Программа обучения студентов (Syllabus) по дисциплине «Учение о геосистемах» для специальности 050608 «Экология» форма обучения дневная Всего 1 кредита
.RU

Программа обучения студентов (Syllabus) по дисциплине «Учение о геосистемах» для специальности 050608 «Экология» форма обучения дневная Всего 1 кредита


Министерство образования и науки Республики Казахстан

Восточно-Казахстанский государственный университет им. с. аМАНЖОЛОВА


«УТВЕРЖДЕН»

на заседании Методического Совета факультета Э и ЕН

Председатель ______________

Протокол № 7 от «_5_» мая__2007г.


программа обучения студентов

(Syllabus)


по дисциплине ___ «Учение о геосистемах»__

для специальности 050608 «Экология»

форма обучения дневная


Всего 1 кредита

Курс 2

Семестр 3

Лекций 15 часов

Семинарских ---- часов

Лабораторных ---- часов

Практических ^ 15 часов

Количество рубежных контролей (РК) 2

СРСП (аудиторных) 15 часов

СРС ___ часов

Экзамен 3 семестр

Всего ауд. часов 30 часов

Всего внеауд. часов 15 часов

Общая трудоемкость 45 часов


Усть-Каменогорск, 2007


Силлабус составлен на основании _____ГОСО -2006 год и учебной рабочей программы________ _____________________________________________________________________________________


Силлабус подготовила ________________ преподаватель Шаймарданова А.Е.


Силлабус обсужден и утвержден на заседании кафедры экологии

« 02» _мая__ 2007г. Протокол №_10_


Зав. кафедрой ________________Бейсембаева С.К.



  1. ^ Название и код дисциплины: GOS-2204 «Учение о геосистемах».




  1. Данные о преподавателе: Шаймарданова Айслу Елгазиновна стаж работы – общий стаж в ВКГУ им. С.Аманжолова 22 года, педагогический стаж - 5 лет , учебный корпус №4, кабинет №20, кафедра экологии.




  1. Контактная информация: тел. 427448 (рабочий), 423557 (домашний).




  1. Количество кредитов: 1 кредита – 1 часа лекций и 1 час практических занятий в неделю




  1. Дата: 2007 год - 3 семестр




  1. Цель и задачи дисциплины:

    • Цель преподавания дисциплины:

- Формирование студенческого мировоззрения о гидрологических явлениях и процессах, неразрывно связанных с географической средой

- Изучить основные понятия, принципы, термины дисциплины «Учения о геосистемах»;

- рассмотреть общие свойства водных объектов суши;

- комплексное изучение процессов, протекающих в Мировом океане;

- изучение свойств воды как среды обитания живых организмов;

- охарактеризовать принципы комплексного использования и охраны водных ресурсов.

- раскрыть процессы, происходящие в гидросфере, с особенностями водных объектов, их взаимодействие с окружающей средой;

Эколог должен иметь представление:

- о роли воды в природе,

- о региональных и глобальных экологических проблемах, связанных с использованием водных ресурсов, различных видов загрязнения;

- об основных требованиях международного и республиканского законодательства в области охраны окружающей среды;

Эколог должен приобрести:

- теоретические и практические навыки по выявлению, предотвращению причин и последствий деградации компонентов биосферы, вызванными различными факторами окружающей среды, получить представление о водных объектах.


  1. ^ Описание курса:

Студенты после изучения курса «Учение о геосистемах» овладевают современными научными знаниями:

- о роли воды в круговороте веществ в жизни человека.

- об основных этапах развития гидрологических исследований;

- о строении воды, ее аномалии и важнейших физических свойствах;

- о распределении суши и воды по земному шару;

- о происхождении подземных вод;

- о вводно-физических свойствах;

- об основных мероприятиях по охране водных ресурсов;

- о правовой охране водных ресурсов.


  1. ^ Пререквизиты курса:

Для целенаправленного и успешного усвоения учебного материала по курсу «Учение о геосистемах» студент должен иметь базовый минимум знаний по дисциплинам «Экология», «Химия», «География», «Биология», «Почвоведение», а также должен иметь представление о круговороте воды в природе, о распределении суши и воды по земному шару.



  1. ^ Постреквизиты курса:

Знания о гидросфере необходимы любому специалисту, работающему в области исследования состояния окружающей среды, занимающегося вопросами экологического мониторинга, загрязнения гидросферы и влияния его на здоровье и жизнедеятельность биоты.

^ 11. Краткое содержание дисциплины

Понятие о науке «Учение о геосистеме». Основные этапы развития гидрологических исследований. Основные физические и химические свойства воды. Круговорот воды в природе.


Распределение суши и воды по земному шару. Моря и их классификация. Подразделение Мирового океана на отдельные части. Донные отложения в океанах и морях. Состав морской воды. Происхождение морской воды и ее солености. Распределение солености на поверхности Мирового океана.


Река, ее притоки, речная система. Водоразделы. Питание рек. Водный режим. Формирование стока рек. Влияние геологического строения речного бассейна на сток. Влияние растительности и рельефа на речной сток. Влияние хозяйственной деятельности на сток. Водоносность рек.


Озерные котловины, их преобразование и элементы. Происхождение озер, типы озерных котловин и их преобразование. Гидробиологические особенности озер. Водохранилища и основные особенности их гидрологического режима.


Происхождение болот. Морфология болот. Водный и тепловой режим болот. Влияние болот на речной сток. Распространение болот, их изучение и значение для народного хозяйства.


Снеговая линия как граница области с положительным балансом снега. Лавины. Образование и режим ледников. Типы и распространение ледников. Гидрологическое значение ледников.


