.RU

Программа одобрена на заседании методического объединения


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 10


Программа одобрена на заседании

методического объединения

учителей общественных дисциплин,

Протокол № __ от ________ 200 _года

Председатель МО_________________

Маринченко Л.Я.

УТВЕРЖДЕНО

Протокол № __ заседания

Научно-методического Совета

От ______________ 200 _года

Председатель НМС_______________

Титаренко А.И.


Авторизованная программа «Мой выбор» профильной ориентации учащихся

5, 6, 7, 8 классов в рамках ранней предпрофильной подготовки и профильной ориентации учащихся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки.


Составитель:

Редька Наталья Владимировна,

школьный педагог-психолог


П. Ахтырский

2008 год


^ Пояснительная записка


Вопрос выбора профиля обучения для старшеклассника есть вопрос выбора будущей профессии и приложения своих сил в определенной сфере общественно-полезной деятельности. Проблема осмысленности, полноценности существования и даже личного счастья непосредственно связана с ролью профессионального труда в жизни человека.

Выбор направленности обучения, связанного с построением жизненного пути, приходится на старший школьный возраст, 14-17 лет. Именно в это время возникают ведущие потребности, происходит дифференциация интересов, появляются основания для выделения жизненных ценностей, совершаются первые профессиональные пробы.

Специальной задачей предпрофильной работы является исследование учащихся с целью выявления изменяющихся особенностей их возрастного и социального развития.

Для подростка наиболее актуальна проблема планирования своей дальнейшей жизни, проблема социального, жизненного, профессионального и личностного самоопределения.

Е.А. Климов выделил несколько стадий развития профессионального самоопределения: В 11-12 лет интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа, способности планировать свою деятельность. С 11-12 до 14-18 лет – стадия подготовки к жизни, труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути, поэтому в этом возрасте есть необходимость профильной ориентации, направленной на обследование учащимися с целью выявления их предпочтений и возможностей на обследование учащихся с целью выявления их предпочтений и возможностей для более обоснованного выбора профиля дальнейшего обучения и создания условий для повышения готовности подростков к самоопределению в целом.

Совокупный характер субъекта профессионального самоопределения определяется тем, что кроме самого подростка на его важные жизненные выборы оказывают сильное влияние родители, сверстники, различные специалисты (педагоги, психологи). Родителей подростков все больше и больше начинает волновать будущее детей, связанное с выбором профессии и места дальнейшего образования. Поэтому с родителями обсуждаются возможные перспективы профессионального определения школьников на родительских собраниях: обсуждаются вопросы, связанные с выбором вариантов предпрофильной и профильной подготовки в школе, информируются о профориентационной работе, которая ведется в школе. Организуются родительские лектории по вопросам профориентации.

Авторизованная программа «Мой выбор» составлена на основе Программы курса профессиональной ориентации в общеобразовательной школе «Выбор профессии» Краснодар 2005 год и Программы «Твоя профессиональная карьера».

Настоящая программа рассчитана на 5 лет обучения на 153 часа: 5 класс-34 часа, 6 класс-34 часа, 7 класс – 34 часа, 8 класс – 34 часа, 9 класс – 17 часов и предусматривает изучение основ выбора профессии, формирование профессиональных планов в выбранной деятельности.

^ ЗАДАЧИ КУРСА:

  1. Повышение уровня психологической компетентности учащихся в планировании своего профессионального будущего за счет обеспечения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия.

  2. Формирование положительного отношения к себе, чувства изначальной ценности собственной индивидуальности, уверенности в своих способностях, в частности, применительно к реализации себя в будущей профессии.

  3. Ознакомление со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях конкуренции кадров.

В результате изучения курса учащиеся должны понять значение профессионального самоопределения, сформировать представления о требованиях к составлению профессионального плана, освоить правила выбора профессии, получить представление о профессиях и профессиональной деятельности, понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофиологических и психологических возможностях человека и степени соответствия его эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей.

Итогом курса должен явиться выбор учащимися профиля дальнейшего обучения на основании самопознания. По результатам проведенного психофизического исследования рекомендуется профиль дальнейшего обучения, для этого применяются следующие методики:

  1. Школьный тест умственного развития. ЦЕЛЬ: определить уровень предметного интеллекта.

