.RU

Программа по дисциплине гсэ. В. 01 «Этика деловых отношений»


Ф СТО НГПУ 7.5-04/01-02

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Новосибирский государственный педагогический университет»


УТВЕРЖДЕНА
Советом факультета ИФМИП __

________________________

________________/ Е.Ю. Булыгина/

(подпись)

«__» 20 г.


Обсуждена на заседании кафедры

современного русского языка

Протокол № от «» 20 г.

_______________ / Л.Н. Храмцова/

(подпись)


ПРОГРАММА по дисциплине

ГСЭ. В. 01 «Этика деловых отношений»

(код по УП) (наименование дисциплины)


Направление: 080500. 62 Менеджмент

Профиль:

Степень: Бакалавр менеджмента


Составители:

Е.Ю. Булыгина, канд. филол. наук, проф.;

О.А. Ружа, канд. филол. наук, доц.


Новосибирск 2009

^ 1. Цели и задачи дисциплины

Предлагаемый курс ориентирует студента на овладение фундаментальными знаниями, составляющими основу классического наследия теории и практики красноречия, а также на усвоение на уровне практических навыков самых современных технологий эффективного убеждения и общения.

Курс «Этика деловых отношений» является практически ориентированным. Действительно, в современных условиях значение деловой риторики в профессиональной деятельности молодого специалиста трудно переоценить. Овладение и эффективное применение деловой риторики может сыграть решающее значение для роста престижа, конкурентоспособности и творческого потенциала молодого специалиста. Практически ориентированные риторические знания и умения порой становятся решающими в ситуации публичного выступления, спора, ведения переговоров, разрешения производственных конфликтов.

Программа курса «Этика деловых отношений» построена таким образом, чтобы студенты научились эффективно и целенаправленно пользоваться речью в коммуникативно-речевых ситуациях, типичных для их будущей профессиональной деятельности, и тем самым достигать наилучших результатов, добиваться поставленной цели. Поэтому курс имеет профессионально-практическую направленность.

Изучение студентами этого раздела курса имеет следующую цель – познакомить студентов с профессионально значимыми формами делового общения, сформировать навыки эффективного ведения деловых переговоров.

^ Задачи курса:

  1. обучить различным видам и жанрам делового общения;

  2. познакомить студентов с основными речеведческими знаниями (о речи, её разновидностях, качествах и стилях); с некоторыми устными и письменными профессионально значимыми речевыми жанрами (деловые переговоры, заседание, публичное выступление, деловая беседа, дискуссия, спор, телефонный разговор, деловая переписка и т.п.);

  3. научить студентов производить риторический анализ текста звучащей деловой речи; анализировать публичные выступления (в том числе и на деловые темы) и свою собственную речь (с риторических позиций);

  4. научить студентов практическим навыкам ведения деловых переговоров; умению отстаивать свою позицию, поддерживать или корректно опровергать доводы противника, владеть различными речевыми средствами убеждения и воздействия на партнера.

Курс осуществляется в следующих формах: лекции, в том числе в форме мультимедийных презентаций, и практические занятия студентов. Многие виды работ, предлагаемые студентам, позволяют им реально проявить себя в различных речевых ситуациях, связанных как с повседневным, так и с профессиональным общением, и требующих от студентов умения войти в предлагаемые обстоятельства, осознать стоящую перед ними цель и подчинить свое речевое поведение её реализации. К таким видам работ относятся следующие: а) деловые игры; б) решение практически ориентированных риторических задач; в) импровизационные выступления; г) риторический анализ отрывков из произведений художественной литературы и видеосюжетов; д) тренинговые задания; е) тесты.

Познавательная и воспитательная ценность теоретического и практического материала курса способствует развитию познавательных интересов и теоретических способностей студентов, самостоятельности мышления, профессиональных навыков.


^ 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

(требования к знаниям, умениям и навыкам, приобретенным в результате изучения дисциплины)


В процессе изучения курса “Этика деловых отношений” студенты должны овладеть базовыми терминами дисциплины, приобрести определенные умения и навыки.

Студент будет знать:

Студент будет уметь:


^ 3. Объём дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы


Общая трудоёмкость дисциплины

Всего часов


126

Семестры



Аудиторные занятия

Лекции

62

32


4

Практические занятия

30

4

Семинары







Лабораторные работы







и (или) другие виды аудиторных занятий







Самостоятельная работа

Курсовой проект (работа)

64

4

Расчётно-графические работы

Реферат







Контрольная работа

Вид итогового контроля




Зачет

4


4. Содержание дисциплины

^ 4.1. Разделы дисциплины и виды занятий





Раздел

Лекции

ПЗ

1

Введение: ключевые понятия. Общение – основной инструмент этики деловых отношений

2


2


2

Законы общения. Коммуникативная ситуация

2

2

3

Говорящий и слушающий в структуре делового общения

2

4

4


Понятие барьеров в общении: барьеры понимания, барьеры социально-культурных различий, барьеры отношений

2

2

5


Вербальная коммуникация: искусство задавать вопросы, искусство комплимента

2

2

6

Основы теории аргументации

2

2

7

Невербальное общение

2

2

8

Дистанционное общение: этические нормы телефонного разговора; электронная переписка

2

2

9

Письменные коммуникации

4

2

10

Правила деловых бесед, переговоров, совещаний. Представительское общение

4

2

11


Манипуляции в общении. Механизмы нейтрализации манипуляций в общении

2

2

12


Деловой этикет: понятие этикета, визитные карточки; приветствие, представление, титулирование; внешний облик делового человека

4

2

13

Деловые приемы и особенности их проведения. Этикет застолья

2

2

14

Нормы делового этикета на презентациях, выставках, ярмарках

2

2




Итого

32

30
4.2. Содержание разделов дисциплины
Тема 1. Введение: ключевые понятия. Общение – основной инструмент этики деловых отношений

Цели и задачи курса. Понятия и виды делового общения; соотношение его профессионального, психологического и этического компонентов. Цели и функции общения. Вербальное и невербальное общение; условия их взаимодействия; речь, позы и жесты. Коммуникативная, перцептивная, интерактивная стороны общения.

^ Тема 2. Законы общения. Коммуникативная ситуация

Понятие законов общения. Их специфика по сравнению с другими законами. Классификация законов общения (И.А. Стернин). Закон зеркального развития общения. Закон зависимости результата общения от объема коммуникативных усилий. Закон прогрессирующего нетерпения слушателей. Закон падения интеллекта аудитории с увеличением ее размера. Закон первичного отторжения иной точки зрения. Закон вежливости собеседника. Закон ритма общения. Закон речевого самовоздействия. Закон отторжения публичной критики. Закон доверия к простым словам. Закон притяжения критики. Закон модификации отклоняющегося коммуникативного поведения собеседника. Закон самопорождения информации в группе общения. Закон ускоренного распространения негативной информации. Закон искажения информации при ее передаче. Закон диссоциации «я» и объекта публичной критики. Закон детального обсуждения мелочей. Закон эмоциональной аффилиации. Закон речевого усиления эмоций. Закон речевого поглощения эмоции. Закон эмоционального подавления логики.

