.RU

Программа курса «Психология человека»


ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

Л.Д. Демина

Пояснительная записка

Предлагаемая программа курса «Психология человека» разработана в рамках психологического компонента Государственных требований по дополнительной профессиональной образовательной программе «Преподаватель высшей школы». Концептуально данный курс «преломляет» психологические знания, полученные ранее выпускниками вузов в рамках основного профессионального образования, и развивает их дальше в направлениях, которые можно обозначить как «психология образования», «психология высшего профессионального образования». Курс предназначен для создания у слушателей структурообразующих оснований восприятия и понимания последующих психологических и педагогических дисциплин, предусмотренных Государственными требованиями для присвоения квалификации «Преподаватель высшей школы».

Программа предлагаемого спецкурса базируется на гуманистической парадигме, с позиций которой сущность человека духовна и не сводима к его организму или личности как высшей индивидуальной «оболочке». С этих позиций личность интерпретируется как проекция своей сущности на социум, тогда развитие человека рассматривается как «производство смысловых образований», смысла жизни. Образование с этой точки зрения основывается на ценностном отношении к человеку, его индивидуальности, субъектности, творчеству, духовности, сохранению и развитию здоровья. Личностно ориентированное образование предполагает создание в образовательных учреждениях (в том числе и в вузе) гуманной, экологически чистой нравственной среды.

Курс рассчитан на 32 аудиторных часа, в том числе 24 часа – лекции и 8 часов – семинарские занятия. Форма итоговой аттестации – зачет.

^ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Человек как объект и предмет психологического исследования

Многообразие предмета «психологии человека». Круг явлений, изучаемых психологией человека (физический мир, социальный мир, мир культуры и психологический мир субъекта). Психология в междисциплинарном пространстве. Классификация человековедческих наук и место психологии человека в ней (Б.Г. Ананьев, Б.М. Кедров, Ж. Пиаже, Г. Саймон и др.) Плюрализм современного знания о человеке как психологической системе (Л.С. Выготский, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко и др.). Структура психологического знания о человеке: уровни (житейский, обыденный, художественный, научный) и особенности (искажение, генерализация, опущение и др.).

^ Тема 2. Психологическое образование как человеческая ценность

Виды психологического образования: общее, специальное и общепрофессиональное. Психологическое образование как «сквозная» часть профессиональной подготовки выпускника вуза. Функции, цели, задачи, теоретические обоснования, полипарадигмальность и монизм интерпретации психологии человека.

Функции психологического образования студентов. Развитие базисной психологической культуры личности: когнитивный, ценностно-ориентацион­ный, коммуникативный, креативный, поведенческий и другие компоненты; поддержка и помощь в самоопределении, саморазвитии личности; формирование психологического компонента «профессионального образа» будущего специалиста; поддержка и развитие здоровья (физического, психического и психологического); ценности личности и концептуальные основания (психологические) организации высшего образования.

^ Тема 3. Экология человека

Общее понятие об экологической психологии человека. Социальная и личностная экология. Проблемы критической психологической ситуации у студентов вуза (стресс, фрустрация, аффект, конфликт, кризис). Когнитивный диссонанс. Каузальная атрибуция. Психосоматические проблемы современного человека. Характер человека: генотипические предпосылки. Способности человека – «врожденное» и «приобретенное».

^ Тема 4. Психологические проблемы адаптации
обучающихся к условиям вуза

Понятие об адаптационном процессе и адаптивности личности. Психогенетические основы индивидуальности как фактора оптимальной адаптации. Роль генотипа и среды в вариативности когнитивных характеристик человека (интеллект, академические достижения, когнитивные способности, когнитивные стили, креативность и др.). Темперамент и роль генотипа в его становлении и развитии. «Биологическое» и «социальное» в структуре личности человека и их исследование. Характер человека как совокупность генотипа и фенотипа человека. Одаренность и психологические проблемы изучения генетики поведения человека. Способности человека: «врожденное» и «приобретенное».

^ Тема 5. Регуляционные процессы в психике человека

Общая характеристика мотивационной сферы и ее иерархическая организация. Внимание как регулятивный процесс человеческой активности. Модели внимания. Эмоциональные явления как регуляторы психики человека. Общее понятие о волевых регуляционных процессах. Деятельностный подход к динамике регуляционных психических явлений.

^ Тема 6. Психологическое время личности

Жизненный путь человека как взаимосвязь его прошлого, настоящего и будущего. Проблемы психологического времени человека. Понятие о жизненных стратегиях и жизненных перспективах личности. Роль индивидуальных ценностей в формировании субъективных представлений о жизненных перспективах, личных возможностях и путях их достижения. Психологический тренинг как способ развития адекватного восприятия своего будущего. Толерантность.