  2. Изучение самооценки:

А) тест Дембо-Рубинштейна;

Б) тест-опросник для определения уровня самооценки (С.В. Ковалев)

3. Дифференциально – диагностический Опросник (Е.А. Климов)

ЦЕЛЬ: определение предпочтительных сфер труда по группам профессии: «человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «человек-знак», «человек-художественный образ».

  1. Теппинг-тест Ильина. ЦЕЛЬ: тип нервной системы.

    1. Опросник Айзенка. ЦЕЛЬ: особенность темперамента.

    2. Опросник Шмишека. ЦЕЛЬ: тип акцентуации характера.

    3. Тип личностной направленности (Дж. Холланд). ЦЕЛЬ: изучение преобладающего типа личностной направленности в профессиональной деятельности.

    4. Мотивы выбора профессии (С.С. Гриншпун) ЦЕЛЬ: исследование причин выбора профессии школьниками, структуры их мотивационной сферы.

    5. Методика «Профиль». ЦЕЛЬ: выявление направления профессиональной деятельности, к которой есть интерес.

    6. Опросник профессиональных склонностей. ЦЕЛЬ: определить тип профессиональных склонностей.

    7. Опросник типа мышления. ЦЕЛЬ: определение типа мышления.

В отечественной психологии хорошо известно положение о том, что достигнутый субъектом уровень умственного развития в значительной мере определяется сложившимися у него формами мыслительной деятельности (Л.С. Выгодский).

Очень часто учителя, да и сами дети, бывают, недовольны результатами обучения в школе. Кто-то смиряется с ситуацией, некоторые пробуют ее объяснить, списывая проблемы на усложненность программ, невнимание или слабую подготовку ребенка, неспособность детей к эффективному и качественному усвоению материала. Кроме этого проходя сложный путь социализации ребенок подвергается частым воздействиям окружающей действительности, которая выступает как стрессор длительного действия, истощающий запас адаптационной энергии.

В связи с этим прослеживается необходимость внедрения уроков психологического развития на этапе младшего подросткового возраста (5-6 класс), направленных на обеспечение необходимого уровня психологического развития, повышение адаптивных возможностей организма обучающихся.

В последнее время, все больше число ученых сходится во мнении, что начинать надо с развития познавательных способностей детей, обеспечивающих высокий уровень обучаемости, восприимчивости к обучению, кроме этого особое внимание уделяется процессу адаптации обучающихся при поступлении в начальную школу, при переходе из начального звена в основное. Процесс адаптации предполагает:

В связи с этим прослеживается необходимость ведения предпрофильной подготовки на этапе 2 ступени обучения (5-6 класс), направленного на обеспечение развития уровня психологического развития, повышения адаптивных возможностей организма обучающихся на каждом возрастном этапе развития. Психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии и самосовершенствованию, понимание интересов, мотивов, чувств и потребностей окружающих людей, умение строить спои отношения с окружающими, уважая их права, и отстаивать свои права конструктивным способом — все это относится к необходимым компонентам личности гражданина демократического общества.

^ Первая часть программы составлена на основе программы Н.П. Локаловой “Уроки психологического развития в школе” и носит название “Уроки психологического развития для обучающихся 5-х классов”. В данной программе внесены изменения в тематическое планирование, за счет расширения часов .

^ Вторая часть программы содержит программу классных часов: “Часы общения. Я+ Ты” для учащихся 6-х классов. Данные уроки направлены на психологическую поддержку младших подростков в ситуации эмоционального напряжения. Для отслеживания динамики интеллектуального, психоэмоционального развития обучающихся 6-х классов используется комплекс диагностических мероприятий, позволяющий отследить наличие или отсутствие динамики в развитии обучающихся.

Диагностическое изучение проводятся в два этапа: на начало и конец учебного года в 5-х, 6-х классах, а также с вновь прибывшими детьми в течение учебного года. По итогам изучения проводится мониторинг общего развития обучающихся.

Диагностическое изучение составлено из комплекса диагностических батарей с учетом возрастных и психоэмоциональных особенностей детей младшего подросткового возраста.

Уроки психологического развития для обучающихся 5-х классов” содержат задания, которые выполняются в игровой форме. Данный прием позволяет поддерживать интерес к работе у обучающихся 5-6 классов. На уроках психологического развития не ставятся отметки, хотя оценивание происходит, в результате чего, ученики избавляются от “отметочной психологии”, у них формируется отношение к этим урокам как средству развития своей личности.