Понятие коммуникативной ситуации. Структура коммуникативной ситуации. Предпосылки взаимопонимания. Социальные роли общающихся. Принципы общения.

^ Тема 3. Говорящий и слушающий в структуре делового общения

Понятия говорения и аудирования. Роли говорящего и слушающего в процессе коммуникации. Умение слушать и слышать собеседника. Виды слушания: активное и пассивное. Техники рефлексивного слушания. Приемы активного слушания: выяснение, перефразирование, резюмирование, отражение чувств говорящего, сообщение о собственном самочувствии. Модели хорошего и плохого слушателей. Основные ошибки слушания.

^ Тема 4. Понятие барьеров в общении: барьеры понимания, барьеры социально-культурных различий, барьеры отношений

Коммуникативные барьеры как предпосылка конфликтных ситуаций. Факторы, ограничивающие эффективность коммуникации. Технические барьеры. Физиологические барьеры. Психологические барьеры. Языковые барьеры (фонетический, семантический, стилистический, логический). Пути преодоления барьеров в общении.

^ Тема 5. Вербальная коммуникация: искусство задавать вопросы, искусство комплимента

Роль вопроса в деловой коммуникации. Типология вопросов. Принципы построения вопроса.

Комплимент как средство подбадривания и поощрения. Искусство комплимента.

^ Тема 6. Основы теории аргументации

Законы логики. Функция аргументации в деловом общении. Структура доказательства. Основные требования, предъявляемые к построению тезиса, аргументации. Ошибки аргументации. Понятие уловок, их отличие от ошибок в аргументации. Виды уловок. Приемы аргументации. Опровержение.

^ Тема 7. Невербальное общение

Невербальное общение. Взгляд как средство невербальной коммуникации. Мимика говорящего и слушающего. Жесты: жесты приветствия, универсальные жесты, жесты говорящего и слушающего. Поза говорящего и слушающего. Обстановка общения.

^ Тема 8. Дистанционное общение: этические нормы телефонного разговора; электронная переписка

Психолого-этические нормы общения по телефону и другим средствам связи. Правила ведения делового телефонного разговора в роли инициатора и в роли абонента. Использование технических средств офиса в организации и осуществлении дистантных форм делового общения.

^ Тема 9. Письменные коммуникации

Формы и виды письменного делового общения. Требования делового этикета к: а) резюме, б) рекомендательному письму, в) письму-отказу; г) письму-уведомлению и т.д.

^ Тема 10. Правила деловых бесед, переговоров, совещаний. Представительское общение.

Специфика разных принципов организации межличностного общения: деловые беседы, переговоры, совещания. Понятие представительского общения как особой формы делового общения. Це­ли представительского общения и формы его организации. Имидж: особенности и технология его создания. Функции правдивой и уклончивей информации о представительских интересах и целях. Обман и кризис доверия в отношениях ме­жду возможными или реальными партнерами по представительскому общению. Основные требования к личным качествам, манерам и внешнему облику личности представителя. Способы формирования заинтересованности потенциальных партнеров. Роль вербальной, наглядной, цифровой и графической информации в представительском общении. Требования неукоснительного выполнения обязательств, предупредитель­ности в отношениях с партнерами. Психологические особенности представительских отношений в формах международно-политического и межнационального общения.

^ Тема 11. Манипуляции в общении. Механизмы нейтрализации манипуляций в общении

Понятие «манипуляции». Общая схема манипулирования. Техника трансактного анализа. Виды манипуляций. Механизмы нейтрализации манипуляции.

^ Тема 12. Деловой этикет: понятие этикета, визитные карточки; приветствие, представление, титулирование; внешний облик делового человека

Визитная карточка, её назначение и функции в деловой жизни. Виды визитных карточек. Приёмы вручения и опыт использования визитных карточек для поддержания деловых связей. Требования к оформлению визитных карточек.

Правила приветствия в деловой сфере. Представление и титулование; виды титулов. Знаки внимания в современной деловой практике; их функции и дифференциация. Назначение подарков в современной деловой практике; их рациональное использование. Правила делового этикета, действующие при получении и вручении подарков.

Одежда и внешний вид делового мужчины: консерватизм, умеренность, аккуратность и пр. Требования к деловой одежде и обуви, к причёске и аксессуарам и т.д. Ошибки и промахи в формировании облика делового мужчины. Особенности деловой одежды женщины. Роль причёски, украшений, макияжа и пр. во внешнем облике деловой женщины.

Мужской и женский стили повседневных деловых отношений: их плюсы и минусы в межгендерных конфликтах и позициях в офисах. Феномен «служебного романа», его влияние на деловое общение в коллективе. Пути совершенствования психологического климата в деловом коллективе.


^ Тема 13. Деловые приемы и особенности их проведения. Этикет застолья.


Особенности организации деловых приемов. Место проведения деловых приемов. Выбор времени приема. Меню. Этикет застолья.


^ Тема 14. Нормы делового этикета на презентациях, выставках, ярмарках.

Цели и задачи презентации, её виды. Содержание презентации, методы её проведения. Требования делового этикета для фирмы, организующей презентацию, и для приглашённых. Рекомендации выступающему на презентации. Роль и место выставок и ярмарок в развитии деловых отношений. Задачи выставок и ярмарок. Формы и виды деловых отношений, складывающихся на выставке (ярмарке). Морально-психологический фон ярмарочных, выставочных и презентационных мероприятий.


^ Методические рекомендации по изучению дисциплины

«Этика деловых отношений»

для студентов направления 521500 Менеджмент (бакалавр менеджмента)


^ 1. Объём дисциплины и виды учебной работы.

Дисциплина «Этика деловых отношений» изучается в 4 семестре. Общая трудоемкость дисциплины – 126 ч: 62 ч – аудиторные занятия, 64 ч – самостоятельная работа. Общий объем недельной нагрузки: лекции – 2 ч; практические занятия – 2 ч. Итоговый контроль – зачет.

^ 2. «Педагогический сценарий изучения дисциплины».

Основу эффективного изучения дисциплины составляет обязательное посещение лекционных и практических занятий, регулярное выполнение домашних заданий и лабораторных работ.