Теория и гипотезы происхождения подземных вод. Классификация подземных вод по условиям их происхождения.


Понятие береговая зона. Использование ресурсов береговой зоны. Проблемы защиты берегов от размыва и реконструкции береговых линий.


Источники питания. Режим почвенной влаги. Режим грунтовых вод. Взаимосвязь речных и подземных вод.


Общие запасы воды на Земле. Состав водных ресурсов. Мероприятия по воспроизводству водных ресурсов.

Океан – кормилец человека. Полезные ископаемые. Океан как источник энергии.


Потери воды истощение водных ресурсов. Загрязнение вод морей и Мирового океана. Основные загрязняющие вещества и поставщики загрязнений. Определение степени загрязнения воды.

Рациональное использование поверхностных вод. Рациональное использование подземных вод. Меры по предотвращению истощения и загрязнения вод.

Контроль за состоянием поверхностных вод суши. Гидробиологические наблюдения за качеством вод и донных отложений. Организация наблюдений за состоянием вод морей и океанов.

Меры по охране вод от загрязнения и истощения. Правовая охрана водных ресурсов.


^ 12. Календарно-тематический план. Лекции:

Шифр и наименование модуля

Лекции №

Наименование

изучаемых вопросов

Кол-во

часов

Распределение по неделям

Литература



Примечание

1

2

3

4

5

6

7

Модуль 1.

«Основные сведения о дисциплине «Учение о геосистеме»


1

^ Цель и задачи дисциплины «Учение о геосистемах».

Понятие о науке «Учение о геосистеме». Основные этапы развития гидрологических исследований. Основные физические и химические свойства воды. . Круговорот воды в природе.

1

1

3,5,7,20

Лекционные демонстрации

2

^ Мировой океан и его части.

Распределение суши и воды по земному шару. Моря и их классификация. Подразделение Мирового океана на отдельные части. Донные отложения в океанах и морях. Состав морской воды. Происхождение морской воды и ее солености. Распределение солености на поверхности Мирового океана.

1

2

1, 2, 5, 7, 10, 20

слайд-лекция

3

Реки.

Река, ее притоки, речная система. Водоразделы. Питание рек. Водный режим. Формирование стока рек. Влияние геологического строения речного бассейна на сток. Влияние растительности и рельефа на речной сток. Влияние хозяйственной деятельности на сток. Водоносность рек.

1

3

1, 2, 5, 10, 12

Лекционные демонстрации

4

^ Озера и водохранилища.

Озерные котловины, их преобразование и элементы. Происхождение озер, типы озерных котловин и их преобразование. Гидробиологические особенности озер. Водохранилища и основные особенности их гидрологического режима.

1

4

2, 4, 10, 11, 14

Лекционные демонстрации

5

^ Происхождение болот, их морфология и типы.

Происхождение болот. Морфология болот. Водный и тепловой режим болот. Влияние болот на речной сток. Распространение болот, их изучение и значение для народного хозяйства.

1

5

1,2,6,5,9,11,12

Лекционные демонстрации

6

^ Ледники и их гидрологическое значение.

Снеговая линия как граница области с положительным балансом снега. Лавины. Образование и режим ледников. Типы и распространение ледников. Гидрологическое значение ледников.

1

6

5,10,13

Лекционные демонстрации

7

^ Основные представления о происхождении подземных вод.

Теория и гипотезы происхождения подземных вод. Классификация подземных вод по условиям их происхождения.

1

7

2,4,5

видео - лекция




8

^ Береговая зоны морей и океанов.

Понятие береговая зона. Использование ресурсов береговой зоны. Проблемы защиты берегов от размыва и реконструкции береговых линий.

1







видео-лекция




9

^ Питание и режим почвенных и грунтовых вод.

Источники питания. Режим почвенной влаги. Режим грунтовых вод. Взаимосвязь речных и подземных вод.

1







Лекционные демонстрации




^ Шифр и наименование модуля

Лекции №

Наименование

изучаемых вопросов

Кол-во

часов

Распределение по неделям

Литература



Примечание

1

2

3

4

5

6

7



Модуль 2.

«Рациональное использование и охрана водных ресурсов»


1

^ Водные ресурсы.

Общие запасы воды на Земле. Состав водных ресурсов. Мероприятия по воспроизводству водных ресурсов.

1

8

2,4,5,10,14

Лекционные демонстрации

2

^ Ресурсы Мирового океана и их использование.

Океан – кормилец человека. Полезные ископаемые. Океан как источник энергии.

1

9

2,4,5,10,14

Лекционные демонстрации

3

^ Истощение и загрязнение водных ресурсов.

Потери воды истощение водных ресурсов. Загрязнение вод морей и Мирового океана. Основные загрязняющие вещества и поставщики загрязнений. Определение степени загрязнения воды.

1

10

2,4,5,12

Лекционные демонстрации

4

^ Рациональное использование водных ресурсов, меры по предотвращению их истощения и загрязнения.

Рациональное использование поверхностных вод. Рациональное использование подземных вод. Меры по предотвращению истощения и загрязнения вод.

1

11

2,4,5,6,17

Лекционные демонстрации

5

^ Организация наблюдений и контроля за состоянием водных ресурсов.

Контроль за состоянием поверхностных вод суши. Гидробиологические наблюдения за качеством вод и донных отложений. Организация наблюдений за состоянием вод морей и океанов.

1

12

2,5,14,15,20

слайд - лекция

6

^ Основные мероприятия по охране водных ресурсов.