Уроки психологического развития имеют определенную структуру организации: вводная часть, основная и заключительная часть

Задачами вводной части являются создание у обучающихся положительного эмоционального фона, хорошего настроения и подготовка внимания, мелкой моторики к работе в основной части.

Содержание основной части урока является целенаправленное развитие, прежде всего мышления – его отдельных процессов и качеств (классификации, обобщения, установления закономерностей, анализа, синтеза, гибкости). Другими развиваемыми психологическими процессами являются память, внимание, воображение, пространственные представления, внутренний план действий. В качестве важной составляющей основной части уроков психологического развития 5-го класса, выступает развитие личностных характеристик обучающихся: осознание разных видов поведения, положительных и отрицательных личностных качеств, формирование понимания о допустимых формах вербальных реакций в конфликтных ситуациях.

В системе заданий реализован принцип “спирали”, то есть, возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности.

Задача заключительной части урока состоит в подведении итогов занятия, обсуждении результатов работы обучающихся и тех трудностей, которые у них возникли при выполнении задания. Существенным моментом здесь являются ответы обучающихся на вопрос, чем они занимались и чему они научились на данном уроке.

^ При проведении уроков следует учитывать следующие моменты:

  1. Очень важно, чтобы при объяснении заданий все обучающиеся правильно поняли инструкцию, поэтому если понадобится, то педагогу стоит 2-3 раза объяснить, как делать то или иное задание;

  2. Необходимо, где это обусловлено инструкцией, четко соблюдать время предъявления тестового материала;

  3. Обучающимся, при выполнении заданий следует предоставлять как можно больше самостоятельности. Педагог должен только помогать, объяснять, направлять.

Данные занятия содержат довольно эффективный подход, направленный на развитие ряда параметров, входящих в понятие “обучаемость”, и обеспечивающих “победное учение детей”. Среди данных показателей необходимо выделить важнейшие:

Способствовать повышению качества общения, осознанию и переосмыслению своего поведения, своей настоящей и будущей роли в обществе, через гармонизацию личности обучающихся способствующей их дальнейшей эффективной социально-психологической адаптации.

В программе «Часы общения» для учащихся 6-х классов использованы следующие методы: ролевые игры, групповые беседы, дискуссии, элементы психотренинга.


^ Программа способна решить следующие задачи:

Кроме этого, в основу данной программы положены теории отечественных и зарубежных психологов:

• гуманистическая психология К. Роджерса

В условиях помогающих отношений у ребёнка ускоряется интеллектуальное развитие, изменяются личностные качества. Он становится самоуправляемым и уверенным в себе, способным понимать и принимать себя и других, становится более естественным и более зрелым в поведении, у него повышается самооценка, он более спокойно справляется с жизненными проблемами, возрастает творческий потенциал.

Л.И. Божович отмечает, что важнейшая особенность психического развития состоит в том, что у обучающихся появляется потребность в жизненном и в профессиональном самоопределении.

• Концепция Запорожца А.В., Леонтьева А.Н., Эльконина Д.Б. Цель: забота о здоровье ребёнка. Всестороннее развитие и воспитание в соот­ветствии с его индивидуальными особенностями.

• Концепция Выготского Л.С. «Овладение действием через мотивацию». Воспитание качеств творческой личности: работоспособность, способность решать творческие задачи, отстаивать свои цели, свою правоту.

• Теория развития личности Э. Эриксона. Он приравнивает самоопределение к понятию «идентичность личности». Личностное и профессиональное самоопределение сводил к жизненному самоопределению, происходящему на стадиях юности, когда идёт активный поиск себя.

В программу профильной ориентации 7-8 классов включены темы из учебного курса Всероссийской образовательной программы «Мой выбор»:

1. Человек свободного общества.

2. Учимся строить отношения.

3. Мое здоровье.

4. Четвертая власть.

5. Преступление и наказание

Каждая тема включает рубрики: «Документы», «Информация для размышления», «Это любопытно», «Дискуссионный клуб», «В мире слов».