Базовыми при изучении дисциплины являются вводные лекции по определению понятия «деловое общение», «этика деловых отношений», лекции по роли говорящего и слушающего в процессе коммуникации, по законам и барьерам общения, так как в них формируются основные навыки и умения, необходимые для освоения следующих разделов курса, формируется понятийный аппарат. Студент должен научиться строить деловую коммуникацию, учитывая нормы этики, законы общения и максимально избегая барьеров в общении.

При изучении тем «Вербальная коммуникация», «Невербальное общение», «Дистанционное общение», «Письменные коммуникации» студент должен научиться конкретным языковым и неязыковым действиям: задавать вопросы, аргументировать, составлять деловые бумаги, передавать и считывать невербальную информацию, поэтому подразумевается большое количество практических заданий по формированию необходимых навыков и умений.

При изучении тем «Манипуляции в общении», «Деловые беседы, переговоры, совещания», «Деловые приемы», «Нормы делового этикета на презентациях, выставках, ярмарках», «Представительское общение» и «Деловой этикет» студент должен научиться организовывать разные формы делового общения, уметь соблюдать нормы делового этикета и т.д., то есть получить практические навыки в сфере делового общения, поэтому данная часть курса предполагает в качестве основы игровую деятельность.

^ 3. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса (УМКД).

В УМКД входят лекции, построенные по принципу мультимедийных презентаций, которые дают возможность структурировать материал, представить основные положения визуально, проиллюстрировать некоторые положения лекции. Использование лекций подобного формата позволяет учитывать разные типы восприятия студентов и доносить до них необходимую информацию более полно.

Кроме того УМКД включает в себя разработанные практические и лабораторные занятия, охватывающие все темы дисциплины и предлагающие не только освоение полученной информации, формирование умений и навыков, но и творческое ее переосмысление, поиск новых подходов.

УМКД находится в стадии разработки. Предполагается создание электронного учебника по курсу «Этика деловых отношений», комплекса, включающего в себя лабораторные и контрольные работы по изучаемым разделам курса, деловые игры, видео- и текстовые материалы для анализа ситуаций делового общения, учебно-методические указания для студентов заочной и дистанционной форм обучения и хрестоматию.

^ 4. Рекомендации по работе с литературой.

При изучении дисциплины в качестве основных учебников рекомендованы следующие:

  1. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений. – М., 2004.

Практические занятия по курсу «Этика деловых отношений» предполагают изучение следующей литературы:

  1. Адаир Д. Эффективная коммуникация. М., 2006.

  2. Акишина А.А., Акишина Т.Е. Этикет русского телефонного разговора. М., 1990.

  3. Алехина И.В. Имидж и этикет делового человека. М., 2001.

  4. Вилсон Г., Макклафин К. язык жестов – путь к успеху. СПб., 2000.

  5. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. М., 2001.

  6. Зарецкая Е.Н. Деловое общение. М., 2001.

  7. Зельдович Б.З. Деловое общение: учебное пособие. М., 2007.

  8. Колтунова М.В. Деловое письмо. Что нужно знать составителю. М., 1999.

  9. Конфликты и переговоры. Ростов-н/Д., 1997.

  10. Кузин Ф.А. Культура делового общения. М., 2007.

  11. Пиз А. Язык жестов. Увлекательное пособие для деловых людей. М., 1992.

  12. Стернин И.А. Законы общения. Воронеж, 1997.

  13. Формановская Н.И. Коммуникативно-прагматические аспекты единиц общения. М., 1998.

^ 5. Советы по подготовке к экзамену.

При подготовке к экзамену студент должен повторить базовые теоретические понятия дисциплины:

На экзамене студент должен показать не только теоретические знания, но и практические умения:

Образец зачетной работы

1. Всегда уместными подарками являются

 цветы

 конфеты в красивой коробке

 книги

 часы

 мелочи для автомобиля

2. Мужчинам дарят цветы

4. Установите соответствие между временем дневного приема и его видом

С 12:00 до 13:30 "Жур фикс"

С 16:00 до 18:00 Чай

С 12:00 до 13:00 Коктейль

Ланч (второй завтрак)

"Бокал шампанского"

5. На фуршете следует

6. Вы закончили есть и хотите показать официанту, чтобы он убрал приборы. Для этого вы положите вилку и нож:

7. После еды салфетку следует

8. ______________ – это обмен информацией, значимой для участников общения.


^ 6. Разъяснения по работе с фондами диагностических и оценочных материалов.

Банк тестовых заданий (БТЗ) соответствует государственному стандарту по специальностям 030601 – Журналистика, 080505 – Управление персоналом, 521500 – Менеджмент (бакалавр менеджмента), 030901 – Издательское дело. БТЗ нацелен на проверку текущих и остаточных знаний по курсам «Деловое общение», «Этика делового общения» и «Этика деловых отношений».

Разные типы тестовых заданий представлены относительно равномерно: задания открытой формы – в проверке знаний терминологического аппарата, усвоения основных понятий этики деловых отношений, умения сопоставлять основные теоретические положения; задания закрытой формы – в проверке умения анализировать конкретные ситуации делового общения, а также в проверке знаний классификаций видов общения и т.д.; в заданиях на соответствие представлены варианты, которые остаются «лишними»; эти задания нацелены на проверку умений производить классификационные и идентификационные процедуры. Специфика курса не позволила включить в БТЗ задания на последовательность, а также анализ ситуаций делового общения.

^ Образцы тестовых заданий

1) открытого типа:

2) закрытого типа:

Официальные приемы устраивают

В процессе общения выделяют три стороны

3) на соответствие:

Общение по положению собеседников относительно друг друга.

Контактное - дистантное.

Общение по характеру передаваемого содержания.

Информативное - фатическое.

Общение с точки зрения форм существования языка.

Письменное - устное.





Частное - официальное.




Кооперативное - конфликтное.

^ Краткие рекомендации по темам самостоятельной работы.

Тема: Законы общения.

Студент должен продемонстрировать умение находить законы общения в своей повседневной деятельности, их анализировать, строить коммуникацию с их учетом. Студенту предлагаются фрагменты ситуаций, которые он должен проанализировать: выявить коммуникативные законы, описать их; второй вид работы подразумевает самостоятельный поиск примеров реализации коммуникативных законов с последующим их анализом.

^ Тема: Говорящий и слушающий в структуре делового общения.

Студентам предлагается выступить с небольшим сообщением перед своими коллегами. Каждому слушателю необходимо включиться в процесс восприятия информации и отреагировать на услышанное, используя техники активного слушания. Слушатель должен отметить трудности, которые он испытал во время процесса аудирования, а также насколько помогли ему техники активного слушания в понимании информации.

^ Тема: Языковые коммуникативные барьеры.

Каждому студенту предлагаются задания с ошибками фонетического, семантического, грамматического характера, а также текст с логическими ошибками, которые необходимо исправить. Кроме того, студенты должны определить лексическое значение слов иноязычного происхождения, которые часто встречаются в их деятельности.