^ Тема 7. Человек в социальной группе

Социальная роль как основообразующая единица группы. Феномен идентификации человека в группе. Группа и коллектив. Социальная перцепция, социальная установка, аттитюд. Общение как специфическая деятельность человека (социальная перцепция – коммуникация   интеракция). Общая характеристика «просоциального» и «асоциального» поведения человека. Аддиктивность как пример асоциального развития человека. Понятие о деструктивном развитии личности человека и его психологических механизмах. Закономерности формирования психических зависимостей (психологические факторы, аддиктивная социализация, аддиктивная субкультура и др.). Психологическая структура аддиктивного поведения (аддиктивная деятельность, аддиктивная мотивация, аддиктивные ценности). Основы коррекции психологически зависимого поведения.

^ Тема 8. Практическая психология в системе образования

Практические аспекты профессионального психологического содействия организации собственной жизни человека: формы (психологическое консультирование и терапия, психологическая коррекция, психологическая диагностика) и технологии. Человек как клиент психологической службы (или отдельного профессионального психолога): этические и профессиональные проблемы.

Примерная тематика выпускных квалификационных работ и рефератов

  1. Человек как объект и предмет психологического исследования.

  2. Многообразие предмета «психологии человека».

  3. Классификация человековедческих наук и место психологии человека в ней.

  4. Виды психологического образования.

  5. Психологическое образование как человеческая ценность.

  6. Развитие базисной психологической культуры личности.

  7. Социальная и личностная экология.

  8. Проблемы критической психологической ситуации у студентов ВУЗа.

  9. Психосоматические проблемы современного человека.

  10. Способности человека.

  11. Психические проблемы адаптации обучающихся к условиям ВУЗа.

  12. Роль генотипа и среды в вариативности когнитивных характеристик человека.

  13. Темперамент.

  14. Внимание как регулятивный процесс человеческой активности.

  15. Эмоциональные явления как регуляторы психики человека.

  16. Жизненный путь человека.

  17. Проблемы психологического времени человека.

  18. Роль индивидуальных ценностей в формировании субъективных представлений о жизненных перспективах, личных возможностях и путях их достижения.

  19. Толерантность.

  20. Закономерности формирования психических зависимостей.

  21. Психологическая структура аддиктивного поведения.

  22. Человек в социальной группе.

  23. Феномен идентификации человека в группе.

  24. Общение как специфическая деятельность человека.

  25. Аддиктивность.

  26. Понятие о деструктивном развитии личности человека и его психологических механизмов.

Библиографический список
Основной

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет исследования. – СПб., 1998.

  2. Демина Л.Д. Психологическое здоровье и защитные механизмы личности : учебное пособие / Л.Д. Демина, И.А. Ральникова. – Барнаул, 2001.

  3. Дмитриева Н.В. Психология аддиктивного поведения / Н.В. Дмитриева, Д.В. Четверикова. – Новосибирск, 2002.

  4. Нуркова В.В. Психология : учебник / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. – М., 2004.

  5. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1997.

  6. Психология экстремальных ситуаций: хрестоматия. – Минск, 1999.

  7. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М., 1995.

Дополнительный

  1. Бадмаев Б.Ц. Психология: как ее изучить и освоить. – М., 1997.

  2. Бушков Б.Л. Психосоциология менталитета и нооменталитета. – Екатеринбург, 2002.

  3. Васильева О.С. Психология здоровья человека / О.С. Васильева, Ф.Р. Фи­латов. – М., 2001.

  4. Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. – Ростов-н/Д., 1996.

  5. Кураев Г.А. Этническая психология / Г.А. Кураев, Е.Н. Пожарская. – Ростов-н/Д., 2000.

  6. Практическая психология для преподавателей. – М., 1997.

  7. Пряжников Н.С. Этические проблемы психологии. – М., 2003.

