.RU

Программа по декоративно-прикладному искусству - Инструкция №1 о порядке организации приёма детей в оздоровительный лагерь 21


^ Программа по декоративно-прикладному искусству.
Декоративное искусство наиболее прочно связано с повседневной жизнью и бытом человека. С произведениями декоративного искусства люди встречаются повсеместно. В жизни каждого ребенка существуют такие аспекты жизнедеятельности, социализации и становления личности человека, которые по своей сущности являются художественной деятельностью. Когда ребенок надевает на себя мамины нарядные туфли и бусы, оформляя себя или свои игрушки в соответствии с желаемой ролью, он украшает, декорирует. Это исконная форма художественной деятельности – суть и начало декоративно-прикладного искусства. «Декоративность – это первая необходимая ступень при изучении живописи, это почти то же, что и умение грамотно писать для литератора, для того чтобы не исказить смысл сказанного», - писал К. Петров-Водкин.

Предлагаемая программа входит в систему дополнительного образования и рассчитана на работу с разновозрастным детским коллективом. За смену проходит 18 занятий, продолжительность каждого 1,5-2 часа. Неограниченность во времени (в отличие от уроков в школе) дает больше возможности для проявления творчества и фантазии ребенка. Так как виды работ меняются в течение смены, это поддерживает интерес и желание кружковцев к овладению новой техникой. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности.

Целью работы по программе является развитие у детей художественного вкуса, фантазии, мышления, воображения. Для этого ребенка нужно научить ориентироваться в любой работе, превратить трудовую деятельность в средство познания окружающего мира, где ребенок будет не созерцателем, а преобразователем. При этом нашей задачей является не столько помощь ребенку в осознании или изготовлении, сколько в создании условий, при которых его творческий потенциал будет раскрыт полностью: доброжелательный тон, улыбка, совместное проговаривание хода работы, обязательная словесная оценка работы с целью показать, что ребенок замечен, что его присутствие важно для меня.


^ Обоснование программы

В.А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка» (т.1 – М.,1979 г.).

Одним из эффективных средств воспитания, в котором тесно переплетаются формирование трудовых навыков и художественное развитие ребенка, является работа по декоративно-прикладному искусству. Она позволяет детям другими глазами взглянуть на окружающий мир, пробуждает в них радость труда, жажду творчества, способствует развитию индивидуальных способностей, вызывает у детей стремление овладевать знаниями сверх школьной программы.

Что же такое декоративно-прикладное искусство? Вот как определено это понятие в кратком словаре по эстетике под редакцией М.Ф. Овсянникова, В.А. Разумного: «Декоративно-прикладное искусство – «вид искусства (близкий к изобразительному), произведения которого представляют собой предметы, обладающие определенным художественно-эстетическими свойствами, но в это же время имеющие непосредственное практическое назначение в быту, труде или специально предназначенные для украшения…»

По своему происхождению декоративно-прикладное искусство – один из самых древних видов искусства. Издавна человек стремился сделать свое жилище, одежду, предметы быта не только удобными, прочными, но и красивыми. Основным источником вдохновения для людей служил окружающий их удивительный мир природы. Народы Севера изображали на узорах оленей, моржей, ели. В бескрайних степях Казахстана основным мотивом для составления узоров были разнообразные ветвистые рога баранов.

Декоративно-прикладное искусство живет вокруг нас в коврах, тканях, одежде, керамической посуде, оформлении книг, денежных знаках, в украшении архитектурных сооружений.

Техника выполнения работ по декоративно-прикладному искусству располагает большими обучающими и воспитательными возможностями. В процессе деятельности ребенок осваивает целый ряд графических навыков (действовать карандашом, линейкой, циркулем), учится анализировать явления и предметы окружающего мира, пользоваться ножницами, правильно и аккуратно приклеивать, сшивать детали и т.п. У него развивается воображение, произвольное внимание, зрительная память, глазомер, чувство формы, ритма, восприятия пространственных представлений, цвета и его преобразования; воспитывается любовь к прекрасному, к точности, аккуратности; формируется терпение, усидчивость, стремление довести до конца начатое дело.