^ Тема: Вербальная коммуникация: искусство задавать вопросы

Студенту предлагается набор ситуаций, к которым они должны подобрать вопрос, сформулировав его в соответствии с существующими требованиями, а также дать на него корректный точный ответ. Данная лабораторная работа включает в себя и анализ провокационных ответов, на которые студенты должны дать ответы, продумать, каким образом они могут уйти от ответа.

^ Тема: Основы теории аргументации

Каждому студенту до занятия предлагаются найти рекомендации известных людей по аргументации. Далее лабораторная работа подразумевает обсуждение найденных рекомендаций и анализ позитивных и негативных образцов выступлений деловых людей.

^ Тема: Язык мимики и жестов. Организация пространственной среды.

Каждому студенту предлагается при помощи жестов и мимики выразить какую-либо эмоцию, передать при помощи невербальных средств важную информацию. Далее по невербальным показателям студенты должны определить правдивая или ложная история им была рассказана, объяснить свою точку зрения.

Вторая часть работы подразумевает разработку интерьера офиса, конференц-зала и т.д. на выбор с учетом цветовой гаммы, пространственного решения, дизайна.

^ Тема: Дистанционное общение: этические нормы телефонного разговора, электронная переписка

Студенты разбиваются на пары. Каждая пара получает индивидуальную ситуацию делового телефонного разговора, которую должны проиграть. Работа подразумевает анализ ситуации участниками и зрителями.

Вторая часть работы подразумевает разработку рекомендаций для электронного общения и написание электронного делового письма.

^ Тема: Письменные коммуникации

Каждому студенту предлагается индивидуальное задание по составлению деловых писем (различные ситуации, адресаты, виды писем).

^ Тема: Правила деловых бесед, переговоров, совещаний

Студентам предлагается объединиться в группы и проиграть ситуацию представительского общения. В конце игры обязательно обсуждение.

^ Тема: Манипуляции в общении

Студенты разбиваются на пары: манипулятор и его жертва. Каждая пара получает индивидуальную ситуацию делового общения с заданной манипуляцией. Задача манипулятора – довести манипуляцию до конца и добиться того, чтобы жертва не знала о манипуляции, задача жертвы – раскрыть карты манипулятора и отреагировать в соответствии с ситуацией.

^ Тема: Деловой этикет

Студентам предлагается прийти на занятие в деловой одежде. Работа подразумевает анализ собственного внешнего вида, а также предложенных образцов.

^ Тема: Деловые приемы и особенности их проведения. Этикет застолья. Национальная специфика делового общения

Занятие делится на две части: первая представляет собой индивидуальные задания, где студенты должны показать свои познания в области столового этикета; вторая часть строится по принципу игры: необходимо организовать прием (возможна работа в группе), учитывая разное время приема, особенности сочетания блюд и напитков, одежду и т.д.

^ Тема: Презентация как способ взаимодействия деловых людей. Ярмарка как вид делового общения.

Каждый студент должен подготовить небольшую презентацию и предъявить ее вниманию своих коллег. Каждое выступление должно сопровождаться вопросами, встречными идеями, то есть моделируется ситуация делового общения, которая в конце обсуждается.

Кроме того на занятии каждый студент должен письменно перечислить все особенности ярмарки как вида делового общения.


^ 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная:

  1. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений. – М., 2004.

Дополнительная:

  1. Адаир Д. Эффективная коммуникация. М., 2006.

  2. Акишина А.А., Акишина Т.Е. Этикет русского телефонного разговора. М., 1990.

  3. Алехина И.В. Имидж и этикет делового человека. М., 2001.

  4. Вилсон Г., Макклафин К. язык жестов – путь к успеху. СПб., 2000.

  5. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. М., 2001.

  6. Зарецкая Е.Н. Деловое общение. М., 2001.

  7. Зельдович Б.З. Деловое общение: учебное пособие. М., 2007.

  8. Колтунова М.В. Деловое письмо. Что нужно знать составителю. М., 1999.

  9. Конфликты и переговоры. Ростов-н/Д., 1997.

  10. Кузин Ф.А. Культура делового общения. М., 2007.

  11. Пиз А. Язык жестов. Увлекательное пособие для деловых людей. М., 1992.

  12. Стернин И.А. Законы общения. Воронеж, 1997.

  13. Формановская Н.И. Коммуникативно-прагматические аспекты единиц общения. М., 1998.


Итоговый контроль – зачет в форме теста (БТЗ по курсу «Этика деловых отношений»)


Образец зачетной работы

1. Всегда уместными подарками являются

 цветы

 конфеты в красивой коробке

 книги

 часы

 мелочи для автомобиля

2. Мужчинам дарят цветы

4. Установите соответствие между временем дневного приема и его видом

С 12:00 до 13:30 "Жур фикс"

С 16:00 до 18:00 Чай

С 12:00 до 13:00 Коктейль

Ланч (второй завтрак)

"Бокал шампанского"

5. На фуршете следует

6. Вы закончили есть и хотите показать официанту, чтобы он убрал приборы. Для этого вы положите вилку и нож:

7. После еды салфетку следует

8. ______________ – это обмен информацией, значимой для участников общения.


Вид промежуточного контроля – контрольная работа

«Этика делового общения»

Вариант 1


  1. Поговорка «Плохие вести не лежат на месте» описывает закон общения – _________________________________________________________________

  2. Выражение «Поплакаться в жилетку» описывает закон общения – __________________________________________________________________

  3. Восстановите компоненты коммуникативной ситуации

КТО - __________ - КОГДА - ___________ - ___________ - КОМУ

4. По положению собеседников относительно друг друга общение может быть: _________________________ и ___________________________ .


5. Более интеллектуально интенсивным является процесс:

А) говорение

Б) слушание


6. Выделяются следующие виды слушания:_____________________________ __________________________________________________________________

7. Соотнесите тип собеседника и его характеристику.


Доминантный

Мобильный

Ригидный

Интровертный


испытывает трудности

при вступлении в коммуникацию


не стремиться владеть

инициативой в общении


стремится завладеть

инициативой в коммуникации


не испытывает трудностей

в коммуникации


8. Перечислите этикетные формулы приветствия:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

9. Психологическими барьерами общения являются: _____________________

__________________________________________________________________


10. Выберите правильный (правильные) ответы.

Приемами привлечения внимания являются:

А) прием «нейтральной фразы»

Б) прием «изоляции»

В) прием «завлечения».

11. Языковыми барьерами в коммуникации являются: ____________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________


12.Прием активного слушания выяснение заключается в следующем:

____________________________________________________________________________________________________________________________________


13. При выяснении следует избегать вопросов открытого/закрытого типа. Правильный ответ подчеркните.