Меры по охране вод от загрязнения и истощения. Правовая охрана водных ресурсов.

1

13

2,5,14,15,20

слайд - лекция







ИТОГО

15












^ Практические занятия:

Шифр и наименование модуля

Практич. занятия



Наименование

изучаемых вопросов

Кол-во часов

Распределение по неделям

Литература



^ Форма контроля

Примечание

Модуль 1.

«Основные сведения о дисциплине «Учение о геосистеме»



1

1). Распространение воды на Земле.

2). Роль воды в природе и жизни человека.

3). Основные понятия: абляция; абразия; бентос; береговой припай; быстрина; битиаль; водопотребление; водный баланс Земли; тальвег; дрейф.

1

2

5,9,11

Практическая работа

Атласы, контурная карта. Справочная литература

2

1). Строение земной коры в области океанов.

2). Классификация морских отложений.

3) Основные понятия: Вскрытие рек, волок, верховье реки, верховодка, водосбор, гигрофилы, гигрофиты, гидрометцентр, гидатофиты.

1

3




Практическая работа

Справочная литература

3

1). Физико-географические характеристики речных бассейнов.

2). Движение воды в реках.

3). Основные понятия: дренаж, дамба, дельта, дивергенция, дол, дождемер, дрена, пойма, , зыбь, затон.

1

4




Практическая работа

Справочная литература

4

1). Течения в озерах.

2). Водные массы водохранилища.

3). Основные понятия: индекс влажности, инфильтрация, индекс сухости, инфильтрация, жесткость воды, испарение, исток, исчезающая река, капиллярная вода, литораль.

1

5




Практическая работа

Справочная литература

5

1). Термический режим, завмерзание и оттаивание болот.

2). Водное питание и водный баланс болот.

3). Основные понятия: мутность воды, нагон, мшара, мыс, микроирригация, навигация, низовье реки, нейстон, нектон, нунатаки,

1

6




Практическая работа

Справочная литература

6

Защита рефератов

1

6-7




Практическая работа

Справочная литература

7

1). Образование и режим ледников.

2). Основные понятия: хионосфера, хлорность воды, дейши, конжеляция, эстуарии, эхолот, экосистемы пресноводные ( 3 группы – лотические, заболоченные, лентические), зоопланктон, океанология, русло, реофилы, рифы, сейши, сгонно-нагонные явления, рукав.

1

8




Практическая работа

Справочная литература

8

1). Основные понятия: зандры, залив, заболачивание, зыбь, засуха, заиление малых рек, ирригация, избыточное увлажнение, расход воды, почвенная вода, плейстон, питание рек, паводок, пак.

1

9




Практическая работа

Справочная литература




^ Шифр и наименование модуля

Практич. занятия



Наименование

изучаемых вопросов

Кол-во часов

Распределение по неделям

Литература



^ Форма контроля

Примечание


Модуль 2.

«Рациональное использование и охрана водных ресурсов»


9

3). Основные понятия: лагуна, кислотные дожди, меандры, лимнология, лиман, мелиорация, минеральная вода, мель, модуль стока.

1

10

8,16

Практическая работа

Справочная литература

10

3). Основные понятия: обводнение, океанариум, органический мир океана, селевой поток, снегомерная съемка, термальные воды, тальвег, транспирация, трансгрессия, фреатофиты.

1

11

2,5,10

Практическая работа

Справочная литература

11

Контрольная работа по темам:

1). Мировой океан и его части.

2). Ресурсы Мирового океана и их использование.

3). Происхождение болот, их морфология и типы.

4). Ледники и их гидрологическое значение.

5). Истощение и загрязнение водных ресурсов.

6). Рациональное использование водных ресурсов, меры по предотвращению их истощения и загрязнения.

1

12

8,16,18

Практическая работа

Справочная литература

12

1) Водные ресурсы и водный баланс Республики Казахстан.

2). Основные загрязняющие вещества водных ресурсов.

3). Мониторинг водных ресурсов, качества и загрязнения воды.

1

12

8,15,16

Практическая работа

Справочная литература

13

1) Основные понятия: фреатофиты, цвет морской воды,

шельфовый ледник, шхеры, эхолот, конжеляция, Охрана вод, уровень моря, твердый сток, сублимация,

1

13

5,19,16,17

Практическая работа

Справочная литература

14

1). Основные понятия: плоскостная эрозия, очистка питьевой воды, опреснение морской воды, оросительная система, расход воды, поливные земли, регрессия, отмель, осушение.


1

14

5,16,19

Практическая работа

Справочная литература

15

1). Правовая охрана водных ресурсов Восточно-Казахстанский области.

2). Загрязнение вод р.Иртыш, р.Ульба.

1

15

4,6

Практическая работа

Справочная литература

ИТОГО

15












^


  1. График изучения материалов для подготовки к занятиям

График самостоятельной работы студентов

№ п/п

Тема занятий

Задание на СРС и СРСП

Цель и содержание заданий на СРС и СРСП

Рекомендуемая литература



^ Форма контроля

Срок сдачи

Максим.

балл



Цель и задачи дисциплины «Учение о геосистемах». Источники загрязнения гидросферы.

Изучить историю развития дисциплины «Учение о геосистемах»

1). Понятие о науке «Учение о геосистеме».

2). Основные этапы развития гидрологических исследований.

3). Основные физические и химические свойства воды.

4). Круговорот воды в природе.

2 (11-50)

5 (3-16)

11 (3-30)

доклад

1

2,8



Мировой океан и его части.


