. Барт).

  8. Деконструкция знака и текста в исследованиях Ж. Деррида.

  9. Концепции симулякра Ж. Делеза и П. Клоссовски.

  10. Учение о внутренней форме А. Потебни.

  11. Феноменология и герменевтика знака у Г. Шпета.

  12. Трактовка символа А. Белого и Вяч. Иванова.

  13. Символические взгляды П. Флоренского.

  14. Концепция имени А. Лосева.

  15. Семиотическая теория культуры Л. Выготского.

  16. Основные постулаты московско-тартуской семиотической школы.

  17. Вклад Ю. М. Лотмана в развитие семиотики.

  18. Семиотические разработки Вяч. Вс. Иванова и В. Топорова.

  19. Семиотические взгляды Б. Успенского.

  20. Вклад В. В. Виноградова в развитие отечественной лингвистики.

  21. Пиктография, идеография, фонография как типы письма.

  22. Текст как объект лингвистического изучения.

  23. Дискурс как коммуникативно-когнитивное явление.

  24. Методологические принципы лингвокультурологии.

  25. Этнолингвистика как наука: предмет, объект, методы исследования.

  26. Перспективы развития науки о языке.


Объем реферата и контрольной работы должен составлять не менее 20 стр. печатного текста (формата А 4, кегль – 14, интервал – 1,5); список литературы – 10 и более наименований.


ГЛОССАРИЙ

Арбитрарность (произвольность) – в трактовке Ф. де Соссюра одно из свойств «первостепенной важности» языкового знака, обозначающее его условность, конвенциональность.

^ Вторичные моделирующие системы – концепция московско-тартуской семиотики, согласно которой естественные языки, мифологии, религии, литература и искусство, а также социоэтические нормы (запреты и предписания) представляют собой знаковые системы, которые отображают (моделируют) определенные аспекты реальности и в результате функционирования порождают произведения (знаковые последовательности, т. е. тексты, в семиотическом смысле слова), реализующие коммуникативно-познавательные возможности отдельных семиотик.

^ Денотат (десигнат) – объект, обозначением которого является данный знак.

Дискурс – коммуникативное событие, включающее в себя «говорящего и слушающего», различные «аспекты социальной ситуации» общения (по Т. А. Ван Дейку). В художественном произведении это коммуникативное событие между креативным (производящим) и рецептивным (воспринимающим) сознаниями.

Знак – это «материальный, чувственно-воспринимаемый предмет (вещь, явление, действие, признак), выступающий в качестве представителя (заместителя, репрезентанта) другого предмета, свойства или отношения и используемый для получения, хранения, переработки и передачи информации» (Н. Б. Мечковская).

^ Знаки-идексы (знаки-симптомы) – знаки, в которых связь означающего и означаемого мотивирована их естественной смежностью (соприкосновением или пересечением), в случае пересечения означающее является частью означаемого. Мотивированность означающего означаемым в знаках-идексах характеризуется как метонимическая.

^ Знаки-копии, (знаки-иконы, иконические знаки) – в этих знаках, связь означающего и означаемого мотивирована сходством, подобием между ними. Мотивированность в этих знаках носит метафорический характер.

Знаки-символы – условные знаки, которым не свойственна природная мотивированность связи означаемого и означающего (например, почему знак 5 – связан с количеством «пять»).

^ Знаковая система – «совокупность знаков, обладающая внутренней структурой, явными (формализованными) или неявными правилами образования, осмысления и употребления ее элементов и служащая для осуществления индивидуальных и коллективных коммуникативных и трансляционных процессов» (А. Г. Шейкин).

Инвариант – абстрактная единица языка, несущая общие признаки всех ее реализаций, ось координат единой системы.

Интенсионал – смысл имени (термина), называющего понятие.

Концепт – смысл понятия; в когнитивной лингвистике – «оперативная содержательная единица памяти, ментального лексикона,…всей картины мира, отраженной в человеческой психике» (Е. С. Кубрякова).

Метаязык – это язык, на котором описывается некоторый другой язык, называемый в этом случае предметным языком или языком-объектом.

Означающее – план выражения знака.

Означающее – план содержания знака.

Парадигма – система форм одного слова, отражающая его видоизмененияе по грамматическим категориям; класс языковых единиц, объединенных по какому-либо признаку.

Парадигматика – раздел грамматики, изучающий морфологические категории слов как системы; логический выбор одного или нескольких возможных в данном контексте элементов при построении фразы.

Прагматика – один из трех основных аспектов знака, включающий в себя отношения между знаками и участниками коммуникации, т. е. отношения людей к тем знакам, которые они используют и воспринимают (по Ч. У. Моррису).