^ Самостоятельная работа

Тема

Задания

Часы

Общение – основной инструмент этики дело­вых отношений

  1. Докажите важность общения в жизни человека.

  2. Опишите специфику делового общения. Приведите примеры сфер делового общения.

  3. Отредактируйте фразы, объясните ошибку в построении предложения.

  1. Встреча прошла с большим интересом.

  2. Я заметил характерную ему ошибку.

  3. Хотелось бы, чтобы вы поскорее оказали внимание нашей организации.

  4. Он попытался предостеречь неверный шаг директора.

  5. На встрече присутствовал и представитель с завода.

  6. Обработав эти данные, выяснилась полная картина состояния дел.

  7. Мое мнение к нему как к человеку неплохое.

  8. Прочитав рекомендованную преподавателем литературу, студентам стали ясны многие сложные вопросы.

  9. На повестке дня стоял вопрос о ресурсах.

  10. Поднимаясь по лестнице, в глаза мне бросилось странное объявление.

  1. Подберите 10 пословиц, отражающих те или иные правила общения, дайте комментарий.

  2. Прокомментируйте понятие «этика»: как Вы его понимаете, часто ли сталкиваетесь с этичным поведением, что вкладывается в понятие этики современными деловыми людьми.

  3. Создайте текст официально-делового стиля (жанр на выбор).

4

Структура и функции делового общения.

Понятие коммуникативной ситуации

  1. С какой целью говорящий использует следующие регулирующие высказывания:

^ 1) Если вы не возражаете, мы могли бы начать обсуждение.

2) Давайте попробуем подойти к проблеме с другой стороны.

3) Я хорошо понимаю ваши затруднения...

4) Понимаете, мы очень хотим найти с вами общие интересы и договориться по этим вопросам...

^ 5) Мы понимаем ваши трудности и готовы идти навстречу...

Приведите не менее пяти собственных примеров подобных высказываний.

  1. Отредактируйте фразы, объясните ошибку в построении предложения.

  1. Жилые комплексы возникнут в новых районах.

  2. Успехи сына причинили матери радость.

  3. Он принимал желательное за действительное.

  4. Катерина заранее предчувствует свою гибель.

  5. Для работы в вузе, для обучения студентов необходимы преподаватели высокого класса.

  6. Мальчик пересказал содержание рассказа.

  7. Я испытывал специфическое чувство.

  8. При встрече друзей на повестку дня выносилось будущее Алеши.

  9. Эта роль стала для актрисы соловьиной песней.

  10. Поезда будут следовать согласно расписания.

  1. Подготовьте и проиграйте ситуацию, отражающую один из видов общения (сотрудничество, противоборство, уклонение от взаимодействия, однонаправленное содействие, контрастное взаимодействие, компромиссное взаимодействие).

  2. Создайте текст- диалог официально-делового стиля. Отработайте построение фраз.

4

Законы общения

  1. Подберите 10 пословиц, отражающих законы общения, дайте комментарий.

  2. Приведите примеры ситуаций (из жизни, художественной литературы, кино и т.д.), отражающих действие известных вам коммуникативных законов.

  3. Проанализируйте отрывок из романа А. и Б. Стругацких «Жук в муравейнике». Оцените, насколько успешной является коммуникация. Какие коммуникативные законы можно вычленить? Выявите ошибки в поведении коммуникантов. Какие их действия и слова являются наоборот удачными? Смоделируйте эту ситуацию так, чтобы участники коммуникации не испытывали затруднений в общении. (Текст в приложении)

4

Говорящий и слушающий в структуре делового общения

  1. Проанализируйте следующую ситуацию: ^ Сотрудник взволнованно рассказывает о конфликтной ситуации, которая представляет для вас интерес. Как его нужно слушать?

  2. Обратите внимание на манеру слушать своих друзей и партнеров. Умеете ли вы слушать? Придерживаетесь ли вы установок эффективного слушания собеседника? Каких чаще? Придерживаются ли этих установок те собеседники, с которыми вам приятно разговаривать?

  3. Проведите небольшие эксперименты с близкими друзьями. Попробуйте во время разговора сделать непроницаемое лицо и никак не реагировать на слова собеседника. В другом разговоре попробуйте усердно кивать и преувеличенно отражать эмоции партнера. В третьем – примите ту же позу, что и собеседник, а когда он разговорится, резко измените ее. Внимательно следите за состоянием рассказчиков во всех экспериментах. Результат проанализируйте.

  4. Проработайте возможные орфоэпические ошибки в словах: каталог, квартал, красивее, аристократия, задолго, осведомиться, эксперт, феномен, созыв сессии, упрочение, обеспечение, хозяева, украинец, оптовые цены, валовой доход, перспектива, безудержный, начать, газопровод, хозяева, мельком, тяжба, тесно, звонит, загнутый, намерение, ходатай, ходатайствовать, осведомиться, кладовая.

  5. Подготовьте небольшое сообщение для выступления перед аудиторией.

4

Вербальная коммуникация: искусство задавать вопросы

  1. Вспомните, с какими видами вопросов вам приходилось сталкиваться чаще всего. С какими из них вам удобнее было работать? приведите примеры.

  2. Установите обратную связь, проверьте точность восприятия информации или узнайте дополнительную информацию с помощью вопросов.

    Ситуация

    Примерные вопросы

    1. Один из партнеров употребил какое-то незнакомое выражение или термин

     

    2. Говорящий уклоняется от темы и не сообщает той информации, которую вы от него ждете

     

    3. Партнер словно «зацикливается», постоянно повторяя одно и то же. Вам же надо продвигаться дальше

     

    4. Партнер только что произнес нечто, не очень-то согласующееся с его предыдущими утверждениями. Вы хотите это уточнить

     

    5. Вам хотелось бы узнать мнение партнера о том, что вами было высказано

     

    6. Невербальное поведение партнера подсказывает вам, что он обеспокоен какими-то вашими словами. Вы хотите рассеять его сомнения, подозрения

     

    7. Было высказано несколько положений, и вы хотите привлечь к ним внимание

     

    8.Партнер не согласился с частью из сказанного вами, и вы хотите уточнить причину этого неприятия

     

  3. Приведите примеры ситуаций, в которых вопрос играет ключевую роль.

  4. Разработайте рекомендации, как вести себя в случае, если вам задали некорректный вопрос.

4

Вербальная коммуникация: искусство комплимента

  1. Найдите сходство (общность) с человеком, которого вы узнали всего несколько дней или даже часов назад. Постарайтесь найти не одно и даже не три, а, скажем, 20 качеств, являющихся общими для вас с этим человеком.

  2. Найдите общее с человеком, который вам очень не нравится. Постарайтесь найти не одно и даже не три, а, скажем, 20 качеств, являющихся общими для вас с этим человеком.