Выучить основные понятия и термины дисциплины

Вода, воды суши, влажность, водоем,

гидрографическая сеть, протока, пролив, залив, зандры, забереги, зажор, дренаж, заиление, осушение, мелиорация, гидрология, зарегулированный сток,

водные ресурсы, гидрометцнтр, гидроэлектростанция, водоразделы, водоносность рек.

2 (50-81)

5 (16-46)


доклад

2

2,8





Реки.

Изучить основные понятия

1). Река, ее притоки, речная система.

2). Питание рек. Водный режим.

3). Формирование стока рек.

4). Речная долина. 5) Русло реки. 6). Исток

7). Речной бассейн. 8). Водосбор.


2 (534-574)

5 (46-59)


доклад

3

2,8

4.



Озера и водохранилища.



Рассмотреть озерные котловины, их преобразование и элементы


1). Происхождение озер, типы озерных котловин и их преобразование.

2). Гидробиологические особенности озер. 3). Водохранилища и основные особенности их гидрологического режима.



2 (558-574)

5 (60-76)

11 (246-275)



Доклад

4

2,8

5.

Происхождение болот, их морфология и типы.


Изучить морфологию болот и его влияние на речной сток

1). Происхождение болот.

2). Водный и тепловой режим болот.

3). Распространение болот, их изучение и значение для народного хозяйства.

5 (84-120)

доклад

реферат

6

2,8

10




6.

Ледники и их гидрологическое значение.


Охарактеризовать гидрологическое значение ледников.

1). Снеговая линия как граница области с положительным балансом снега.

2). Образование и режим ледников.

3). Типы и распространение ледников.

4). Гидрологическое значение ледников.

5 (120-135)

доклад реферат

7

2,8

10

7.

Основные представления о происхождении подземных вод.



Изучить гипотезу происхождения подземных вод.

1). Теория и гипотезы происхождения подземных вод.

2). Классификация подземных вод по условиям их происхождения.

5 (135-149)

доклад

8

2,8

8.

Береговая зоны морей и океанов.


Рассмотреть проблемы береговой зоны.


1). Использование ресурсов береговой зоны.

2). Проблемы защиты берегов от размыва и реконструкции береговых линий.

5 (149-194)

доклад

9

2,8

9.

Питание и режим почвенных и грунтовых вод.


Изучить Взаимосвязь речных и подземных вод.

1). Источники питания.

2). Режим почвенной влаги.

3). Режим грунтовых вод.

5 (195-240)

доклад

10

2,8

10.

Водные ресурсы.


Изучить особенности образования водных ресурсов

1). Общие запасы воды на Земле. 2). Состав водных ресурсов. 3). Мероприятия по воспроизводству водных ресурсов.

5 (253-281)

доклад Контроль. работа

11

2,8

8

11.

Оптические и акустические свойства морской воды


Рассмотреть свойства воды.

1). Прозрачность 2). Цвет моря.

3). Свечение и цветение моря

4). Распространение звука в морской воде.

5 (283-292)

Доклад


12

2,8


12.

Истощение и загрязнение водных ресурсов.


Изучить воздействие антропогенного фактора на водные ресурсы

1). Потери воды истощение водных ресурсов. 2). Загрязнение вод морей и Мирового океана. 3). Основные загрязняющие вещества и поставщики загрязнений. 4). Определение степени загрязнения воды.

5 (292-311)

доклад

13

2,8

13.

Рациональное использование водных ресурсов, меры по предотвращению их истощения и загрязнения.

Изучить комплексность состава загрязнения водных ресурсов.

1). Рациональное использование поверхностных вод. 2). Рациональное использование подземных вод. 3). Меры по предотвращению истощения и загрязнения вод.

5 (311-318)


доклад


14

2,8

14.

Организация наблюдений и контроля за состоянием водных ресурсов.


Изучить методику экологического мониторинга

1). Контроль за состоянием поверхностных вод суши. 2). Гидробиологические наблюдения за качеством вод и донных отложений. 3). Организация наблюдений за состоянием вод морей и океанов.

5 (318-331)

доклад

15

2,8

15.

Основные мероприятия по охране водных ресурсов.


Рассмотреть основные меры по охране водных ресурсов.

1). Меры по охране вод от загрязнения и истощения. 2). Правовая охрана водных ресурсов.














ИТОГО СРС - 15ч., СРСП – 15 ч




14. Литература:

    • Основная литература:

  1. Алекин О.А. Основы гидрохимии. Л. Гидрометеоиздат, 1970

  2. Алпатьев А.М. Влагообороты в природе и их преобразование. Л. Гидрометоиздат, 1969.

  3. Великанов М.А. Гдрология суши. Изд. 4. Л. Гидрометеоиздат, 1964.

  4. Львович М.И. Человек и воды. М.,Географиз, 1963. .

  5. Чеботарев А.И. Общая гидрология (воды суши). Л. Гидрометеоиздат, 1964.

  6. Алекин О.А. Химия океанов. Л. Гидрометеоиздат, 1970.

  7. Истошин Ю.В. Океанология. Л. Гидрометеоиздат, 1969.

  8. Муравеский С.Д. Реки и озера. Гидробиология. Сток. М., 1960.

  9. Тушинский Г.К., Ледники, снежники, лавины Советского Союза. М., 1963. 311 с.

  10. Голубев Г.Н. Гидрология ледников. Л., 1976. 247 с.

  11. Великанов М.А. Гдрология суши. Л., 1964., 403 с.

  12. Разумихин Н.В. Природные ресурсы и их охрана. Л. 1987. 266 с.

  13. Иванов К.Е. Гидрология болот. Л. 1953. 238 с.