Референт – предмет, к которому относится данное языковое высказывание, знаковое выражение.

Семантика – один из трех основных аспектов знака, включающий в себя отношения между знаками и тем, что они обозначают (по Ч. У. Моррису).

Семиозис – это «процесс, в котором нечто функционирует как знак» (Ч. У. Моррис), «процесс означивания и возникновения в сознании знака и знаковых отношений между явлением действительности, его отображением в сознании и формой знака» (Н. Б. Мечковская).

^ Семиологический парадокс (Р. Барт) – понятие, состоящее в том, что знаковые функции приписываются тем или иным вещам, которые прежде , и наоборо, вещи-знаки могут утрачивавть свои знаковые свойства.

^ Семиосфера (семиотический универсум) – термин Ю. М. Лотмана, обозначающий пространство, в котором реализуются коммуникативные прпоцессы и вырабатывается новая информация; семиосфера образует коммуникативно-семиотическую структуру ноосферы (области жизни, организуемой сознанием человечества), если понятие ноосферы охватывает содержание сознания и его воздействие на реальность, то семиосфера – это система знаковых опор сознания, т. е. носителей и передатчиков значения., каналов и способов передачи информации.

^ Семиотический треугольник – графическая формула знака, включающая в себя план выражения знака (означающее), план содержания знака (означаемое), «вещь» (объект обозначения); эта формула восходит к «логическому треугольнику» Г. Фреге – графическому образу, разводящему и объединяющему «денотат – концепт – знак» и «семантическому треугольнику» Ч. Огдена, А. Ричардса «слово – понятие – вещь».

Синтагма – цельная речевая синтаксическая интонационно-смысловая единица; последовательность двух и более единиц, соединенных определенным типом связей, а также сочетание слов или частей слова, представляющее собой комбинацию определяющего и определяемого элемента.

Синтагматика – аспект изучения языковых систем, предметом которого являются единицы языка в их последовательном расположении и отношениях, связывающих их в речи или в тексте, а также линейные отношения между единицами языка в речи ли в тексте.

Синтактика – один из трех основных аспектов знака, включающий в себя отношения между знаками в знаковых последовательностях – например, отношения между словами в высказывании (по Ч. У. Моррису).

Субзнаки – элементы структуры знаков, не обладающие соотнесенностью с тем или иным представлением о внешнем мире, это незначащие единицы (дифференциальные признаки фонем, сами фонемы, графемы (буквы), знаки препинания) и значащие, но несамостоятельные единицы (морфемы).

Текст – объединенная смысловой связью последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются цельность и связность (Т.М. Николаева).

Экстенсионал – область приложения или референции имени (некоторого понятия).


ЛИТЕРАТУРА

Семиотика

Основная


    1. Лотман, Ю. М. Семиотика: Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Статьи. Исследования. Заметки / Ю. М. Лотман; сост. М. Ю. Лотман. – Санкт-Петербург : Искусство, 2001.

    2. Махлина, С. Т. Семиотика культуры и искусства: опыт энциклопедического словаря : в 2 ч. / С. Т. Махлина ; науч. ред. Иконникова. – Санкт-Петербург : СПбМГУКИ, 2000.

    3. Мечковская, Н. Б. Семиотика: Язык, природа, культура : учеб. пособие / Н. Б. Мечковская. – Москва, 2008.

    4. Розин, Вадим Маркович. Семиотические исследования : науч. издание / В. М. Розин; ред. И. И. Ремезова. - Москва : ПЕР СЭ: Университетская книга, 2001.

    5. Семиотика: антол. / сост. и общ. ред. Ю. С. Степанова. – Москва; Екатеринбург, 2001.


Дополнительная


    1. Крейдлин, Г. Е. Невербальная семиотика: язык тела и естественный язык / Г. Е. Крейдлин. – Москва, 2002.

    2. Леви-Строс, К. Структурная антропология / К. Леви-Строс. – Москва, 1985

    3. Лотман, Ю. М. Семиосфера / Ю. М. Лотман. – Санкт-Петербург, 2000.

    4. Лотман, Ю. М. Культура и взрыв / Ю. М. Лотман. – Москва, 1992.

    5. Лотман, Ю. М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман. – Москва, 1970.

    1. Лукин, В. А. Художественный текст: основы лингвистической теории. Аналитический минимум / В. А. Лукин. – Москва, 2005.

    2. Лурия, А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. – Москва, 1975.

    3. Махлина, С. Т. Семиотика культуры и искусства. Опыт энциклопедического словаря: в 2 т. / С. Т. Махлина. – Москва, 2000.