Курс «Мой выбор» включен в программу по профильной ориентации, так как он направлен на формирование умения решать, какой путь наиболее эффективен для достижения поставленной цели. Выбор учеником возможных альтернатив при достижении цели это:

  1. выбор между хорошей и плохой жизнью;

  2. выбор заключает в себе возможность стать и быть подлинно самим собой, то есть сохранить и приумножить свою индивидуальность.

  3. это решение задачи «быть, как все» или «не быть, как все».

  4. это выявление ценностных оснований взаимодействия с миром и людьми, указывающих на прецеденты принятия решений;

  5. отказ от собственных притязаний ради того, чтобы сохранить человеческое достоинство;

  6. выбор совершается здесь и сейчас в соответствии с моральными ориентирами, а не откладывать на потом.

Это и определило необходимость включения курса «Мой выбор» в программу предпрофильной ориентации.

В программу профильной ориентации 9-х классов включены мероприятия, способствующие развитию оценочных способностей и способов принятия взвешенного решения о выборе профессии, проводится процедура психолого-педагогической диагностики, расширяющая представления учащихся о возможностях, анализируются текущие проблемы. Цикл занятий построены на сопоставлении основных факторов альтернативного выбора «хочу», «могу», «надо» применительно к ситуации выбора профиля обучения. В содержание занятий входит информирование школьников о мире профессий, самодиагностика учащимися интересов и склонностей. Способностей, сопоставление ими своих возможностей с требованиями, предъявляемыми избираемым профилем. Темы курса предусматривают обсуждение вариантов профессионального образования, овладение учащимися способами и приёмами профессиональной перспективы, развитие навыков самопрезентации.

Косвенным показателем эффективности уроков психологического развития является повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, повышение уровня интеллектуального развития.

Для оценки эффективности уроков психологического развития в 5-х классах, возможно, использовать следующие показатели:

В результате прохождения программного материала у обучающихся 5-6 должны быть сформированы:

– устойчивая положительная мотивация на учебную деятельность;

– основные мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, синтез, умение выделять существенные признаки и закономерности);

– адекватное восприятие обучающимися действительности и самого себя;

– адаптивность поведения обучающихся в соответствии с ролевыми ожиданиями других;

– положительная мотивация на сохранение и укрепление своего здоровья, формирование потребности в ЗОЖ ;

- положительное отношение к самому себе через знакомство с собственными индивидуальными психологическими особенностями, интересами, целями, ценностями и самоопределение в собственной жизненной и профессиональной стратегии.

расширены:

– представления об окружающем;

– уровень познавательной активности, памяти, внимания, восприятия;

повышен:

– уровень работоспособности;

– уровень речевой активности;

– уровень познавательной активности.

По окончании курса 7-го класса учащиеся должны иметь знания об индивидуальных особенностях личности: способностях, склонностях, о познавательных процессах, о личностных особенностях; о профессиях и их классификации. Определить уровень своего предметного интеллекта; изучить свою самооценку; знать особенности темперамента, характера и их роли в выборе профиля обучения и профессии по итогам первого года обучения психолога получает информацию об уровне самооценки, о предпочтительных сферах деятельности, тип темперамента и особенностях характера.

По окончании 8-го класса учащиеся должны расширить знания об индивидуальных особенностях личности: мотивы, ценности, направленность, профессиональная пригодность. Углубленность знания по темам «Темперамент», «Личность». Определить предпочтительные сферы труда, мотивы выбора профессии. Развитие стремления к самопознанию, уметь строить личный профессиональный план. По итогам второго года обучения психолог получает информацию о мотивах выбора профессии, о типе личностной направленности, об уровне коммуникативных и организаторских способностях, о динамике изменения самооценки и личностных особенностей.

В результате изучения курса 9-го класса учащиеся должны понять значение профессионального самоопределения, сформированность представления о требованиях к составлению профессионального плана, освоить правила выбора профессии, получить представление о профессиях и профессиональной деятельности, понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизических и психологических возможностях человека и степени соответствия его эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей.

Итогом 5-го года обучения для психолога станет получение информации о направлениях профессиональной деятельности, к которой есть интерес; определение типа мышления; профессиональных склонностях и на основе полученной информации рекомендация выбора профиля обучения.