  3. Попробуйте в течение дня не менее 2-5 раз подчеркнуть значимость тех людей, с которыми вы работаете, общаетесь – корректно оценивайте существенность их вклада в общее дело. Отмечайте удачные идеи, предложения, выражайте им уважение, симпатию и т.д. Искреннее признание достоинств другого человека не только поможет снять напряжение в отношениях, но и разовьет способность к безусловному принятию других людей.

  4. Продумайте, какие комплименты (касающиеся внутренних качеств человека) Вы могли бы сделать своим сокурсникам? Постарайтесь сформулировать их согласно имеющимся правилам. Подготовьтесь сделать комплименты в группе (продумайте интонацию, жесты, мимику и т.д.).

4

Основы теории аргументации

  1. Найдите и опишите приемы аргументации, не затронутые в лекции, приведите примеры.

  2. «В споре рождается истина», «Споры погубили Рим!» – чем, на ваш взгляд, вызвано такое противоречивое отношение к спору? аргументируйте свою точку зрения.

  3. Проанализируйте отрывок из выступлений на заседаниях государственной думы П.А. Столыпина. Каким образом данный оратор аргументирует свои мысли?

Дополнительная литература (к вопросу 1)

  1. Аристотель. Риторика.

  2. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.

  3. И. Кант. Логика. Пособие к лекциям.

  4. Блез Паскаль. О геометрическом уме и об искусстве рассуждать.

  5. А. Шопенгауэр. Эристическая диалектика.

4

Барьеры в общении

  1. Эвфемизмы – мягкие эквиваленты достаточно резких слов или выражений, которые предпочтительно завуалировать, например, вместо «он умер» – «он ушел из жизни», «бедный» – «нуждающийся», «старый человек» – «человек преклонного возраста» и т.п. Придумайте не менее 10 слов, неприятных для партнера, и подберите к ним эвфемизмы.

  2. Найдите формулы просьбы и отказа, уместные в общении с коллегой, с вышестоящим лицом, с клиентом фирмы.

  3. Устраните многословие в выражениях: каждая минута времени, отступать назад, в декабре месяце, впервые познакомиться, завещать в наследство, в летний период времени, ошибочное заблуждение.

  4. Объясните значение слов: импортировать, приоритет, гармонировать, конфиденциально, пролонгация, легитимность, адекватный, консенсус, менталитет, реноме, дивиденд, плебисцит.

  5. Объясните значения слов-паронимов и придумайте обороты со словами: сравнять и сравнить; надевать и одевать; эффектный и эффективный; экономный и экономичный; невежа и невежда; ванна и ванная; одинарный и ординарный; апробировать и опробовать; представить и предоставить; акционерный и акционерский; планировка и планирование; абонент и абонемент; хозяйничать и хозяйствовать; адресат и адресант; парламентер и парламентарий.

4

Язык мимики и жестов. Организация пространственной среды

  1. Подготовьте сообщения о средствах невербальной коммуникации (регламент – 5-7 мин). Продумайте форму своего выступления (устный доклад, презентация, инсценировка и т.д.). Выступление может быть как индивидуальным, так и групповым.

Примерная тематика докладов:

  1. Голос и его характеристики и роль в процессе коммуникации.

  2. Интонация как средство невербального общения.

  3. Взгляд как средство невербальной коммуникации.

  4. Мимика говорящего и слушающего.

  5. Жесты: жесты приветствия, универсальные жесты, жесты говорящего и слушающего.

  6. Поза говорящего и слушающего.

  7. Обстановка общения.

  1. Понаблюдайте за позами и жестами людей во время занятия, совещания, на остановке, перед началом спектакля, в транспорте. Сравните свою оценку внутреннего состояния объекта наблюдения с оценкой своего товарища. Обсудите отличия.

  2. Разработайте наиболее удобный для вас и ваших партнеров интерьер для делового общения. Продумайте цветовую гамму, форму мебели, ее размещение, декоративные элементы. Рассадите своих партнеров по предназначенным им местам.

4

Дистанционное общение: этические нормы телефонного разговора, электронная переписка

  1. Договоритесь по телефону о встрече с коллегой. Разыграйте ситуации в парах.

  2. Вам необходимо напомнить о себе после продолжительного перерыва. Как вы построите беседу по телефону? Как беседа по телефону будет зависеть от типа партнера? Приведите две-три различные ситуации. Разыграйте их в парах.

  3. Вы звоните человеку, с которым вам нужно встретиться. Вам необходимо:

  1. расположить к себе клиента;

  2. убедить его ответить на все ваши вопросы.

Проработайте ситуации, когда этот человек вам знаком/ незнаком, потребности и вкусы его вам неизвестны (известны).

4. Разработайте правила электронной переписки. Особое внимание уделите языковым нормам.

4

Письменные коммуникации

  1. Составьте деловое письмо-приглашение на презентацию нового журнала для вашего коллеги.

  2. Прочитайте следующее письмо. Перепишите, исправив ошибки.

^ Уважаемый редактор!

Я писал Вам 24 июля с просьбой предоставить мне 100 экземпляров вашего журнала. Но ответа от Вас не последовало, и я начинаю довольно сильно волноваться; я надеюсь, Вы меня не подведете, так как несколько человек ждут получения этих экземпляров. Что означает, что моя репутация находится под угрозой, если я не доставлю их вовремя.

^ Если их не будет здесь в среду, я вынужден отменить заказ, это будет печально, так как я с вами уже много лет сотрудничаю.

  1. Переведите в формы делового общения переговоры между Попом и Балдой, героями одноименной сказки А.С. Пушкина. Используйте язык бизнеса: совмещение профессий, система оплаты труда, работодатель, работник, претендент на должность, договор, контракт, условия работы, компромисс, консенсус, виды и содержание деятельности и пр.

^ Эпизод первый: заключение трудового соглашения.

«Нужен мне работник:

Повар, конюх, плотник.

^ А где мне найти такого

Служителя не слишком дорогого?»

Балда говорит: «Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно,

^ В год за три щелка тебе по лбу,


Есть же мне давай вареную полбу».

Призадумался поп,

^ Стал себе почесывать лоб.

Щелк щелку ведь рознь.

Да понадеялся он на русский авось.

Поп говорит Балде: «Ладно.

^ Не будет нам обоим накладно…»


Эпизод второй: отношение работника к своим обязанностям.

– Все ли условия соглашения выполняются?

– Как выполнил Балда свои обязанности?

^ Эпизод третий: оплата труда, оговоренная соглашением.

Справедливость каких правил делового сотрудничества подтверждают заключительные слова Балды: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною».

В заключение подготовьте аналитическую информацию: какие правила составления трудового соглашения были нарушены партнерами в ситуации «Прием на работу».