    4. Мартынов, В. В. Основы семантического кодирования: опыт представления и преобразования знаний / В. В. Мартынов. – Минск, 2001.

    5. Михайлов, Н. Н. Теория художественного текста / Н. Н. Михайлов. – Москва, 2006.

    6. Панов, Е. Н. Знаки, символы, языки / Е. Н. Панов. – Москва, 1980.

    7. Пирс, Ч. С. Логические основания теории знаков / Ч. С. Пирс. – Санкт-Петербург, 2000.

    8. Потебня, А. Эстетика и поэтика / А. Потебня. – Москва, 1976.

    9. Почепцов, Г. Г. Русская семиотика: идеи и методы, персоналии, история / Г. Г. Почепцов. – Москва; Киев, 2001.

    10. Почепцов, Г. Г. История русской семиотики до и после 1917 года / Г. Г. Почепцов. – Москва, 1998..

    11. Сепир, Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии / Э. Сепир. – Москва, 1993.

    12. Соломоник, А. Семиотика и лингвистика / А. Соломоник. – Москва, 1995.

    13. Степанов, Ю. С. Семиотика / Ю. С. Степанов. – Москва, 1971.

    14. Степанов, Ю. С. В трехмерном пространстве языка. Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства / Ю. С. Степанов. – Москва, 1985.

    15. Успенский, Б. А. Семиотика искусства / Б. А. Успенский. – Москва, 1995.

    16. Шпет, Г. Г. Сочинения / Г. Г. Шпет. – Москва, 1989.

    17. Фуко, М. Археология гуманитарных наук / М. Фуко. – Санкт-Петербург, 1994.

    18. Эко, У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / У. Эко. – Санкт-Петербург, 1998.

    19. Якобсон, Р. О. Избранные работы / Р. О. Якобсон. – Москва, 1995.


Лингвистика


Основная

  1. Кобозева, И. М. Лингвистическая семантика : учеб. пособие / И. М. Кобозева. - Москва : Эдиториал УРСС, 2000.

  2. Кочергина, В. А. Введение в языкознание / В. А. Кочергина. – Москва, 2006.

  3. Петров, М. К. Язык, знак, культура / М. К. Петров; п. ст. С. С. Неретиной. - 2-е изд., стереотипное. - Москва : Едиториал УРСС, 2004.

  4. Рождественский, Юрий Владимирович. Введение в языкознание : учеб пособие / Ю. В. Рождественский, А. В. Блинов ; ред. А. А. Волков ; предисл. Ю. А. Бельчикова. - Москва : Академия, 2005.


Дополнительная

  1. Алефиренко, Н. Ф. Теория языка. Вводный курс : учеб. пособие / Н. Ф. Алефиренко. – Москва, 2010.

  2. Валгина, Н. С. Теория текста : учеб. пособие / Н. С. Валгина, 2003.

  3. Гируцкий, А. А. Общее языкознание / А. А. Гируцкий. – Москва, 2001.

  4. Гречко, В. А. Теория языкознания / В. А. Гречко. – Москва, 2003.

  5. Маслов, Ю. С. Введение в языкознание : учеб. / Ю. С. Маслов. – Москва, 2001.

  6. Норман, Б. Ю. Теория языка: вводный курс : учеб. пособие / Б. Ю. Норман. – Москва, 2004.

  7. Соссюр, Ф. де. Курс общей лингвистики / Ф. де Соссюр - М. : Логос, 1999.

  8. Щерба, Л. В. Языковая система и речевая деятельность / Л. В. Щерба. - 3-е изд., стер. - Москва : КомКнига, 2007.