  14. Гарвей Джон. «Атмосфера и океан» наша жидкая окружающая среда / Дж.Гарвей: пер. с англ., А.Ю.Краснопевцова, А.Е.Сузюмова. М.Просвещение, 2 1982.

  15. Калинин Г.П. Проблемы глобальной гидрологии. Л., 1968. 337с.

    • Дополнительная литература:

  1. Авакян А.Б., Салтанкин В.П., Шарапов В.А. Водохранилища. М., 1987. 325 с.

  2. В.А. Кирюхин, А.И.Коротков, А.Н.Павлов. Общая гидрология. Изд.Недра, 1988.

  3. Дончева А.В. и др. Ландшафтная индикация природной среды. М. 1992. -170с.

  4. Львович М.И. Вода и жизнь. М., 1986. 254 с.

  5. Иванов К.Е. Водообмен в болотных ландшафтах. Л. 1975. 280с.

  6. Хатчинсон Д.Э. Лимнология. М., 1953. 591 с.

  7. Бисвас А.К. Человек и вода. Из истории гидрологии/ пер. с англ.. Л., 1975. 288 с.

  8. Лебедев А.Ф. Почвенные и грунтовые воды. М.-Л., Изд. АН СССР, 1936 г.

  9. Попов О.В. Подземное питание рек. Л.Гидрометеоиздат, 1955.

  10. Аполлов Б.А. Учение о реках. Изд. МГУ, 1963.

  11. Интернет – источники.


^ 15. Информация по оценке.

Шкала баллов по КСО

1 кредит

2 кредит

3 кредит

4 кредит

5 кредит

Экзамен


Баллы


Оценка буквенная


Процентное

содержание


Традиционная оценка

Баллы

в %-тах (макс 60)

Баллы

в %-тах

(макс 40)

Баллы

в %-тах

(макс 20)

Баллы

в %-тах (макс 15)

Баллы

в %-тах (макс 12)

Баллы

в %-тах (макс40)

60-57

30-28,5

20-19

15-14,2

12-11,4

40-38

4,0

A

95-100

отлично

56,9-54

28,4-27

18,9-18

14,1-13,5

11,3-10,8

37,9-36

3,67

A-

90-94

53,9-51

26,9-25,5

17,9-17

13,4-12,7

10,7-10,2

35,9-34

3,33

B+

85-89


хорошо

50,9-48

25,4-24

16,9-16

12,6-12

10,1-9,6

33,9-32

3,0

B

80-84

47,9-45

23,9-22,5

15,9-15

11,9-11,2

9,5-9

31,9-30

2,67

B-

75-79

44,9-42

22,4-21

14,9-14

11,1-10,5

8,9-8,4

29,9-28

2,33

C+

70-74


удовлет-но

41,9-39

20,9-19,5

13,9-13

10,4-9,7

8,3-7,8

27,9-26

2,0

C

65-69

38,9-36

19,4-18

12,9-12

9,6-9

7,7-7,2

25,9-24

1,67

C-

60-64

35,9-33

17,9-16,5

11,9-11

8,9-8,2

7,1-6,6

23,9-22

1,33

D+

55-59

32,9-30

16,4-15

10,9-10

8,1-7,5

6,5-6

21,9-20

1,0

D

50-54

29,9-0

14,9-0

9,9-0

7,4-0

5,9-0

19,0-0

0

F

0-49

неудовлет-но

^ 16. Политика выставления баллов.

Согласно учебного плана предусмотренной Государственным стандартом всего аудиторных часов – 45. Лекция – 15 часов, СРСП – 15 часов, самостоятельная работа студентов – 15 часов.

- За посещаемость курса экология - ^ 2 балла – посещение одного занятия 0,34 балла;

- Конспект лекций и семинарских – 6 балла – (запись одной лекции - 0,4).

- Контрольная работа – 8 баллов (За весь период изучения курса «Экология» будет 2 к/р по пройденным темам, каждая из них будет оцениваться по 4 балла);

- Защита рефератов – 8 баллов (введение с указанием цели, задачи и актуальности – 2 балла, содержание – 6 баллов);

- Промежуточный рубежный контроль (тестирование) – 10 баллов (в тесте 40 вопросов, четыре правильных ответа 1 балл);

- Коллоквиум – 10 баллов (3 вопроса по пройденным темам лекций - один правильный ответ – 3,33 балла);

- Выполнение семинарских и практических заданий – 15 баллов - (1б алл).

- Курс «Учение о геосистемах» завершается экзаменом – 40 баллов. Экзамены принимаются по билетам

(билет содержит 3 вопроса – один правильный ответ – 13,33 балла).

Штрафные и поощрительные баллы предусматриваются.


^ 17. Политика курса.

Студент должен соблюдать следующие требования:

-не опаздывать на занятия;

-вести конспекты лекций;

-вести записи подготовительного материала для СРСП и СРС;

-активно участвовать в учебном процессе;

-выполнять задания не позднее установленного срока, в случае несвоевременной сдачи

учебных работ преподаватель имеет право не принимать работу;

-каждые два опоздания на занятия (лекции или другие формы работы) приравниваются к

одному пропуску занятий;

-аккуратно оформлять письменные работы любого рода;

Вести конспеты прочитанных текстов;

- конспект научных работ должен быть представлен в рукописном варианте с изложением

основных положений работы, объем конспекта не должен быть меньше 5-6 страниц;

- при ответе на тестовые задания не должно допускаться помарок и исправлений;

- знать основные термины изучаемого курса;

- при подготовке к круглому столу студент должен ориентироваться в материале и давать полный ответ на поставленный вопрос;

- за каждое нарушение установленных требований может сниматься 0,1 балл.