Работу с группой детей дошкольного и младшего школьного возраста можно организовать как увлекательный и познавательный процесс обучения. Сенсорное восприятие дает возможность детям, выполняющим работу, сравнивать фигуры большие и маленькие, широкие и узкие, длинные и короткие, темные и светлые.

Малыши определяют, что фигуры расположены высоко, низко, в центре, слева, справа. Выполняя аппликацию из геометрических фигур разных по размеру и цвету, можно учить детей счету, умению составлять фигуры: выбирать одинаковые по форме, размеру и цвету. Составляя, конструируя из прямоугольников, квадратов, треугольников, кружков различные предметы и элементы растительного и животного мира, дети знакомятся с основами творческой деятельности. Анализ выполненной работы способствует развитию устной речи у дошкольников.

Для достижения поставленной цели на занятиях ввожу игровую драматургию, сказку, путешествие по изучаемой теме (соленое тесто – «Колобок», композиция из камней – «Путешествие Камешка», работа с тканью – «Подарки от Лоскутика»).

Цель: способствовать формированию и развитию художественного вкуса, фантазии, мышления, пробуждать творческую активность ребят через разные виды работ; развивать мелкую моторику рук; формировать первоначальные представления о мире профессий; воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к людям и результатам их труда.

Задачи:

Основные принципы работы: создание и поддержание творческой атмосферы на занятиях, опора на жизненный опыт ребят, ориентация на потребность в творческом развитии.

Формы работы: игра, коллективная, индивидуальная работа и групповая работа, беседа, коллективно-творческая игра.

^ Методы работы: сказка, путешествие, объяснение, убеждение, демонстрация образца, практические примеры, наблюдения, сравнения, самоанализ.

Результат: формирование творческого отношения к результатам собственного труда ребенка, интерес к созданию различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу.


«Копилка оч*умелых ручек»

Цель: способствовать формированию и развитию художественного вкуса, фантазии, пространственного мышления, воображения, пробуждению творческой активности ребят, развитие мелкой мускулатуры пальцев разными видами творческих работ.

Задачи:

1. Создать благоприятную обстановку для свободы творчества детей.

2. Познакомить ребят с разными технологиями.

3. Развивать способность видеть и воспринимать прекрасное.

4. Воспитывать бережное отношение к природе и любовь к малой Родине.

5. Подготовить ребят к участию в выставке ДОЛ «Олимпиец».


Соленое тесто

Оборудование: соль, мука, вода, стека, зубочистки деревянные, скалка, клей ПВА, стаканчик, картон, карандаш простой, нитки х\б № 10 (или «ирис»)

Занятие №1

Технология изготовления слоеного теста. Приемы работы с тестом.

Рецепт соленого теста: 3 части соли, 2 части муки, 1 часть воды. Смешать соль и муку, затем добавить воду. Все хорошо перемешать. Дать постоять тесту 20 минут. Если соленое тесто получилось жидким, добавить в него муки и соли в равных количествах. Тесто может храниться до 5 дней. Необходимо его только прикрывать от высыхания. Перед началом работы разминать с небольшим количеством муки. Тесто хорошо разминайте в руках. Оно не должно липнуть к рукам. При необходимости обвалять в муке. Большие поделки сохнут, поэтому их нужно переворачивать влажной стороной вверх. Место соединения мелких деталей смачивать водой, обмакнув в нее зубочистку. Также смоченной зубочисткой можно выводить узор, выделять отдельные детали изделия, проделывать отверстия в поделке, чтобы вставить нитку. При высыхании размер отверстия уменьшится, поэтому отверстия надо делать больше обычного. На первом занятии можно предложить сделать простейшие фигурки: сердечко, солнышко, елочку, рыбку.

Занятие №2

Плоскостные поделки из соленого теста (ангел, мышка, кот).

  1. Из картона вырежьте шаблон изделия.

  2. Разомните тесто руками, скатайте шарик, положите его на дощечку, посыпанную мукой, раскатайте скалкой. Приложите шаблон к тесту и стекой обведите контур вокруг шаблона. Удалите лишнее тесто.

  3. Смоченной зубочисткой нанесите узоры, выделите отдельные детали (ресницы, глаза) и сделайте две дырочки.