4

Правила деловых бесед, переговоров, совещаний

Разбейтесь на три группы и смоделируйте ситуацию на выбор: проведение деловой беседы, совещания или переговоров. Продумайте, где, когда, с кем, как Вы проведете задуманное мероприятие. Распределите в группе роли. Что должен делать каждый из участников. Как Вы познакомите незнакомых людей, кто это будет делать. Какую тактику выберет опоздавший на совещание, переговоры и т.д. Постарайтесь учесть все возможные проблемы, которые могут возникнуть в аналогичной ситуации. Ведите диалог, используйте приемы аргументации и активного слушания. (Время работы группы 20-25 мин). После проигрывания ситуаций подготовьтесь к анализу увиденного и собственной деятельности. Воспользуйтесь предложенным ниже перечнем вопросов руководителю, чтобы сориентироваться в ситуации:

До совещания

  1. Требуется ли вообще проводить совещание?

  2. Какая есть возможность заменить совещание?

  3. Должен ли я лично принимать в нем участие?

  4. Возможно ли сведение моего участия до минимума?

  5. Что сделать, чтобы сократить число участников до минимума?

  6. Удобно ли выбрано время?

  7. Закрыто ли для посторонних помещение?

  8. Имеются ли все необходимые для проведения совещания материалы?

  9. Каковы цели отдельных пунктов повестки дня?

  10. Как лучше рассадить участников совещания и какие приемы создания творческой атмосферы использовать?

После совещания

  1. Был ли подобран правильно состав участников делового совещания?

  2. Правильно ли участники совещания расположились в пространстве относительно друг друга?

  3. Были ли заинтересованы участники в предмете обсуждения?

  4. Возникали ли по ходу совещания спонтанные, плохо управляемые стратегии решения проблем?

  5. Возникли ли у участников совещания противоречия между индивидуальными и групповыми целями?

  6. Была ли дискуссия конструктивной или она шла хаотично, беспредметно, некорректно?

  7. Возникали ли между участниками совещания противоречия, конфликты, если да, то, что послужило поводом, причиной?

  8. Время было потрачено на поиск причин и виновных или на поиск конструктивных решений?

4

Манипуляции в общении

1. Посмотрите программу, в которой содержится сомнительная информация. Постарайтесь отнестись к тому, что вы услышали серьезно. Проанализируйте услышанное. Отметьте,

1) с чем вы согласны, на каждую реплику подберите вопрос;

2) с чем не согласны, приведите от трех до пяти контраргументов и примеров;

3) какая информация вызывает у вас вопросы.

Напишите краткий отзыв по поводу услышанного, отметьте как негативные, так и позитивные стороны. Добейтесь четкости, ясности и правильности в изложении вашего отзыва.

2. Использование манипуляций в деловом общении: анализ фрагмента романа Е. Гришковца «Рубашка».

Прочтите отрывок романа. Ответьте на вопросы:

1) Какие приемы в общении с подчиненными и клиентами использует Александр?

2) Есть ли манипулятивные стратегии в его поведении? Какие? Каким образом он их использует? Насколько осознанно? Отметьте вербальные и невербальные средства общения.

3) Как реагируют на манипуляции коммуниканты? Распознают ли они их?

4) Каким образом можно было бы избежать подобного вида общения?

3. Придумайте различные ситуации манипулятивного общения, например: вам необходимо попасть на киносеанс, а вы забыли билет. Найдите подход к билетерше, если это:

а) молодая симпатичная девушка;

б) женщина средних лет, которая стремится выглядеть моложе;

в) сурового вида пожилая женщина;

г) пожилой мужчина интеллигентного вида.

4

Конструктивная критика

    1. Ответьте на вопросы:

  1. Считаете ли вы критику эффективным средством делового взаимодействия?

  2. Вспомните характеристики позитивной критики.

  3. При каких формах деловой коммуникации уместна критика?

  4. Как вести себя, если критикуют вас?

  5. Что относится к технике нейтрализации замечаний?

2. Проанализируйте ситуации, разработайте механизм критики для каждой ситуации, проведите дискуссию по обсуждению предлагаемых вариантов критики, выберите наиболее конструктивные приемы.

Ситуация 1

Подчиненный вам работник, талантливый специалист творческого типа, в возрасте, обладает статусом и личностными достижениями, пользуется большой популярностью у деловых партнеров, решает любые проблемы и великолепно взаимодействует. Вместе с тем, у вас не сложились отношения с этим работником. Он не воспринимает вас как руководителя, ведет себя достаточно самоуверенно и амбициозно. В его работе вы нашли некоторые недочеты и решили высказать ему критические замечания, однако ваш предыдущий опыт свидетельствует о его негативной реакции на критику: он становится раздражительным и настороженным. Как вести себя?

Ситуация 2

Вслед за кратким выговором вы сказали работнику несколько приятных слов. Наблюдая за партнером вы заметили, что его лицо, поначалу несколько напряженное, быстро повеселело. К тому же он начал как всегда шутить и балагурить, рассказал пару свежих анекдотов и историю, которая сегодня произошла у него в доме. В конце разговора вы поняли, что критика, с которой вы начали разговор, не только не была воспринята, но и как бы забыта. Вероятно, он услышал только приятную часть разговора. Что вы предпримете?

4

Деловой этикет

1. Что такое этикет? Насколько необходим он деловому человеку? Составьте небольшую речь, которая бы доказывала необходимость соблюдения правил делового этикета. Приведите не менее пяти аргументов, подберите не менее трех примеров. Проследите за тем, чтобы языковая сторона вашего сообщения не содержала ошибок, чтобы вашу речь легко и интересно было слушать. Подготовьтесь к выступлению на публике и ответу на вопросы слушателей.

2. Составьте текст собственной визитной карточки. Какую информацию вы поместите на нее?

3. Вы являетесь руководителем серьезной организации. Вам нужно разработать рекомендации по деловому костюму ваших подчиненных. Продумайте, что это будет за одежда, какова ее цветовая гамма, какие элементы декора и аксессуары допустимы и т.д.

4

Деловые приемы и особенности их проведения.

Этикет застолья. Национальная специфика делового общения

1. Опишите разницу между деловым и светским приемом. Аргументируйте свой ответ.

2. Представьте, что вам нужно организовать прием. Продумайте, каким он будет: где, как, с кем вы его проведете. Как оформите зал, что закажете. Какова специфика столового этикета для выбранной вами формы приема.

3. Найдите информацию о специфике межнационального общения (вербального и невербального). Выберите для сообщения одну страну и расскажите о культуре общения. Какие правила этикета необходимо знать при взаимодействии с представителями выбранной вами страны.