Бакалавр-эколог должен:

- основные понятия и термины, цели и задачи курса «Учение о геосистемах»;

- ;

- функционирование источников загрязнения окружающей среды;

- основные нормативы оценки качества гидросферы.

- проводить изучение и выявление различных водных аномалий, эколого-геохимическую оценку компонентов биосферы и принимать меры по предупреждению их загрязнения.

- теоретические и практические навыки по выявлению, предотвращению причин и последствий деградации компонентов биосферы, вызванными различными факторами окружающей среды, способность проводить и давать оценку загрязнения гидросферы.


    1. Перечень вопросов и тем по формам контроля:

    • Перечень вопросов к экзамену:

1. Понятие о науке «Учение о геосистеме». Основные этапы развития гидрологических исследований.

2. Основные физические и химические свойства воды.

3. Круговорот воды в природе.

4. Распределение суши и воды по земному шару.

5. Моря и их классификация.

6. Подразделение Мирового океана на отдельные части.

7. Донные отложения в океанах и морях.

8. Состав морской воды. Происхождение морской воды и ее солености.

9. Распределение солености на поверхности Мирового океана.

10. Река, ее притоки, речная система. Водоразделы.

11. Питание рек. Водный режим. Формирование стока рек.

12. Влияние геологического строения речного бассейна на сток.

13. Влияние растительности и рельефа на речной сток.

14. Влияние хозяйственной деятельности на сток. Водоносность рек.

15. Озерные котловины, их преобразование и элементы.

16. Происхождение озер, типы озерных котловин и их преобразование.

17. Гидробиологические особенности озер.

18. Водохранилища и основные особенности их гидрологического режима.

19. Происхождение болот. Морфология болот.

20. Водный и тепловой режим болот.

21. Влияние болот на речной сток.

22. Распространение болот, их изучение и значение для народного хозяйства.

23. Снеговая линия как граница области с положительным балансом снега. Лавины.

24. Образование и режим ледников. Типы и распространение ледников.

25. Гидрологическое значение ледников.

26. Теория и гипотезы происхождения подземных вод.

27. Классификация подземных вод по условиям их происхождения.

28. Понятие береговая зона. Использование ресурсов береговой зоны.

29. Проблемы защиты берегов от размыва и реконструкции береговых линий.

30. Источники питания.

31. Режим почвенной влаги, грунтовых вод.

32. Взаимосвязь речных и подземных вод.

33. Общие запасы воды на Земле.

34. Состав водных ресурсов.

35. Мероприятия по воспроизводству водных ресурсов.

36. Океан – кормилец человека.

37. Полезные ископаемые.

38. Океан как источник энергии.

39. Потери воды истощение водных ресурсов.

40. Загрязнение вод морей и Мирового океана.

41. Основные загрязняющие вещества и поставщики загрязнений.

42. Определение степени загрязнения воды.

43. Рациональное использование поверхностных вод.

44. Рациональное использование подземных вод.

45. Меры по предотвращению истощения и загрязнения вод.

46. Контроль за состоянием поверхностных вод суши.

47. Гидробиологические наблюдения за качеством вод и донных отложений.

48. Организация наблюдений за состоянием вод морей и океанов.

  1. Меры по охране вод от загрязнения и истощения. Правовая охрана водных ресурсов.

  2. Проблема утилизации отходов.




    • Темы рефератов:

  1. Роль воды в природе и хозяйственной деятельности людей

  2. Истощение и загрязнение водных ресурсов

  3. Загрязнение Мирового океана

  4. Жизнь в океанах и морях

  5. Гидрология водохранилищ

  6. Течения в Мировом океане, их влияние на климат

  7. Правовая охрана водных ресурсов

  8. Вода и растения

  9. Проблемы питьевого водоснабжения по Республике Казахстан

  10. Водные ресурсы Восточного Казахстана

  11. Водные ресурсы Республики Казахстан

  12. Методы очистки сточных вод

  13. Вода и человек

  14. Гидроэнергетика и орошение

  15. Источники загрязнения р. Иртыш

  16. Источники загрязнения р. Ульба

  17. Физические и химические свойства воды

  18. Природные льды и снег

  19. Мировой океан как среда обитания живых организмов

  20. Взаимодействие атмосферы и Мирового океана

  21. Экологическое состояние оз. Балхаша

  22. Экологическое состояние Каспийского моря

  23. Законы регулирования рационального использования водных ресурсов в Казахстане

Требования к оформлению реферата

- необходимый фактический материал для составления реферата берется из рекомендованных литературных источников. Кроме этого студенты самостоятельно проводят поиск необходимой литературы. В случае отсутствия рекомендованных литературных источников необходимо заранее предупредить преподавателя.

- для выполнения реферата дается 2-3 недели

(и более) листов. Параметры страниц – сверху и снизу – 2 см, слева – 3 см, справа – 1 см.

Реферат сдается в обложке или в файле.




  1. Основные термины дисциплины « Учения о геосистемах».

  2. Природные компоненты окружающей среды.

  3. Водное питание и водный баланс.

  4. Движение воды и распределение воды в реках

  5. Источники питания рек

  6. Формирование паводков и передвижение паводочной волны в русле реки

  7. Формирование стока рек

  8. Влияние почвы на сток

  9. Основные особенности формирования устьев рек и их типы

  10. Нарастание толщины льда на реках.