prilozhenie-gspravochnoechertezhi-normativnaya-dokumentaciya-dlya-oformleniya.html
prilozhenie-harakteristikimnogoprocessornihkompyuterov-koncepciya-vs-s-upravleniem-potokom-dannih-70-10-zakon.html
prilozhenie-i-doklad-komiteta-po-rassmotreniyu-stojkih-organicheskih-zagryaznitelej-o-rabote-ego-chetvertogo-soveshaniya.html
prilozhenie-i-filosofiya-processa-ili-pedagogika-tropi.html
prilozhenie-i-metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kursovoj-raboti-po-discipline-teoreticheskie-osnovi-elektrotehniki.html
prilozhenie-i-otchet-o-nauchno-issledovatelskoj-rabote-po-teme.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/ipbardin-i-ego-vklad-v-razvitie-metallurgii.html
  • shkola.bystrickaya.ru/peremeshivanie-zhidkostej.html
  • predmet.bystrickaya.ru/shifr-446-v-s-holzakov-gosudarstvennij-nauchno-issledovatelskij-institut-sistemnogo-analiza-schetnoj-palati.html
  • lecture.bystrickaya.ru/aktuarnie-rascheti-chast-7.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sama-po-sebe-1-lekciya-etot-cikl-lekcij-budet-kasatsya-voprosov-iz-oblasti-duhovnovedeniya-imeyushih-glubokoe-znachenie.html
  • urok.bystrickaya.ru/predsedatel-fonda-socialnogo-strahovaniya-sergej-kalashnikov.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/raschetno-poyasnitelnaya-zapiska-k-kursovomu-proektu-po-discipline-informacionnie-seti-i-telekommunikacii.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/pravo-grazhdan-na-obrashenie-v-gosudarstvennie-organi-i-organi-mestnogo-samoupravleniya.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vzaimosvyaz-globalnih-i-regionalnih-politicheskih-processov-na-primere-centralnoj-azii-stranica-2.html
  • control.bystrickaya.ru/chetvertoe-napravlenie-fokusirovanie-deyatelnosti-gosholdingov-i-organizaciya-ih-raboti-v-sootvetstvii-s-mezhdunarodnimi-standartami.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-elektivnogo-kursa-iz-istorii-pravoslavnoj-ikonopisi.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-razvitiya-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednej-obsheobrazovatelnoj.html
  • student.bystrickaya.ru/31-matrica-plotnosti-kak-osnovnoj-instrument-kvantovoj-teorii-s-i-doronin-kvantovaya-magiya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-4-osnovi-viborki-tipologiya-veroyatnostnih-viborok-programma-disciplini-metodologiya-i-metodi-sociologicheskogo.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obzor-normativnih-pravovih-aktov-za-noyabr-grazhdanskoe-zakonodatelstvo.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konflikti-logik-razlichnih-osnovanij-predislovie-k-sborniku.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rozglyad-sporv-z-vikonannyam-gospodarskih-dogovorv-chast-2.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kelsld-razrez-molodezhnij-zhshs-direktori-f-e-azizov-2016zh.html
  • tasks.bystrickaya.ru/210-trening-po-ritmo-dvigatelnoj-terapii-malkina-pih-i-g-vozrastnie-krizisi-vzroslosti.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programmi-s-ukazaniem-urovnya-avtor-uchebniki-russkij-yazik-1-klass-programmi-dlya-nachalnih-klassov-shkola-rossii-l-m-zelenina-m-prosveshenie-2009g-stranica-2.html
  • essay.bystrickaya.ru/dzho-merser-kniga-budet-interesna-dlya-kazhdogo-kto-uvlechen-futbolom-i-istoriej-sporta-v-celom.html
  • literature.bystrickaya.ru/blagotvoritelnij-fond-dostojnoe-vospitanie.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rekomendacii-celevoj-gruppi-po-uluchsheniyu-investicionnogo-klimata-45-2-investicionnij-klimat-45-stranica-2.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/veksel-kak-forma-denezhnogo-obrasheniya-chast-2.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-3-ponyatie-funkcionalnih-raznovidnostej-yazika-klassifikaciya-uchebno-metodicheskij-kompleks-inostrannih-yazikov-lingvistika.html
  • notebook.bystrickaya.ru/issledovanie-gipnoza-v-rossii-stranica-9.html
  • bukva.bystrickaya.ru/regonaln-ta-mscev-telekompan-ukrani-na-suchasnomu-etap.html
  • reading.bystrickaya.ru/meri-prinyatie-v-otvet-na-krizis-opit-antikrizisnogo-regulirovaniya-v-bankovskih-sektorah-stran-sng-centralnoj.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-8-prakticheskaya-psihologiya-starosti.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plan-raboti-fakulteta-istorii-i-sociologii-na-2010-god-rekomendovan-k-utverzhdeniyu-stranica-2.html
  • studies.bystrickaya.ru/grazhdansko-pravovoj-dogovor-kak-yuridicheskij-fakt.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/posobie-dlya-studentov-ozo-gorno-altajsk.html
  • literature.bystrickaya.ru/do-25-3-na-nizko-podveshennie-igrushki-i-prikasatsya-k-nim-s-2-mesyacev-mesyacev.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-izlozheniyu-kazhdogo-punkta-plana-nacionalnij-plan-protivodejstviya-korrupcii-utverzhden-prezidentom-rf-31-iyulya-2008-g-pr-1568.html
  • klass.bystrickaya.ru/audirovanie-slushanie-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-mou-ugodichskoj-sosh-2011-god.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.