Программа включает в себя следующие направления деятельности:
•  психологическое просвещение - формирование потребностей и интереса преподавателей и администрации к психологическим знаниям.
•  психологическое консультирование - оказание психологической и информацион­ной помощи преподавателям, обучающимся, их родителям.
•  психологическая профилактика - предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся в профессиональном училище, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения, развития.
•  психологическая диагностика - углубленное психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей обучающихся, их потенциальных возможностей в процессе обучения, воспитания, профессиональном самоопределение, их межличностных отношений.
•  психологическая коррекция - деятельность, ориентированная на решение в процессе развития личности обучающихся конкретных проблем обучения, психического самочувствия подростков.

Программа включает систему социально-психологических тренингов по общению, игры, диспуты.


Содержание программы 5.6,7,8,9 класса – 153 часа


  1. класс (34 часа)

Раздел 1.  Введение в психологию. Психодиагностика «Познай себя», «Психогеометрия», «Автопортрет», рисуночная психодиагностика «Несуществующее животное». (2 ч.)

Раздел 2.  Изучение адаптационного процесса. (2 ч.)
Цель: выявление обеспечения адаптации обучающихся к образовательной среде.

Раздел 3.  Социально-психологический тренинг «Дружная команда». (2 ч.)
Задание №1. «Приветствие!»
Задание №2 «Корзинка пожеланий».
Задание №3 «Окажи поддержку другу».
Задание №4 «День рождения».
Задание №5 «Фраза по кругу».
Задание №6 «Поделись впечатлением».

Раздел 4.  Психопросветительская беседа «Моя семья-это семь «Я» во мне». Роль родителей в жизни ребёнка. Рисуночная психодиагностика «Моя семья», «Дом будущего», «Незаконченные предложения». (2 ч.)

Раздел 5.  Психодиагностика мотивации учебной деятельности. Изучение мотивации обучения: выявление мотивов обучение, отношение к урокам, неоконченные предложения, применение рисуночной методики. Развитие познавательных мотивов. Формирование готовности использовать усвоенные знания.(3 ч.)

Раздел 6.  Познавательные процессы. Выявления особенностей интеллектуальных способностей. Понятия о внимании, ощущении, восприятии, воображении, памяти, мышлении. Приёмы развития внимания, памяти, мышления, воображения. Развитие навыков самостоятельной работы. (10 ч.)

Раздел 7.  Психопросветительская беседа «Как жить в мире с собой и целым миром». Конфликт. Понятие. Сущность. Причины возникновения конфликтов. Основные стадии протекания конфликта. Структура конфликта. Способы и методы определения причин конфликта. Конструктивная коммуникация. Психодиагностика межличностных отношений в классе. Приёмы самоконтроля.(5 ч.)

Раздел 8.  Сказкотерапия. «Сказка – ложь…». Сочинение сказки. Выбор сюжета, главных героев, распределение ролей, иллюстрирование сказки. (3 ч.)

Раздел 9.  Психопросветительская беседа «Гигиена и психогигиена здорового образа жизни». Определение понятия здоровья и здорового образа жизни. Составляющие ЗОЖ. (3 ч.)

Раздел 10.  Заключительная беседа «Среди имён в созвездье бытия одной звезды я повторяю имя – «Я»». Рейфрёминг «Новый Я». Подведение итогов. (2 ч.)



  1. класс (34 часа)

Раздел 1.  Психодиагностика уровня воспитанности и развития. Опросник оценки самоконтроля в общении М. Снайдера. Тест коммуникативных умений. Диагностика стиля общения. Опросник «Легко ли с вами?». Диагностика определения субъективного уровня культуры. Тест на выявления особенностей интеллектуальных способностей. Приёмы самоконтроля и самооценки.(6 ч.)

Раздел 2.  Конфликт. Структура конфликта. Способы и методы определения причин конфликта. Функции конфликтов. Коммуникативные особенности поведения в конфликте. Стратегия поведения. Сотрудничество. Компромисс. Приспособление, уступчивость. Уклонение. Противоборство. Методы конструктивного выхода из конфликтных ситуаций. Управление конфликтами. Урегулирование конфликтов в личностно-эмоциональной сфере. Психодиагностика межличностных отношений в классе. Формирование коммуникативной компетентности.(8 ч.)