  4. Оставьте изделие для просушки на листе бумаги. Можно подсушить поделку в духовке при умеренной температуре. Изделие приобретет кремовый оттенок

  5. Раскрасьте поделку, проявив свою фантазию. Проденьте в дырочки нитку, свяжите их между собой. Изделие можно использовать как кулон, украшение для елки или использовать для составления панно.

Занятие №3

Объемные поделки из соленого теста (зайка и котик)

  1. Разомните тесто руками. Скатайте 2 шарика: большой и маленький. Из большого делаем саму фигурку, а из маленького – мелкие детали. Шарик приминаем рукой к столу и формируем руками горку (высота 3 см).

  2. Стекой делаем надрез в верхней части горки и делим надвое. Это будут уши. Руками формируем форму ушей. (Зайцу «вытягиваем» уши, коту делаем «треугольнички»). С помощью зубочистки создаем выпуклость ушек.

  3. Из маленького кусочка теста скатать 10 шариков разных размеров, учитывая, какую деталь вы будете делать (глаза, нос, щечки, лапки, хвостик). Место соединения смачивайте водой. Носик прилепите к середине горки, щечки расположите под глазами, предварительно придав им форму лепешки.

  4. Два шарика в виде лепешек прикрепите к нижнему основанию горки – это ножки. Два оставшиеся шарика прилепите по бокам – это передние лапки. Сзади прилепите хвост. Острым концом зубочистки, смоченным в воде, прорисуйте недостающие детали (реснички, усы, рот, мех).

  5. Высушите игрушку, время от времени переворачивая ее влажной стороной вверх.

  6. Раскрасьте поделку.


^ Объемная изонить

Оборудование:

Клей ПВА в пластмассовой бутылке – 2 шт., нитки №10 – 40 или «ирис», коробка, банка для катушек с нитками, ножницы, толстая игла, воздушный шарик или напальчник, кисточка, мягкая проволока, цветная и самоклеящаяся бумага.


Занятие №1

Технология изготовления, заготовка нитяных шаров. Все изделия сделаны из нитяных коконов. На первом занятии учимся делать кокон.

  1. Надуйте шарик (напальчник) размером примерно с яблоко, хорошо завяжите.

  2. Нитку с катушки вденьте в иголку. Проколите с краю насквозь бутылочку с клеем. Иголку снимите, вытрите, уберите. Нитка должна легко вытягиваться из бутылочки и хорошо смазываться клеем. Катушку положите в коробочку.

  3. Левой рукой держите шарик, правой наматывайте на него нитку. Делайте каждый виток в разном направлении (для кокона «яблочного размера» уходит одна катушка)

  4. Сверху закрепите получившийся кокон одним слоем клея ПВА, кисточкой

  5. Мокрый кокон сушите в подвешенном состоянии или на клеенке в течение 6-8 часов. Готовый кокон должен быть твердым. Сушить возле осветительных приборов не следует: шарик может лопнуть.

  6. Если высыхающий кокон потрескивает - значит, из шарика выходит воздух и кокон получится недостаточно жестким.

  7. Когда кокон высохнет, проткните его иглой. Он начнет спускаться с резким потрескиванием, после чего остатки вставьте через отверстие у места завязывания. Шарик можно развязать и использовать его снова. У вас в руках невесомое ажурное изделие из великолепной паутинки.


Занятие №2

«Гусеница»

  1. Подготовьте произвольное количество коконов

  2. Приготовьте помпоны из ниток для носа, глаз

  3. Скрепите коконы нитками между собой (можно склеить на ПВА)

  4. Помпоны закрепить с помощью ниток. Добавить зрачки из самоклеящейся бумаги.

«Одуванчик»

Приготовьте кокон среднего размера.

  1. Часть мягкой проволоки обмотайте гофрированной бумагой зеленого цвета – это стебель.

  2. Из другой части сформируйте листья одуванчика. Заполните промежутки листика нитками зеленого цвета, располагая нить в разном направлении (как с коконом). Закрепите изделие, смазав клеем ПВА.

  3. Дайте высохнуть. Примотайте к стеблю.

  4. Насадите белый кокон на стебель, закрепив у основания.

«Колокольчики»

1. Приготовьте произвольное количество коконов из синих или сиреневых ниток.