  11. Распространение воды на Земле

  12. Способы очистки воды

  13. Мониторинг водных ресурсов

  14. Законы регулирования рационального использование и охрана водных ресурсов в Казахстане

  15. Причины истощения и загрязнения воды

  16. Состав природной воды

  17. Мировой океан как среда обитания живых организмов

  18. Мероприятия по защите поверхностных вод от загрязнения

  19. Экологические последствия загрязнения гидросферы

  20. Причины экологической катастрофы Аральского моря.

Рекомендации по выполнению контрольных работ: Содержание контрольных работ берется из рекомендованных литературных источников, лекционных и семинарских заданий. Работа выполняется рукописно в отдельной тетради или на листе формата А4 разборчиво с полями как при написании реферата с обложкой и титульным листом.


Абиссальная область, абиссаль - водная масса и дно океанов и морей на глубинах 2500-6000 м., занимает ¾ площади Мирового океана. Абразия – разрушение волнами берегов морей, озер, водохранилищ. Абсолютная влажность – содержание водяного пара. Абляция – уменьшение массы ледника или снежного покрова путем таяния, испарения и механического разрушения (ветровой снос, отделение айсбергов и пр.) Акватория – 1). участок поверхности моря, океана, озера, водохранилища; 2) вообще водная поверхность, в отличие от территории суши. Аллювий, аллювиальные отложения – наносы, отлагаемые водными потоками в речных долинах. Банка – часть морского дна, над которой глубины значительно меньше окружающих. Бассейн – часть земной поверхности, с площади которой воды стекают в реку. Батометр – прибор для взятия проб воды с заданной глубины. Берег - полоса суши, примыкающая к береговой линии моря, озера, реки. Бифуркация рек – разделение реки и ее долины на две ветви, которые в дальнейшем не сливаются и образуют самостоятельные устья. Быстрина – суженный участок русла реки с уступами и поверхностями на дне или же с крутым уклоном, вследствие чего течение в реке становится в этом месте быстрым и бурным. Бухта – небольшая, впадающая в сушу часть моря, залива, озера, водохранилища, более или менее обособленная береговыми мысами или островами. Верховодка – сезонная вода, безнапорный горизонт подземных вод, залегающий наиболее близко к земной поверхности и не имеющий сплошного распространения. Верховье реки – верхний участок реки от истока или места слияния двух ручьев, рек до места, где ослабевает преобладающая в верховье глубинная эрозия. Взморье, прибрежье – мелководная часть моря, прилегающая к берегу, вообще приморская полоса суши. Волок – водораздельный участок между верховьями двух рек, близко сходящихся в своих истоках, по которому в старину «волочили» суда от одной реки к другой. Вскрытие рек – процесс разрушения ледяного покрова под воздействием тепла и механических сил, возникающих в результате интенсивного притока воды. Гидрология – наука, изучающая природные воды гидросферы. Гидрология суши – наука о явлениях и процессах, происходящих в поверхностных водах суши – реках, озерах, водохранилищах, болотах, ледниках. Гидрометцентр, Гидрометеорологический научно-исследовательский центр – основное научное, методическое и оперативное учреждение, обеспечивающее все отрасли народного хозяйства метеорологическим (прогноз погода), гидрологическими и агрометеорологическим прогнозами. Гигрофилы – животные организмы, приспособленные к жизни в условиях большой влажности. Это лягушки, жабы, дождевые черви, слизни и др. Гигрофиты – растения влажных местообитаний (лугов, болот, низких берегов рек и озер). Гидросфера – водная оболочка Земли (между атмосферой и твердой земной корой) представляющая собой совокупность океанов, морей, поверхностных вод суши, а также подземных вод и льдов, занимающих вместе около 71 % земной поверхности. Гидрофиты - растения, развитие которых связано с водной средой. Различают Г.: 1) во взвешенном состоянии или плавающие на ее поверхности; 2) укореняющиеся на дне водоемов и целиком погруженные в воду; 3) прикрепленные в почве растения, лишь частично погруженные в воду (тростник, камыш). Многие из них участвуют в процессе зарастания водоемов.

^ Гляциология – наука о льдах во всех формах их образования: ледниках, ледяном покрове водоемов, снежном покрове и подземных льдах. Годовой сток – количество воды, протекающие за год через живое сечение русла реки, выраженное в м2 или км3. Губа – поморское название далеко впадающихся в сушу морских заливов и бухт. Дамба – гидротехническое сооружение ( обычно каменное или бетонное). Д. сооружают для защиты речных и морских прибрежных низменностей от затопления, ограждения каналов, соединения гидротехнических сооружений, расположенных на воде, с берегами, для направления потока с целью регулирования и выправления русел рек. Драга –приспособление для взятия проб донных отложений. Состоит из металлической рамы с ножками для срезания и сбора организмов, живущих на грунте (бентос), и сетчатого мешка, прикреплен-ного к ней. Дрена – подземный водоток, обычно труба или полость, закладываемая в грунте с целью сбора почвенно-грунтовых вод при избыточном увлажнении для понижения их уровня. Дренаж – 1). способ осушения излишне увлажненных земель при помощи подземных водопроницаемых труб (дрен) или колодцев с целью снижения уровня грунтовых вод. В дренажную сеть также включают и открытые осушительные каналы (канавы). 2) процесс отвода подземных вод системой естественных водотоков.