Раздел 3.  Психокоррекционная беседа «Обучение в общении. Конструктивная коммуникация и автокоммуникация. Язык телодвижений». Невербальное общение. Жесты, мимика, интонации как важнейшая часть общения. Общее представление о языке телодвижений. Основные коммуникационные жесты нашего региона. Тест «Мои лучшие качества». (10 ч.)

Раздел 4. «Гигиена и психогигиена здорового образа жизни». Культура личной работы. Режим труда и отдыха.(2 ч.)

Раздел 5.  Психопросветительская беседа «Весь мир – театр…». Понятие «социальная роль». Определение диапазона социальных ролей. Обозначение основных жизненных ролей и их значение. Практикум «Основные жизненные роли», «Протяжка в будущее». Игра «Турнир ораторов». (6 ч.)

Раздел 6.  Социально – психологический тренинг «Мозаика моей жизни». (2 ч.)


7 класс (34 часа)

Раздел 1. Индивидуальные особенности – 2 часа

Каждый человек – индивидуальность. Диагностика индивидуальных особенностей личности.


Раздел 2. Понятие о типах профессии – 3 часа

Классификация профессий по предмету, целям, орудиям труда. Типы профессий.

Диагностика профессиональных предпочтений.


Раздел 3. Способности и профессиональная пригодность – 4 часа

Мои возможности. Роль способностей, интересов и склонностей в выборе профессии.

Как выявить интересы и склонности. Как управлять интересами и склонностями.


Раздел 4. Здоровье и профессиональная пригодность – 1 час.

Здоровье и выбор профессии. Способы сохранения зрения. Правильной осанки.


Раздел 5. Роль познавательных процессов в профессии – 6 часов

Как оценить и развить свое внимание. Как выявить особенности своей памяти. Как улучшить память. Определение типа своего мышления. Развитие мышления. Определение уровня воображения. Развитие мотивов самообразования.


Раздел 6. Темперамент и профессиональная пригодность – 2 часа

Темперамент и выбор профессии. Как управлять своим темпераментом.


Раздел 7. Характер и выбор профессии – 2 часа.

Характер и выбор профессии. Как сформировать свой характер.


Раздел 8. Мотивациооно- волевая сфера в выборе профессии – 8 часов

Эмоции и профессия. Саморегуляция. Как принимать решения. Самоотношение. Самосознание. Позитивное мышление. Что такое воля? Что такое общение?


Раздел 9. Роль коммуникативных способностей в выборе профессии – 4 часа

Тренинговые упражнения. - выработка навыков коммуникативной компетентности; осознание личностных особенностей, влияющих на коммуникативные процессы; формирование навыков конструктивного взаимодействия на разных уровнях общения.

Самооценка коммуникативных качеств, «Интервью», «Невербальные средства общения». Вербальные и невербальные средства общения.

Умеешь ли ты слушать? Практические упражнения. «Испорченный телефон», «Слепое слушание», «Разыгрывание проблемный ситуаций»


Раздел 10. Саморегуляция – 2 часа

Пути разрешения конфликтов. Тренинг уверенного поведения.


^ 8 класс (34 часа)

Введение -1 час

Значение выбора в жизни человека


Раздел 1. Роль жизненных ценностей в выборе профессии – 5 часов

Анкета изучения жизненных потребностей. Мотивы выбора профессии. Ценностные ориентации. Профориентационная игра «Три судьбы». Профориентационная игра «Пришельцы»


Раздел 2. Самооценка – 4 часа

Роль самооценки в выборе профессии. Роль адекватной самооценки в здоровом образе жизни. Самооценка волевых качеств личности. Самооценка нравственности, гражданственности. Активизирующий опросник «Справедливость, самооценка, самоуважение, рефлексия»


Раздел 3. Изучение личностных особенностей – 12 часов

Изучение интересов и склонностей. Темперамент и выбор профессии. Изучение структуры темперамента. Характер и выбор профессии. Исследование коммуникативных установок личности. Особенности подростков, влияющие на коммуникацию. Бланковая игра «Я – компаньон». Игровое упражнение «Подарок».

Коммуникативные и организаторские способности. Бланковая игра «Комплимент». Бланковая игра «Сударь-государь». Эмоциональная сфера личности и профессия. Изучение уровня тревожности. Самоорганизация в распределении учебных действий во времени, самоконтроль в их выполнение.