2. Коконы надрезать от макушки до середины звездочкой и каждый листок отогнуть наружу. Края лепестков можно оклеить узким кружевом или тесьмой.


^ Работа с тканью

Оборудование:

Цветные кусочки хлопчатобумажной ткани нитки № 40, иглы для ручного шитья, ножницы, клей (любой), наперсток, пуговицы для глаз, цветная бумага, картон.

Занятие №1

  1. Кукла тряпичная. История народной игрушки

  2. Выбор ткани

  3. Подготовка деталей для куклы

  4. Шитье деталей головы

  5. Набивание сшитых деталей.

  6. Оформление лица, волосяной части головы.


Занятие №2

Шитье деталей куклы.

  1. Швом «через край» прошиваем овал

  2. Стягиваем ниткой и придаем форму «таблеточки». Закрепляем, чтобы не разошлось.


Занятие №3

Шитье деталей куклы

  1. Таблеточку нанизываем, как пирамиду

  2. Пришиваем голову.

  3. Собираем руки и пришиваем.

Изделие можно использовать как игрушку, брелок, оберег в доме, новогоднее украшение, любимую игрушку.


^ Аппликация из ткани

Аппликацией можно украсить одежду, игрушки, панно, сувениры. В качестве фона можно использовать полотно, сукно светлых неярких тонов, цветную бумагу или картон. Главное – это сочетание материалов по цвету и фактуре так, чтобы все соответствовало идее и настроению задуманного.

Занятия №1 – 2

  1. Выполнение эскиза

  2. Изготовление лекал

  3. Вырезание деталей

  4. Раскладывание на фоне в нужных местах эскиза, уточнение формы, совместимости фона и цвета фигур

  5. Закрепление деталей (пришить, приклеить).


Работа с бумагой

Оборудование: Цветные карты, старые журналы, каталоги, клей, простые карандаши.

Занятие №1

Обрывная мозаика

  1. История мозаики

  2. Выбор сюжета

  3. Составление эскиза

  4. Подбор бумаги соответствующего тона.


Занятия №2-3

  1. Наклеивание обрывных кусочков на эскиз.

  2. Высушивание под грузом.

  3. Оформление работы.


Работа с разными материалами

Оборудование: Картон (или лист оргалита), клей ПВА, альбомный лист, камни, галька (с пляжа Обского моря), гуашь, кисти.


Занятие №1-2

Технология изготовления мозаики из камней, гальки.

  1. Беседа о камнях.

  2. Составление композиции из камней на альбомном листе.

  3. Наметить линию горизонта композиции, выбрать фон для готового изделия, продумать дополнительные элементы на фоне (трава, воздушные пузырьки и пр.).

  4. На картоне (листе оргалита) сделать фон, указав линию горизонта.

  5. Перекладывая камешки, гальку с альбомного листа, приклеить на готовый фон.


Занятие № 3

  1. Оформление работы

  2. Раскрашивание композиции

  3. Оформление рамки.


Занятие №4-5

1. Выставка работ.