  8. Психология в вузе // Ежеквартальный научно-методический журнал.



primernaya-programma-uchebnoj-disciplini-himiya-2011-g.html
primernaya-programma-uchebnoj-disciplini-himiya-dlya-professij-nachalnogo-professionalnogo.html
primernaya-programma-uchebnoj-disciplini-informatika-i-ikt-dlya-professij-nachalnogo-professionalnogo-obrazovaniya-i-specialnostej-srednego.html
primernaya-programma-uchebnoj-disciplini-istoriya-ekaterinburg-2010-g.html
primernaya-programma-uchebnoj-disciplini-matematika.html
primernaya-programma-uchebnoj-disciplini-obshestvoznanie-dlya-professij-nachalnogo-professionalnogo-obrazovaniya-i-specialnostej-srednego.html
  • spur.bystrickaya.ru/konkurs-na-poluchenie-denezhnogo-pooshreniya-luchshih-uchitelej-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij-utverzhdayu.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-istoricheskaya-tema-v-zhivopisi.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/municipalnoe-obrazovanie-zakritoe-administrativno-territorialnoe-obrazovanie-zheleznogorsk-krasnoyarskogo-kraya-sovet-deputatov-zato-g-zheleznogorsk-postanovlenie.html
  • testyi.bystrickaya.ru/aleksandr-andreev-stranica-28.html
  • literature.bystrickaya.ru/diskussiya-i-m-kaspe-aspirantka-rggu-konflikt-uchitelej.html
  • desk.bystrickaya.ru/otveti-na-ekzamenacionnie-voprosi-internet-kursov-intuit-intuit-189-vvedenie-v-informatiku.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kam-dhe-jam-na-osnovu-chlana-stav-zakona-o-osnovnom-obrazovau-i-vaspitau-sluzhbeni-glasnik-sr-srbie-bro.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/iii-procedural-contrasts-in-comparative-perspective-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-anglijskij-yazik-kurs.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/predislovie-k-pervomu-izdaniyu-17.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-ya-zhivu-v-rossii-avtor-vospitatel-detskogo-doma-volzhskij.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/poslednie-posetiteli-bunkera-krah-nacistskoj-imperii.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/shulc-d-p-shulc-e-s.html
  • teacher.bystrickaya.ru/gosduma-rf-monitoring-smi-27-fevralya-2008-g.html
  • universitet.bystrickaya.ru/stroitelnie-materiali-perechen-zhurnalov-i-izdanij-v-kotorih-dolzhni-bit-opublikovani-rezultati-dissertacii.html
  • znanie.bystrickaya.ru/bankovskij-krizis-v-rossii-globalnij-proekt-razvitiya.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-obsledovaniyu-predpriyatij-.html
  • lesson.bystrickaya.ru/substantivnie-opredeleniya-v-povesti-paustovskogo-o-zhizni.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-kratkie-svedeniya-ob-istorii-shkoli-po-materialam-muzeya-istorii-shkoli-105.html
  • turn.bystrickaya.ru/otkritie-voprosi-izdatelskaya-programma-300-luchshih-uchebnikov-dlya-visshej-shkoli-v-chest-300-letiya-sankt-peterburga.html
  • turn.bystrickaya.ru/pervie-shagi-s-unix-glava-dlya-nachinayushih-tehnika-setevih-atak.html
  • lesson.bystrickaya.ru/sovremennogo-estestvoznaniya-alhimiya.html
  • assessments.bystrickaya.ru/diplomnaya-rabotavipusknaya-kvalifikacionnaya-rabota.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-direktora-20092010-uchebnij-god.html
  • klass.bystrickaya.ru/azastan-2050-strategiyasi-bolashati-zharin-damu-zholdari.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-kaf-svchikr-po-rezultatam-deyatelnosti-v-2008-g-kolichestvo.html
  • crib.bystrickaya.ru/kareliya-bibliotechnaya-associaciya-respubliki-kareliya-bibliotechnij-vestnik-karelii-vipusk-1-9-2-6-biblioteki-karelii-v-2005godu-petrozavodsk-2006-stranica-22.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-vi-kofejnij-korol-evgenij-nekrasov.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/protiv-metoda-stranica-6.html
  • writing.bystrickaya.ru/1-obrashenie-glavi-municipalnogo-obrazovaniya-stranica-8.html
  • textbook.bystrickaya.ru/hristianstvo-stol-znachitelno-dlya-sovremennogo-cheloveka-ne-tolko-potomu-chto-eto-mirovaya-religiya-no-i-potomu-chto-v-techenie-dvuh-tisyach-let-ono-igralo-ogrom-stranica-4.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/socialnaya-gigiena-i-organizaciya-zdravoohraneniya-stranica-3.html
  • literature.bystrickaya.ru/chastyu-svoi-glaza-na-koncerte-svoi-ushi-i-chto-udivitelno-tak-eto-to-nejrolingvisticheskoe-rogrammirovanie-podborka.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/psihologiya-obrazovanie-socialnaya-rabota-aktualnie-i-prioritetnie-napravleniya-issledovanij.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/urok-chteniya-v-4-m-klasse-k-paustovskij-korzina-s-elovimi-shishkami.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/psihologicheskaya-podgotovka-plovcov-k-sorevnovaniyam.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.