Раздел 4. Профессиональное самоопределение – 8 часов

Формирование компетентности в выборе профиля обучения. Бланковая игра «Бизнес-риск-мэн». Тип личностной направленности. Бланковая игра «Торг». Выявление наиболее привлекательных предметов труда («Перекресток-1»)

Перекресток – внешние и внутренние средства труда. Опросник «Перекресток-2»

Игровое упражнение «Авторитет». Профориентационная игра «Ловушки-капканчики».


Раздел 5. Проектирование профессионального плана – 4 часа

Профессиональная пригодность. Активизирующий опросник «Будь готов!». Активизирующий опросник «Будь готов!». Личный профессиональный план. Формирование профессионального самосознания. Потребности в профессиональном самоопределении.


^ 9 класс (17 часов)


Введение – 1 час

Формула выбора профессии.


Раздел 1. Изучение индивидуальных особенностей личности – 6 часов

Мои возможности. Сохранение здоровья. Определение профессиональных склонностей. Значение самооценки и уровня притязаний в выборе профессии. Опросник профессиональных предпочтений (Л.Н. Кабардова). Познавательные процессы и их роль в профессиональной деятельности. Развитие навыков самостоятельной работы. Изучение направленности личности с целью выбора профиля.


Раздел 2. Слагаемые успеха при выборе профессии – 4 часа

Профессиональный план. Основные причины ошибок и затруднений при выборе профессии. Мотивы выбора профессии. Профессиональная пригодность. Формирование профессионального самосознания. Потребности в профессиональном самоопределении. Культура труда и её влияние на здоровье человека.


Раздел 3. Проектирование профессионального жизненного пути – 6 часов

Характеристика профессии – профессиограмма. Проба выбора профиля образования. Сознательность и самостоятельность в выборе профессии. - выработка навыков коммуникативной компетентности. Формирование навыков психологической проницательности во взаимоотношениях со сверстниками. Профориентационные игры. Составление карты выбора профиля. Формирование компетентности в выборе профиля обучения.


Список используемой литературы:

  1. Берг В. Карьера – суперигра. - М.: АО Интерэксперт, 1998.

  2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

  3. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера» /Под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 1998.

  4. Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. – М.: Педагогика, 1983.

  5. Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 1990.

  6. Локалова Н.П. Уроки психологического развития в школе. – М., 2004.

  7. Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию. Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. – М.: УЦ «Перспектива», 2002.

  8. Мордовская А.В. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников. – М.: Akademia, 2000.

  9. Прощицкая Е.Н. Джон Голланд о выборе профессии //Школа и производство, 1993, №4. – С.20-22

  10. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения.-М.: МГППИ,1999-108с.

  11. Пряжников Н.С. Активные методы профессионального самоопределения.- М.: МГППИ,2001.