4

Итого




64




programma-kruzhka-po-kraevedeniyu-lyubit-i-poznavat-rodnoj-kraj.html
programma-kruzhka-po-stranovedeniyu-na-anglijskom-yazike-dlya-8-klassa-puteshestvuem-po-velikobritanii.html
programma-kruzhka-rasschitana-na-uchashihsya-8-9-klassov-obem-zanyatij-34-chasa-1-chas-v-nedelyu-himicheskij-kruzhok-eksperimentalnij-poetomu-sostav-uchashihsya-dolzhen-bit-postoyannim.html
programma-kruzhka-sostavlena-s-oporoj-na-programmu-s-n-tur-t-p-bokuchava-po-kursu-informatiki-dlya-2-4-klassov-nachalnoj-obsheobrazovatelnoj-shkoli-rasschitana-na-3-goda-obucheniya-celi-izucheniya-informatiki-v-nachalnoj-shkole.html
programma-kruzhka-umnij-myach-dvigatelnij-igrotrening-s-ispolzovaniem-bolshih-korrekcionnih-myachej-fitbolov-dlya-doshkolnikov-dlya-detej-6-7-let.html
programma-kruzhka-yunie-kraevedi-dlya-uchashihsya-5-9-klassov.html
  • student.bystrickaya.ru/2012-god-god-rossijskoj-istorii-stranica-2.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-pyatnicu-v-kurske-vklyuchat-vse-sireni-gazeta-rg-centr-rossii-internet-versiya-07122011.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-8-severnie-kurili-15-iyunya-1985-goda-istoriya-pervaya-glava-1-severnie-kurilskie-ostrova-maj-1944-goda.html
  • assessments.bystrickaya.ru/elistaorg-29042011-v-kalmikii-923-cheloveka-rasporyadilis-sredstvami-svoih-pensionnih-nakoplenij.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sovet-direktorov-ooo-ekaterinburgskij-myasokombinat-utverdil-strategiyu-razvitiya-napravleniya-proizvodstvo-myasoproduktov.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-gorodskih-kulturno-massovih-meropriyatij-provodimih-v-dni-novogodnih-i-rozhdestvenskih-prazdnikov-centrami-dopolnitelnogo-obrazovaniya-otrasli-molodezhnoj-politiki-2008-2009-g-g.html
  • school.bystrickaya.ru/analiz-osnovnih-tehniko-ekonomicheskih-pokazatelej-deyatelnosti-stroitelnoj-organizacii-chast-3.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obeshanaya-gimnastika-prigodna-dlya-suhoj-normalnoj-uvyadayushej-i-zhirnoj-poristoj-kozhi-okazivaet-osvezhayushee-ochishayushee.html
  • literatura.bystrickaya.ru/robert-monro-puteshestviya-vne-tela.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-1-osobennosti-predstavlenij-naseleniya-o-probleme-korrupcii-ot-sostavitelya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/oblis-km-b-b-atamlovti-2015-zhili-ataran-zhmistarini-eseb.html
  • occupation.bystrickaya.ru/naimenovanie-strukturnogo-podrazdeleniya-upravlenie-kulturi-molodezhi-i-sporta-administracii-mo-yakshur-bodinskij-rajon.html
  • institut.bystrickaya.ru/testi-kakie-otnosheniya-reguliruet-grazhdanskoe-zakonodatelstvo-a-isklyuchitelno-imushestvennie-otnosheniya-b-isklyuchitelno-lichnie-neimushestvennie-otnosheniya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obyazatelstva-gosudarstv-chlenov-soveta-evropi-po-otnosheniyu-k-mestnoj-demokratii-ocenka-10-letnego-monitoringa-i-interpretacii-evropejskoj-hartii-mestnogo-samoupravleniya.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kti-np-so-ran-otchetnie-materiali-za-2006-g.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-obucheniya-v-klinicheskoj-ordinature-po-specialnosti-hirurgiya-stranica-14.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-yubilejnih-meropriyatij-posvyashennih-95-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-akademika-n-m-emanuelya.html
  • control.bystrickaya.ru/bujstvo-glaz-i-polovode-chuvstv-ili-proshanie-s-geroem-pobilis-ob-velik-zaklad.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/kontekst-primeneniya-mezhdunarodnih-standartov-otchet-o-mezhdunarodnom-opite-primeneniya-msfo.html
  • shkola.bystrickaya.ru/potencialnaya-opasnost-ot-izverzhenij-avachinskogo-vulkana.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zhizn-v-interere-planeti-zemlya-kosmologiya.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vliyanie-rolevih-kompyuternih-igr-na-formirovanie-psihologicheskoj-zavisimosti-cheloveka-ot-kompyutera-chast-2.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vozmozhnost-primeneniya-norm-zhilishnogo-kodeksa-rf-k-otnosheniyam-voznikayushim-pri-zaklyuchenii-dogovora-kupli-prodazhi-zhilogo-pomesheniya.html
  • testyi.bystrickaya.ru/an-gorbachev-i-n-kuklina-boyus-chto-moe-vistuplenie-posle-yarkogo-predidushego-mozhet-vas-razocharovat-ya-ne.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/psihologiyali-terminder-sillabus-pn-psihologiya-tarihi-kurs.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-po-prakticheskoj-grammatike-anglijskogo-yazika-dlya-samostoyatelnoj-raboti-studentov-moskva-2010.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/instrukciya-uchastnikam-predmet-konkursa-nachalnaya-maksimalnaya-cena-kontrakta-stranica-34.html
  • teacher.bystrickaya.ru/esli-b-ya-bil-kosmonavtom.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/primer-15-ispolzovanie-msfo-dlya-gruppi-kompanij-opredelenie-ponyatiya-gruppi-kompanij-po-ias-27-i-28-gruppa-kompanij-ptc.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sabati-krneklg-lestrmel-tapsirmalar-formula-zhazilan-slajd-sabati-tr-aralas-saba.html
  • literatura.bystrickaya.ru/ris-strukturno-logicheskaya-model-faktornoj-sistemi-obema-proizvodstva-produkcii-rastenievodstvaris-strukturno-logicheskaya-model-faktornoj-sistemi-o.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kvalifikacionnie-ramki-evropejskogo-prostranstva-visshego-obrazovaniya-bolonskaya-rabochaya-gruppa-po-kvalifikacionnim-ramkam.html
  • essay.bystrickaya.ru/chast-skazuemogo-to-be-inf-before-starting-this-unit-let-us-revise-the-basics.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vopros-o-soblyudenii-prava-na-svobodu-rasprostraneniya-informacii-byulleten-evropejskogo-suda-po-pravam-cheloveka.html
  • klass.bystrickaya.ru/andrej-chajkin-bila-li-atlantida-i-gde-ee-iskat-stranica-66.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.