2. Анализ проделанной работы


Т.А.Бирюкова,

педагог дополнительного образования

ДСООСЛ КД «Олимпиец», г. Новосибирск

programma-konferencii-14-16-maya-2008-g-kiev.html
programma-konferencii-16-aprelya-9-00-registraciya-uchastnikov.html
programma-konferencii-19-iyunya-2012-goda-10-00-10-30.html
programma-konferencii-20-21-sentyabrya-zasedanie-sekcij.html
programma-konferencii-21-05-2012.html
programma-konferencii-23-noyabrya-2010-g.html
  • essay.bystrickaya.ru/chastyu-bili-zahvacheni-a-chastyu-bezhali-za-granicu-polnij-kurs-lekcij-po-russkoj-istorii-petrograd-5-avgusta-1917-g.html
  • testyi.bystrickaya.ru/7-trebovaniya-k-specialnomu-oborudovaniyu-pravila-bezopasnosti-pri-stroitelstve-podzemnih-sooruzhenij.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/professionalnie-bolezni.html
  • university.bystrickaya.ru/godovoj-plan-gosudarstvennih-zakupok-tovarov-rabot-i-uslug-na-2010-god-institut-mikrobiologii-i-virusologii-komiteta-nauki-mon-rk-stranica-11.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-dpp-f-08-zoologiya-celi-i-zadachi-disciplini.html
  • studies.bystrickaya.ru/kino-kak-novij-eliment-kulturi-xx-veka-chast-4.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/primernaya-programma-professionalnogo-modulya-izgotovlenie-chelyustno-licevih-apparatov-2012-g.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/o-rajonnoj-celevoj-programme-razvitie-zemelnih-otnoshenij-v-mogojtujskom-rajone.html
  • school.bystrickaya.ru/konspekt-lekcij-sistemnoe-programmirovanie-semestr-2-vozle-nazvaniya-kazhdoj-lekcii-napisano-chislo-par-v-techenie-kotorih-ona-budet-chitatsya-sr-oboznachaet-stranica-14.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-h-kniga-pervaya-.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-3-mozhno-li-s-pomoshyu-ekonomiki-uluchshit-socialnij-stroj-makarenko-v-p-problema-obshego-zla-rasplata.html
  • report.bystrickaya.ru/ierarhiya-oektov-excel-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-ekonomicheskih-specialnostej-izdatelstvo-nizhegorodskogo.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/l-ekciya-10-elementi-teorii-prinyatiya-reshenij-obshaya-shema.html
  • desk.bystrickaya.ru/okno-v-evropu-provincialnij-vzglyad-yu-m-romanenko-s-peterb-gos-un-t-dokt-filos-nauk-prof.html
  • knigi.bystrickaya.ru/soderzhanie-rabot-po-razrabotke-i-realizacii-edinichnih-proektov-tema-proekta.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/valdman-leonid-dolgi-idollar1-.html
  • institute.bystrickaya.ru/fiziko-matematicheskie-nauki.html
  • textbook.bystrickaya.ru/iz-rasskazov-shturmbanfyurera-stranica-9.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/poryadok-podgotovki-i-provedeniya-kandidatskogo-ekzamena-po-inostrannomu-yaziku.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-raboti-metodicheskogo-obedineniya-uchitelej-matematiki-informatiki-i-fiziki-mif-na-2010-2011-uchebnij-god.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/proklyatie-roda-maknejl-tihie-shagi-uzhasa-stranica-19.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tematicheskij-plan-izdaniya-uchebnoj-metodicheskoj-i-nauchnoj-literaturi-nacionalnogo-issledovatelskogo-yadernogo-universiteta-mifi-na-2010-god-pp-stranica-12.html
  • turn.bystrickaya.ru/party-obshestvo-priglashennoe-na-chaj-coffee-stanovlenie-i-razvitie-anglijskoj-turistskoj-terminologii-i-ih-ekstralingvisticheskoj.html
  • gramota.bystrickaya.ru/yanush-vishnevskij-odinochestvo-v-seti-stranica-6.html
  • literatura.bystrickaya.ru/spisok-otechestvennih-knig-poluchennih-bibliotekoj-stranica-6.html
  • institut.bystrickaya.ru/titulnij-list-lico-deklaracii.html
  • crib.bystrickaya.ru/iii-predmetnie-interpretacii-simvolov-tablici-form-stranica-11.html
  • uchit.bystrickaya.ru/struktura-poznaniya-ego-vidi-i-formi-b-v-markov-voprosi-k-ekzamenu-po-specialnosti-literaturovedenie.html
  • literature.bystrickaya.ru/byudzhetnij-deficit-g-orla-i-metodi-ego-pokritiya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-disciplini-utverzhdena-na-zasedanii-kafedri-sd-protokol-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-dpp.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/federalnij-gosudarstvennij-obrazovatelnij-standart-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-preemstvennost-i-novizna.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadachi-praktiki-napisanie-referata-na-predstavlennuyu-kafedroj-temu-mesto-provedeniya-praktiki.html
  • books.bystrickaya.ru/dante-aligeri-bozhestvennaya-komediya-stranica-9.html
  • testyi.bystrickaya.ru/5-ocenka-aposteriornoj-pogreshnosti-metodicheskoe-posobie-petrozavodsk-2004-vsyakij-specialist-stremitsya-dostich.html
  • esse.bystrickaya.ru/raschet-i-konstruirovanie-mashin-i-apparatov-avtomatizaciya-pishevih-proizvodstv.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.