  12. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков. – М.: Генезис, 2000

programma-disciplini-venchurnij-kapital-dlya-napravleniya-080100-68-ekonomika-podgotovki-magistra-avtor-programmi-d-e-n-professor-rodionov-i-i.html
programma-disciplini-veshno-predmetnij-mir-sovetskogo-cheloveka-cikl-ds.html
programma-disciplini-vichislitelnaya-matematika-indeks-disciplini-po-uchebnomu-planu-en-f-01-4-napravlenie-230200-informacionnie-sistemi.html
programma-disciplini-visshaya-matematika-dlya-studentov-specialnosti-0.html
programma-disciplini-vizualizaciya-analiticheskih-raschetov-dlya-napravleniya-010500-62-prikladnaya-matematika-i-informatika-podgotovki-bakalavra-1-modul-2-kursa.html
programma-disciplini-vizualnoe-iskusstvo-izuchaemogo-regiona.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sporta.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplina-botanika.html
  • university.bystrickaya.ru/gosduma-rassmotrela-popravki-v-trudovoj-kodeks-gosduma-rf-monitoring-smi-27-29-maya-2006-g.html
  • pisat.bystrickaya.ru/trebovaniya-k-predmetu-kontrakta-instrukciya-uchastnikam-razmesheniya-zakaza-3-obshie-polozheniya-3.html
  • writing.bystrickaya.ru/grazhdansko-processualnij-kodeks-iskovoe-proizvodstvo-chast-6.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-dpp-f-05-v-vedenie-v-garmoniyu-i-polifoniyu-osnovi-teoreticheskogo-muzikoznaniya.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obshie-voprosi-metodiki-diagnostiki-kachestva.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-operezhayushego-professionalnogo-obucheniya-professionalnoj-podgotovki-rabochih-po-professii.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-devyataya-kniga-rasschitana-na-shirokij-krug-chitatelej.html
  • textbook.bystrickaya.ru/industrial-revolution-2-essay-research-paper-the.html
  • doklad.bystrickaya.ru/voprosi-dlya-povtoreniya-finansovie-rinki-v-rossii.html
  • znanie.bystrickaya.ru/438tarasov-a-b-bibliograficheskij-ukazatel-yuzhno-sahalinsk.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vistuplenie-na-prezentacii-knigi-pavla-nerlera-mandelshtam-i-amerika-moskva-dom-russkogo-zarubezhya-20-iyunya-2012-goda.html
  • college.bystrickaya.ru/1-2-4-5-6-8-9-10-11-12-g-p-shedrovickij-problemi-i-problematizaciya-v-kontekste-programmirovaniya-processov-resheniya-zadach.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nemeckaya-firma-haka-postroit-v-poltavskoj-oblasti-svinokompleks-byulleten-soderzhit-dannie-za-period-s-02-fevralya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/prakticheskoe-znachenie-biologii-rol-bioniki-dlya-cheloveka.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-seminare-realisticheskoe-modelirovanie-m-b-moiseeva-vedushij-konsultant.html
  • bystrickaya.ru/vliyanie-sovmestimosti-roditelej-na-vzaimootnosheniya-rebenka-v-detskom-kollektive-chast-8.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-zhivopis-specialnost.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prikaz-ot-30-08-201-ot-2011g-rabochaya-programma-po-literaturnomu-chteniyu-pedagoga.html
  • school.bystrickaya.ru/analz-efektivnost-vikoristannya-osnovnih-zasobv.html
  • composition.bystrickaya.ru/opisanie-izdeliya-rekomendacii-po-montazhu-4-markirovka-se-5.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-34-sostav-i-bazirovanie-vvs-storon-postanovka-voprosa-nashe-povestvovanie-podoshlo-k-svoemu-glavnomu-punktu.html
  • abstract.bystrickaya.ru/19-sudebnie-organi-gosudarstva-uchebnoe-posobie-podgotovleno-v-sootvetstvii-s-programmoj-kursa-po-teorii-gosudarstva.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kalendarnij-plan-uchebnih-zanyatij-po-obyazatelnoj-discipline-algebra-i-geometriya-privyazannoj-k-semestram-napravlenie-podgotovki-informacionnie-tehnologii.html
  • school.bystrickaya.ru/audit-scheta-obsluzhivayushie-hozyajstva-i-proizvodstva-chast-9.html
  • composition.bystrickaya.ru/otkloneniya-tis-rub-poyasnitelnaya-zapiska-otkritogo-akcionernogo-obshestva-vostochnij-port-obshie-svedeniya-ob-obshestve.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rukovoditel-magisterskoj-programmi-200-g-vejher-a-a-soglasovana-umo-200-g-nachalnik-umo.html
  • credit.bystrickaya.ru/perechen-ekzamenacionnih-voprosov-i-biletov-k-kursu-teoriya-informacionnih-processov-i-sistem.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-uchebnoj-disciplini-upravlenie-proektami-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-podgotovki-diplomirovannogo-specialista.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/velikij-obman-vidumannaya-istoriya-evropi-uve-topper-stranica-15.html
  • uchit.bystrickaya.ru/uchebnij-plan-elektivnogo-kursa-uchebno-metodicheskoe-posobie-vipusk-4.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravila-mezhdunarodnoj-vezhlivosti-osnovi-diplomaticheskogo-protokola-delovoj-etiket-i-sluzhebnoe-pomeshenie-turistskoj-firmi.html
  • klass.bystrickaya.ru/621-chto-takoe-organajzeri-lekciya-vvedenie-v-informatiku-chto-takoe-infopmatika-termin-informatika-franc-informatique-.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-kakoe-stihotvorenie-a-pushkina-pervim-poyavilos-v-pechati-gde-ono-bilo-opublikovano-skolko-let-bilo.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.