programma-disciplini-strategicheskij-menedzhment-v-gosudarstvennom-upravlenii-dlya-napravleniya-081100-68-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie-avtor-k-soc-n-docent-klimova-a-v.html
programma-disciplini-strategicheskoe-upravlenie-infrastrukturoj-korporacii-dlya-napravleniya-080500-68-menedzhment-podgotovki-magistra-avtor-solovev-m-m-doktor-tehn-nauk-professor.html
programma-disciplini-strategii-v-menedzhmente-marketingovie-strategii-i-razvitie-biznesa.html
programma-disciplini-strategiya-protivodejstviya-korrupcii-na-gosudarstvennoj-i-municipalnoj-sluzhbe-specialnost-080504-65-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie-dlya-napravleniya-podgotovka-specialista.html
programma-disciplini-stroitelnoe-pravo-dlya-specialnosti-30501-65-yurisprudenciya-podgotovki-specialista.html
programma-disciplini-sudebnaya-ekspertiza-dlya-specialnosti-030501-65-yurisprudenciya-podgotovki-specialista-avtor-programmi-d-yu-n-professor-a-v-nesterov.html
  • control.bystrickaya.ru/eksterer-i-stati-laek-sdavnih-vremen-ohota-yavlyalas-osnovnim-zanyatiem-mnogih-narodov-i-plemen-naselyavshih-beskrajnie.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-kruzhka-yazik-v-rechevom-obshenii.html
  • bukva.bystrickaya.ru/odnosekcionnij-krupnopanelnij-zhiloj-5-etazhnij-dom-s-tremya-kvartirami-na-etazhe.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obyavlenie-o-provedenii-otkritogo-konkursa-na-zameshenie-vakantnoj-municipalnoj-dolzhnosti-municipalnoj-sluzhbi-administracii-goroda-zheleznogorska.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnie-pokazateli-promishlennosti-kniga-rasschitana-na-uchenih-i-prakticheskih-rabotnikov-interesuyushihsya-problemami.html
  • occupation.bystrickaya.ru/novij-zavod-knauf-obespechit-severo-zapad-gipsokartonom-stranica-6.html
  • grade.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-pravil-zemlepolz-ovaniya-i-zastrojki-goroda-penzi.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/referat-na-temu-vozmozhnosti-statinov-v-profilaktike-ishemicheskoj-bolezni-serdca.html
  • credit.bystrickaya.ru/ostanovka-chasov-posle-poyavleniya-nlo-kniga-iii.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-disciplini-upravlenie-operacionnimi-riskami-dlya-napravleniya-080500-68-biznes-informatika-podgotovki-magistra-2-kurs.html
  • tests.bystrickaya.ru/mertvoe-more-sobranie-sochinenij-m-centrpoligraf-2001.html
  • student.bystrickaya.ru/-5-otnoshenie-russkogo-imperatora-k-russkoj-cerkvi-smolich-i-k-istoriya-russkoj-cerkvi-1700-1917-gg.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/krspe-1-aza-hali-pedagogikasindai-ebek-trbiesn-teoriyasi.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/aleksandr-mosolov-i-ego-fortepiannaya-muzika.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chast-iv-gde-oni-pryachutsya-prishelci-oni-uzhe-zdes.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/bertolt-breht-dobrij-chelovek-iz-sichuani.html
  • doklad.bystrickaya.ru/urok-razvitiya-rechi-tema-uroka-sredstva-sozdaniya-hudozhestvennogo-obraza-v-hudozhestvennom-tekste.html
  • literature.bystrickaya.ru/elektivnij-kurs-s-elementami-kraevedeniya-estestvenno-nauchnij-profil-ivanova-marina-fyodorovna-uchitel-geografii-i-biologii-zam-direktora-po-uvr.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-why-not-marry-a-foreigner.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-sleng-molodyozhi-vchera-i-segodnya.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-elektricheskie-i-elektronnie-apparati.html
  • essay.bystrickaya.ru/doklad-o-polozhenii-del-s-korrupciej-v-mire-za.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-o-hode-realizacii-federalnoj-celevoj-programmi-razvitie-fizicheskoj-kulturi-i-sporta-v-rossijskoj-federacii-na-2006-2015-godi.html
  • education.bystrickaya.ru/1-nari-ekonomika-zhjesnde-ebekai-tleud-jimdastirudi-teoriyali-nepzder.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nadezhda-po-tvoyata-blednost-imprimatur-secretum-veritas-misterium.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-4-rabota-v-pare-pri-zaklyuchenii-sdelki-kak-specialist-po-zaklyucheniyu-sdelok-dobivaetsya-rezultata.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vladimir-tarasov-iskusstvo-upravlencheskoj-borbi-politehnika-stranica-21.html
  • learn.bystrickaya.ru/gomer-i-gogol-lev-uspenskij-ti-i-tvoe-imya.html
  • lesson.bystrickaya.ru/missiya-i-videnie-ministerstva-finansov-respubliki-kazahstan-strategicheskij-plan-razvitiya-ministerstva-finansov.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-hanti-mansijskogo-avtonomnogo-okruga-yugri-po-stabilizacii-situacii-na-rinke-truda-na-territorii-hanti-mansijskogo-avtonomnogo-stranica-6.html
  • notebook.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-36-687-20-sentyabrya-2010-g-stranica-2.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-3-obshaya-teoriya-sudebnoj-ekspertizi-ee-konceptualnie-osnovi-issledovanie-dokumentov-odin-iz-vazhnejshih-razdelov.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rasskaz-o-supermarafone-v-invalidnih-kolyaskah-moskva-kiev-krivoj-rog-stranica-5.html
  • abstract.bystrickaya.ru/32-konkurentnie-preimushestva-goroda-6-strategicheskaya-cel-razvitiya-goroda-18.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vizit-v-donntu-predstavitelej-universitetov-polshi.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.